|
|||
Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с: ил. 12 страницаСЧАСТЛИВОЕ ЖИВОТНОЕ • Всегда обеспечено едой – высокая значимость материальных ценностей ; ощущение бытового неблагополучия ; представление о ненадежности своего материального положения . • Защищено от любых врагов или не имеет врагов – боязнь агрессии ; иногда настороженное отношение к окружающим . • Способно жить всюду ( на земле , в воде , в воздухе ) – высокая ценность свободы ; стремление к независимости , самостоятельности . • Живет вечно или очень долго – ипохондрические тенденции ; иногда страх болезни , смерти . • Имеет много друзей – высокая ценность общения ; неудовлетворенная потребность в общении . • Его все любят – высокая ценность эмоциональных связей . • Доставляет радость другим – высокая ценность общения ; иногда гиперсоциальность ; стремление произвести хорошее впечатление на проверяющего . • Красивое , умное – высокая ценность соответствующих качеств ; сомнение в наличии этих качеств у себя . • Счастливо без определенного повода – низкий уровень понимания себя , трудности в осознании своих эмоциональных состояний ; иногда склонность к снижению настроения . НЕСЧАСТНОЕ ЖИВОТНОЕ в сравнениии с обычным • Размер сильно уменьшен (107, 125, 129) – скрытые депрессивные тенденции ; склонность к депрессивной реакции на неблагоприятную ситуацию . • Признаки тревоги : штриховка , множественные линии , распад целостной формы , появление линий , не относящихся к основному изображению (107) – низкая устойчивость к стрессу ; склонность к сильному повышению уровня тревоги в неблагоприятных ситуациях . • Штриховка с сильным нажимом , зачер - нение частей рисунка (107) – низкая устойчивость к стрессу ; склонность к появлению высокой эмоциональной напряженности в неблагоприятных ситуациях . • Подчеркнутый контур (104) – тенденция к контролю за своими эмоциональными состояниями . • Живет один , не имеет друзей – чувство одиночества , неудовлетворенная потребность в общении . • Его никто не любит – неудовлетворенная потребность в эмоциональном контакте . • Болеет , умирает – ипохондрические тенденции ; депрессивные тенденции ; иногда страх смерти . • Плохо приспособлено к жизни : с трудом передвигается , тратит очень много времени на добывание еды – ощущение трудности жизни ; низкий уровень социальной адаптации . • Несчастно без определенного повода – склонность к снижению настроения ; иногда периодические депрессивные ( субдепрессивные ) состояния ; низкий уровень понимания себя , трудности в осознании своих эмоциональных состояний . РИСУНОК СЕМЬИ • Отсутствие • себя (150, 156, 160) – чувство своей отверженности в семье ; • другого члена семьи (148) – его малая значимость для ребенка ; конфликт ; негативное ( амбивалентное ) отношение . • Наличие членов семьи , отсутствующих в реальности (148, 156), – восприятие своей семьи как недостаточной , ущербной . • Включение домашних животных – недостаток общения , потребность в эмоциональном тепле . • Отношения «выше – ниже» ( по росту или местоположению ) (131, 132, 135 – 139, 142, 143, 145-147, 151 – 153, 163 – 165) – отношения доминирования , подчинения . * Особо мелкое изображение * себя (132, 136, 151, 153) – подавленность или заброшенность ; гиперопека ; * родителя (133, 136, 137) – представление о его малой значимости в семье ; * брата или сестры (131) – конкурентные отношения . * Особо крупное изображение * себя (137) – претензия на главенствующую роль в семье ; * родителя (131, 132, 136, 147, 163, 164) – представление о его большой значимости в семье ; * брата или сестры – представление о его ( ее ) доминирующей роли в семье , ревность . * Обращенность членов семьи друг к другу , пространственная близость , контакт рук (132, 138, 139, 140, 141, 143, 151, 163) – тесные эмоциональные контакты в семье . * Сверхплотное расположение фигур (145 – 147) – сверхтесные связи в семье ; потребность в эмоциональной близости . * Удаленность * всех членов семьи друг от друга (137, 149) – разобщенность членов семьи , слабость эмоциональных контактов между ними ; * одного из членов семьи от других (139, 148) – его слабая связь с остальными ; * себя от остальных (153) – ощущение своей изолированности в семье . * Расположение детей и взрослых отдельными группами (146) – ослаблен - ность эмоциональных связей между детьми и родителями . * Изолированность * изображения семьи от остального пространства листа (145, 146) – замкнутая жизнь семьи , ее изолированность от социального окружения ; * всех членов семьи друг от друга : разделение линиями , расположение в разных комнатах (148) – серьезное нарушение внутрисемейных контактов ; * одного из членов семьи : отделение линией , расположение в другой комнате (133) – конфликтные отношения с этим членом семьи ; его очень высокая изолированность в семье ; * себя – ощущение своей отверженности в семье . * Поза и выражение лица члена семьи , детали – интерпретируются , как и в «Рисунке человека» , применительно к восприятию ребенком этого члена семьи . * Изображение члена семьи со спины или в профиль , отвернувшимся от остальных (150, 152) – конфликтные отношения с этим членом семьи ; * Изображение себя , отвернувшимся от остальных – конфликтное отношение к семье в целом ; чувство своей отвергнуто - сти другими членами семьи . * Небрежное или схематическое изображение в сравнении с «Рисунком человека» * всех членов семьи или большинства из них (148) – отсутствие эмоциональной привязанности к семье ; конфликтное отношение ; * одного из членов семьи – отрицательное или конфликтное отношение к этому члену семьи ; * себя (153) – ощущение своей малой значимости в семье , отверженности . * Штриховка , штриховые или множественные линии , стирания , исправления , повышенный нажим ( в сравнении с «Рисунком человека» ) при изображении * всех членов семьи или большинства из них (153, 163) – напряженная эмоциональная атмосфера в семье ; * одного из членов семьи (148, 155, 157, 164) – напряженное , конфликтное или амбивалентное отношение к этому члену семьи ; * себя (149, 151, 160) – неблагополучное эмоциональное самоощущение в семье . * Агрессивная символика : кулак , поднятая крупная ладонь , острые ногти , оружие или острое орудие в руках (161 – 166) – агрессивное поведение данного члена семьи . * зубы (161, 162, 166) – вербальная агрессия данного члена семьи . * Большое количество предметов : мебели , вещей – недостаточность эмоционального общения в семье . ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ТЕСТЕ «СЕМЬЯ ЖИВОТНЫХ» • Особо мелкое : мышь , воробей , насекомое (132, 133, 136) – представление о малой значимости данного члена семьи ; • изображение в таком виде ребенка (132, 136, 138, 151) – гиперопека . • Холоднокровные : ящерица , лягушка , рыба (132, 133, 136, 156, 166) – малая эмоциональность данного члена семьи . • Змея , червяк , скорпион (133, 151, 156) - эмоциональная холодность ; негативное или амбивалентное отношение к данному члену семьи ; • изображение в таком виде ребенка (158) - чувство своей отверженности в семье . • Черепаха – потребность в защите . • Еж , дикобраз – упрямство . • Гиена , ехидна (156) – негативное отношение к данному члену семьи . • Крупные теплокровные хищники : тигр , волк (151, 166) – сила , активность ; иногда агрессивность . • Крокодил (166) – агрессивность . • Родители в виде особо крупных животных (136, 147, 157) – гиперопека . ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА В ТЕСТЕ «КРАСИВЫЙ РИСУНОК» • Преобладание холодных тонов ( от голубого до фиолетового ) – снижение настроения , субдепрессия ; высокая сензи - тивность ; иногда депрессия . • Сближенные мягкие ( светлые ) тона , использование тонких оттенков цвета – сензитивность ; иногда тревожность как личностная особенность . • Обедненная цветовая гамма ( использование простого карандаша и / или одного – двух цветов ) – пассивность ; астения ; депрессия или субдепрессия . • Пониженная плотность цвета ( слабый нажим , незакрашенный контур ) – астения ; пассивность ; отрицательное отношение к обследованию . • Преобладание темных тонов ( особенно сочетание черного с коричневым и / или синим ) – депрессия . • Повышенная напряженность цвета ( много красного ) – тревога ; эмоциональная напряженность ; иногда конфликтность ; агрессивность ; невротизация . • то же , в сочетании с темными тонами – тревожная депрессия . РИСУНОК ДОМА • Крупнее других рисунков – замкнутость в семье . • Мельче других рисунков – ослабление семейных связей ; отсутствие «чувства дома» ; иногда сниженная самооценка . • Признаки тревоги , более выраженные , чем в других рисунках ( штриховые или множественные линии , исправления , штриховка ) – проблемы в семейной сфере . • Дворец ( вилла , церковь ) – демонстра - тивность . • Отсутствуют или очень малы окна и дверь – замкнутость , интровертность ; уход от общения ; иногда аутизация ; негативизм . • Маленькие окна , большая дверь ( особенно открытая ) – общительность , легкость в установлении контактов ; широкие неупорядоченные контакты . • Большие окна , маленькая ( или отсутствующая ) дверь – созерцательность ; осторожность в контактах . • Пустые окна ( без рам ) – формальность контактов ; иногда аутизация . • Решетки на окнах , утрированные оконные рамы , забор – боязнь агрессии ; иногда подозрительность ; ощущение несвободы , зависимости . • Подчеркнутые стены ( нажимом , множественными линиями ) – потребность в защите ; тревожность ; ощущение ненадежности своего положения в жизни . • Подчеркнутая крыша ( нажимом , множественными линиями ) – потребность в защите ; тревожность ; гиперопека ; иногда интеллектуализм ; мечтательность , защитное фантазирование . • В доме живут • старые люди , только один человек – депрессия или субдепрессия ; чувство одиночества ; • дети или один ребенок без взрослых – стремление избавиться от опеки родителей . РИСУНОК ДЕРЕВА • Экзотические породы ( пальма , эвкалипт ...) – демонстративность . • Засохшее , сломанное ( срубленное ), без листьев – сниженное настроение , депрессия . • Преобладание корней – ориентация на прошлое ; потребность в опоре и привязанности ; значимость семейных связей . • Корни без изображения земли или висящие над землей – отсутствие привычной почвы ( например , у беженцев ). • Дерево без корней висит в воздухе – слабая бытовая ориентация ; недостаточная социальная адаптированность ; ослабленная привязанность к дому и семье . • Преобладание ствола – жизнь по принципу «здесь и сейчас» , поглощенность сегодняшними проблемами . • Подробное изображение коры , заштрихованный ствол – боязнь агрессии , потребность в защите ; иногда соматические ( чаще – психосоматические ) заболевания ; ипохондрия . • Дупло – перенесенная в прошлом психотравма ; • подчеркнутое – соматические ( чаще – психосоматические ) заболевания ; • в дупле птица ( белка ) – потребность в защите и уюте . • Ветви • Расходятся в стороны – экстраверт - ность . • Закрыты линией кроны – скрытность . • Подробно структурированы – упорядоченное общение ; склонность к детальному планированию действий . • Не структурированы – случайные контакты ; импульсивность , отсутствие планирования действий . • Оканчиваются остриями – агрессивность . • Направлены вверх – активность . • Опущены вниз ( как у плакучей ивы ) – астения ; депрессия или субдепрессия . • Обрублены или обломаны – депрессия ; психотравма . • Крона • отсутствует – нет представлений о собственном будущем , осознания своих перспектив ; * узкая – интровертность ; * большая , подробно проработанная – хорошо развито планирование ; * большая , непроработанная – мечтательность , защитное фантазирование . ПОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДУЕМОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ * Положительная оценка своих результатов – демонстративность ; гиперкомпенсация сниженной самооценки . * Отрицательная оценка своих результатов – тревожность ; завышенный уровень притязаний . * Автобиографические высказывания - экстравертность ; вербализм ; гиперактивность . * «Люблю такие занятия ... » – демонстративность , направленность на сотрудничество . * «Не люблю такие занятия ... » – негативизм ; тревожность . * Уточнения инструкции – тревожность ; перфекционизм . * Интерес к оценке проверяющего – тревожность ; демонстративность . * Попытки отказа от выполнения задания ; мотивировка * неспособность к данной деятельности – тревожность , тенденция к уходу от трудностей ; сниженная самооценка ; * «не люблю» , «надоело» , «скучно» – низкая социализированность ; негативизм ; * усталость – астения ; стремление уйти от обследования ; * отказ без мотивировки – трудности в общении . ТЕМП РАБОТЫ * Высокий – высокий уровень активности . * Сверхвысокий – импульсивность ; гиперактивность ; иногда негативизм . * Сниженный – пассивность ; астения ; депрессия или субдепрессия ; ригидность ; тревожность . * Сильно варьирует – эмоциональная лабильность . ПРИЛОЖЕНИЕ II СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Агрессия ( агрессивность ) – стремление причинить вред окружающим . Вербальная агрессия – склонность ругаться , грубить , делать замечания и т . п . Защитная агрессия – агрессия , вызванная ощущением угрозы со стороны окружающих . Невротическая агрессия – агрессия , вызванная общим неблагоприятным самоощущением . Адаптация – приспособление к новым условиям . Социальная адаптация – приспособление к жизни в обществе . Адекватность поведения – соответствие поведения ситуации и общепринятым стандартам . Адекватность представлений – соответствие представлений жизненной реальности и общепринятым стандартам . Акцентуация – ярко выраженное своеобразие характера , не доходящее до степени патологии . Амбивалентность – двойственность , сосуществование у человека противоречащих друг другу тенденций ( переживаний , стремлений , представлений и т . п .). Анамнез – сведения о предшествующем ходе развития ребенка . Антисоциальность – отрицательное отношение к социальным нормам , стремление противодействовать им . Асоциальность – безразличие к социальным нормам или их непонимание . Астения , астеническое состояние – нервное истощение , ослабленность , повышенная утомляемость . Астеничность – склонность к возникновению астении . Аутизм – тяжелое психическое отклонение , характеризующееся грубыми нарушениями общения . Аутизация – ослабление контактов с окружающими . Вандализм – разрушение или повреждение материальных ценностей . Вытеснение – один из механизмов психологической защиты : исключение из сознания травмирующих переживаний . Вязкость – см . Ригидность . Гиперактивность ( двигательная растор - моженность ) – пограничное нервно - психическое расстройство , проявляющееся в импульсивности , неусидчивости , отвлекаемости . Гиперкомпенсация – компенсаторные механизмы , внешне противоположные личностным особенностям , для компенсации которых они предназначены . Гиперконтроль – см . Тревожный гиперконтроль . Гиперопека – система отношений в семье , при которой ребенка чрезмерно опекают и контролируют , не предоставляют ему достаточной свободы . Гиперсоциальность – стремление максимально соответствовать социальным нормам и требованиям . Гипертимный тип – психотип , характеризующийся повышенной активностью , общительностью , низкой чувствительностью , слабым самоконтролем . Гипертимная акцентуация – особо ярко выраженный гипертимный тип . Гипомания , гипоманиакальное состояние – патологическое возбуждение , сверхвысокая активность , эйфория ( приподнятое , возбужденное состояние ). Двигательная расторможенность – см . Гиперактивность . Девиантное ( отклоняющееся ) поведение - поведение , не соответствующее социальным нормам . Демонстративность – повышенная потребность во внимании к себе , стремление всегда быть в центре внимания . Демонстративный тип – психотип , характеризующийся высоким уровнем демонстративности и эмоциональной лабильности . Депрессия , депрессивное состояние – патологическое снижение настроения и падение активности . Депрессивная тенденция – склонность к возникновению депрессии . Дефект – необратимое нарушение или выпадение какой - либо функции . Интеллектуальный дефект – необра - тимое нарушение мышления { умственная отсталость ). Диагностика ( психологическая ) – выявление психологических особенностей человека . Дисфория – мрачная раздражительность . Доминантность – тенденция занимать руководящее положение в системе отношений с другими людьми . Жизненная сфера – определенная сторона жизни , относительно независимая от других сторон ( семейная , школьная , сфера межличностного общения , интимная ). Задержка психического развития ( ЗПР ) - см . Нарушение обучаемости . Защитное фантазирование – см . Ком ■ пенсаторное фантазирование . Импульсивность – склонность к совершению необдуманных случайных действий . Интровертность – замкнутость , высокая избирательность в общении . Интровертный тип – психотип , характеризующийся оригинальностью , низкой конформностью , склонностью к умозрительным построениям . Инфантилизм – незрелость , «детскость» . Психофизический инфантилизм – отставание от фактического возраста как по психологическим , так и по физиологическим признакам . Ипохондрия – повышенное беспокойство о своем здоровье . Истерия – психическое заболевание , часто приводящее к появлению соматических ( телесных ) болезненных симптомов без каких - либо физиологических причин . Истероидная акцентуация – сочетание высокого уровня демонстративности со склонностью к вытеснению травмирующих переживаний . Истероидный фасад – истероидное поведение у личности с другой доминирующей акцентуацией . Когнитивные ( познавательные ) процессы – психические процессы , направленные на познание окружающего мира ( восприятие , мышление , память , внимание ). Компенсаторное ( защитное ) фантазирование – один из механизмов психологической защиты : погружение в фантазии и мечты , смягчающие отрицательные переживания . Компенсация – выработка механизмов , помогающих преодолеть неблагоприятные психологические особенности . Конформность – стремление быть «таким как все» . Личностные особенности – устойчивые психологические образования , мало меняющиеся со временем . Нарушение обучаемости ( задержка психического развития , ЗПР ) – локальные отклонения в развитии тех или иных психических функций при сохранности основных интеллектуальных операций . Невроз , невротическое состояние – пограничное психическое расстройство ; характеризуется снижением продуктивности деятельности , эмоциональными нарушениями ; при неврозе часты тики , навязчивые движения , энурез , страхи , нарушения сна . Негативизм – противодействие требованиям . Негативное самопредъявление – привлечение к себе внимания посредством нарушения норм и требований . Олигофрения – см . Умственная отсталость . Организация действий – навыки построения своей работы : ее планирование , проверка и др . Органическое поражение мозга – следствие нарушений развития плода во внутриутробном периоде , родовых травм , асфиксии , сотрясений мозга и др . Паранойяльность – подозрительное , настороженное отношение к окружающим . Пассивность – признак утомления или неблагоприятного психологического состояния . Патологическое состояние – серьезное психическое расстройство , требующее медицинского вмешательства . Педагогическая запущенность – следствие отсутствия необходимого обучения и воспитания . Относительная педагогическая запущенность – отсутствие коррекцион - ного обучения , необходимого ребенку с отклонениями в развитии . Перфекционизм – стремление выполнять любую работу на высшем уровне ; приводит к застреванию на несущественных мелочах , отказу от работы при сомнениях в своей способности выполнить ее достаточно успешно . Пограничные состояния – отклонения , нарушающие нормальную жизнь и деятельность человека , но не приводящие к его инвалидизации . Познавательные процессы – см . Когнитивные процессы . Проекция – один из механизмов психологической защиты : приписывание своих переживаний и стремлений другим людям . Психастеническая акцентуация { тревожно - мнительный характер ) – сильно повышенная тревожность , недостаток уверенности в себе , выраженная ас - теничность . Психоз , психотическое состояние – психическое расстройство , для которого типичны неадекватность поведения , нарушения ориентации в пространстве и времени , продуктивная симптоматика ( бред , галлюцинации и т . п .). Психологическая защита – механизмы , помогающие сохранить благоприятное психологическое состояние , несмотря на наличие психотравмирующих факторов . Психологическое состояние – особенности человека , существенно меняющиеся со временем . Психомоторный тонус – напряжение мышц , связанное с психологическим состоянием и непосредственно не определяемое выполняемым движением . Психопатия – патологический характер , резко затрудняющий социальную адаптацию . Психопатоподобное поведение – высокая импульсивность , нарушение социальных норм . Психосоматические заболевания – телесные болезни , вызванные психологическими причинами . Психотип – общий склад личности , определяющий ее деятельность , взаимоотношения с людьми и с миром . Рационализация – один из механизмов психологической защиты : подмена своих неблаговидных побуждений более приемлемыми . Резонерство – склонность к рассуждениям , не относящимся к выполняемой деятельности . Ригидность ( вязкость ) – склонность по - , долгу застревать на каких - либо переживаниях . Ригидный тип – психотип , характеризующийся высоким уровнем активности , стремлением все делать «так , как надо» и заставлять других действовать так же . Самоконтроль – способность к сознательному управлению своим поведением . Сензитивность – высокая чувствительность к физическим стимулам и к социальным факторам . Сензитивный тип – психотип , характеризующийся высокой чувствительностью , астеничностью и тревожностью . Соматические заболевания – телесные ( не нервные и не психические ) заболевания . Социализированность – владение социальными нормами . Социальная дезориентация – низкая чувствительность к социальным нормам , нарушение их иерархизации . Стресс – реакция на необходимость приспосабливаться к неблагоприятной или резко изменяющейся ситуации . Устойчивость к стрессу – способность выдерживать психологические нагрузки , не испытывая состояния стресса . Субдепрессия – снижение настроения , не доходящее до уровня депрессии . Тик – непроизвольное подергивание мышц . Тревога – беспокойство , волнение , ощущение угрозы , ожидание неопределенной опасности . Тревожность – склонность к возникновению состояния тревоги , неуверенность в себе , опасения , страхи . Тревожный гиперконтроль – стремление все время контролировать себя , мешающее выполнению автоматизированных действий . Тревожно - мнительный характер – см . Психастеническая акцентуация . Умственная отсталость ( олигофрения ) – общее интеллектуальное снижение , делающее невозможной полноценную социальную адаптацию . Уровень притязаний – степень успешности , на которую человек претендует ; крайне неблагоприятно сочетание завышенного уровня притязаний со сниженной самооценкой . Фобия – навязчивый страх , боязнь ситуаций , не представляющих непосредственной угрозы : закрытых помещений, открытых пространств , высоты , глубины и др . Фрустрация – неудовлетворенность потребности . Шизоидная акцентуация – интроверт - ность , трудности в общении , преобладание интеллектуальной сферы над эмоциональной . Экстравертность – общительность , склонность к широким контактам . Эмоциональная лабильность – склонность к легкой смене настроений , неустойчивость переживаний . Эмоциональная напряженность – возбуждение , ощущение , что необходимо срочно что - то сделать , но неясно , что именно . Эмоциональное возбуждение – особо высокая активность , повышенная готовность к действию . Энурез – недержание мочи . Эпилептоидная акцентуация – чрезмерное внимание к мелочам , эксплозивность ( взрывчатость ), высокая ригидность . ЛИТЕРАТУРА Берне Р.С, Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. М., 2000. Болдырева С А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. М., 1974. БукДж. Тест «дом, дерево, человек» (ДДЧ) // Проективная психология. М., 2000. Йирасек И. Диагностика школьной зрелости // Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага, 1978. Маховер К. Проективный рисунок человека. М., 1996. Мухина B . C . Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981. Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М., 2000. Полуянов Ю. А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. М.; Рига, 2000. РайгородскийДЯ. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учеб. пособие. Самара, 2001. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992. Хоментаускас Г.Т. Методика «Рисунок семьи» // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987. Ширн Ч., Расселл К. «Рисунок семьи» как метод изучения детско-роди-тельских взаимоотношений // Проективная психология. М ., 2000. Appel K.E. Drawings by children as aids in personality studies // American Journal of Orthopsychiatry. 1931. Vol. 1. Goodenough F.L. Measurement of Intelligence by Drawings. N.Y., 1926. Goodenough F.L., Harris D.B. Studies in the psychology of childrens drawings: II. 1928 – 1949. Psychological Bulletin. 1950. 47. Hammer E. The Clinical Application of Projective Drawings. Springfield , 1958. Harris D.B. Childrens Drawings as Measures of Intellectual Maturity: A Revision and Extension of the Goodenough Draw-a-Man Test. N.Y. , 1963. Hulse W. The emotionally disturbed child draws his family // Quarterly Journal of Child Behavior. 1951. Vol. 3.
|
|||
|