Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ



   

КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ

 

 

На протяжении всей жизни каждый человек испытывает несколько возрастных кризисов. Они связаны с изменениями личности в период психического и физического развития, взросления. Все знают про подростковый кризис и кризис среднего возраста. А когда человек впервые сталкивается с возрастными проблемами - знают далеко не все!

Первый серьезный кризис – кризис трех лет! Как его распознать? Как благополучно его преодолеть? Что для этого необходимо знать молодым мамам и папам?

 Для тех, кто хочет получить ответы на вопросы наша статья!

 

Кризис трех лет у всех проходит по-разному.

У кого-то более импульсивно, а    кто-то практически не замечает изменений в поведении ребенка. "Малыш психологически отделяется от мамы, стремится к самостоятельности. Он хочет быть «как большой», но пока не может многого в связи с возрастом.  В результате этого диссонанса у ребенка возникают истерики, обиды «портится» поведение". Ребенок хочет выразить словами свое отношение к происходящему, но не знает, как правильно это сделать. Вы говорите: "Иди мой руки" - истерика, потому что ребенок не хочет мыть руки или не понимает зачем нужно вообще идти мыть руки. Но выразить словами не может, происходит внутренний всплеск эмоций и как результат истерика. Когда вас игнорируют - та же история. Ребенок хочет на данный момент быть взрослым и сам принимать решения, что делать и как поступать. Таким образом, он/а выражает протест.

 

 

7 ОСНОВНЫХ СИМПТОМОВ КРИЗИСА 3 ЛЕТ У РЕБЕНКА. У КАЖДОГО МАЛЫША ОНИ МОГУТ ПРОЯВЛЯТЬСЯ В РАЗНОЙ СТЕПЕНИ И В РАЗНЫХ СИТУАЦИЯХ.

 

НЕГАТИВИЗМ
  Так называется симптом, который заключается в отказе ребенка делать так, как сказал взрослый. При этом отказ выполнить просьбу часто даже не соответствует собственным желаниям ребенка. Например, вы предлагаете погулять, а он/а отказывается лишь потому, что это – ваша инициатива. Но если вы решите сказать «ну, ладно, тогда сегодня гулять не пойдем», то ребенок, скорее всего, быстро передумает и решит, что он все же хочет идти на улицу. То есть, снова сделает не так, как сказал взрослый.


СТРОПТИВОСТЬ
  Ребенок отказывается продолжать подчиняться привычному режиму дня. Например, если всегда он после пробуждения шел чистить зубы и умываться, а потом завтракать, то в этот период он может начать отвоевывать свое право сначала позавтракать, а потом отправиться умываться.


УПРЯМСТВО
Принимает свои решения и не собирается их отменять. Например, если он/а сказала, что не будет прибирать игрушки, то не будет этого делать. Даже если при этом мама, рассердившись, складывает их в мусорное ведро. Ребенок будет плакать, но решения своего не изменит: прибирать не станет.


СВОЕВОЛИЕ
  Ребенок пытается делать все самостоятельно, но при этом не слушает взрослых, которые пытаются ему помочь. Например, ребенок одевает колготки, но вы видите, что одевает он/а их неправильно и хотите помочь. Но он/а отталкивает ваши руки, не дает вам ничего сказать и показать, плачет и кричит «я сам/а», но делает все неправильно, это – своеволие.


ПРОТЕСТ
Чаще всего возникает на фоне частых указов родителей на то, что должен делать ребенок. Ребенок протестует против того, чтобы за него решали взрослые. Например, ребенок отказывается от сказки на ночь совсем, если вы выбрали сказку сами, а не предоставили выбор ему.


ОБЕСЦЕНИВАНИЕ
Малыш перестает ценить то, что раньше считал важным и дорогим. Например, ломает любимые игрушки, рвет книги. Возможно обесценивание значимых взрослых, и тогда ребенок может обзывать маму и папу, драться со старшими братьями и сестрами, с которыми ранее был в замечательных отношениях.


ДЕСПОТИЗМ
  Ребенок пытается начать командовать в семье, хочет, чтобы его слушались и подчинялись ему. Например, может приказать родителям включить мультики прямо сейчас, несмотря на то, что они заняты другими делами. Если его не слушаются, то он кричит и плачет, топает ножками и продолжает требовать.


КАК ПЕРЕЖИТЬ КРИЗИС 3 ЛЕТ У РЕБЕНКА


1. ТЕРПЕНИЕ.

Во время истерики не нужно кричать и угрожать наказанием. Эти действия могут дать обратный эффект: истерика может стать сильнее. Если вы видите, что ребенок просто капризничает и пытается добиться своего (например, купи мне это или я хочу конфету - дай мне). В этой ситуации лучше не поддаваться на провокации. Если сказали «нет», значит «нет»! Ни в коем случае не идите на уступки. Уступите один раз, и так будет постоянно.


2. ДОГОВАРИВАТЬСЯ.

Например, зная, что ребенок может закатить истерику в магазине, договориться заранее (например: купим тебе только 1 конфету или сегодня идем только за продуктами, а сладости и игрушки покупать не будем) при этом сказать, что если он начинает капризничать, то из магазина придется выйти. И обязательно выполнять эти условия. Если все прошло удачно, то нужно похвалить ребенка за хорошее поведение. Иногда лучше просто исключить на время совместные походы в магазин.


3. УСТАНАВЛИВАЙТЕ ГРАНИЦЫ ДОЗВОЛЕННОГО.

Малыш должен четко знать, что ему можно, а что – нельзя. При этом нельзя отменять запрет из-за того, что ребенок заплакал. Лучше после того, как он успокоится, поговорить с ним о том, что произошло. Это о том, что, если «нет», значит «нет», всегда и у всех членов семьи.

 

4. ОГРАНИЧИТЬ УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВА «НЕЛЬЗЯ».

Чем больше ребенку запрещается, тем больше ему хочется попробовать и проверить. В результате малыш будет протестовать и отстаивать свои права.

В период кризиса трех лет разумно запрещать делать только то, что:
· вредит здоровью самого ребенка;
· угрожает другим людям или животным;
· приводит к порче действительно ценного имущества.


5. ДАВАТЬ РЕБЕНКУ БОЛЬШЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.

Нужно одеть куртку на улице холодно (не хочу, не буду одевать), 2 варианта решения: хорошо иди в кофте, но ты замерзнешь (обычно сразу ребенок принимает решение одеть куртку); разрешить идти в кофте, но взять куртку (когда вы выйдете ребенок поймет, что действительно холодно и захочет одеть куртку).


6. БЫТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМИ.

Обязательно выполнять свои обещания – как позитивные, так и негативные. Ребенок должен знать: если мама сказала, что после садика предстоит прогулка во дворе, то она должна состояться; а если сообщила, что сладкое будет после супа, то сладкое он действительно не получит до времени десерта.


7. НАЗЫВАТЬ ЧУВСТВА РЕБЕНКА.

Это приводит к осознанию им своего состояния. Сообщать ему «ты сейчас злишься, потому что…», «ты обиделся, потому что…». К концу кризиса ребенок вместо истерики сам научится говорить «я расстроился, потому что у меня не получилось то то, то то».


8. СНИМАТЬ ПСИХИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ.

 Для этого отлично подходит рисование, игры с песком, лепка из пластилина и теста, игры с водой.


9. ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ

После ссоры с ребенком, когда он уже успокоился, обязательно нужно восстановить с ним связь. Обнять, сказать, какой он хороший и любимый, погладить и приласкать. Это важно для поддержания вашего эмоционального контакта с ребенком в будущем.

 

 

@Материал подготовлен специалистами Консультативно-методического центра «ИНДИВО» структурного подразделения МАДОУ детский сад «Росток», в рамках реализации федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»

 

 

Текст: Олеся Ганиева



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.