|
|||
Фольклор в музыке русских композиторов.Фольклор в музыке русских композиторов. Фольклор – народная мудрость. Очень долгое время песни и сказания, поговорки и потешки передавались только устно. Внимание к такого рода творчеству народа начало проявляться поздно. Ис чезло почти всё, что было в дохристианской Руси. Самыми древними жанрами считают обрядовые, хороводные. Затем Былины, игровые и детский фольклор. В знаменитом сборнике кузнеца Кирши Данилова, который начал собирать песни и старины по указу Петра I, было около 20 песен, а во втором издании – около 60. Сборник пользовался огромной популярностью. Затем к собиранию песен подключились профессиональные композиторы и литераторы. Песни «в народе» записывали М. Глинка, М. Балакирев, Н. Римский - Корсаков, А. Афанасьев, В. Даль. Сказительница И.А Федосова, со слов которой записано много былин, знала нараспев около 30 тысяч строк. Таких уникальных людей к началу 20 века почти не оставалось. Русские народные песни мелодически богаты, содержательны, повествуют о праздниках, обычаях и повседневной жизни народа. В них находят отклик разные душевные переживания, поэтому не редки разные мелодии на один текст и наоборот. Чтобы передать картину народного праздника композиторы берут народные мелодии. Существуют несколько видов обработки такого материала: Цитата - использование без изменений; Обработка – переложение для другого состава, например для хора или оркестра. Аранжировка - изменение характера, темпа – лёгкая обработка. Вариации на тему - тема многократно изменяется, чтобы показать возможности инструмента. Сочинение в народном духе - берёт присущие народной песне лиризм, распевность. Или свойственную многим русским танцам удаль, веселье и состязательность. Пример цитаты в произведении: Н.А Римский – Корсаков опера «Снегурочка» - имеет 3 цитаты: РНП – «А мы просо сеяли», «Купался бобёр», «Прощай, Масленица». Композитор помимо прекрасных мелодий, характеризующих персонажей, пишет «Земляничку - ягодку» в народном духе, её поёт Лель. Все песни Леля, сотканы из народных напевов. Именно эти песни и пастушьи наигрыши согрели холодное сердце Снегурочки, наполнили его любовью.
У М. Глинки глубокий сплав двух мелодий в симфонической фантазии «Камаринская». Это и вариации на тему и обработка песни для инструментального состава.
У А. Лядова есть миниатюра «Кикимора» заключающую в себе мотивы народных колыбельных и широту и распевность народной песни. Кроме того сам сюжет – это народное сказание о вредоносной сказочной жительнице лесов и болот, которая иногда пробирается к людям .
|
|||
|