|
|||
Тест «Насколько вы уверены в себе?»
В жизни нам приходится общаться с большим количеством разных людей. С одними мы чувствуем себя спокойно и уверенно, а с другими – краснеем, стесняемся, у нас потеют ладони, сердце выскакивает из груди, мы говорим тихо и как-то сумбурно, не можем сказать всего того, что хотели бы. А иногда мы вообще стараемся избегать общения с кем-то, так как не хотим чувствовать себя не ловко. Можно ли научиться чувствовать себя увереннее? Можно ли научиться вести себя увереннее? Можно ли совладать со своим волнением? Конечно можно. Но для этого нужно поработать над собой. Нужна тренировка. Я предлагаю вам довольно весёлую и лёгкую программу тренировки уверенного поведения. Вы можете проводить её дома перед зеркалом, когда никто вас не видит. Но лучше, если кто-то из близких или друзей-подруг будет наблюдать за вами, и, возможно, вы за ним. Как говорится, со стороны виднее. Виднее ваши успехи или, наоборот, недостаток отработки навыков. Если вы готовы начать путь в уверенную жизнь, приступим.
1. Для начала нам надо разобраться, как ведёт себя уверенный человек, по каким признакам мы определяем, уверен человек в себе или робок, напуган или, наоборот, агрессивен. И так, уверенный человек всегда: 1.Смотрит другим в глаза, даже когда предъявляет человеку претензии и отводит глаза в сторону, когда выслушивают возражения. 2.Не подходит слишком близко к партнёру, не напирает на него, но и не прячется в стороне, не отгораживается от него стулом, партой, сумочкой или чем-то другим. 3. Жестикулирует в меру и, как говорится, в тему высказывания. 4. Говорит достаточно громко, чтобы быть услышанным. Интонация ровная, речь связная, чёткая, логически согласованная. 5. Умеет выслушать партнёра до конца, не перебивая. 6. Чувствует себя спокойно, уверенно, не волнуется, не робеет, не агрессивен. 7. Открыто говорит о своих правах, желаниях, намерениях, действиях, но не капризничает, не стонет и не ноет. 8. Выражает свои требования от первого лица: «я…», «мне…», «меня…» и т.д. 9. Говорит кратко и чётко, не разглагольствует, но и не тараторит. 10. Умеет аргументировать своё мнение, требование, желание, действие однозначно и без витиеватости.
2. Если вы себе сказали: «Я хочу научиться вести и чувствовать себя уверенно», то за время занятий по моей программе вы должны отработать навыки: - держать себя уверенно в процессе общения – поза, осанка, жесты, мимика, походка; - распознавать свое эмоциональное состояние и справлять с волнением до и во время процесса общения; - четко, точно и уверенно выражать свои мысли, уверенно высказывать их; - справлять с трудностями, вызванными реакцией вашего собеседника. При этом вы должны дать себе слово, что вы осознанно приняли решение, что вы будете выполнять все упражнения столько раз, сколько надо. Ведь уверенный в себе человек всегда отвечает за свои поступки и решения. Уверенный человек все начинания доводит до конца. И так, если вы готовы взять на себя ответственность за свою уверенность, но перейдём к следующему этапу. Без него нам никак не начать работать над собой.
3. Это упражнение называется «Функциональный анализ». Перед вами стоит задача воспроизвести ситуацию, например, выступления перед родителями на собрании или какую-то другую ситуацию, в которой вы чувствуете себя робко. Конечно, было бы хорошо, если кто-нибудь со стороны посмотрел на вас и оценил по предложенному выше перечню признаков уверенного поведения, какие именно проявления неуверенности выдают ваше состояние. Будет совсем здорово, если вы пройдёте тест, предложенный в конце программы, который называется «Насколько Вы уверены в себе?». Вы можете сами подсчитать результаты.
4. Следующим нашим этапом будет длительная, но очень увлекательная психогимнастика. Она нужна нам для того, чтобы отработать внешние признаки уверенного поведения. 1) Упражнения на изображение разных эмоциональных состояний: радость, гнев, страх, нежность, удовольствие, изумление, интерес, отчаяние. Сначала у нас с вами идёт отработка позы и выражения лица, соответствующего каждой из эмоций. Вы как бы вылепливаете «скульптуру». Далее надо задержать дыхание и постараться запомнить ощущения напряжения мышц лица и тела. Затем надо выдохнуть и расслабить все мышцы и постараться почувствовать облегчение и расслабленность. Каждая «скульптура» вылепливается по 2-3 раза чередуя контрастные эмоции. Когда мы изваяли много контрастных «статуй», можно двигаться дальше. 2) После отработки этих навыков статичную фигуру надо «оживить» жестами и движениями. Все движения нам надо доводить до максимума и стараться запомнить их и возникающие в процессе выполнения упражнения ощущения. 3) Следующее упражнение связано с отработкой походки. Отрабатываются по очереди походки уверенного, неуверенного в себе человека и агрессивного человека. Перед тем как оттачивать уверенную походку, попробуйте понаблюдать на улице за прохожими. Какая походка свидетельствует об уверенности и какая о другом состоянии? Чем они отличаются? Походка уверенного человека выглядит примерно так: - прямая спина, - плечи расправленные, - голова поднята, глаза смотрят вперёд, - шаг спокойный и чёткий, никаких размашистых шагов или, тем более, семенящей, подпрыгивающей перебежки, - отмашка рук в меру, уверенный человек не прячет руки в карманы, если, конечно, он не забыл дома перчатки, а руки мёрзнут, и никаких размахиваний невротика, - ну а для красоты женской походки важно ещё кое-какие хитрости учесть: ставьте ногу не с пятки, а с носка, ногу вперёд ведите бедром, старайтесь ставить ступни примерно на одну линию вдоль пути вашего движения. Так что шагаем, шагаем, шагаем… и ловим восхищённые взгляды прохожих! 4) Далее наше внимание займёт отработка уверенной и неуверенной улыбки. Надо перед зеркалом постараться изобразить улыбку добрую, насмешливую, заговорщицкую, циничную, радостную, открытую, «сквозь зубы», вежливую, холодную, надменную. Улыбка так много может сказать за нас. Да и вообще улыбаться полезно для души и тела. Это, кстати, хорошая профилактика против морщин. Ну уж а то, что улыбка продлевает жизнь, и напоминать излишне. 5) Вот теперь, когда мы все наши части тела по отдельности научили быть уверенными надо их все соединить и потренировать в комплексе: осанка, поза, мимика, жесты, движения, походка, улыбка. И не забудьте сопроводить упражнение соответствующими эмоциями. 6) Следующее наше упражнение будет связано с разыгрыванием «этюдов» уверенного и неуверенного поведения. Нам же не просто ходить надо научиться, а вести себя уверенно в кругу людей. Поэтому давайте разыгрывать этюды. Я вам предлагаю ряд сюжетов, но будет здорово, если вы придумаете свои. И уж совсем отлично будет, если вы вспомните ситуации из прошлого, в которых вы чувствовали себя дискомфортно, и проиграете их уже как обновлённый человек, человек, который сейчас уверен в себе. Сюжеты для этюдов: а) Вы входите в класс и видите, что за партой сидит совершенно незнакомый Вам человек, занятый каким-то своим делом. Сначала Вы входите в класс так, чтобы он Вас не заметил. Потом Вы входите в класс и интересуетесь у него в спокойном тоне, кто он такой и с какой целью пришел к Вам. Затем Вы входите в класс, и требуете у него объяснить, кто он такой и с какой целью он пришел. б) Вы приходите к директору школы в час, назначенный для встречи, но обнаруживаете, что он занят, а у Вас совершенно нет времени ждать, когда он освободится. Сначала Вы заглядываете в кабинет директора и робко напоминаете ему о назначенной встрече. Потом Вы входите в кабинет директора и напоминаете ему спокойным тоном о назначенной аудиенции и объясняете, что не можете долго ждать, пока он освободится. Затем Вы врываетесь в кабинет директора и начинаете требовать, чтобы он Вас немедленно принял. 7) Перейдём к следующему этапу психогимнастики. Я предлагаю вам упражнение на отработку уверенного, неуверенного и агрессивного взгляда. Прямой, открытый, доброжелательный или спокойный взгляд, направляемый на собеседника и отводимый время от времени в сторону, свидетельствует об искренности, уверенности, внимании к нему. Напряженный, настойчивый, пристальный взгляд, «сверкание глазами» — все это признаки агрессивного поведения. Взгляд, направленный в сторону от собеседника, мимолетные короткие встречи глазами, оставляющие ощущение неудобства, говорят о неуверенности или о чувстве вины. Тренируйте взгляд, свойственный уверенному, неуверенному и агрессивному поведению. 5. Отработка уверенной речи. Мы договорились с самого начала, что будем работать упорно, до тех пор, пока не закончим всю программу. Мы прошли самый длинный этап. Теперь осталось не так уж и много. Но это тоже весьма важно. Ведь если мы будем держать себя уверенно, а говорить как-то невнятно, будем что-то бурчать себе под нос, то весь наш образ рассыплется. Для этого мы выполним всего одно упражнение. Упражнение на отработку навыков отражать эмоциональные состояния исключительно голосом. Сначала представьте, что вы разговаривает с родителем учащегося по телефону и вам надо сообщить ему информацию. При этом вы сначала можете выражать своё эмоциональное состояние с помощью средств паралингвистики (темп речи, громкость голоса, интонация, паузы и т.д.), мимики и пантомимики (то есть жестов, движений телом, позой). Потом нам надо повторить этот же текст, но используя только паралингвистические средства общения. Давайте отработаем эти навыки на текстах, содержащих различные сообщения, например, приглашение на родительское собрание, сообщение родителю о том, что его ребенок прогуливает уроки, не выполняет домашние задания, нарушает дисциплину в школе, обидел одноклассника, его самого обидели одноклассники и т.д. Главная задача - передать свое эмоциональное состояние максимально выразительно, запомнить его и потом расслабиться. Потом снова повторить упражнение. Основная задача упражнения – отработка навыков уверенного выражения своего эмоционального состояния голосом. Если вам сложно будет представить ситуации общения по телефону, то может помочь чтение вслух с разной интонацией, темпом, тоном, громкостью по 10-15 мин. ежедневно текстов, стараясь отражать исключительно голосом разные эмоциональные состояния. Но потом всё же нужен экспромт.
6. Отработка навыков уверенного выступления на основе содержания сообщения. Ведь уверенный человек не только как-то по-особенному держит себя и говорит. Он не просто говорит, а выстраивает свой текст, свои высказывания по содержанию. На этом этапе нам нужно выполнить несколько упражнений. И так. 1) Первое упражнение состоит в том, что вы садитесь лицом к своему партнёру по тренировке или перед зеркалом и, глядя ему/себе в глаза, произносите три фразы, которые будут начинаться со слов «Я должен…». Потом произнесите эти фразы, заменив «Я должен…» на «Я хочу…». Далее еще три предложения «Я не могу…», заменяющиеся на три «Я не хочу…», три предложения «Я боюсь, что…» заменяются «Я хотел бы…». Все остальное остается без изменения. Важно, чтобы вы начиная с сегодняшнего дня стали избегать употребления в речи слов: невозможно; не могу; пытаться; ограничения; если только; да, но; трудно; обязан; должен; сомнения — любых слов, которые относят вас или других к той или иной категории; любых «слов-ярлыков», которые являются оценкой самого себя или другого человека; любых слов, которые судят или осуждают вас самого или кого-нибудь другого. Каждый раз, когда вы употребляете одно из этих слов, вы должны представить себе его написанным на доске и... стереть его с доски. 3) Упражнение на отработку навыков отвечать другому человеку в разных ситуациях, различить уверенный, неуверенный и просто грубый, агрессивный ответ. Вам предлагается ситуация, в каждой из которых вы будете давать уверенный, неуверенный и агрессивный ответ. Например: «Представьте, что один из родителей «забыл» сдать деньги на обеды ребенка. Агрессивное поведение может выражаться следующими высказываниями: «Черт возьми! Я знала, что Вам нельзя доверять, когда Вы обещали, что сдадите деньги. Я хочу получить эти деньги!» Неуверенность в поведении может выражаться высказыванием типа: «Я знаю, что надоедаю Вам, но, раз Вы думаете, не сможете ли Вы отдать мне деньги в ближайшее время?» Уверенный ответ может быть таким: «Я считала, что мы договорились, когда Вы обещали мне сдать деньги сегодня. Буду признательна, если Вы принесете деньги самое позднее в пятницу». Вам необходимо разыграть эту ситуацию как сценку в спектакле. Придумайте ещё какие-нибудь сценки подобного рода и разыграйте их. 4) Следующее наше упражнение направлено на отработку навыков умения говорить о своих переживаниях и потребностях. Разыграйте 10-15 ситуаций, связанных с разными чувствами. Главное здесь понять свое чувство, назвать его «по имени» и выразить спокойными словами: «Мне больно, когда ты так говоришь...», «Я чувствую себя униженной...» и т. п., которые характеризуют уверенного в себе человека. Отрабатываются «Я-высказывания»: «Я чувствую боль» вместо «Ты оскорбляешь меня» и т.п. Теперь в течение ближайших пяти дней, испытывая какую-нибудь эмоцию, чувства, особенно сильные и неприятные, надо дать себе отчет, какое именно чувство вы испытываете и словами выразить свои эмоции, рассказывать о них самому себе. 5) Если вам трудно справиться со своими эмоциями, то надо научиться откладывать свою реакцию, оттягивать ее во времени. И через какое-то время, когда вы осознаете её и поймете, как о ней лучше сказать, скажете человеку, обидевшему вас, об этом. Паузы могут быть заполнены: каким-нибудь движением, незаметным для окружающих, например, вы может легонько прикусить кончик языка, ущипнуть себя или сосчитать до 10. 6) Теперь давайте выполним упражнение на отработку навыков подготовки к выступлению. Предлагаю подготовиться к выступлению, например, перед родителями. Вы должны продумать, что, как, в какой последовательности вы будет сообщать. Затем вам нужно составить план своего выступления. Далее сначала мысленно, опираясь на составленный план, проговорите текст сообщения. Потом проговорите его еще раз, но только вслух, при этом надо принять соответствующую уверенному поведению позу, выбрать тон, темп, интонацию, жесты и т.д. Подготовьте 5-10 сообщений для родителей разных учащихся, составьте их план, отрепетируйте мысленно, а потом вслух эти сообщения. Затем при встрече с каждым из родителей сообщите заранее подготовленную информацию. 7. И, наконец, последний этап. Это описание образа своего эмоционального состояния в будущем. 1) Упражнение на создание образа своего эмоционального состояния в будущем. Представьте свое будущее выступление, например, на родительском собрании и опишите, какие эмоции вы будете испытывать при его проведении, как вы будете вести себя при этом, т.е. нарисуйте свой портрет. Нарисуйте свой портрет в двух вариантах: желательный и нежелательный. 2) Упражнение на «переживание» своего страха. Если страх общения всё же остался, предлагаю представить себя в ситуации выступления перед родителями на собрании и попытаться «прожить» свой страх в воображении, затем представить себе последствия, если всё-таки случится то, чего вы опасаетесь, дайте им оценку и тоже «переживите». Главное здесь понять, чего именно вы боитесь, почему вы не смогли изменить свое поведение.
Этот тест можно использовать как до, так и после тренига для определения уровня уверенности школьников. Тест «Насколько вы уверены в себе?» Выберите один из предложенных ответов. 1. Вы узнали, что ваш приятель говорил о вас плохо. Как вы поступите: а) поищете удобного случая выяснить отношения; б) перестанете с ним общаться и будете избегать встреч. 2.Когда вы входите в автобус или трамвай, вас грубо толкают. Вы: а) громко протестуете; б) молча пытаетесь пробраться вперед; е) ждете, пока все войдут, и тогда, если получается, заходите сами. 3.Собеседник отстаивает противоположную вашей точку зрения. Вы: д) отстаиваете свои убеждения, стараясь убедить его и других. 4.Вы опоздали на вечер, беседу, собрание. Все места уже заняты, за исключением одного в первом ряду. Вы: б) стоите у двери и ругаете себя за опоздание; д) без колебаний направляетесь в первый ряд; е) долго оглядываетесь вокруг в поисках другого места, а потом все-таки садитесь в первый ряд. 5.Согласны ли вы с тем, что окружающие часто используют вас в своих интересах: д) нет; е) да 6.Трудно ли вам вступать в разговор с незнакомыми людьми: е) да. 7.Вы купили бракованную вещь. Легко ли вам возвратить покупку: б) нет; в) да. 8.Можно ли сказать, что другие люди увереннее в себе, чем вы: е) да. 9.От вас требуют услуги, которая может принести вам неприятности. Легко ли вам отказаться от ее исполнения: б) нет; в) да. 10.У вас есть возможность поговорить с известным человеком. Вы: д) используете эту возможность; е) не используете. 11.Вам надо позвонить по телефону в какое-нибудь учреждение. Вы: б) под любым предлогом избегаете этого; в) звоните без колебаний; е) звоните после долгих, мучительных колебаний. 12.Вам поставили незаслуженно низкую оценку. Вы: г) спорите с преподавателем по поводу этой оценки. 13.Вы не понимаете объяснений. Вы: б) не будете задавать вопросов, потому что боитесь показаться глупым; в) спокойно зададите вопрос сразу после объяснений; г) зададите вопрос после занятий, когда вы останетесь с преподавателем наедине 14.Люди, сидящие возле вас в кинотеатре, во время сеанса громко разговаривают. Вы: б) долго терпите, а затем срываетесь на крик; в) вежливо просите их перестать разговаривать; 15. Кто-то лезет впереди вас без очереди. Вы: 6) глотаете про себя обиду; д) даете ему отпор. 16.Легко ли вам вступить в разговор с человеком противоположного пола, который для вас очень привлекателен, очень нравится вам: б) очень трудно; не знаю, что сказать; в) легко; г) начинаю с большим трудом, но потом разговариваюсь» и не испытываю серьезных затруднений. 17.Умеете ли вы торговаться: а) да; б) нет. 18.Волнуетесь ли вы, когда выступаете с докладом: д) нет. 19.Вас хвалят за хорошую работу. Вы: д) благодарите за похвалу; е) ужасно смущаетесь и еле слышно бормочете благодарность. 20.При хорошем знании предмета предпочтете ли вы сдавать письменный или устный экзамен: а) устный; б) письменный; в) мне все равно, это не повлияет на мой ответ. Обработкарезультатов Ответ «а» — 3 балла, «б» — 0 баллов, «в» — 5 баллов, «г» — 2 балла, «д» — 4 балла, «е» — 1 балл. Определите общую сумму. Оценка: менее 12 баллов — сильная неуверенность в себе, 12—32 балла — низкая уверенность в себе, 33—60 баллов — средний уровень уверенности в себе, 61—72 балла — высокая уверенность в себе, более 72 баллов — очень высокий уровень уверенности в себе.
|
|||
|