ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
N
| Вопрос
| Правильный ответ
| Комментарий
| №1
| Что Православная Церковь сделала раньше: начала причащаться или написала Евангелия?
| 2. начала причащаться
| Евхаристия стала той основой, на которой строилась христианская Церковь. Ведь в первые десятилетия после смерти и Воскресения Христа у Церкви не было ничего, кроме памяти о Нем: еще не было Евангелия, не было сформировавшегося догматического и нравственного учения. То, что соединяло учеников, что, собственно, и делало их Церковью, была их совместная жизнь во Христе, их память о Спасителе, которая находила свое максимальное выражение в Евхаристии, когда они причащались Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина в воспоминание о Его смерти и Воскресении. Позже появились Евангелия и послания святых апостолов, то есть Священное Писание Нового Завета. Еще позже стали формулироваться христианские догматы, появилась стройная система христианского богословия - все то, без чего Церковь не может существовать. Но первоначальным и основным формообразующим элементом Церкви была именно Евхаристия. епископ Иларион (Алфеев)
| №2
| Первая Литургия (Евхаристия) была совершена Самим Господом на Тайной Вечере, и Спаситель заповедал: «Делайте так в воспоминание обо Мне» (слав.: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лука 23:19). Почему же христиане вскоре нарушили заповедь Господа и перенесли Литургию с вечера (ночи) на утро?
| 3. Церковь, как Богочеловеческий организм, изменяла и развивала обряды с целью более благоговейного и ответственного отношения к Таинствам
| Действительно, Евхаристия – Таинство Тела и Крови Господа – в первые десятилетия христианской истории совершалась Его апостолами и позднейшими христианами «в воспоминание» этого события (Лука 22:19), т. е. в соединении с вечерней трапезой, в завершение которой над преломляемым хлебом и чашей произносились славословия и благодарения. В книге Деяний Апостольских мы читаем: «А все уверовавшие были вместе <...>. И каждый день единодушно пребывали в [Иерусалимском] храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в ликовании и простоте сердца <...> «(2:44, 46). Это было сразу после Пятидесятницы (30 г.). Смотрите также краткое описание евхаристического собрания ап. Павла в Троаде, Малая Азия, ок. 57 г., т. е. почти через три десятилетия после Вознесения Иисуса Христа (Деяния 20:7-12). «В первый же день недели [в ночь с субботы на воскресенье], когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел <...> беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. <...> Преломив хлеб и вкусив, и еще немало побеседовав до зари, отправился в путь» (20:7, 11). Но почти сразу обнаружились нестроения. «Итак, если вы и собираетесь вместе, – это не значит, что вы вкушаете вечерю Господню. Ибо каждый раньше других берет и ест свою собственную пищу, так что один ещё голоден, а другой уже пьян. Разве нет у вас домов, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковью Божией и заставляете стыдиться неимущих? Что скажу вам? Похвалю ли вас? За это не похвалю. <…> Поэтому, кто ест хлеб и пьет чашу Господа недостойно, – тот будет виновен перед Телом и Кровью Господа. Да испытывает же себя человек, и так пусть ест от хлеба и пьет из чаши. Ибо едящий и пьющий ест и пьет в осуждение себе, если не различает Тело [Господа]. Поэтому среди вас много немощных и больных, и немало умерло. <…> Поэтому, братья мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение» (1 Коринфянам 11: 20–22, 27–30, 33–34). Как видим, апостол Павел сурово укоряет христиан богатого города Коринфа. У них происходит следующее. Люди собираются в чьем-то доме на евхаристическое собрание. Сначала, в подражание Тайной Вечери, происходит совместная трапеза: каждый приносит пищу и питие с собой, и их делят по-братски между всеми. Но «новые коринфяне», на своих «600-х колесницах», очевидно, старались прибыть раньше и, чтобы не делиться изысканной пищей и фалернским вином с бедными христианами, добиравшимися на общественном транспорте или пешком, спешили побыстрее все съесть и выпить. При этом часто теряли меру. Поэтому, когда в конце трапезы апостол (епископ) благословлял хлеб и вино и служители («дьяконы») раздавали его возлежащим за трапезой, то многие уже не были в состоянии отличить – где Плоть и Кровь Христовы, а где обыкновенные хлеб и вино (ведь Евхаристия совершалась на том же самом хлебе, никаких особых «просфор» не было, и по внешнему виду их нельзя было различить). А это – кощунство. Поэтому уже ко II веку происходит отделение Евхаристии от вечерней трапезы и перенесение ее на утро. Воспоминание Господа совершается уже ТОЛЬКО евхаристическим хлебом и вином. Ужина перед Евхаристией больше нет. Тогда и происходит радикальное изменение христианского евхаристического богослужения. Хлеб и вино (пища и питие) по-прежнему составляют его сердцевину, но теперь это уже не просто пища и питие. И эти священные хлеб и вино нельзя было спутать с обыкновенными, как это могло происходить за вечерними евхаристическими собраниями ранее.
| №3
| Апостол Павел сказал (1Кор. 11:28-30): «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает». Что значит причащаться «недостойно»?
| 3. не верить в спасительность Таинства
4. не иметь искреннего желания принять Таинства
|
| №4
| Следствием прочтения молитв перед Причастием должно являться:
| 2. чувство недостоинства приступать к Таинству
| Перед Святым Причащением мы должны поститься, вычитывать молитвенное правило и очистить совесть в Таинстве покаяния. Однако даже точное выполнение требований, предъявляемых Церковью к желающему причаститься, не гарантирует нам достойного принятия Христовых Таин. Почему? Потому что, выполняя эти требования, мы часто забываем о цели, для которой они установлены. Господу нужно от нас не скрупулёзное соблюдение поста, формальное чтение канонов и механическое перечисление грехов на исповеди, а сокрушенный дух и смиренное сердце. Если в период подготовки ко Святому Причащению мы не достигли такого духовного состояния, то напрасен наш труд. протоиерей Вячеслав Тулупов Мы должны сознавать, что мы заведомо недостойны и никогда не будем достойны Причастия. Мы не должны думать, что станем достойны, если будем причащаться реже, или что станем достойны, если как-то особым образом подготовимся к Причащению. Мы всегда останемся недостойными. епископ Иларион (Алфеев)
| №5
| Чем является Таинство Евхаристии?
| 4. самой Тайной Вечерей
| Каждая литургия не есть только воспоминание Тайной Вечери, ибо этого недостаточно, и не есть повторение Тайной Вечери, ибо это невозможно. Каждая литургия есть сама Тайная Вечеря. Мы незримо для телесных очей входим в пространство Сионской горницы и из рук Христа приемлем ту самую Чашу, и мы находимся в Царстве будущего века, в котором нет преград между прошлым и будущим. диакон Андрей Кураев
| №6
| Кто не может причащаться в любом случае?
| 1. некрещёный
| Крещение есть Таинство духовного рождения. Крещение есть принятие человека в лоно Церкви, только после него человек может приступать к Церковным Таинствам.
| №7
| Кто является совершителем Таинств?
| 1. Бог
| Совершителем любого Таинства является Сам Бог. Перед началом Литургии диакон говорит священнику: «Время сотворити Господеви» (Пс. 118:126); по-русски — «время Господу действовать», то есть настало время, пришел час, когда действовать будет Сам Бог, а священник и диакон - лишь Его орудия. И в момент преложения Святых Даров священник не действует сам, а только молится, призывая Бога Отца: «и сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего, а еже в чаши сей честную Кровь Христа Твоего». игумен Иларион (Алфеев)
| №8
| Что находится в Чаше после совершения Таинства Евхаристии?
| 2. истинные Тело и Кровь Христовы
| В Таинстве Евхаристии, - в то самое время, когда священнослужитель, призывая Святого Духа на предложенные Дары, благословляет их с молитвой к Богу Отцу: Сотвори хлеб сей честное Тело Христа Твоего, а то, что в чаше, честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым, - хлеб и вино действительно прелагаются в Тело и Кровь наитием Святого Духа. После этого момента, хотя наши глаза видят хлеб и вино на св. трапезе, но в самом существе, невидимо для чувственных очей, это - истинное Тело и истинная Кровь Господа Иисуса Христа, только под «видами» хлеба и вина. Таким образом, освященные Дары 1) не есть только знаки или символы, напоминающие верующим об искуплении, как учил реформат Цвингли, 2) а равно - не одним только Своим «действием и силой» (динамически) присутствует в них Иисус Христос, как учил Кальвин; наконец, 3) присутствует не в смысле только «проницания» как учат Лютеране (признающие соприсутствие Христово «с хлебом, под хлебом, в хлебе»); - но освященные Дары в Таинстве прелагаются в истинное Тело и истинную Кровь Христовы, как сказал Спаситель: Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие (Иоан. 6:55). протопресвитер Михаил Помазанский. <a href="http://azbyka.ru/hristianstvo/dogmaty/pomazansky_dogmatica_1g_24_all.shtml" target="_blank">Православное Догматическое Богословие. Таинство Евхаристии.</a>
| №9
| Какое Таинство в русской традиции предшествует Евхаристии?
| 2. Покаяния
|
| №10
| Без чего невозможно совершение Евхаристии в современной практике?
| 1. антиминса
3. виноградного вина
6. дрожжевого хлеба
8. священника
|
| №11
| Что не положено делать перед Таинством Евхаристии?
| 2. употреблять пищу и питие
| Лекарства едой не являются. Несомненно, нужно отличать лекарства, необходимые для жизни от пищевых добавок и витаминов, т.е. того, от чего вполне можно воздержаться.
| №12
| Запрет причащаться женщинам в период месячного очищения связан с
| 2. дисциплинарной нормой
| Сами по себе физиологические отправления никак не могут препятствовать благодати Божьей. Это хорошо видно из того, что находящуюся при смерти женщину причащают в любом состоянии. Так же не возбраняют причащаться и тем, у кого кровотечение не «обычное», а болезненное, такое кровотечение может длиться долгие годы, и без причащения таких женщин не оставляют. Значит, причина в другом. Правило воздерживаться от Св. Таин в дни очищения носит не онтологический, а дисциплинарный характер. Точно так же не позволяется причащаться и мужчине, если у него было истечение семени. И вообще, от причастника ожидается чистота не только сердечная, то есть душевная, но и телесная. Понятно, почему: этого требует долг благоговения перед Таинством. Вот этим и вызвано обсуждаемое правило, оно учит нас смирению и благоговению перед Святыней. священник Павел Ильинский
| №13
| Кто из святых являлся активным проводником идеи евхаристического возрождения христианской жизни в России в начале ХХ века?
| 3. праведный Иоанн Кронштадтский
| Святой праведный Иоанн Кронштадтский (+1909) служил Литургию ежедневно, даже в дороге, и причащал на службах в своем храме тысячи людей одновременно. В одной из своих проповедей он говорил: «Есть люди, которые только по нужде и необходимости приступают к принятию Святых Таин раз в год. Это тоже нехорошо, потому что исполняют уже свой христианский долг как бы из-под палки, по необходимости... А если Господь есть Истинный Хлеб, то мы должны желать этого Хлеба не только раз в год, но, по возможности, каждый месяц, каждую седмицу, даже каждый день. Почему так? Потому, что это - хлеб насущный для нас, для нашей души, а так как хлеб насущный нужен нам каждый день, то и в небесной пище - в Теле и Крови Христовых, мы нуждаемся каждый день. Поэтому и в молитве Господней мы молимся: хлеб наш насущный даждь нам днесь…»
| №14
| Как часто причащались христиане в первые века?
| 4. за каждой Литургией
|
| №15
| Какая Литургия была введена с целью более частого Причащения?
| 3. Литургия Преждеосвященных Даров
| Древние христиане в своем благочестивом рвении стремились ежедневно приобщаться Святых Таин. Совершаемое на Божественных службах величайшее и страшное Таинство Преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Господа вызывало в их сердцах ни с чем не сравнимое ликование. Однако в земной жизни христианина чувство духовной радости должно чередоваться с принесением покаяния, иначе душе человеческой невозможно очиститься от греха. И в дни Великого поста, в дни плача и покаянных молитв, Церковь дозволяет совершать торжественное принесение Евхаристической Жертвы лишь дважды в неделю, по субботам и воскресеньям. Но древним христианам казалось невыносимым хотя бы несколько дней не причащаться Плоти и Крови Господа, хотя бы на краткий срок разлучиться с Иисусом Сладчайшим. В знак уважения к их пламенному Боголюбию и святому рвению была учреждена <a href="http://azbyka.ru/dictionary/11/liturgiya-all.shtml" target="_blank">Литургия Преждеосвященных Даров</a>, за которой верные приобщались Христовых Таин, преложенных на воскресных служениях. митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)
| №16
| С какого возраста, по традиции Русской Церкви, необходима исповедь перед Причастием?
| 2. 7 лет
| По традиции нашей Церкви ко Святому Причащению без исповеди допускают детей до 7 лет.
| №17
| В Таинстве Евхаристии мы причащаемся:
| 2. Всей Святой Троицы
| В Последовании ко Святому Причащению мы произносим слова молитвы св. Василия Великого: И очисти мя от всякия скверны плоти и духа, и научи мя совершати святыню во страсе Твоем: яко да чистым сведением совести моея, святынь Твоих часть приемля, соединюся святому Телу Твоему и Крови, и имею Тебе во мне живуща и пребывающа, со Отцем, и Святым Твоим Духом.
|
|