N
| Вопрос
| Правильный ответ
| Комментарий
|
№1
| Кто автор этого замечательного свидетельства о древнейшем соборовании?
| 4. Апостол Иаков
| Правильно: Апостол Иаков. Мы читаем об этом в 5-й главе его Послания.
|
№2
| Таинство Соборования называется так, потому что:
| 2. его совершает собор (собрание) священнослужителей
| Правильно: Потому, что это Таинство положено совершать собору (собранию) священнослужителей.
|
№3
| Таинство Соборования не совершается над:
| 3. младенцами
| По традиции, из всех вышеперечисленных категорий людей Соборование не совершается лишь над младенцами.
|
№4
| Во время Таинства Соборования семь раз читаются фрагменты из:
| 2. Апостольских посланий
5. Евангелия
|
|
№5
| Во время соборования мы помазываемся елеем (освященным маслом):
| 5. все равно из чего изготовленным
| Правильный ответ последний. Масло может быть любое, обычно используется то, которое производится в данном регионе.
|
№6
| Собороваться можно:
| 3. сколько угодно
| Правильно: Можно собороваться сколько угодно раз. По древней русской традиции, в дни Великого Поста совершалось соборование для всех желающих. Все же, по самой логике Таинства, к нему не рекомендуется допускать совершенно здоровых людей.
|
№7
| По традиции во время Соборования свечи ставят в сосуд, в котором насыпано зерно. Зерно используется:
| 1. как символ обновления жизни физической и духовной
| Правильный ответ первый. Зерно – лишь символ.
|
№8
| Сегодня при совершении Соборования требуются: елей, зерно. А какие еще два вещества могут использоваться во время Таинства?
| 1. вода
4. вино
| Правильно: вино и вода. В исторической справке о Таинстве Соборования читаем: «Впервые об употреблении воды и вина в Таинстве Святого елея говорят рукописи XII века. Согласно им, при совершении Молитвомаслия в Синайском монастыре в лампаду вливали крещенскую воду и вино. В славянских рукописных Требниках вместе с елеем отмечается употребление вина. В источнике XV века, принадлежащем Софийской библиотеке, читаем о совершении Таинства: «Поставляем бывает посреде столец, покрыт чист, на нем же блюдо с пшеницей, в нем же кандило с вином, аще несть вина, то вода». Таким образом, и вино, и вода имели, по представлению составителей чина Таинства, одинаковые целительные свойства. Сейчас вода в Таинстве Елеосвящения практически не употребляется. Происходит это лишь в тех местах Вселенской Православной Церкви, где вино является редкостью или где традиция употребления воды сохранилась с древних времен» (Справочник православного человека. Таинства Православной Церкви. «Даниловский благовестник», М., 2007.)
|
№9
| В день соборования, чтобы не смыть святой елей:
| 4. всё вышесказанное – предрассудки
| Правильно: Все вышесказанное – предрассудки. Ни с каким другим таинством не связано столько суеверий и предрассудков, как с соборованием. Чего только не услышишь от пожилых прихожанок, мнящих себя знатоками церковного Устава! Говорят, что после соборования поступить в монашество или, оставаясь в миру, исполнять различные обеты, например: не вступать в брак, нельзя мыться, есть мясо, нужно поститься по понедельникам; а главное - что принимать это таинство можно только умирающим. Все это неправда. В день соборования можно мыться, принимать ванну и проч.
|
№10
| Оставшиеся после соборования свечи следует:
| 4. использовать при домашней молитве
| Правильно: Следует обращаться со свечами, как и обычно, то есть использовать их при домашней молитве.
|
№11
| После Соборования нужно причаститься в течение
| 4. нет правил на этот счет
| Правил на этот счет, действительно, нет. Обычай причащаться после соборования – лишь благочестивая практика, но не закон.
|
№12
| Общие соборования в дни поста и соборование всех желающих – это:
| 3. историческая практика, которую можно принимать, но стараться не допускать перегибов
| Верно третье. В книге «Справочник православного человека. Таинства Православной Церкви» («Даниловский благовестник», М., 2007) читаем такую интересную историческую справку: «Совершение Таинства Елеопомазания над здоровыми людьми засвидетельствовано литургическими памятниками начиная с X века. В них говорится, что наряду с больным, над которым совершали Маслособорование, помазывались елеем и его домочадцы. Помимо «попутного» помазания здоровых, в Греческой Церкви совершали Таинство и нарочито над ними. Иерусалимский устав предписывал прохождение чина Елеосвящения в равной мере «здоровому и болящему». Кроме того, что Соборование совершалось над отдельными лицами, производилось общее Маслопомазание в определенные дни года. С XVII века на Руси совершалось общее Елеосвящение над здоровыми во всех соборах и монастырях…»
|