|
||||||||||||||||||||||
Тема 2: Распространение света в однородной среде (1 ч)
Свет. Источники света (1 ч) Учебник: п. 63, 64 «Физика. 8 класс». Пёрышкин А. В. Результат • Умею различать естественные и искусственные источники света. • Смогу приводить примеры источников света. • Понимаю смысл физической модели «точечный источник света». Обрати внимание Благодаря свету и органам зрения мы видим объекты и явления окружающего мира. Свет — это электромагнитное излучение. Та его часть, которая воспринимается органами зрения, называется видимым излучением. Роль света в жизни человека не сводится только к получению зрительной информации. Без энергии солнечного света не мог бы происходить фотосинтез в растениях, в результате которого образуется кислород. Без света было бы невозможным существование жизни на Земле! Запомни. Важно Раздел физики, в котором изучаются процессы распространения света и явления, наблюдаемые при взаимодействии света с веществом, называется оптикой. В геометрической оптике изучаются законы распространения света без выяснения причин световых явлений и природы света. Тела, от которых исходит свет, называют источниками света. Обрати внимание Источники, излучающие свет природного происхождения, называют естественными. К ним относятся Солнце, другие звёзды, атмосферные разряды, светящиеся объекты растительного и животного мира (например, светляки, гнилушки, медузы). Источники света, созданные человеком, называют искусственными. Их принято разделять на тепловые и нетепловые (люминесцирующие). Тепловые источники света — это лампы накаливания, пламя газовой горелки, свечи и др. Примерами нетепловых источников света являются люминесцентные лампы, светодиоды, лазеры. Запомни. Важно Источник света, размеры которого много меньше расстояний до освещаемых тел, называют точечным. Точечный источник света — это физическая модель, которую вы будете использовать при дальнейшем изучении геометрической оптики. (Подробно: Пёрышкин А. В. Физика. 8 класс. С. 188) Разбираем вместе Заполните таблицу, указав, какие источники света являются естественными, а какие — искусственными: Солнце, свеча, монитор компьютера, звёзды, гнилушки, лампы дневного света, молния, газовая горелка, полярное сияние.
Решение
Сделай сам 1.Приведите примеры химического и теплового действий света. 2.Какие из указанных источников света можно считать точечными: а) настольная лампа, освещающая книгу; б) лампа, горящая на крыше дома; в) бортовые огни самолёта, летящего на большой высоте; г) лампа дневного света? Ответ обоснуйте. 3. Пёрышкин А. В. Физика. 8 класс. С. 191, упражнение 44, задача 1) Тема 2: Распространение света в однородной среде (1 ч)
· Знаю, что такое световой луч, однородная среда, закон прямолинейного распространения света. · Понимаю, как образуется тень и полутень. · Умею объяснять возникновение солнечных и лунных затмений. В геометрической оптике при изучении распространения света используются такие важные понятия, как однородная среда и световой луч.
Запомни. Важно Однородная среда — это среда, свойства которой одинаковы во всех её точках. Световой луч — это линия, вдоль которой в однородной среде распространяется энергия от источника света. Луч — это геометрическое понятие, он не материален. В действительности существуют световые пучки. Закон прямолинейного распространения света: в прозрачных однородных средах свет распространяется прямолинейно.
Прямолинейным распространением света объясняются явления образования тени и полутени от предметов. Тень — это область пространства, в которую не попадает свет от источника. Чёткая тень от освещаемого непрозрачного предмета получается только от точечного источника света. Полутень — это область пространства, в которую попадает свет от части источника света. С помощью закона прямолинейного распространения света можно объяснить и такие природные явления как солнечные и лунные затмения. Во время лунного затмения Луна попадает в тень, отбрасываемую Землёй. Во время солнечного затмения тень от Луны падает на Землю. (Подробно: Пёрышкин А. В. Физика. 8 класс. С. 194.)
Длина тени от Останкинской телевизионной башни, освещённой солнцем, в некоторый момент времени оказалась равной 600 м. Длина тени от человека высотой 1,75 м в тот же момент времени была равна 2 м. Определите по этим данным высоту башни. Дано: Решение: l = 600 м h = 1,75 м l1 = 2 м H — ? Из рисунка видно, что прямоугольные треугольники CBA и DFE имеют равные углы ~ CAB = ~ DEF = ~~. Следовательно, данные треугольники подобны. С учётом этого
Подставляя числовые данные, найдём: = 525(м). Ответ: H = 525 м.
2. В солнечный день длина тени на земле от ёлки высотой 1,5 м равна 0,75 м, а от берёзы — 4 м. Определите по этим данным высоту берёзы. Сделайте необходимый чертёж. 3. Пёрышкин А. В. Физика. 8 класс. С. 192, упражнение 44, задача 2, задания экспериментального характера 1)
|
||||||||||||||||||||||
|