|
|||
Упражнение «Змейка». Упражнение «Змейка». ВТОРОЙ КОМПЛЕКС
Упражнение «Блинчики» Цель упражнения. Способствовать расслаблению мышц языка. Выполнение упражнения. Чтобы язык был широким и спокойным, надо немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти. Методические указания.1. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.2. Язык должен быть широким, края его должны касаться уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. При этом следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. Это можно легко проконтролировать: надо поднести ватку ко рту, и она при правильном выполнении упражнения будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке целенаправленной воздушной струи.
Упражнение «Сделать язык широким» Цель упражнения. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Выполнение упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти. Методические указания. 1.Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напря-жения.2.Следить,чтобы не подворачивалась нижняя губа.3.Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.4.Боковые края языка должны касаться углов рта.5.Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Упражнение «Змейка»
Цель упражнения. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Выполнение упражнения. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, положить узкую полоску бумаги посередине языка, дуть на язычок с полоской так, чтобы бумага затрепетала от выдуваемого воздуха. Методические указания. 1.Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.2.Нельзя надувать щёки. 3.Следить, чтобы струя была узкая, а не рассеянная, язык не втягивался в ротовую полость. При правильном выполнении упражнения полоска активно трепещет. ПЕРВЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ С З Ц
Упражнение «Загнать мяч в ворота» Цель упражнения. Вырабатывать длительную, целенаправленную воздушную струю. Выполнение упражнения. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на лежащий перед ребёнком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Методические указания. 1. Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. 2. Загонять шарик на одном выдохе, не допускать прерывистую струю. Упражнение «Блинчики» Цель упражнения. Способствовать расслаблению мышц языка. Выполнение упражнения. Чтобы язык был широким и спокойным, надо немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти. Методические указания.1. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.2. Язык должен быть широким, края его должны касаться уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. При этом следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. Это можно легко проконтролировать: надо поднести ватку ко рту, и она при правильном выполнении упражнения будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке целенаправленной воздушной струи.
Упражнение «Сделать язык широким» Цель упражнения. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Выполнение упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти. Методические указания. 1.Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напря-жения.2.Следить,чтобы не подворачивалась нижняя губа.3.Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.4.Боковые края языка должны касаться углов рта.5.Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
Упражнение «Кто дальше загонит мяч», Цель упражнения. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Выполнение упражнения. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Методические указания.1.Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.2.Нельзя надувать щёки.3.Следить, чтобы произносился звук Ф, а не звук Х, т.е. чтобы струя была узкая, а не рассеянная.
Упражнение «Змейка»
Цель упражнения. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Выполнение упражнения. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, положить узкую полоску бумаги посередине языка, дуть на язычок с полоской так, чтобы бумага затрепетала от выдуваемого воздуха. Методические указания. 1.Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.2.Нельзя надувать щёки. 3.Следить, чтобы струя была узкая, а не рассеянная, язык не втягивался в ротовую полость. При правильном выполнении упражнения полоска активно трепещет.
ВТОРОЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш Ж Ч Щ Упражнение «Наказать непослушный язык» Цель упражнения. Способствовать расслаблению мышц языка. Выполнение упражнения. Чтобы язык был широким и спокойным, надо немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти. Методические указания.1. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.2. Язык должен быть широким, края его должны касаться уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. При этом следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. Это можно легко проконтролировать: надо поднести ватку ко рту, и она при правильном выполнении упражнения будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке целенаправленной воздушной струи. Упражнение «Сделать язык широким» Цель упражнения. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Выполнение упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти. Методические указания. 1.Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напря-жения.2.Следить,чтобы не подворачивалась нижняя губа.3.Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.4.Боковые края языка должны касаться углов рта.5.Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Упражнение «Кто дальше загонит мяч», Цель упражнения. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Выполнение упражнения. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Методические указания.1.Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.2.Нельзя надувать щёки.3.Следить, чтобы произносился звук Ф, а не звук Х, т.е. чтобы струя была узкая, а не рассеянная. Упражнение «Вкусное варенье» Цель упражнения. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и поло- жение языка, близкое к форме «чашечки», которое принимает язык при произнесении звука Ш. Выполнение упражнения. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Методические указания. 1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх, она должна быть неподвижной. 2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык будет распластанным, так ручкой чайной ложки поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
Упражнение «Фокус» Цель упражнения. Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ков- шика и направлять воздушную струю посередине языка. Выполнение упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Методические указания. 1.Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2.Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе. Если это не получается, можно слегка их придержать. 3.Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Упражнение «Присоси конфетку» Цель упражнения. Укрепить мышцы языка и отработать подъём языка вверх. Выполнение упражнения. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски и попросить ребёнка приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами. Методические указания.1.Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.2.Рот открывать на 1,5 – 2 см, не больше. 3.Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец сбоку между коренными зубами. 4.Выполнять упражнение надо медленно, и только постепенно можно убыстрять темп. Упражнение «Грибок» Цель упражнения. Укреплять мышцы языка ,растягивать подъязычную связку (уздечку). Выполнение упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения рот надо стараться открывать всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении. Методические указания.1.Когда открывается рот, следить, чтобы губы были неподвижны. 2.Открывать и закрывать рот, удерживая язык в верхнем положении под счёт от 3 до 10.
ТРЕТИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ЗВУКА Л Упражнение «Наказать непослушный язык» Цель упражнения. Способствовать расслаблению мышц языка. Выполнение упражнения. Чтобы язык был широким и спокойным, надо немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти. Методические указания.1. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.2. Язык должен быть широким, края его должны касаться уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. При этом следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. Это можно легко проконтролировать: надо поднести ватку ко рту, и она при правильном выполнении упражнения будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке целенаправленной воздушной струи. Упражнение «Сделать язык широким» Цель упражнения. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Выполнение упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти. Методические указания. 1.Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напря-жения.2.Следить,чтобы не подворачивалась нижняя губа.3.Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.4.Боковые края языка должны касаться углов рта.5.Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Упражнение «Вкусное варенье» Цель упражнения. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме «чашечки», которое принимает язык при произнесении звука Ш. Выполнение упражнения. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Методические указания. 1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх, она должна быть неподвижной. 2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык будет распластанным, так ручкой чайной ложки поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
Упражнение «Пароход гудит» Цель упражнения. Вырабатывать подъём спинки языка вверх. Выполнение упражнения. Приоткрыть рот и длительно произносить звук Ы (как гудит пароход). Методические указания. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу. Упражнение «Индюк» Цель. Вырабатывать подъём языка вверх и подвижность его передней части. Выполнение. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движение широким передним краем языка по верхней губе вперёд-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки «бл-бл» (как индюк болбочет Методические указания.
|
|||
|