Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с: ил. 12 страница



СЧАСТЛИВОЕ ЖИВОТНОЕ

• Всегда обеспечено едой – высокая значимость материальных ценностей ; ощущение бытового неблагополучия ; представление о ненадежности своего материального положения .

• Защищено от любых врагов или не имеет врагов – боязнь агрессии ; иногда настороженное отношение к окружающим .

• Способно жить всюду ( на земле , в воде , в воздухе ) – высокая ценность свободы ; стремление к независимости , самостоятельности .

• Живет вечно или очень долго – ипохондрические тенденции ; иногда страх болезни , смерти .

• Имеет много друзей – высокая ценность общения ; неудовлетворенная потребность в общении .

• Его все любят – высокая ценность эмоциональных связей .

• Доставляет радость другим – высокая ценность общения ; иногда гиперсоциальность ; стремление произвести хорошее впечатление на проверяющего .

• Красивое , умное – высокая ценность соответствующих качеств ; сомнение в наличии этих качеств у себя .

• Счастливо без определенного повода – низкий уровень понимания себя , трудности в осознании своих эмоциональных состояний ; иногда склонность к снижению настроения .

НЕСЧАСТНОЕ ЖИВОТНОЕ в сравнениии с обычным

• Размер сильно уменьшен (107, 125, 129) – скрытые депрессивные тенденции ; склонность к депрессивной реакции на неблагоприятную ситуацию .

• Признаки тревоги : штриховка , множественные линии , распад целостной формы , появление линий , не относящихся к основному изображению (107) – низкая устойчивость к стрессу ; склонность к сильному повышению уровня тревоги в неблагоприятных ситуациях .

• Штриховка с сильным нажимом , зачер - нение частей рисунка (107) – низкая устойчивость к стрессу ; склонность к появлению высокой эмоциональной напряженности в неблагоприятных ситуациях .

• Подчеркнутый контур (104) – тенденция к контролю за своими эмоциональными состояниями .

• Живет один , не имеет друзей – чувство одиночества , неудовлетворенная потребность в общении .

• Его никто не любит – неудовлетворенная потребность в эмоциональном контакте .

• Болеет , умирает – ипохондрические тенденции ; депрессивные тенденции ; иногда страх смерти .

• Плохо приспособлено к жизни : с трудом передвигается , тратит очень много времени на добывание еды – ощущение трудности жизни ; низкий уровень социальной адаптации .

• Несчастно без определенного повода – склонность к снижению настроения ; иногда периодические депрессивные ( субдепрессивные ) состояния ; низкий уровень понимания себя , трудности в осознании своих эмоциональных состояний .

РИСУНОК СЕМЬИ

• Отсутствие

• себя (150, 156, 160) – чувство своей отверженности в семье ;

• другого члена семьи (148) – его малая значимость для ребенка ; конфликт ; негативное ( амбивалентное ) отношение .

• Наличие членов семьи , отсутствующих в реальности (148, 156), – восприятие своей семьи как недостаточной , ущербной .

• Включение домашних животных – недостаток общения , потребность в эмоциональном тепле .

• Отношения «выше – ниже» ( по росту или местоположению ) (131, 132, 135 – 139, 142, 143, 145-147, 151 – 153, 163 – 165) – отношения доминирования , подчинения .

* Особо мелкое изображение

* себя (132, 136, 151, 153) – подавленность или заброшенность ; гиперопека ;

* родителя (133, 136, 137) – представление о его малой значимости в семье ;

* брата или сестры (131) – конкурентные отношения .

* Особо крупное изображение

* себя (137) – претензия на главенствующую роль в семье ;

* родителя (131, 132, 136, 147, 163, 164) – представление о его большой значимости в семье ;

* брата или сестры – представление о его ( ее ) доминирующей роли в семье , ревность .

* Обращенность членов семьи друг к другу , пространственная близость , контакт рук (132, 138, 139, 140, 141, 143, 151, 163) – тесные эмоциональные контакты в семье .

* Сверхплотное расположение фигур (145 – 147) – сверхтесные связи в семье ; потребность в эмоциональной близости .

* Удаленность

* всех членов семьи друг от друга (137, 149) – разобщенность членов семьи , слабость эмоциональных контактов между ними ;

* одного из членов семьи от других (139, 148) – его слабая связь с остальными ;

* себя от остальных (153) – ощущение своей изолированности в семье .

* Расположение детей и взрослых отдельными группами (146) – ослаблен - ность эмоциональных связей между детьми и родителями .

* Изолированность

* изображения семьи от остального пространства листа (145, 146) – замкнутая жизнь семьи , ее изолированность от социального окружения ;

* всех членов семьи друг от друга : разделение линиями , расположение в разных комнатах (148) – серьезное нарушение внутрисемейных контактов ;

* одного из членов семьи : отделение линией , расположение в другой комнате (133) – конфликтные отношения с этим членом семьи ; его очень высокая изолированность в семье ;

* себя – ощущение своей отверженности в семье .

* Поза и выражение лица члена семьи , детали – интерпретируются , как и в «Рисунке человека» , применительно к восприятию ребенком этого члена семьи .

* Изображение члена семьи со спины или в профиль , отвернувшимся от остальных (150, 152) – конфликтные отношения с этим членом семьи ;

* Изображение себя , отвернувшимся от остальных – конфликтное отношение к семье в целом ; чувство своей отвергнуто - сти другими членами семьи .

* Небрежное или схематическое изображение в сравнении с «Рисунком человека»

* всех членов семьи или большинства из них (148) – отсутствие эмоциональной привязанности к семье ; конфликтное отношение ;

* одного из членов семьи – отрицательное или конфликтное отношение к этому члену семьи ;

* себя (153) – ощущение своей малой значимости в семье , отверженности .

* Штриховка , штриховые или множественные линии , стирания , исправления , повышенный нажим ( в сравнении с «Рисунком человека» ) при изображении

* всех членов семьи или большинства из них (153, 163) – напряженная эмоциональная атмосфера в семье ;

* одного из членов семьи (148, 155, 157, 164) – напряженное , конфликтное или амбивалентное отношение к этому члену семьи ;

* себя (149, 151, 160) – неблагополучное эмоциональное самоощущение в семье .

* Агрессивная символика : кулак , поднятая крупная ладонь , острые ногти , оружие или острое орудие в руках (161 – 166) – агрессивное поведение данного члена семьи .

* зубы (161, 162, 166) – вербальная агрессия данного члена семьи .

* Большое количество предметов : мебели , вещей – недостаточность эмоционального общения в семье .

ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ТЕСТЕ «СЕМЬЯ ЖИВОТНЫХ»

• Особо мелкое : мышь , воробей , насекомое (132, 133, 136) – представление о малой значимости данного члена семьи ;

• изображение в таком виде ребенка (132, 136, 138, 151) – гиперопека .

• Холоднокровные : ящерица , лягушка , рыба (132, 133, 136, 156, 166) – малая эмоциональность данного члена семьи .

• Змея , червяк , скорпион (133, 151, 156) - эмоциональная холодность ; негативное или амбивалентное отношение к данному члену семьи ;

• изображение в таком виде ребенка (158) - чувство своей отверженности в семье .

• Черепаха – потребность в защите .

• Еж , дикобраз – упрямство .

• Гиена , ехидна (156) – негативное отношение к данному члену семьи .

• Крупные теплокровные хищники : тигр , волк (151, 166) – сила , активность ; иногда агрессивность .

• Крокодил (166) – агрессивность .

• Родители в виде особо крупных животных (136, 147, 157) – гиперопека .

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА В ТЕСТЕ «КРАСИВЫЙ РИСУНОК»

• Преобладание холодных тонов ( от голубого до фиолетового ) – снижение настроения , субдепрессия ; высокая сензи - тивность ; иногда депрессия .

• Сближенные мягкие ( светлые ) тона , использование тонких оттенков цвета – сензитивность ; иногда тревожность как личностная особенность .

• Обедненная цветовая гамма ( использование простого карандаша и / или одного – двух цветов ) – пассивность ; астения ; депрессия или субдепрессия .

• Пониженная плотность цвета ( слабый нажим , незакрашенный контур ) – астения ; пассивность ; отрицательное отношение к обследованию .

• Преобладание темных тонов ( особенно сочетание черного с коричневым и / или синим ) – депрессия .

• Повышенная напряженность цвета

( много красного ) – тревога ; эмоциональная напряженность ; иногда конфликтность ; агрессивность ; невротизация .

• то же , в сочетании с темными тонами – тревожная депрессия .

РИСУНОК ДОМА

• Крупнее других рисунков – замкнутость в семье .

• Мельче других рисунков – ослабление семейных связей ; отсутствие «чувства дома» ; иногда сниженная самооценка .

• Признаки тревоги , более выраженные , чем в других рисунках ( штриховые или множественные линии , исправления , штриховка ) – проблемы в семейной сфере .

• Дворец ( вилла , церковь ) – демонстра - тивность .

• Отсутствуют или очень малы окна и дверь – замкнутость , интровертность ; уход от общения ; иногда аутизация ; негативизм .

• Маленькие окна , большая дверь ( особенно открытая ) – общительность , легкость в установлении контактов ; широкие неупорядоченные контакты .

• Большие окна , маленькая ( или отсутствующая ) дверь – созерцательность ; осторожность в контактах .

• Пустые окна ( без рам ) – формальность контактов ; иногда аутизация .

• Решетки на окнах , утрированные оконные рамы , забор – боязнь агрессии ; иногда подозрительность ; ощущение несвободы , зависимости .

• Подчеркнутые стены ( нажимом , множественными линиями ) – потребность в защите ; тревожность ; ощущение ненадежности своего положения в жизни .

• Подчеркнутая крыша ( нажимом , множественными линиями ) – потребность в защите ; тревожность ; гиперопека ; иногда интеллектуализм ; мечтательность , защитное фантазирование .

• В доме живут

• старые люди , только один человек – депрессия или субдепрессия ; чувство одиночества ;

• дети или один ребенок без взрослых – стремление избавиться от опеки родителей .

РИСУНОК ДЕРЕВА

• Экзотические породы ( пальма , эвкалипт ...) – демонстративность .

• Засохшее , сломанное ( срубленное ), без листьев – сниженное настроение , депрессия .

• Преобладание корней – ориентация на прошлое ; потребность в опоре и привязанности ; значимость семейных связей .

• Корни без изображения земли или висящие над землей – отсутствие привычной почвы ( например , у беженцев ).

• Дерево без корней висит в воздухе – слабая бытовая ориентация ; недостаточная социальная адаптированность ; ослабленная привязанность к дому и семье .

• Преобладание ствола – жизнь по принципу «здесь и сейчас» , поглощенность сегодняшними проблемами .

• Подробное изображение коры , заштрихованный ствол – боязнь агрессии , потребность в защите ; иногда соматические ( чаще – психосоматические ) заболевания ; ипохондрия .

• Дупло – перенесенная в прошлом психотравма ;

• подчеркнутое – соматические ( чаще – психосоматические ) заболевания ;

• в дупле птица ( белка ) – потребность в защите и уюте .

• Ветви

• Расходятся в стороны – экстраверт - ность .

• Закрыты линией кроны – скрытность .

• Подробно структурированы – упорядоченное общение ; склонность к детальному планированию действий .

• Не структурированы – случайные контакты ; импульсивность , отсутствие планирования действий .

• Оканчиваются остриями – агрессивность .

• Направлены вверх – активность .

• Опущены вниз ( как у плакучей ивы ) – астения ; депрессия или субдепрессия .

• Обрублены или обломаны – депрессия ; психотравма .

• Крона

• отсутствует – нет представлений о собственном будущем , осознания своих перспектив ;

* узкая – интровертность ;

* большая , подробно проработанная – хорошо развито планирование ;

* большая , непроработанная – мечтательность , защитное фантазирование .

ПОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДУЕМОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ

* Положительная оценка своих результатов – демонстративность ; гиперкомпенсация сниженной самооценки .

* Отрицательная оценка своих результатов – тревожность ; завышенный уровень притязаний .

* Автобиографические высказывания - экстравертность ; вербализм ; гиперактивность .

* «Люблю такие занятия ... » – демонстративность , направленность на сотрудничество .

* «Не люблю такие занятия ... » – негативизм ; тревожность .

* Уточнения инструкции – тревожность ; перфекционизм .

* Интерес к оценке проверяющего – тревожность ; демонстративность .

* Попытки отказа от выполнения задания ; мотивировка

* неспособность к данной деятельности – тревожность , тенденция к уходу от трудностей ; сниженная самооценка ;

* «не люблю» , «надоело» , «скучно» – низкая социализированность ; негативизм ;

* усталость – астения ; стремление уйти от обследования ;

* отказ без мотивировки – трудности в общении .

ТЕМП РАБОТЫ

* Высокий – высокий уровень активности .

* Сверхвысокий – импульсивность ; гиперактивность ; иногда негативизм .

* Сниженный – пассивность ; астения ; депрессия или субдепрессия ; ригидность ; тревожность .

* Сильно варьирует – эмоциональная лабильность .

ПРИЛОЖЕНИЕ II СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Агрессия ( агрессивность ) – стремление причинить вред окружающим . Вербальная агрессия – склонность ругаться , грубить , делать замечания и т . п . Защитная агрессия – агрессия , вызванная ощущением угрозы со стороны окружающих .

Невротическая агрессия – агрессия , вызванная общим неблагоприятным самоощущением .

Адаптация – приспособление к новым условиям .

Социальная адаптация – приспособление к жизни в обществе .

Адекватность поведения – соответствие поведения ситуации и общепринятым стандартам .

Адекватность представлений – соответствие представлений жизненной реальности и общепринятым стандартам .

Акцентуация – ярко выраженное своеобразие характера , не доходящее до степени патологии .

Амбивалентность – двойственность , сосуществование у человека противоречащих друг другу тенденций ( переживаний , стремлений , представлений и т . п .).

Анамнез – сведения о предшествующем ходе развития ребенка .

Антисоциальность – отрицательное отношение к социальным нормам , стремление противодействовать им .

Асоциальность – безразличие к социальным нормам или их непонимание .

Астения , астеническое состояние – нервное истощение , ослабленность , повышенная утомляемость . Астеничность – склонность к возникновению астении .

Аутизм – тяжелое психическое отклонение , характеризующееся грубыми нарушениями общения .

Аутизация – ослабление контактов с окружающими .

Вандализм – разрушение или повреждение материальных ценностей .

Вытеснение – один из механизмов психологической защиты : исключение из сознания травмирующих переживаний .

Вязкость – см . Ригидность .

Гиперактивность ( двигательная растор - моженность ) – пограничное нервно - психическое расстройство , проявляющееся в импульсивности , неусидчивости , отвлекаемости .

Гиперкомпенсация – компенсаторные механизмы , внешне противоположные личностным особенностям , для компенсации которых они предназначены .

Гиперконтроль – см . Тревожный гиперконтроль .

Гиперопека – система отношений в семье , при которой ребенка чрезмерно опекают и контролируют , не предоставляют ему достаточной свободы .

Гиперсоциальность – стремление максимально соответствовать социальным нормам и требованиям .

Гипертимный тип – психотип , характеризующийся повышенной активностью , общительностью , низкой чувствительностью , слабым самоконтролем . Гипертимная акцентуация – особо ярко выраженный гипертимный тип .

Гипомания , гипоманиакальное состояние – патологическое возбуждение , сверхвысокая активность , эйфория ( приподнятое , возбужденное состояние ).

Двигательная расторможенность – см .

Гиперактивность . Девиантное ( отклоняющееся ) поведение - поведение , не соответствующее социальным нормам .

Демонстративность – повышенная потребность во внимании к себе , стремление всегда быть в центре внимания . Демонстративный тип – психотип , характеризующийся высоким уровнем демонстративности и эмоциональной лабильности .

Депрессия , депрессивное состояние – патологическое снижение настроения и падение активности .

Депрессивная тенденция – склонность к возникновению депрессии .

Дефект – необратимое нарушение или выпадение какой - либо функции . Интеллектуальный дефект – необра - тимое нарушение мышления { умственная отсталость ).

Диагностика ( психологическая ) – выявление психологических особенностей человека .

Дисфория – мрачная раздражительность .

Доминантность – тенденция занимать руководящее положение в системе отношений с другими людьми .

Жизненная сфера – определенная сторона жизни , относительно независимая от других сторон ( семейная , школьная , сфера межличностного общения , интимная ).

Задержка психического развития ( ЗПР ) - см . Нарушение обучаемости . Защитное фантазирование – см . Ком ■ пенсаторное фантазирование . Импульсивность – склонность к совершению необдуманных случайных действий . Интровертность – замкнутость , высокая избирательность в общении . Интровертный тип – психотип , характеризующийся оригинальностью , низкой конформностью , склонностью к умозрительным построениям . Инфантилизм – незрелость , «детскость» . Психофизический инфантилизм – отставание от фактического возраста как по психологическим , так и по физиологическим признакам . Ипохондрия – повышенное беспокойство о своем здоровье .

Истерия – психическое заболевание , часто приводящее к появлению соматических ( телесных ) болезненных симптомов без каких - либо физиологических причин . Истероидная акцентуация – сочетание высокого уровня демонстративности со склонностью к вытеснению травмирующих переживаний . Истероидный фасад – истероидное поведение у личности с другой доминирующей акцентуацией .

Когнитивные ( познавательные ) процессы – психические процессы , направленные на познание окружающего мира ( восприятие , мышление , память , внимание ).

Компенсаторное ( защитное ) фантазирование – один из механизмов психологической защиты : погружение в фантазии и мечты , смягчающие отрицательные переживания .

Компенсация – выработка механизмов , помогающих преодолеть неблагоприятные психологические особенности .

Конформность – стремление быть «таким как все» .

Личностные особенности – устойчивые психологические образования , мало меняющиеся со временем .

Нарушение обучаемости ( задержка психического развития , ЗПР ) – локальные отклонения в развитии тех или иных психических функций при сохранности основных интеллектуальных операций .

Невроз , невротическое состояние – пограничное психическое расстройство ; характеризуется снижением продуктивности деятельности , эмоциональными нарушениями ; при неврозе часты тики , навязчивые движения , энурез , страхи , нарушения сна .

Негативизм – противодействие требованиям .

Негативное самопредъявление – привлечение к себе внимания посредством нарушения норм и требований .

Олигофрения – см . Умственная отсталость .

Организация действий – навыки построения своей работы : ее планирование , проверка и др .

Органическое поражение мозга – следствие нарушений развития плода во внутриутробном периоде , родовых травм , асфиксии , сотрясений мозга и др .

Паранойяльность – подозрительное , настороженное отношение к окружающим .

Пассивность – признак утомления или неблагоприятного психологического состояния .

Патологическое состояние – серьезное психическое расстройство , требующее медицинского вмешательства .

Педагогическая запущенность – следствие отсутствия необходимого обучения и воспитания .

Относительная педагогическая запущенность – отсутствие коррекцион - ного обучения , необходимого ребенку с отклонениями в развитии .

Перфекционизм – стремление выполнять любую работу на высшем уровне ; приводит к застреванию на несущественных мелочах , отказу от работы при сомнениях в своей способности выполнить ее достаточно успешно .

Пограничные состояния – отклонения , нарушающие нормальную жизнь и деятельность человека , но не приводящие к его инвалидизации .

Познавательные процессы – см . Когнитивные процессы .

Проекция – один из механизмов психологической защиты : приписывание своих переживаний и стремлений другим людям .

Психастеническая акцентуация { тревожно - мнительный характер ) – сильно повышенная тревожность , недостаток уверенности в себе , выраженная ас - теничность .

Психоз , психотическое состояние – психическое расстройство , для которого типичны неадекватность поведения , нарушения ориентации в пространстве и времени , продуктивная симптоматика ( бред , галлюцинации и т . п .).

Психологическая защита – механизмы , помогающие сохранить благоприятное психологическое состояние , несмотря на наличие психотравмирующих факторов .

Психологическое состояние – особенности человека , существенно меняющиеся со временем .

Психомоторный тонус – напряжение мышц , связанное с психологическим состоянием и непосредственно не определяемое выполняемым движением .

Психопатия – патологический характер , резко затрудняющий социальную адаптацию .

Психопатоподобное поведение – высокая импульсивность , нарушение социальных норм .

Психосоматические заболевания – телесные болезни , вызванные психологическими причинами .

Психотип – общий склад личности , определяющий ее деятельность , взаимоотношения с людьми и с миром . Рационализация – один из механизмов психологической защиты : подмена своих неблаговидных побуждений более приемлемыми .

Резонерство – склонность к рассуждениям , не относящимся к выполняемой деятельности .

Ригидность ( вязкость ) – склонность по - , долгу застревать на каких - либо переживаниях .

Ригидный тип – психотип , характеризующийся высоким уровнем активности , стремлением все делать «так , как надо» и заставлять других действовать так же .

Самоконтроль – способность к сознательному управлению своим поведением . Сензитивность – высокая чувствительность к физическим стимулам и к социальным факторам .

Сензитивный тип – психотип , характеризующийся высокой чувствительностью , астеничностью и тревожностью .

Соматические заболевания – телесные ( не нервные и не психические ) заболевания . Социализированность – владение социальными нормами .

Социальная дезориентация – низкая чувствительность к социальным нормам , нарушение их иерархизации . Стресс – реакция на необходимость приспосабливаться к неблагоприятной или резко изменяющейся ситуации . Устойчивость к стрессу – способность выдерживать психологические нагрузки , не испытывая состояния стресса . Субдепрессия – снижение настроения , не

доходящее до уровня депрессии . Тик – непроизвольное подергивание мышц .

Тревога – беспокойство , волнение , ощущение угрозы , ожидание неопределенной опасности .

Тревожность – склонность к возникновению состояния тревоги , неуверенность в себе , опасения , страхи . Тревожный гиперконтроль – стремление все время контролировать себя , мешающее выполнению автоматизированных действий .

Тревожно - мнительный характер – см . Психастеническая акцентуация .

Умственная отсталость ( олигофрения ) – общее интеллектуальное снижение , делающее невозможной полноценную социальную адаптацию .

Уровень притязаний – степень успешности , на которую человек претендует ; крайне неблагоприятно сочетание завышенного уровня притязаний со сниженной самооценкой .

Фобия – навязчивый страх , боязнь ситуаций , не представляющих непосредственной угрозы : закрытых помещений, открытых пространств , высоты , глубины и др .

Фрустрация – неудовлетворенность потребности .

Шизоидная акцентуация – интроверт - ность , трудности в общении , преобладание интеллектуальной сферы над эмоциональной .

Экстравертность – общительность , склонность к широким контактам .

Эмоциональная лабильность – склонность к легкой смене настроений , неустойчивость переживаний .

Эмоциональная напряженность – возбуждение , ощущение , что необходимо срочно что - то сделать , но неясно , что именно .

Эмоциональное возбуждение – особо высокая активность , повышенная готовность к действию .

Энурез – недержание мочи .

Эпилептоидная акцентуация – чрезмерное внимание к мелочам , эксплозивность ( взрывчатость ), высокая ригидность .

ЛИТЕРАТУРА

Берне Р.С, Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. М., 2000.

Болдырева С А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. М., 1974.

БукДж. Тест «дом, дерево, человек» (ДДЧ) // Проективная психология. М., 2000.

Йирасек И. Диагностика школьной зрелости // Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага, 1978.

Маховер К. Проективный рисунок человека. М., 1996.

Мухина B . C . Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.

Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М., 2000.

Полуянов Ю. А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. М.; Рига, 2000.

РайгородскийДЯ. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учеб. пособие. Самара, 2001.

Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992.

Хоментаускас Г.Т. Методика «Рисунок семьи» // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987.

Ширн Ч., Расселл К. «Рисунок семьи» как метод изучения детско-роди-тельских взаимоотношений // Проективная психология. М ., 2000.

Appel K.E. Drawings by children as aids in personality studies // American Journal of Orthopsychiatry. 1931. Vol. 1.

Goodenough F.L. Measurement of Intelligence by Drawings. N.Y., 1926.

Goodenough F.L., Harris D.B. Studies in the psychology of childrens drawings: II. 1928 – 1949. Psychological Bulletin. 1950. 47.

Hammer E. The Clinical Application of Projective Drawings. Springfield , 1958.

Harris D.B. Childrens Drawings as Measures of Intellectual Maturity: A Revision and Extension of the Goodenough Draw-a-Man Test. N.Y. , 1963.

Hulse W. The emotionally disturbed child draws his family // Quarterly Journal of Child Behavior. 1951. Vol. 3.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.