Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Музыкальный синтаксис



Музыкальный синтаксис

 Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы будем вести разговор о том, что такое предложение в музыке, а также поговорим о цезуре, мотиве и других важных вещах.

 

Музыкальный синтаксис – описание музыкальных структур и закономерностей их соединения.

  Когда мы сталкиваемся с новым произведением в виде нот, то очень важно понять (именно понять, а не просто разделить) из каких элементов музыка состоит.

Точки, где разделяются синтаксические структуры, называют «цезурами». Ощущение цезуры возникает там, где музыка «остановилась», то есть сильнее всего на:

§ паузах, когда звучание реально прерывается;

§ в несколько меньшей степени, на больших длительностях, когда возникает психологическое ощущение, что самый важный звук уже прозвучал.

 

Несколько менее очевидны, но все еще дающие информацию для ощущения местонахождения цезуры:

§ точный повтор какого-либо элемента;

§ видоизмененный повтор

§

Достаточно сложно воспринимается цезура между:

§ контрастными элементами  

 

Синтаксис в музыке изучает такие элементы как:

 

 

Давайте посмотрим на примере Сарабанды Гедике (её можно найти в учебнике по Фортепиано Николаева):

Мы отметили на рисунке 1 две цезуры. Они разделяют разные по размеру части композиции. Первая разделяет две фразы (синего цвета). Вторая два предложения (красного цвета).

Кстати, сыграв хотя бы начало композиции мы можем убедиться на практике, что можно "разбить" эту музыку на составные части.

Получается в одном предложении у нас 4-ре такта, в одной фразе два. Значит предложение состоит из фраз (в нашем случае двух).

А что образуют два предложения? Тоже нечто законченное. Это "нечто" называют период или часть.

Ну и один такт у нас будет составлять мотив.

Получается в нашей Сарабанде у нас три законченные части (если сыграть то можно убедиться, что это так). Значит три периода, вместе же они образуют форму.

А зачем нам это всё знать?

Например, мы при разучивании произведения можем играть его по частям. Хорошо суметь сыграть отдельно каждую часть (период или предложение).

Также при исполнении хорошо подчеркивать, что одна часть закончилась и начинается другая. То есть делать паузу (ту самую цезуру) между двумя фразами или предложениями и внутренне осознавать при игре какая часть композиции сейчас идет.

Самую стандартную схему построения произведений (две фразы образуют предложение, два предложения период, несколько периодов целостную композицию) можно использовать и при сочинении своей музыки.

Ну и послушаем как звучит примерно Сарабанда.

https://www.youtube.com/watch?v=hjuAAqHDy1c&feature=emb_logo

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.