Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира



 

 

1. Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира

1.1. Научный метод

1. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом:

1) определение количественных значений свойств, сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств;

2) активное, целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект;

3) чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира.

€ эксперимент;

€ измерение;

€ наблюдение;

€ моделирование.

 

2. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом:

1) разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо признаком;

2) активное, целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект;

3) процедура мысленного или реального расчленения предмета на составляющие его части и их отдельное изучение.

€ эксперимент;

€ наблюдение;

€ анализ;

€ классификация.

 

3. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом:

1) преднамеренное и целенаправленное изучение объектов, опирающееся на чувственные способности человека;

2) способ активного, целенаправленного исследования объектов в контролируемых и управляемых условиях;

3) способ рассуждения или метод движения от общего к частному.

€ наблюдение;

€ индукция;

€ эксперимент;

€ дедукция.

 

4. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом:

1) отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих свойств и отношений;

2) операция соединения выделенных частей предмета изучения в единое целое;

3) изучение объекта путем создания и исследования его копии, замещающей объект исследования с определенных сторон.

€ абстрагирование;

€ моделирование;

€ синтез;

€ дедукция.

 

5. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом:

1) способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок;

2) отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих свойств и отношений;

3) изучение объекта путем создания и исследования его копии, замещающей объект исследования с определенных сторон.

€ абстрагирование;

€ дедукция;

€ индукция;

€ моделирование.

 

6. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом:

1) преднамеренное и целенаправленное изучение объектов, опирающееся на чувственные способности человека;

2) операция соединения выделенных частей предмета изучения в единое целое;

3) мысленное или реальное расчленение, разложение объекта на составные элементы в целях выявления системных свойств и отношений.

€ эксперимент;

€ синтез;

€ наблюдение;

€ анализ.

 

7. На эмпирическом уровне научного познания …

1) в качестве основных методов применяются абстрагирование и мысленный эксперимент;

2) существенные связи и отношения природных объектов (законы) отображаются в чистом виде через систему соответствующих абстракций;

3) отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами исследования;

4) осуществляются наблюдения и экспериментальная деятельность.

 

8. Метод познания, основывающийся на умозаключении, которое приводит к получению общего вывода на основе частных посылок, называется …

1) анализ;

2) дедукция;

3) индукция;

4) синтез.

 

9. На теоретическом уровне научного познания происходит …

1) первичная систематизация фактов;

2) регистрация, накопление фактов;

3) сбор фактов и информации;

4) объяснение и обобщение фактов.

 

10. Принцип фальсификации в научном познании означает, что …

1) научное знание нельзя опровергнуть;

2) истинность гипотезы необходимо подтвердить на опыте;

3) ученый должен доказать свою гипотезу большим количеством экспериментов, а не пытаться опровергнуть ее;

4) научным может быть только принципиально опровергаемое знание.

 

11. На эмпирическом уровне научного познания происходит …

1) сбор фактов и информации;

2) выдвижение гипотез;

3) предсказание новых явлений в рамках старых теорий;

4) объяснение и обобщение фактов.

 

12*[1]. Выберите верный принцип этики научных исследований:

1) на научное открытие существует право собственности, учёный вправе монопольно распоряжаться им;

2) уже принятые научным сообществом идеи не критикуют;

3) прошлые заслуги всегда принимаются во внимание, если речь идёт о научных доказательствах;

4) на научное открытие не существует право собственности, они являются достоянием всего человечества;

5) полная свобода творчества…

 

13. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом:

1) определение количественных значений свойств, сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств;

2) активное, целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект;

3) чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира.

€ моделирование;

€ измерение;

€ наблюдение;

€ эксперимент.

 

14. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом:

1) отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих свойств и отношений;

2) операция соединения выделенных частей предмета изучения в единое целое;

3) изучение объекта путем создания и исследования его копии, замещающей объект исследования с определенных сторон.

€ моделирование;

€ дедукция;

€ синтез;

€ абстрагирование.

 

15*. Состояние системы в естественных науках может задаваться …

1) значениями измеряемых величин, характеризующих эту систему на данный момент времени;

2) графиками, определяющими взаимозависимость измеряемых величин, характеризующих эту систему;

3) вероятностями, с которыми та или иная величина, характеризующая систему, принимает заданное значение;

4) математическим или словесным описанием взаимного влияния элементов системы.

 

16. Критерием истинности научного знания является принцип …

1) неопределенности;

2) причинности;

3) дополнительности;

4) верификации.

 

17. Объяснение известных фактов и предсказание новых фактов, а также характеризующих их закономерностей - это функции научной(-ого) …

1) проблемы;

2) концепции;

3) теории;

4) метода.

 

18. Согласно одной из классификаций методов познания специальные методы физики являются … методами.

1) философскими;

2) частнонаучными;

3) общенаучными;

4) математическими.

 

19. Верифицируемость, как основной критерий знания, характерна для … познания.

1) ненаучного;

2) научного;           

3) лженаучного;

4) псевдонаучного.

 

20. Открытие закона всемирного тяготения на основании падения всех тел на Землю явилось примером метода ...

1) индукции;

2) дедукции;

3) синтеза;

4) анализа.

 

21. Метод, позволяющий исследовать характерные для оригинала процессы в отсутствие самого оригинала, называется ...

1) моделированием;

2) абстрагированием;

3) дедукцией;

4) индукцией.

 

22. Среди эмпирических методов познания наблюдению отводится основополагающая роль в ...

1) астрономии;

2) экологии;

3) биологии;

4) генетике.

 

23. Укажите операцию, относящуюся к эмпирическому уровню научного познания.

1) систематизация фактов;

2) идеализация;

3) абстрагирование;

4) логическое доказательство.

 

24. На эмпирическом уровне научного познания осуществляется ...

1) приведение полученных данных в стройную систему и создание из них научной картины мира;

2) объяснение причины явлений;

3) раскрытие и обоснование наиболее глубоких и существенных сторон изучаемых явлений;

4) сбор необходимых фактов об изучаемом объекте.

 

25. Научному факту соответствует ...

1) знание, достоверность которого доказана;

2) любое явление природы;

3) единичное событие;

4) любой фрагмент действительности.

 

26. Принцип дополнительности, впервые сформулированный применительно к квантово-механическим явлениям, имеет также расширенную трактовку как общенаучного метода познания, а именно:

1) измерение и эксперимент - взаимоисключающие, но в равной степени необходимые методы научного познания;

2) наука и религия в равной мере отражают познание человеком реального мира и, тем самым, дополняют и развивают друг друга;

3) всякое истинное явление природы не может быть определено однозначно с помощью слов нашего языка и требует для своего определения, по крайней мере, двух взаимоисключающих дополнительных понятий;

4) существование человека-наблюдателя обусловлено закономерностями Вселенной и значениями мировых констант, а Вселенная устроена таким образом, чтобы на определенном этапе её развития в ней появился наблюдатель.

 

27*. На теоретическом уровне научного познания осуществляется ...

1) сбор необходимых фактов об изучаемом объекте;

2) описание, фиксация результатов наблюдения и эксперимента с помощью таблиц, схем, диаграмм;

3) раскрытие и обоснование наиболее глубоких и существенных сторон изучаемых явлений;

4) определённая классификация научных фактов, статистических данных.

 

28. Для механики, изучающей перемещение тел в пространстве, безразличны молекулярно-кинетические свойства тел. При этом используется метод ...

1) дедукции;

2) наблюдения;

3) абстрагирования;

4) моделирования.

 

29. Критерием истины эксперимента является...

1) воспроизводимость;

2) связь с теорией;

3) эмпирический характер;

4) соответствие целям экспериментатора.

 

30. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом:

1) разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким–либо признаком;

2) отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих свойств и отношений;

3) метод замещения изучаемого объекта подобным ему по ряду интересующих исследователя свойств и характеристик.

моделирование;

дедукция;

абстрагирование;

классификация.

 

31. Активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект соответствует эмпирическому методу познания, название которого - …

1) наблюдение;

2) описание;

3) эксперимент;

4) измерение.

 

32. В теоретическом исследовании …

1) законы, управляющие природными процессами, изучаются по их проявлению в непосредственно наблюдаемых эффектах;

2) в качестве основных методов применяется реальный эксперимент и реальное наблюдение;

3) применяется метод абстрагирования и мысленный эксперимент с идеализированными объектами;

4) возможно фиксирование только внешних общих признаков объектов и явлений, а их существенные внутренние признаки можно только угадать.

 


[1] Вопросы, отмеченные *, предполагают два правильных ответа.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.