Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рекомендации. Общественной палаты Российской Федерации по итогам круглого стола на тему: «Что может сделать гражданское общество для сдерживания «второй волны» пандемии COVID-19?»



Рекомендации

Общественной палаты Российской Федерации по итогам круглого стола на тему: «Что может сделать гражданское общество для сдерживания «второй волны» пандемии COVID-19?»

г. Москва                                                                15 октября 2020 года

 

 

Общественной палатой Российской Федерации (далее – Общественная палата) по инициативе Комиссии Общественной палаты по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО совместно с Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (далее – Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ) в формате видеоконференции проведен круглый стол на тему «Что может сделать гражданское общество для сдерживания второй волны пандемии COVID-19?» (далее – круглый стол, мероприятие).

В мероприятии приняли участие члены Общественной палаты, общественных палат субъектов Российской Федерации, Минтруда России, Минздрава России, Роспотребнадзора, Правительства Москвы, Общероссийского общественного движения «Народный фронт«За Россию» (далее – ОНФ), Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (далее – НИУ ВШЭ), некоммерческой (корпоративной) организации Ассоциации волонтерских центров (далее – АВЦ), некоммерческих организаций (далее также – НКО, организация), в том числе благотворительных и волонтерских организаций, научного сообщества, и общественные эксперты.

Целью проведения круглого стола явилось обсуждение вопросов о предпринимаемых гражданским обществом мерах для сдерживания «второй волны» пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 и оказания помощи нуждающимся в ней гражданам (далее – COVID-19, пандемия), в том числе возобновление:

– деятельности НКО и волонтеров в условиях ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки, вызванной «второй волной» пандемии COVID-19;

– ожидаемой помощи органам государственной власти, системе медицинских и социальных организаций со стороны НКО и волонтеров для сдерживания «второй волны» пандемии COVID-19.

Участники общественных слушаний отметили важную роль НКО и волонтеров в преодолении последствий «первой волны» пандемии COVID-19 в марте – июне 2020 года и их эффективное взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления в вопросах оказания помощи социально уязвимым категориям граждан.

Так, согласно информации, представленной на круглом столе заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации О.О. Салагаем, помощь волонтеров, в том числе «волонтеров-медиков» в медицинских организациях, а также психологов, получили более 4 миллионов человек.

Участники мероприятия отметили, что в настоящее время в условиях ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки особую важность и актуальность приобретает вопрос о возобновлении структурами гражданского общества, в том числе НКО, волонтерскими объединениями и гражданами-волонтерами во взаимодействии с государственными органами и организациями деятельности, предусматривающей оказание помощи нуждающимся гражданам.

Согласно результатам опросов, приведенных на мероприятии представителем Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, практически каждый третий взрослый россиянин (30 процентов) полагает, что благотворительные фонды и другие общественные организации должны помогать людям, оказавшимся на самоизоляции. Вместе с тем в реальности эту помощь получают 14 процентов опрошенных.

Представителями Минздрава России и Минтруда России, принявшими участие в мероприятии, обозначены наиболее значимые и востребованные направления работы НКО и волонтеров в период «второй волны» пандемии:

– социальное содействие лицам, находящимся на самоизоляции, карантине (доставка продуктов, лекарств);

– волонтерская помощь в медицинских организациях;

– психологическая помощь и поддержка граждан в критическом положении.

Участники мероприятия подчеркнули, что в условиях пандемии особо необходима поддержка и социальная помощь маломобильным, одиноким, пожилым гражданам, гражданам с инвалидностью, нуждающимся в постороннем уходе и находящимся на самоизоляции в связи с заболеванием COVID-19 или вследствие карантина в связи с нахождением в контакте с лицами, инфицированными COVID-19.

Участники мероприятия отметили, что на федеральном уровне для оказания помощи населению в условиях распространения COVID-19 ОНФ, Всероссийское общественное движение «Волонтеры-медики» и АВЦ при поддержке Общественной палаты запущен проект «Акция взаимопомощи «#МыВместе». Акция взаимопомощи «#МыВместе» возобновлена с 29 сентября 2020 года, действует в большинстве регионов России, направлена на оказание поддержки пожилым, маломобильным гражданам, медицинским и социальным работникам во время пандемии. В рамках проекта запущена работа сайта в сети «Интернет» «#МыВместе», на котором функционирует сервис по формированию запросов на помощь, открыта горячая линия, организована работа волонтерских штабов, запущена работа портала «Добро.ру», на котором собрано 1286 проектов волонтеров по оказанию адресной точечной помощи, работают онлайн-курсы для волонтеров, созданы волонтерские клубы в 60 субъектах Российской Федерации. В проект включены 9 тыс. бизнес-партнеров, а также СМИ, в регионах создаются «клубы МыВместе», сформированы и пополняются запасы средств индивидуальной защиты для волонтеров, налаживается информационная поддержка.

Участники круглого стола отметили, что основным преимуществом общественных объединений и некоммерческих организаций перед государственными организациями в условиях пандемии являются их высокая гибкость и способность оперативно переориентировать свою деятельность для оказания наиболее востребованных услуг «здесь и сейчас» с акцентом на оказание помощи наиболее уязвимым группам граждан. Имея устойчивые каналы связи с различными общественными субъектами в своем регионе, они объединяют «низовые» инициативы волонтеров и координируют их деятельность по оказанию социальной помощи гражданам. Российские НКО вносят свой вклад в борьбу с пандемией по следующим основным направлениям:

– помощь отдельным категориям нуждающихся, в первую очередь, обеспечение уязвимых категорий населения продуктами питания, товарами первой необходимости и средствами индивидуальной защиты;

– деятельность в сфере социального обслуживания отдельным категориям граждан, которым рекомендовано не покидать место проживания (пребывания);

– поддержка медицинских организаций и медицинских работников;

– психологическая помощь;

– юридическая помощь;

– информационная поддержка;

– инфраструктурная поддержка со стороны крупных НКО.

Участники мероприятия подчеркнули, что одной из наиболее уязвимых групп во время пандемии являются лица, проживающие в организациях стационарного социального обслуживания (дома престарелых, психоневрологические интернаты, иные социальные учреждения), лица с ограниченными возможностями здоровья, неспособные обеспечивать самостоятельный уход за собой. Остро нуждаются в поддержке лица без определенного места жительства – одна из самых уязвимых категорий населения на фоне пандемии. Вместе с тем порядки оказания данным категориям граждан медицинской и социальной помощи и поддержки (в том числе волонтерской), а также механизмы взаимодействия государственных организаций и негосударственных некоммерческих организаций, общественных объединений и волонтеров нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

Вместе с тем, как отметили участники круглого стола, самому некоммерческому сектору и волонтерскому движению также необходимо обеспечить развитие внутри сектора. Так, согласно результатам опроса, проведенного и представленного на мероприятии Центром исследований гражданского обществ и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, проведенное исследование указывает на определенную слабость НКО, существующие барьеры, препятствующие проявлению их потенциала. Участники общественных слушаний отметили, что для усиления роли НКО и других институтов гражданского общества в противодействии распространению пандемии COVID-19 самому сектору при содействии органов государственной власти следует:

1) в части социального обслуживания граждан:

– повышать доступность информации о возможностях получать поддержку и помощь в зависимости от жизненной ситуации, перечнях услуг и их исполнителях (как в рамках проекта «#МыВместе», так и со стороны отдельных НКО);

– создать систему выявления неблагополучия одиноких, пожилых, маломобильных граждан, в том числе изменить заявительный характер помощи на активно-поисковый;

– организовывать бесконтактную доставку продуктов питания, лекарственных препаратов и медикаментов отдельным категориям граждан, которым рекомендовано не покидать место проживания (пребывания), малоподвижным гражданам, имеющим особенности здоровья или хронические заболевания;

– предоставлять психологическую помощь и поддержку нуждающимся в этом лицам, пострадавшим от новой коронавирусной инфекции, находящимся в критической ситуации;

– предоставлять новые востребованные услуги (например, выгул собак);

– создавать сообщества взаимопомощи («островки добра и позитива», «дворовые храмы»);

2) в части поддержки волонтерства:

– разработать систему мер, обеспечивающих безопасность волонтеров и их благополучателей (установить границы ответственности);

– способствовать созданию правовых, организационных, кадровых, социальных условий для доступа волонтеров в социальные и медицинские организации;

– проводить подготовку и повышение квалификации волонтеров и специалистов, работающих с отдельными категориями граждан, которым рекомендовано не покидать место проживания (пребывания);

– создавать волонтерские агрегаторы, аккумулирующие запросы от населения и предложения от волонтеров;

– наладить онлайн-технологии отбора волонтеров, их обучение и инструктаж;

– организовать помощь в просвещении, популяризации и пропаганде модели ответственного поведения (например, у метро волонтеры призывают прививаться от гриппа);

– способствовать популяризации профилактических противоковидных мер;

– содействовать повышению уровня доверия волонтерам со стороны благополучателей;

3) в части помощи детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа:

– организовать онлайн-знакомства замещающих (приемных) семей с детьми, оставшимися без попечения родителей;

– организовать на регулярной основе онлайн-встречи со значимым взрослым (наставниками, менторами) для детей, находящимся в стационарных организациях;

4) в части помощи медицинским организациям и организациям социального обслуживания:

– предоставлять средства индивидуальной защиты;

– организовывать доставку дополнительного питания врачам и медицинскому персоналу;

– организовывать помощь сотрудникам государственных организаций в приобретении новых цифровых навыков;

– предоставлять помощь в оснащении компьютерной техникой и обеспечении доступа к сети «Интернет» организаций социального обслуживания и социальной защиты, особенно в отдаленных регионах и маленьких населенных пунктах;

– проводить мониторинг положения врачей и медицинского персонала, участвующих в оказании медицинской помощи лицам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (обеспеченность средствами индивидуальной защиты, стимулирующими выплатами);

– содействовать повышению квалификации сотрудников организаций социальной сферы в вопросах профилактики новой коронавирусной инфекции;

– оказывать психологическую помощь персоналу организаций социальной защиты и медицинских организаций;

5) в части помощи региональным (местным) и небольшим социально ориентированным НКО:

– помогать и содействовать в переводе услуг в онлайн-формат;

– оказывать поддержку в предоставлении технического обеспечения при переводе услуг в онлайн-формат;

– организовать помощь в приобретении новых цифровых навыков сотрудниками (образовательные курсы);

– оказывать информационную поддержку.

При этом участники круглого стола отметили необходимость продления специальных выплат, федеральных доплат к заработной плате за особые условия труда медицинским, социальным и иным работникам в период «второй волны» пандемии.

Учитывая высокую социальную значимость вопросов, явившихся предметом обсуждения круглого стола, на основании вышеизложенного Общественная палата Российской Федерации рекомендует:

Правительству Российской Федерации, Минтруду России, Минздраву России, Минэкономразвития России, Роспотребнадзору, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) совместно с Общественной палатой Российской Федерации, проектом «Акция взаимопомощи «Мы вместе»рассмотреть возможность создания алгоритма обеспечения межведомственного и межсекторного взаимодействия между федеральными и региональными органами исполнительной власти в сферах социальной защиты и охраны здоровья граждан, территориальными органами Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации, проекта «Акция взаимопомощи «Мы вместе», некоммерческими организациями и общественными объединениями, оказывающими волонтерскую помощь, гражданами-волонтерами, направленного на оказание социальной помощи гражданам по бытовым вопросам, вопросам обеспечения лекарственными средствами и продуктами питания в случае форс-мажорных обстоятельств.

 

Правительству Российской Федерации, Минтруду России, Минэкономразвития России, Минфину России:

Рассмотреть возможность:

1. Продления до 31 декабря 2020 года специальных выплат, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2020 года № 797 «Об утверждении Правил осуществления специальных выплат гражданам, принявшим на сопровождаемое или временное проживание (под временную опеку) инвалидов, престарелых граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»:

а) работникам государственных и негосударственных организаций, принявшим на сопровождаемое проживание инвалидов и престарелых граждан из стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания (далее – организация социального обслуживания), взявшим на временное проживание (в том числе под временную опеку) инвалидов, престарелых граждан, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из организаций социального обслуживания, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

б) сотрудникам НКО, волонтерам и другим гражданам Российской Федерации, которые взяли на временное проживание (в том числе под временную опеку) инвалидов, престарелых граждан, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из организаций социального обслуживания, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Продолжения безвозмездного обеспечения волонтеров и социально ориентированных НКО средствами индивидуальной защиты в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2020 года
№ 815 «Об утверждении Правил финансового обеспечения мероприятий по закупке, хранению и доставке средств индивидуальной защиты, медицинских изделий и средств дезинфекции с их последующей передачей на безвозмездной основе конечным получателям» и соответствующего бюджетного обеспечения указанных мероприятий.

3. Введения специальных выплат социальным работникам, оказывающим социальные услуги на дому нуждающимся лицам, инфицированным COVID-19, и обеспечения их необходимыми средствами индивидуальной защиты.

 

Правительству России, Минтруду России рассмотреть возможность внесения изменений в постановление Правительства РФ от 24 ноября 2014 года № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг» в части дополнения примерного перечня социальных услуг перечнем необходимых социальных услуг на дому нуждающимся лицам, инфицированным COVID-19.

Правительству России, Минздраву России, Минфину России рассмотреть возможность продолжения осуществления ранее установленных федеральных доплат к заработной плате за особые условия труда медицинским, социальным и иным работникам в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 415 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией», от 12 апреля 2020 года № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией».

 

Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации,Министерству здравоохранения Российской Федерациирассмотреть возможность координации деятельности по социальному содействию лицам (граждане, имеющие хронические заболевания, а также в возрасте старше 65 лет), которым рекомендовано  не покидать место проживания (пребывания), волонтерской помощи медицинским организациям, психологической помощи и поддержке граждан в критическом положении.

 

Роспотребнадзору, Минздраву России, Минтруду России, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации)

Рассмотреть возможность:

1. Размещения на официальных сайтах в сети «Интернет», а также разработки и распространения среди населения информационно-справочных материалов, содержащих информацию о работе и контактных данных государственных социальных организаций, негосударственных организаций, в том числе некоммерческих, оказывающих социальные услуги, волонтерскую помощь уязвимым категориям граждан, горячих линиях волонтёрской и социальной помощи.

2. Разработки рекомендаций для некоммерческих, в том числе волонтерских, организаций и общественных объединений, граждан-волонтеров и социальных работников о мерах санитарно-эпидемиологической безопасности при оказании помощи гражданам с инвалидностью, пожилым гражданам, иным категориям граждан из группы «риска», нуждающимся в постороннем уходе и находящимся в изоляции (на карантине) в связи с заболеванием COVID-19, или вследствие нахождения в контакте с лицами, инфицированными COVID-19.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.