Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок 7.1 Глубинно-пространственная композиция и ее виды.



Урок 7.1 Глубинно-пространственная композиция и ее виды.

Элементы выявления пространства экстерьерного, интерьерного.

Средства выявления пространства.

 

ПЛАН

1 .Неограниченное пространство

2. Ограниченное пространство

3. Построение ограниченного пространства

4. Выявление пространственной композиции

 

 

УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

Виды композиции пространства в архитектуре. Композиции архитектурного пространства по принципу их организации можно разделить на два вида:

 

пространства, организованные вокруг одного или группы архитектурных элементов;

пространства ограниченные элементами по периметру.

 

Первый вид композиции архитектурного пространства назовем неограниченным пространством.

так как этот вид организованного пространства не имеет четких материальных границ (рис. 1), второй вид — ограниченным пространством, так как это архитектурное пространство имеет определенные, материально выраженные ограничения (рис. 2).

рис.1 рис.2

Например, объем церкви Вознесения в Коломенском организует пространство вокруг себя. Это пространство выделилось из общей среды и отличается от нее своей композиционной организованностью относительно данного архитектурного объема. Хотя здесь нет материально выраженной границы между организованным пространством и окружающей средой, зритель может реально представить сферу организованного пространства. Ощущение организованности пространства в такой композиции возрастает в направлении к архитектурному объему и уменьшается по мере удаления от него, поскольку по мере приближения к центру в этой сфере происходит активизация взаимоотношений между объемом и пространством (рис. 3). Подобным образом пространство организуется вокруг церкви Успения в Кондопоге (рис. 4), монастыря Сен Мишель , пирамид Хеопса и др. В двух последних примерах пространство организуется не одним, а несколькими архитектурными элементами, расположенными в ритмическом порядке. В Сен Мишель архитектурные элементы образуют единую объемную композицию, вокруг которой организуется пространство, а пирамиды Хеопса составляют ритмический ряд архитектурных элементов, являющихся ядром этого вида композиции пространства.

Принципиально другим видом композиционной организации является пространство площади Вогезов в Париже или вестибюль Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (рис. 5). В этом ряду архитектурное пространство имеет четкие материальные границы. Они определяются архитектурными элементами, ограничивающими пространство по периметру.

рис.3 Церковь Вознесения в Коломенском

рис.4 Церковь Успения в Кондопоге рис.5 Адмиралтейство. Санкт-Пербург. Вестибюль

Неограниченное архитектурное пространство. В организации неограниченного архитектурного пространства участвуют: основной (главный) архитектурный объем или группа объемов, вокруг которых организуется пространство и поверхность основания, на которой находится пространственная композиция.

Положение основного элемента в неограниченном пространстве определяется по отношению к осям координат, относительно которых он может занимать основную или промежуточную по значимости позицию, т.е. быть в вертикальном, горизонтальном или наклонном положении.

Для поверхности основания в неограниченном пространстве характерным является ее форма и положение в пространстве. Наиболее распространенная форма поверхности основания — условно плоская (горизонтальная) и условно выпуклая (сложная). Условно плоскую поверхность основания можно видеть в таких примерах, как композиционно организованное пространство вокруг церкви Успения в Кондопоге (см. рис. 4) или церкви Покрова на Нерли (рис. 6). Условно выпуклую поверхность — в таких примерах, как Сен Мишель и др. Поскольку характер поверхности основания иприемы ее решения в неограниченном и ограниченном пространстве аналогичны, то эти вопросы будут разбираться в соответствующих разделах изучения ограниченного пространства.

Как было отмечено, ощущение организованности неограниченного пространства увеличивается по направлению к основному архитектурному объему (объемам). Поэтом динамика, напряженность композиционной сферы зависит прежде всего от активности решения архитектурного элемента и взаимодействия его с поверхностью основания Главный композиционный элемент несет в себе одновременно функции: центра и доминанты пространственной композиции, так как является, по существу, единственной вещественной основой для этого вида организации архитектурной фор мы. Актуальность композиционного решения основного архитектурного элемента зависит от его (формы, величины, массивности, положения в пространстве, пластического выявления. Естественно, что от всех перечисленных факторов в значительной степени зависит взаимодействие основного архитектурного элемента с окружающим его пространством, выразительность всего композиционного построения. Примерами могут служить ажурная форма Эйфелевой башни в Париже или объем церкви в Кондопоге (см. рис. 4). Развитость по вертикали этих элементов создает динамику не только в них самих, но и влияет на восприятие окружающих пространств. В противоположность этим примерам объем церкви Покрова на Нерли приближается к кубической форме. В нем нет резко выраженного развития в каком-либо направлении. -Соответственно объему и характер неограниченного пространства в этом случае более спокойный, величественный. На примере Андреевской церкви в Киеве (рис. 8) видно, насколько крупная пластика объемов и сложный силуэт активизируют композиционные взаимодействия объема и пространства, придают динамику всей композиционной организации.

рис. 6 Церковь Покрова на Нерли рис. 7 Эйфелева башня. Париж рис.8 Андреевская церковь. Киев

Поверхность основания в неограниченном пространстве является важнейшим элементом этого вида композиции. В зависимости от характера поверхности и взаимодействия с основным элементом она может определять характер пространственной композиции. При плоской горизонтальной поверхности основания наиболее распространенные решения основных элементов лежат в пределах, заключенных между решением, когда элемент развит по вертикали и противопоставляется горизонтальной поверхности основания (церковь Успения в Кондопоге), и другим случаем — когда элемент приближается к разноразмерной форме (церковь Покрова на Нерли). Превалирование глубинной или фронтальной координаты в основном организующем элементе не способствует композиционному решению неограниченного пространства, так как в этом случае элемент приобретает горизонтальный характер, что делает его инертным на горизонтальной плоскости. При сложной (условно выпуклой) поверхности основания архитектурный элемент (элементы) может подхватить и продолжить общее движение, созданное природным основанием. Например, в замке Сен Мишель все элементы композиции — поверхность основания, архитектурные объемы — находятся в едином движении вверх, начало которому дает рельеф местности.

Итак, характер неограниченного архитектурного пространства зависит от особенностей основного композиционного элемента, характера поверхности основания и взаимодействия этих элементов композиции.

Приемы построения и выявления неограниченного пространства используют основные свойства объемно-пространственных форм и аналогичны приемам организации композиционных элементов в ограниченном архитектурном пространстве.

Ограниченное архитектурное пространство. В композиции ограниченного архитектурного пространства, участвуют: поверхность основания; элементы, ограничивающие пространство по периметру; поверхность перекрытия (в интерьерах).

Архитектурные пространства этого вида классифицируются между собой по признакам, которые являются наиболее существенными и общими для пространств этого вида, с другой стороны, они позволяют разделять отдельные композиционные решения на группы в зависимости от параметров этих признаков.

Такими признаками являются: величина, соотношение координат, форма плана, степень замкнутости. Соотношение пространств между собой по величине не требует специальных пояснений (большое пространство — меньшее пространство). Соотношение координат характеризует общие пропорции пространства по трем измерениям. Горизонтальное сечение (план) дает основное представление о форме пространства. Степень замкнутости характеризует связь ограниченного пространства с окружающей средой.

Эти наиболее существенные признаки, по которым можно рассматривать ограниченное пространство, в методических целях являются необходимыми и достаточными для характеристики, так как они присущи всем группам ограниченных пространств и дают полное представление об их пропорциях, форме и плотности ограничения.

Соотношение координат. Пространственная композиция в архитектуре, как правило, предполагает восприятие ее зрителем в движении. С различных точек зрения композиция пространства воспринимается по-разному. Так, с одной точки зритель может воспринимать всю глубину пространства, с другой — только плоскость элемента, ограничивающего это пространство. Чтобы классифицировать ограниченное пространство по соотношению координат, необходимо его оценивать с наиболее характерной точки восприятия, откуда зритель наиболее ясно воспринимает общий замысел построения композиции и общие пропорции пространства.

По пропорциям ограниченные пространства делятся на следующие основные группы: равноразмерные (рис. 9), глубинные (рис. 10), фронтальные (рис. 11), вертикальные (рис. 12).

Рис. 9 рис.10

Рис.11 рис.12

Форма плана. Расположение в плане элементов, ограничивающих пространство, является одним из важных факторов, характеризующих пространственную организацию. План дает главную характеристику формы пространства. Формы планов архитектурного пространства делятся на две группы: простую геометрическую и сложную геометрическую.

Группа планов сложной геометрической конфигурации разделяется на планы сложной симметрической формы и асимметричной. В других планах этой группы форму определяет асимметрия.

Степень замкнутости. По степени замкнутости ограниченные пространства делятся на экстерьер-ные и интерьерные; эти пространства различаются наличием перекрытия в интерьерах и его отсутствием в экстерьерах.

Степень замкнутости экстерьерных пространств определяется величиной, массивностью элементов, ограничивающих пространство, интервалами между ними. Чем более массивны элементы, чем плотнее друг к другу они расположены, тем более они замыкают пространство, отделяя его от соседних пространств и окружающей среды

Степень замкнутости интерьерных пространств зависит от соотношения массы элементов, его ограничивающих, и величины проемов. Выделенные свойства являются в совокупности необходимыми и достаточными характеристиками обобщенной модели пространственной композиции, так как дают представление о пропорциях, форме и плотности ограничения пространства. Изменение параметров указанных свойств приводит к переходу от одного состояния пространственной характеристики к другому.

а) Композиционные оси. В основе композиции ограниченного архитектурного пространства лежит творческий замысел архитектора, если, конечно, пространство не возникло стихийно. В композиции может быть использован принцип симметрии и асимметрии.

Основу симметричного построения ограниченного архитектурного пространства составляет ось симметрии. Она является главным направлением развития композиции, основой, организующей последовательность движения и восприятия зрителя.

В основе асимметричного построения композиции ограниченного архитектурного пространства лежит ось равновесия. В композиции этого типа она не зафиксирована жестко, так как ее положение определяется позицией наблюдателя и размещением видимых элементов и окружающего их пространства. Примером асимметричного построения композиции может быть пространство Афинского Акрополя. Здесь целостность и гармоничность достигается на основе динамического равновесия масс элементов, организующих асимметричное пространство и воспринимаемых зрителем с разных сторон. Очертание осей в пространственной композиции может быть различным (прямолинейное, криволинейное, ломанная линия).

В архитектуре довольно часто встречаются пространственные построения, имеющие несколько композиционных осей. В этом случае направление осей и значение их в композиции может быть различным. Параллельное направление осей не делает их равнозначными. Центральная ось, как правило, является главной. Композиционные оси могут пересекаться между собой.

Композиционные оси могут идти в разных направлениях, исходя из одной точки или пересекаясь с ней. Лучевое построение композиции пространства лежит в основе градостроительной системы Санкт-Петербурга, Версаля. Композиционные оси могут проходить не только в горизонтальной плоскости, но и в вертикальной.

Итак, композиционные оси, их расположение, характер очертания и т.д. составляет основу (костяк) архитектурного пространства. Место пересечения осей является важнейшим пунктом пространственной композиции, так как здесь сосредоточивается несколько направлений композиционного развития. Композиционные оси и место их пересечения во многом определяют расположение композиционного центра и доминанты.

 

б) Композиционные центры и доминанты. Единство и целостность пространственной композиции основаны на гармонии и соподчинении элементов. Композиционное построение ограниченного пространства развивается подчинением второстепенных элементов основному архитектурному объему и главному композиционному элементу Таким элементом может быть ком позиционный центр или доминанта. Между собой центр и доминанта могут быть совмещены и выражены одним элементом, выражены различными самостоятельными элементами, материально не выражены или отсутствуют вовсе. Композиционная доминанта и центр могут быть выражены различными элементами и, находясь на основной композиционной оси, могут иметь разное местоположение, нести различные композиционные функции в пространстве. В асимметричных композициях доминанта и остальные элементы, ограничивающие пространство, создают сложное динамическое равновесие относительно композиционного центра.

Расположение центров и доминанты в осевых композициях связано с главными направлениями композиционного развития — осью симметрии или узловыми точками пространственного построения: с пересечением осей, с изменением направления главного луча. В асимметричных композициях расположение этих основных композиционных элементов связано с созданием динамического равновесия в пространстве, воспринимаемого с различных точек.

 

Приемы построения композиции ограниченного архитектурного пространства основаны на использовании какого-либо свойства объемно-пространственной формы, величины, расположения в пространстве композиционных элементов

 

·

 

Приемы построения, использующие свойства формы и возможности их изменения заключаются в том, что при создании пространственной композиции изменяется форма элемента, характер стереометрического очертания его формы меняется протяженность форм по трем координатам, получая в результате объемные или линейные формы элементов.

Прием построения, использующий величину как свойство элемента и возможности ее изменения. Как уже говорилось, величина архитектурного элемента может оцениваться по абсолютному размеру, по отношению форм между собой, по отношению к человеку.

Абсолютный размер архитектурного элемента — его физическая величина, позволяющая сравнивать между собой элементы пространственных композиций.

Отношение форм между собой в одной пространственной композиции позволяет зрителю, не прибегая к сравнению абсолютных размеров, оценить величину каждой формы по отношению к другим.

Отношение величин и композиционного элемента к человеку может характеризовать и абсолютный размер элемента, так как рост человека может быть зрителем воспринят как относительный эталон измерения и масштабность архитектурного решения.

Изменение величины элементов влияет прежде всего на общие пропорции пространства. Например, при одной и той же площади основания ограниченного пространства можно получить композицию, развитую вверх или по горизонтали, и т.д. Величина элементов, ограничивающих пространство, влияет на характер композиции. Зеркальное расположение элементов одинаковой величины относительно главной композиционной оси делает архитектурное пространство симметричным. Изменение по величине элементов, ограничивающих пространство, вызывает ощущение направления движения в композиции. Таким образом, с помощью использования приема изменения величины элементов при построении композиции ограниченного пространства можно получить: различные соотношения координат пространственной композиции, симметричное, дисимметричное или асимметричное построение пространства, различный характер построения пространственной композиции — статичный или динамичный.

Приемы построения, использующие возможности различного положения композиционного элемента в пространстве, включают: расположение элементов, ограничивающих пространство по периметру, расположение поверхностей основания и перекрытия, расположение композиционных элементов, расчленяющих пространство.

Приемы расположения элементов, ограничивающих пространство по периметру, могут образовать по периметру единый фронт.

Элементы, ограничивающие пространство по периметру, могут быть сдвинуты относительно друг друга. Здесь при смещении в плане одних элементов относительно других, сохраняется взаимноперпендикулярное расположение плоскостей объемов.

Элементы, ограничивающие пространство, могут быть повернуты по отношению друг к другу.

В архитектуре встречаются примеры, где пространство ограничено элементами, имеющими наклон.

В предыдущих примерах элементы, ограничивающие пространство, примыкали друг к другу, однако они могут находиться и на расстоянии друг от друга. Объекты архитектурных сооружений (элементов), ограничивающих пространство, могут непосредственно не соприкасаться с плоскостью основания, а иметь интервалы между элементами и поверхностью основания При включении интервала между элементами композиции, создаются условия более активной связи ограниченного пространства и окружающей среды.

 

Приемы расположения поверхности основания и перекрытия. При построении композиции архитектурного пространства возможно использование приемов расположения поверхностей основания и перекрытия (в интерьерах).

Наиболее распространенными является горизонтальное положение поверхности. Горизонтальное положение поверхности основания в организованном пространстве связано прежде всего с удобствами действия и передвижения человека на ней.

В практике архитектуры можно встретить примеры, когда поверхность основания имеет наклонное положение, воронкообразную форму. Среди произведений архитектуры существуют примеры с более сложной поверхностью основания, в частности основания, расположенные в нескольких уровнях,

Поверхность перекрытия в интерьерных архитектурных пространствах может быть: горизонтальной, состоять из нескольких плоскостей, размещенных в разных уровнях.

 

Приемы членения пространства. С расположением элементов в пространстве и их формой связана его относительная целостность или расчлененность.

Архитектурное пространство может быть единым (нерасчлененным) и воспринимается зрителем целиком. Чаще всего это композиции простой геометрической формы плана и несложной формы ограничивающих объемов.

Ограниченное архитектурное пространство может быть расчлененным, если его план или разрез

имеют сложную конфигурацию, т.е. за счет положения в пространстве ограничивающих . элементов.

Расчлененность пространства может быть достигнута использованием элементов сложной конфигурации (рис. 13). При подобном построении пространство, заключенное внутри самих элементов, становится неотъемлемой частью общего организованного пространства, которое ограничивают эти элементы.

Ограниченное архитектурное пространство может быть расчленено элементами, расположенными внутри него. При введении в пространственную композицию членящих элементов возникает взаимосвязь и взаимозависимость ограниченного пространства и массы элементов, введенных в него. Примеры из практики архитектуры показывают, что соотношение массы введенных элементов и ограниченного пространства лежат в пределах, когда: пространство превалирует; над массой членящих его элементов (рис. 14).

 

рис.13 рис.14

 

Следовательно, расчлененность пространства зависит от расположения и формы элементов, ограничивающих пространство, и от наличия членящих элементов.

Используя приемы построения пространственной композиции, в которых изменения формы и величины элементов неразрывно связаны с их расположением в пространстве, можно построить пространство симметричной или асимметричной формы, с различным соотношением координат и степенью замкнутости, создать основные направления композиционного развития с помощью определенного расположения доминант, центров и других элементов, построить целостное или расчлененное пространство, получая вместе с этим определенные пластические решения.

 

Ваявление пространственной композиции.

Приемы выявления. Приемы выявления направлены на создание выразительной композиции пространства, на организацию условий более ясного и доступного восприятия зрителем. Приемы выявления можно разделить на две группы, которые при создании композиции используются на разных стадиях.

Первая группа приемов выявления органично связана с построением композиции и применяется при построении пространства, с использованием основных свойств объемно-пространственных форм.

Вторая группа приемов выявления пространственной композиции включает в себя непосредственные приемы выявления фронтальной поверхности и объемной формы и может быть использована только на завершающем этапе работы.

Первая группа приемов выявления пространственной композиции. При построении композиции ограниченного пространства применяются приемы выявления, основанные на использовании основных свойств объемно-пространственной формы: вид, величина, положение в пространстве.

При использовании элементов различной геометрической формы пространственная композиция выявляется посредством сопоставления однотипного или разнохарактерного очертания поверхности объемов: прямолинейной, криволинейной, ломаной, сложной.

Сравнение различных очертаний поверхностей, освещенности, силуэтных линий и т.п. дают возможность более ясно воспринимать пространство, ограниченное этими элементами (поскольку на рассматриваемой стадии создания композиции берутся обобщенные формы, членение поверхности в данном случае во внимание не принимается).

При использовании величины как свойства формы композиция пространства выявляется посредством сопоставления нюансных и контрастных величин элементов и за счет силуэта, создаваемого ими.

Расположение элементов при построении выявляет пространственную композицию следующим образом:

  • при расположении элементов в единый фронт пространственная композиция выявляется их гранями, которые создают отсчет в пространстве. На примере улиц и площадей различных городов глубина пространства подчеркивается и выявляется гранями объемов сооружений;
  • при сдвиге, наклоне, повороте элементов пространство выявляется не только гранями, но и плоскостями элементов. Создание композиционно - пространственных планов, сочетание освещенных и теневых плоскостей, различные направления граней и линий пересечения плоскостей способствуют более ясному восприятию пространственной композиции.
  • включение интервала между элементами, а также элементами и поверхностью основания выявляет композицию посредством чередования масс элементов и пространства;

различные положения поверхности основания и перекрытия способствуют выявлению пространственной композиции. В подобном случае наиболее ясному восприятию пространства помогают линии пересечения поверхностей, основания и перекрытия с ограничивающими элементами. Из предыдущих примеров видно, что наиболее активно пространственная композиция выявляется при наклонных положениях поверхностей основания (Испанская лестница) и перекрытия (Музей Курайоси), так как эти плоскости развернуты к зрителю и, следовательно, лучше воспринимаются;

при членении пространства выявление композиции происходит не только с помощью граней и плоскостей отдельных элементов, но и общей расчлененностью формы пространства, за счет активного сочетания массы поверхностей элементов и пространства, создания зрительных перспективных планов.

Введение членящих элементов дает зрительный отсчет в пространство. В этом случае восприятию композиции способствует метроритмическое сочетание расчлененного пространства и элементов.

 

Вторая группа приемов выявления пространственной композиции. Выявление пространственной композиции приемами второй группы возможно лишь, когда композиция построена. Выявление на этом уровне связано с разработкой (детализацией) поверхности элементов, организующих пространство: ограничивающих по периметру поверхности основания и перекрытия (в интерьерах).

Выявление поверхности элементов, организующих пространство, обостряет восприятие пространства.

Таким образом, приемы выявления фронтальной поверхности и объема можно считать приемами выявления пространства на завершающей стадии создания пространственной композиции.

Приемы выявления формы элементов следующие: членение поверхности, сопоставленные массы и пространства поверхности.

Членения могут быть различными по характеру, полные, когда они целиком членят элемент в каком-либо направлении; неполные, когда элемент членения частичек (рис. 15).

Членения элементов, ограничивающих пространство, можно разделить: по направлению: вертикальные, горизонтальные, наклонные (рис. 16);

 

 

 

Рис.15

 

Рис.16

 

 

по очертанию: прямолинейные, криволинейные, ломаные, сложные, можно видеть членения форм, различные по направлению и очертанию.

Членения, находящиеся в плоскости элемента, членения, выступающие из плоскости (рельеф);

членения заглубленные (контррельеф).

Членения могут иметь различную форму (прямолинейную, криволинейную, ломаную, сложную) — и находиться под всевозможными углами и наклонными между собой и основной поверхностью элемента.

Членения элемента путем изменения соотношения пространства (промежутков) и массы создают общую массивность поверхности элемента (рис. 17).

 

 

рис.17

 

Выявлению пространства способствует разработка (детализация) поверхности основания и перекрытия в интерьерах. Приемы их выявления те же, что и у элементов, ограничивающих пространство по периметру.

Членения могут проходить по поверхности основания пространственной композиции. Поскольку основание связано с движением человека, транспорта, то членения на нем чаще всего встречаются в виде замощения или небольшого рельефа.

Членения иногда представлены в виде газонов, клумб, разделительных полос на дорогах и площадях. Возможны рельефные решения поверхности основания. Если основание наклонно, то членениями являются ступени или системы подпорных стенок и т.д.

Таким образом, членения подчеркивают положение поверхности основания в пространстве, создавая условия для более благоприятного восприятия этой поверхности и организуемого ею пространства.

В интерьерах перекрытие пространства может иметь членения в виде несущих конструкций, осветительных фонарей, декоративных рельефов и т.д.

Таким образом, выявление поверхности основания и перекрытия дает возможность сделать более выразительными эти плоскости и их положение в пространстве. Это, в свою очередь, создает условия для более ясного восприятия не только их самих, но и пространства, в которых они находятся.

 

Методы выявления. Метод выявления пространственной композиции представляет собой наиболее общую форму использования приемов выявления пространства. Так, на основании практики архитектуры и особенностей человеческого восприятия выведены три метода выявления глубинности пространства:

  • метод сечения;
  • метод перспективного сокращения
  • метод наложения планов.

Метод сечения основан на том, что "форма, направленная большим своим измерением в глубину данного пространства, является секущей пространства и вызывает зрительное движение вдоль своего направления" (рис. 18). Глубина пространства может быть выявлена сечением, проходящим в любом направлении и дающим определенный отсчет в пространстве.

 

рис.18

 

Метод перспективного сокращения основан на психофизиологической способности человека видеть истинные размеры и форму объекта в изменяющихся условиях (рис. 19). Например, перспективное сокращение одинаковых элементов, расположенных в метроритмическом порядке, в частности колонн, ограничивающих улицы г. Пальмиры (рис. 20), дают зрителю отсчет пространства, делают его более ясным для восприятия. Применение метода перспективного сокращения позволяет получить в архитектурном произведении желаемые эффекты, такие, как иллюзорное сжатие или удлинение пространства, увеличение массивности или легкости элементов и т.д. Так, использование перспективного сокращения можно увидеть в порталах готических соборов, где искусственно создается увеличение пространства входа. В римском Капитолии Микеланджело, расположив дворец Консерваторий и Каитолийский музей вдоль расходящихся сторон трапециевидной площади, снял перспективное сужение пространства, достигнув зрительного увеличения его размера и неповторимого ощущения квадратности площади.

 

рис.19 рис.20

 

Метод наложения планов сводится к тому, что "формы передних планов, расположенных ближе к зрителю, частично заслоняют собой формы, расположенные на последующих планах, возникает так называемое наложение (формы на форму), способствующее выявлению ясности взаимного расположения форм по глубинной координате. Этот метод основан на способности человека соотнести аналогичные - свойства форм, удаленных от него на разные расстояния. Происходит сопоставление величины, геометрической формы, массы, цвета, фактуры, освещенности элементов переднего и последующих планов.

Суммируя приемы выявления композиции пространства, следует сказать, что большей выразительности можно достичь с помощью: сопоставления однотипных разнохарактерных форм поверхностей; создания силуэта композиции и перспективных планов; расположения элементов, ограничивающих пространство по периметру, поверхности основания и перекрытия, таким образом, чтобы наиболее благоприятно воспринимались линии пересечения, грани и различные повороты поверхностей элементов; расчленения пространства и введения членящих элементов, что позволяет получить зрительный отсчет в пространстве; членения элементов и их пластического решения; использования различных методов выявления пространства.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.