Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Устный журнал «Берегите леса России!»



Устный журнал «Берегите леса России!»

Учитель географии, экологии: Брежнева Наталья Геннадьевна

Класс: 6-10

В рамках Российского движения школьников, всероссийской акция

«Я выбираю лес»

Цели мероприятия:

1.Дать детям представление о роли леса в жизни человека;

2. Объяснить причины и последствия лесных пожаров;

3.Сформировать модель поведения в лесу с соблюдением правил пожарной безопасности и умением вести себя при обнаружении очага лесного пожара;

4.Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям, природе, любовь к Родине.

Место проведения: БИЦ

Участники: ученики 6 - 10 классов, учитель  биологии , экологии, лесник, ведущие.

1 ведущий:

Лес способен и лечить, и радовать.                        

Не беречь его - себя обкрадывать.

Богатство лесов береги и храни -                                                                                                    

Тебе благодарными будут они!

2 ведущий:

Мы рубим лес, устраиваем свалки.

Но кто же под защиту всё возьмёт?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Подумайте, а что нас дальше ждёт?

1 ведущий:

Сегодня мы поговорим о том, что значит лес для жителей Земли, о причинах исчезновения лесов и о том, что может сделать каждый для того, чтобы сохранить леса.

2 ведущий:

Знаете ли вы, что лес - уникальная экологическая система. Не зря леса называют легкими планеты. Давно уже перейден рубеж, когда еще можно было отмахиваться от очевидного факта: без лесов на планете не сможет выжить даже сегодняшнее 6-миллиардное население Земли, а что будет завтра, когда население в очередной раз удвоится, а лесов станет в два раза меньше?

    

1 ведущий:

Столетие назад леса покрывали три четверти суши. К настоящему времени осталась четверть, да и из той ежегодно "отпиливается" почти 2%. Только в 1996 г. лес был вырублен на площади около 100 тыс. км2 (что равно территории Исландии) только под сельскохозяйственные культуры. Сколько еще "Исландий" осталось на поверхности суши? И что вместо лесов будет перерабатывать растущие объемы углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу, в кислород, необходимый для жизни всей земной фауне, в том числе и человеку?

2 ведущий:

Россия - самая многолесная страна мира, обладающая почти четвертью всех лесов планеты. Однако во многих центральных и южных регионах России сохранились лишь незначительные остатки бывших когда-то лесов. Во многих регионах большая часть исходных лесов была истреблена в течение нескольких последних столетий и превращена в пашни, сенокосы, пастбища. В результате здесь исчезли или обмелели тысячи ручьев и малых рек, существенно изменился микроклимат, участились засухи и пыльные бури.

1 ведущий:

Леса России - важнейший экологический ресурс. Леса являются не только источником получения древесины и разнообразных лесных продуктов, но и служат экологическим каркасом природных территорий, играют важнейшую роль в регулировании глобальных процессов окружающей природной среды, сохранения климата, водных ресурсов и биологического разнообразия планеты. В ближайшие десятилетия значение российских лесов как возобновляемого ресурса для экономики страны и мира в целом будет существенно возрастать.

2 ведущий:

Исчезновение лесов нередко приводило и к катастрофическим последствиям. Например, засухи в первой половине ХХ века в Поволжье стали причиной голода и гибели многих людей. Миллионы гектаров сельскохозяйственных угодий юга России пострадали тогда от пыльных бурь, уносящих верхний, самый плодородный, слой черноземных почв. В результате исчезновения лесов многие земли были нарушены эрозией и превратились в овраги, практически непригодные для использования в сельском хозяйстве. К началу 90-х гг. в южных регионах европейской части России ежегодно из-за эрозии безвозвратно терялось до 50 тысяч гектаров плодородных сельскохозяйственных земель.

Учитель:

Природа – это одно из самых главных богатств нашей Родины. Одна из частей этой природы – лес. Лес – наше богатство. Мы должны беречь и охранять его.

Ученик. (Ангелина Р.)

Над тихой речкой светлый бор.

Сосна к сосне – как на подбор.

Плеснет волна в реке со дна –

И к солнцу тянется сосна.

                                         Геннадий Панов

Мне повезло родиться в очень живописном месте, в селе, где течёт река с янтарной водой, а по берегу раскинулся живописный ленточный бор.

Ученик 2. (Анна Д.)

Ле́нточные бо́ры — сосновые травяные и травяно-кустарничковые леса, тянущиеся полосами шириной 5—40 км, вдоль рек, по песчаным древнеаллювиальным отложениям.

В основном распространены на юге Западной Сибири в Алтайском крае, Новосибирской области и на севере Казахстана. Крупнейшие боры на рр. Обь, Иртыш, Тобол и притоках. Ленточные боры имеют большое почвозащитное значение, являются естественными лесными заграждениями, сдерживающими песчаные бури, идущие из Казахстана, формируют оптимальный для жизнедеятельности животных и человека микроклимат. Благодаря способности лесов аккумулировать влагу, ленточные боры являются естественным оазисом для обеспечения жизни. Относятся к категории ценных лесов.

Ученик 3. (Даша Г.)

В Алтайском крае находятся основные массивы ленточных боров. Название ленточных боров созвучно с названиями небольших речек, протекающих по ним: Барнаулки, Касмалы, Бурлы, Кулунды.

Ленточные боры Алтайского края уникальны. Из пяти лент, четыре находятся в России, похожая есть в Канаде.

Учитель:

Дорогие ребята! Бывали ли вы когда-нибудь в лесу? Конечно, бывали. Я не могу ошибиться в этом. А знаете ли вы правила поведения в лесу? Сколько леса сгорает ежегодно от неправильного поведения в нем! Ведь правильно гласит известная поговорка: «Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой можно сжечь миллион деревьев».

Ученик: (Яна В.)

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра,

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер,

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег.

Кусты спалил, в зеленый лес вошел.

И, как испуганная стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Лесник: Каковы же правила поведения в лесу?

Ученик : (Лиза Г.)

Разводить костер следует у воды, на открытых лужайках. Покидая костер, его тщательно тушат, заливают водой, чтобы не было тления. Если нет воды, то его засыпают землей, песком.

Учитель: - Ребята, какие правила поведения в лесу вы ещё знаете?

Дети:

- Не надо ломать ветки, нельзя качаться на них.

- Нельзя разорять муравейники и птичьи гнезда.

- Не разжигать костров под деревьями, там, где много сухой травы, где располагаются сухие пни.

- Нельзя рвать охапки цветов. Все равно потом придется выбросить, так как они завянут.

Лесник:

-Лес, как и все живое, требует бережного отношения к себе не только лесничих и ученых, но и всех людей. Особенно страшен для леса пожар. Случайно брошенная спичка, непотушенный  костер – и пошел гулять по лесу огонь. Легче не допустить пожара, чем его потушить.

 Ученик. ( Вика Ш.)

Да, ребята, большой ущерб лесам наносят пожары, в последнее время принявшие периодический характер: ежегодно во многих странах мира выгорают миллионы квадратных километров леса. Одной из причин этого является потепление климата как следствие "парникового эффекта", что приводит к тому, что сухие деревья вспыхивают, как порох, от малейшей искры. В России в 1915 г. пожар, длившийся с мая по октябрь, уничтожил леса от Тобольска до реки Лены. В 1976 году огнем страшного пожара была выжжена седьмая часть Австралийского континента. Летом 2010 года страшные лесные пожары сделали жизнь многих россиян невыносимой- смог заполнил улицы городов, выгорели села, деревни, пострадали жители..

Но бывает так, что и люди наносят вред лесу, природе.

Ученик. (Данил С.)

Замечали, каково состояние самих лесов? Кругом консервные банки, битое стекло, разные железки. Некоторые туристы забывают потушить костер.

Ученик: (Аня З.)

Пожар в лесу чаще всего возникает по вине человека – это и неосторожное обращение с огнем, и непогашенный костер, и брошенная спичка или сигарета, и детская шалость. Иногда причиной возникновения пожара может служить молния, но такие случаи довольно редки.

Ученик: (Паша С.) А как подготовить место для будущего костра? 

Лесник:

Хитрого и сложного ничего нет. Необходимо выбрать место на некотором удалении от деревьев. Площадку под кострище расчистить от травы, лопатой выкопать небольшое углубление. Вокруг кострища оборвать траву в радиусе полуметра - метра. Углубление можно сделать и снятием дерна , при этом вы не повредите верхний плодородный слой земли. Снимаясь со стоянки и затушив костер, этими же кусками дерна нужно прикрыть место бывшего костра.

 Лесник:

Золотое правило номер один: никогда нельзя оставлять костер без присмотра! Не разводите очень высокий костер, если того не требует какая – либо особая необходимость ( сигнальный костер, например). Следите за тем, чтобы костер давал как можно меньше искр, особенно в ветреную погоду. Во время разведения огня при наличии ветра учитывайте его силу и направление, так как улетевшие искры могут вызвать возгорание травы или листьев деревьев. Старайтесь не использовать в виде топлива ветки с сухой листвой (горит, как порох), потому что от костра будут разлетаться не просто искры, а целые тлеющие листья. Запаситесь водой, если поблизости есть водоем, а у вас есть подходящая емкость

Что делать, если все-таки пожар уже возник?

Лесник:

В случае, если вовремя заметили зарождающийся пожар, и очаг возгорания имеет незначительную площадь, вы можете принять решение самостоятельно его локализовать и потушить. Постарайтесь правильно оценить сложившуюся ситуацию. Не переоценивайте свои силы. При наличии поблизости водоема заливайте огонь водой, можно сбивать пламя мокрой материей. Горящую траву можно потушить, используя «веник» из сломанных веток. При этом нужно наносить удары скользящими движениями, как бы подметая, в сторону основного огня. «Веник» надо после каждых нескольких ударов проворачивать в руках, чтобы он сам не загорелся, а его нагревшаяся сторона успевала немного остыть. Оптимальным будет изыскать возможность скорейшего уведомления специальных служб, таковыми могут быть службы МЧС ( телефон « 01»), егеря, лесничие.

Ведущий 1.

Послушаем стихотворение и подумаем, а не было такого с нами?

Ученик:  (Аня Г.)

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

 

Тут сидят и там сидят!

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

 

Мы по берегу пошли

И поляночку нашли,

Но на солнечной полянке

Тут и там – пустые банки,

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло!

 

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли,

Но и здесь до нас сидели:

Жгли костры, бумажки жгли –

Тоже пили, тоже ели,

Насорили и ушли!

 

Мы прошли, конечно, мимо…

- Эй, ребята! – крикнул Дима.-

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода!

Чудный вид! Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали,

Жгли костры, в футбол играли-

Веселились, как могли!

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра

Две размокшие баранки –

Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не найти!

( Дети высказываются по этому вопросу)

Ученик :

 А как поступить, когда покидаешь стоянку?

 Лесник: Уходя со стоянки, костер нужно тщательно затушить, залить водой и присыпать землей. Если снимали дерн, то прикройте кострище кусками дерна. Снимаясь окончательно, убедитесь, что костер погас и не воспламенится через некоторое время после вашего ухода. За собой оставьте порядок.

Ведущий 1: 

Надеемся, что вы хорошо уяснили правила поведения в лесу. Любить природу – значит заботиться о ней.

На магнитной доске заготовки «Правила поведения в лесу» и «Антиправила поведения в лесу». Приглашаю желающий ( 4человека) привести эти правила в порядок.

Ведущий 2:

В завершение для вас песня в исполнении Виктории Б. «А я люблю свою Россию)

До новых встреч!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.