|
||||||
Вариант от 15.06 ЕГЭ Русский языкВариант от 15.06 ЕГЭ Русский язык 1. Задание Прочитайте текст и выполните задание. (1) В середине XVI века по приказу царя Ивана Грозного, понимавшего великую роль книги, была основана первая типография в Москве и для работы над первым печатным изданием были привлечены самые образованные люди того времени. (2) В 1563 году известный изобретатель Иван Фёдоров и его верный друг и ученик Пётр Мстиславец приступили к напечатанию книги под названием «Апостол»; это первое издание, над <…> книгопечатники трудились целых двенадцать месяцев, в марте 1564 года было готово. (3) «Апостол» сохранился до нашего времени в неизменном виде и находится в Московском историческом музее. Укажите варианты ответов, в которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте.
3. По приказу царя Ивана Грозного была основана первая типография в Москве, и в 1563году изобретатель Иван Фёдоров и его друг Пётр Мстиславец приступили к напечатанию книги «Апостол», которая была готова в марте1564 года; в настоящее время книга хранится в Московском историческом музее.
Запишите номера этих предложений. 2. Задание Прочитайте текст и выполните задание. (1) В середине XVI века по приказу царя Ивана Грозного, понимавшего великую роль книги, была основана первая типография в Москве и для работы над первым печатным изданием были привлечены самые образованные люди того времени. (2) В 1563 году известный изобретатель Иван Фёдоров и его верный друг и ученик Пётр Мстиславец приступили к напечатанию книги под названием «Апостол»; это первое издание, над <…> книгопечатники трудились целых двенадцать месяцев, в марте 1564 года было готово. (3) «Апостол» сохранился до нашего времени в неизменном виде и находится в Московском историческом музее.
Самостоятельно подберите союзное слово (относительное местоимение), которое должно стоять на месте пропуска во втором (2 ) предложении текста. Запишите это слово. 3. Задание Прочитайте текст и выполните задание. (1) В середине XVI века по приказу царя Ивана Грозного, понимавшего великую роль книги, была основана первая типография в Москве и для работы над первым печатным изданием были привлечены самые образованные люди того времени. (2) В 1563 году известный изобретатель Иван Фёдоров и его верный друг и ученик Пётр Мстиславец приступили к напечатанию книги под названием «Апостол»; это первое издание, над <…> книгопечатники трудились целых двенадцать месяцев, в марте 1564 года было готово. (3) «Апостол» сохранился до нашего времени в неизменном виде и находится в Московском историческом музее.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РОЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом () предложении текста. РОЛЬ, -и, ж.
Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. 4. Задание В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук. · слИвовый · дешевИзна · ушёл ненадОлго · лекция началАсь · много лекторОв Выпишите это слово. 5. Задание В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. · В каталоге ПРЕДСТАВЛЕНО несколько категорий продукции. · Проведение конкурсов юных исполнителей способствует укреплению творческих связей между музыкальными образовательными учреждениями, обмену ИСПОЛНИТЕЛЬСКИМ и педагогическим опытом. · Если у людей в метро или автобусе забрать все книги и гаджеты, многие почувствуют так называемый ИНФОРМАЦИОННЫЙ голод. · ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ географические открытия XV–XVII веков существенно изменили представления о Земле. · Научный руководитель посоветовал аспиранту ДОПОЛНИТЬ список литературы монографиями последних лет. Запишите подобранное слово. 6. Задание Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Вольфганг Амадей Моцарт начал обучаться музыке в раннем детстве и уже в четыре года впервые дебютировал как композитор, сочинив концерт для клавесина с оркестром. Выпишите это слово. 7. Задание В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. · ЕЗДИТ в клуб · окно занавешено ТЮЛЕМ · ОБГРЫЗАННАЯ зайцами кора дерева · с ЧЕТЫРЬМЯ детьми · порванный КЕД Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 8. Задание Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих пунктам АБВГД. 9. Задание Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня.
Запишите номера ответов. 10. Задание Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
Запишите номера ответов. 11. Задание Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
Запишите номера ответов. 12. Задание Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
Запишите номера ответов. 13. Задание Определите предложение, в котором не с выделенным словом пишется слитно. · Я думаю, что мы его найдём, ведь человек (НЕ)ИГОЛКА. · Для участия в олимпиаде мы должны выбрать (НЕ)МЕНЕЕ десяти человек из трёх классов. · По косым дождевым полосам заскользили светлые пятна, но тотчас же исчезли: солнце старалось, но (НЕ)СМОГЛО пробиться сквозь тучи. · Вечером здесь было (НЕ)УЮТНО: фонари светили тускло и улицы были пусты. · Трудно сказать, как рождается любовь, и куда она уходит, и уходит ли вовсе, или люди просто выкидывают её, сами того (НЕ)ЗАМЕЧАЯ. Раскройте скобки и выпишите это слово. 14. Задание Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. · И вот пришла однажды тяжёлая пора: явились ОТКУДА(ТО) иные племена и прогнали прежних (В)ГЛУБЬ леса. · Рисунки известных мастеров графики (ПО)ВСЮДУ в музеях ТАК(ЖЕ) бережно хранятся, как и картины живописцев. · Отстегнув ремни, они надели (ТЕРМО)КОСТЮМЫ, потому что, (НЕ)СМОТРЯ на полдень, было холодно. · (И)ТАК, я очень расстроена: в вашем сочинении (ПОЛНЫМ)ПОЛНО ошибок. · Город (КАК)БУДТО не совсем проснулся, но это лишь казалось: (ТОТ)ЧАС же, как мы повернули на Невский, нас охватил и гул его, и блеск, и жизнь. Раскройте скобки и выпишите эти два слова без пробелов и запятых. 15. Задание Укажите все цифры, на месте которых пишется нн. Профессионально оформле(1)ые отделы Кунгурского краеведческого музея рассказывают о том времени, когда был основа(2) город; уникальные фотоснимки, документы, книги посвяще(3)ы изуче(4)ию ледя(5)ых пещер; кроме того, здесь представле (6)а сувенирная продукция, созда(7)ая руками уральских мастеров. 16. Задание Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.
Запишите номера этих предложений. 17. Задание Расставьте знаки препинания. Весь вчерашний день (1) прошедший в бесконечной суете (2) и всё утро (3) он бегал (4) сломя голову (5) помогая хозяйке. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). 18. Задание Расставьте все недостающие знаки препинания. О маленький, как мышь, Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). 19. Задание Расставьте все знаки препинания. Журналист начал рассказывать историю о том (1) как к известному экстрасенсу пришла немолодая женщина (2) сын (3) которой (4) пропал несколько лет назад (5) когда был ещё ребёнком. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). 20. Задание Расставьте знаки препинания. Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу (1) и (2) если пристально вглядеться (3) то можно было увидеть её тончайшее кристаллическое строение. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). 21. Задание Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. (1) Первое известное название Чёрного моря – Темаринда, что означает «Тёмная пучина». (2) Так его называли тавры – древнейшие жители Крыма. (3) После этого оно носило название Негостеприимное (из-за пиратов), Гостеприимное (в те времена мирные жители обживали берега), а со средних веков – Чёрное (название, близкое к первоначальному). (4) Чёрное море постепенно захватывает сушу – один сантиметр в год. (5) Например, у обрыва Гераклейского полуострова стоял античный храм – сейчас он скрыт в морских глубинах. (6) К концу XXI века уровень Чёрного моря повысится на один – два метра. (7) Разнообразен животный мир морских глубин; рыбы, медузы, мидии, крабы – эти и многие другие обитатели Чёрного моря встречаются здесь в большом количестве. Запишите номера этих предложений. 22. Задание Прочитайте текст и выполните задание. (1) Летом 1940 года ленинградский художник Балашов уехал охотиться и работать на Север. (2) В первой же понравившейся ему деревушке Балашов сошёл со старого речного парохода и поселился в доме сельского учителя. (3) В этой деревушке жила со своим отцом — лесным сторожем — девушка Настя, знаменитая в тех местах кружевница и красавица. (30) Насте отворила дверь жена Балашова, худая женщина в пижаме, с папироской в зубах. (31) Она с недоумением осмотрела Настю и сказала, что Балашов на фронте. (32) Настя узнала, что Балашов был женат. (33) Значит, он обманул её, посмеялся над её любовью. (34) Настя убежала. (35) Она шла в отчаянии по величественному городу, превращённому в вооружённый лагерь, и вышла к Неве. (36) Вот здесь, в этой чёрной воде, должно быть, единственное избавление и от невыносимой обиды, и от любви. (37) Настя поправила тяжёлые косы и поставила ногу на завиток перил. (38) Вдруг кто-то схватил её за руку. (39) Настя обернулась. (40) Позади стоял худой человек с полотёрными щётками под мышкой. (41) Он покачал — (42) В такое время что задумала, дура! Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?
Укажите номера ответов. 23. Задание Какие из перечисленных утверждений являются верными?
Укажите номера ответов. 24. Задание Из предложений 55-57 выпишите контекстные синонимы (синонимическую пару). 25. Задание Прочитайте текст и выполните задание. Среди предложений 1-6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). 26. Задание Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста выше. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. «Мастер художественного слова К.Г. Паустовский использует в тексте многочисленные (А) ________, придающие речи образность и эмоциональность (предложения 22, 29, 74). Передавая противоречивые чувства Насти, которые она испытывала до того, как узнала, что Балашов её не обманывал, автор применяет такую фигуру речи, как (Б) ________ (предложения 23, 36). Настя выучилась на курсах медсестёр и стала искать любимого человека на фронте. Паустовский рассказывает об этих долгих, упорных поисках и о том, как распространялся слух о самоотверженной девушке. Для детализации изображаемого автор употребляет (В) ________ (предложения 53, 57). Для того чтобы подчеркнуть, что все без исключения бойцы вспоминали на фронте своих любимых, в тексте используется синтаксический приём (Г) ________ (предложение 59)». Список терминов:
Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих пунктам АБВГ.
|
||||||
|