|
|||
Григорианский хорал - колыбель европейской музыки
Григорианский хорал - колыбель европейской музыки Григорианский хорал (лат. cantus gregorianus) на протяжении веков, с VII по XIII, был единственным каноническим пением на литургии в Римско-Католической Церкви. Его отличает строгая, почти суровая красота и мистическая отрешенность. Без преувеличения можно сказать, что Григорианский хорал - это символ Средневековья. Духовенство неоднократно пыталось систематизировать литургическое (церковное) пение, но только на рубеже VI и VII веков Папа Григорий I Великий изучил огромное количество текстов и напевов, отобрал и признал богодухновенными 200 песнопений, исполнение которых строго распределил по датам в круге церковного года и собрал воедино в канонический свод - антифонарий. Аскетичная красота песнопений в полной мере отражала эстетику романского стиля, господствовавшего в европейском искусстве Раннего Средневековья. Маттиас Стом,17в. Григорий Великий, х.м., 90х115, Базельский художественный музей, Швейцария. В христианской иконографике Григория Великого принято изображать с голубем в правом верхнем углу. Фото с сайта http://eguarwr.ru Спустя 300 лет после кончины Григория Великого литургические песнопения антифонария были утвержденны в качестве официального музыкального сопровождения католической службы и получили название Григорианского хорала. Особенности. Григорианский хорал исполнялся: · исключительно мужским хором. · Это было одноголосное пение, · без музыкального сопровождения · Язык - латынь. · Мелодика песнопений, сдержанная и строгая, полностью подчинена богословскому тексту (Монодия (греч.μονῳδία - одиночное пение) - пение хора в унисон - символизировала единение человека с Богом, а простая и сдержанная мелодия помогала прихожанам отрешиться от земных проблем, сосредоточиться и вознести свои молитвы к Небу). В современном мире не иссякает интерес к возвышенным мистическим мелодиям Григорианского хорала. Саундтреки с мотивами Григорианского хорала к триллеру "Имя розы" Жан-Жака Анно, к трилогии "Властелин колец" Питера Джексона и к "Звездным войнам" Джорджа Лукаса помогают зрителям погрузиться в волнующую и мистическую атмосферу фильмов. Предлагаю вашему вниманию два песнопения из Григорианского хорала и пример из фильма «Властелин колец». В самых ранних рукописях содержатся только тексты хорала, мелодии заучивались монахами наизусть, в IX веке появились невмы (греч. πνεῦμα - дух, дыхание) - значки поверх текста, подсказывающие хору, когда можно брать дыхание и напоминающие направление мелодии вверх или вниз.
Раннее нотное письмо. Фото с сайта https://www.mirtvoi.com На протяжении последующих трех веков нотная запись совершенствовалась. В XI веке монах-бенедиктинец Гвидо Аретинский посадил ноты на две черты, обозначив ими высоты основных звуков, нижней красной - Фа малой октавы, верхней желтой - Допервой октавы. Окончательно нотная система оформилась к XII веку - значки разместились на 4 линейках, а помимо высоты звука появилось еще обозначение ритма и длительности. Она получила название квадратно-линейная нотацияи стала предшественницей современных нот. Поздняя квадратно-линейная нотация. Фото с сайта https://davidmaslanka.com Невзирая на жесткие рамки консервативной католической церкви в IX веке на основе Григорианского хорала появились первые двухголосные (лат. diaphonia) песнопения - органумы, которые дали начало бурному развитию культовой полифонии. СXIII века во многих храмах в сопровождении органа зазвучали многоголосные, мелодически богатые мессы, а Григорианское пение постепенно стало терять свое главенствующее положение в литургике. Сегодня Григорианский хорал в своем каноническом виде сохранился только в монастырях со строгим монашеским уставом, но его значение для современной Римско-католической церкви по-прежнему велико. Хорал все также записывается на 4 строках, а не на привычном пятилинейном нотном стане. Латынь и сейчас официальный язык богослужения. Сложно переоценить вклад Григорианского пения в развитие европейской культуры. Оно оказало безусловное влияние на классическую музыку позднего Средневековья, Ренессанса и барокко, когда популярные распевы стали исполняться за стенами церквей и монастырей. В музыке многих европейских и русских композиторов-классиков, Баха, Моцарта, Верди, Листа, Рахманинова и др., можно услышать вариации известных григорианских хоралов, таких как"Dies Irae", "Ave Maria", "Stabat Mater", "Те Deum laudamus". Григорианский хорал, одновременно простой и торжественный - колыбель западно-европейской музыки, ее исток, остается востребованным и в суетном ХХI веке.
|
|||
|