Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Подзаконные нормативно-правовые акты



Подзаконные нормативно-правовые акты

Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Признаки

Признаками подзаконных нормативных актов, которые отличают их от законов, является то, что они:

1)издаются в соответствии с законом;

2)регулируют отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

Виды

Подзаконные акты в Российской Федерации подразделяются:

1)на указы и распоряжения Президента РФ;

2)акты Правительства РФ;

3)акты федеральных министерств и ведомств;

4)акты исполнительной власти субъектов РФ;

5)акты органов местного самоуправления;

6)локальные акты.

Указы и распоряжения Президента России

В российской истории указ как правовой акт оказывал влияние на развитие правовой системы в течение многих сотен лет. Так, в дореволюционной России в форме указов утверждались Высочайшие повеления монарха, которые фактически имели силу закона. Поэтому не случайно толковый словарь В.И. Даля толкует слово «указ» как «письменное приказание, повеление государя».

 

 ССВ советское время указы издавали Президиумы Верховных СоветовСР и союзных республик. Часть этих указов (по вопросам законодательного характера) передавалась на утверждение очередной сессии законодательных органов.

 

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 90) Президент РФ имеет право издавать указы и распоряжения. Между ними существует различие. Считается, что указ — акт более широкого, значимого действия, а распоряжение — документ более частного, конкретного назначения. В целом распоряжения Президента, как правило, не являются нормативными правовыми актами (т.е. не содержат норм права). Обычно они принимаются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т. д.).

 

Указы Президента также не все являются нормативными правовыми актами. Зачастую они принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания и т. д.). В этом случае они являются правоприменительными актами. Их отличие от распоряжений Президента несколько условно и может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю.

Нормативные указы Президента имеют отличительные признаки:

1)не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам;

2)содержат нормы права;

4)регулируют разнообразные сферы общественной жизни;

5)имеют общеобязательный характер.

Таким образом, указ президента нормативного характера — это подзаконный акт, содержащий нормы права, регулирующий разнообразные сферы общественной жизни и имеющий приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.

В зависимости от характера полномочии Президента все его указы можно классифицировать:

 

1.указы в границах собственных полномочий;

2.указы на основе полномочий, делегированных парламентом;

3.указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении военного положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.