|
|||
Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира
1. Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира 1.1. Научный метод 1. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом: 1) определение количественных значений свойств, сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств; 2) активное, целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект; 3) чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира. эксперимент; измерение; наблюдение; моделирование.
2. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом: 1) разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо признаком; 2) активное, целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект; 3) процедура мысленного или реального расчленения предмета на составляющие его части и их отдельное изучение. эксперимент; наблюдение; анализ; классификация.
3. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом: 1) преднамеренное и целенаправленное изучение объектов, опирающееся на чувственные способности человека; 2) способ активного, целенаправленного исследования объектов в контролируемых и управляемых условиях; 3) способ рассуждения или метод движения от общего к частному. наблюдение; индукция; эксперимент; дедукция.
4. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом: 1) отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих свойств и отношений; 2) операция соединения выделенных частей предмета изучения в единое целое; 3) изучение объекта путем создания и исследования его копии, замещающей объект исследования с определенных сторон. абстрагирование; моделирование; синтез; дедукция.
5. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом: 1) способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок; 2) отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих свойств и отношений; 3) изучение объекта путем создания и исследования его копии, замещающей объект исследования с определенных сторон. абстрагирование; дедукция; индукция; моделирование.
6. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом: 1) преднамеренное и целенаправленное изучение объектов, опирающееся на чувственные способности человека; 2) операция соединения выделенных частей предмета изучения в единое целое; 3) мысленное или реальное расчленение, разложение объекта на составные элементы в целях выявления системных свойств и отношений. эксперимент; синтез; наблюдение; анализ.
7. На эмпирическом уровне научного познания … 1) в качестве основных методов применяются абстрагирование и мысленный эксперимент; 2) существенные связи и отношения природных объектов (законы) отображаются в чистом виде через систему соответствующих абстракций; 3) отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами исследования; 4) осуществляются наблюдения и экспериментальная деятельность.
8. Метод познания, основывающийся на умозаключении, которое приводит к получению общего вывода на основе частных посылок, называется … 1) анализ; 2) дедукция; 3) индукция; 4) синтез.
9. На теоретическом уровне научного познания происходит … 1) первичная систематизация фактов; 2) регистрация, накопление фактов; 3) сбор фактов и информации; 4) объяснение и обобщение фактов.
10. Принцип фальсификации в научном познании означает, что … 1) научное знание нельзя опровергнуть; 2) истинность гипотезы необходимо подтвердить на опыте; 3) ученый должен доказать свою гипотезу большим количеством экспериментов, а не пытаться опровергнуть ее; 4) научным может быть только принципиально опровергаемое знание.
11. На эмпирическом уровне научного познания происходит … 1) сбор фактов и информации; 2) выдвижение гипотез; 3) предсказание новых явлений в рамках старых теорий; 4) объяснение и обобщение фактов.
12*[1]. Выберите верный принцип этики научных исследований: 1) на научное открытие существует право собственности, учёный вправе монопольно распоряжаться им; 2) уже принятые научным сообществом идеи не критикуют; 3) прошлые заслуги всегда принимаются во внимание, если речь идёт о научных доказательствах; 4) на научное открытие не существует право собственности, они являются достоянием всего человечества; 5) полная свобода творчества…
13. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом: 1) определение количественных значений свойств, сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств; 2) активное, целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект; 3) чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира. моделирование; измерение; наблюдение; эксперимент.
14. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом: 1) отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих свойств и отношений; 2) операция соединения выделенных частей предмета изучения в единое целое; 3) изучение объекта путем создания и исследования его копии, замещающей объект исследования с определенных сторон. моделирование; дедукция; синтез; абстрагирование.
15*. Состояние системы в естественных науках может задаваться … 1) значениями измеряемых величин, характеризующих эту систему на данный момент времени; 2) графиками, определяющими взаимозависимость измеряемых величин, характеризующих эту систему; 3) вероятностями, с которыми та или иная величина, характеризующая систему, принимает заданное значение; 4) математическим или словесным описанием взаимного влияния элементов системы.
16. Критерием истинности научного знания является принцип … 1) неопределенности; 2) причинности; 3) дополнительности; 4) верификации.
17. Объяснение известных фактов и предсказание новых фактов, а также характеризующих их закономерностей - это функции научной(-ого) … 1) проблемы; 2) концепции; 3) теории; 4) метода.
18. Согласно одной из классификаций методов познания специальные методы физики являются … методами. 1) философскими; 2) частнонаучными; 3) общенаучными; 4) математическими.
19. Верифицируемость, как основной критерий знания, характерна для … познания. 1) ненаучного; 2) научного; 3) лженаучного; 4) псевдонаучного.
20. Открытие закона всемирного тяготения на основании падения всех тел на Землю явилось примером метода ... 1) индукции; 2) дедукции; 3) синтеза; 4) анализа.
21. Метод, позволяющий исследовать характерные для оригинала процессы в отсутствие самого оригинала, называется ... 1) моделированием; 2) абстрагированием; 3) дедукцией; 4) индукцией.
22. Среди эмпирических методов познания наблюдению отводится основополагающая роль в ... 1) астрономии; 2) экологии; 3) биологии; 4) генетике.
23. Укажите операцию, относящуюся к эмпирическому уровню научного познания. 1) систематизация фактов; 2) идеализация; 3) абстрагирование; 4) логическое доказательство.
24. На эмпирическом уровне научного познания осуществляется ... 1) приведение полученных данных в стройную систему и создание из них научной картины мира; 2) объяснение причины явлений; 3) раскрытие и обоснование наиболее глубоких и существенных сторон изучаемых явлений; 4) сбор необходимых фактов об изучаемом объекте.
25. Научному факту соответствует ... 1) знание, достоверность которого доказана; 2) любое явление природы; 3) единичное событие; 4) любой фрагмент действительности.
26. Принцип дополнительности, впервые сформулированный применительно к квантово-механическим явлениям, имеет также расширенную трактовку как общенаучного метода познания, а именно: 1) измерение и эксперимент - взаимоисключающие, но в равной степени необходимые методы научного познания; 2) наука и религия в равной мере отражают познание человеком реального мира и, тем самым, дополняют и развивают друг друга; 3) всякое истинное явление природы не может быть определено однозначно с помощью слов нашего языка и требует для своего определения, по крайней мере, двух взаимоисключающих дополнительных понятий; 4) существование человека-наблюдателя обусловлено закономерностями Вселенной и значениями мировых констант, а Вселенная устроена таким образом, чтобы на определенном этапе её развития в ней появился наблюдатель.
27*. На теоретическом уровне научного познания осуществляется ... 1) сбор необходимых фактов об изучаемом объекте; 2) описание, фиксация результатов наблюдения и эксперимента с помощью таблиц, схем, диаграмм; 3) раскрытие и обоснование наиболее глубоких и существенных сторон изучаемых явлений; 4) определённая классификация научных фактов, статистических данных.
28. Для механики, изучающей перемещение тел в пространстве, безразличны молекулярно-кинетические свойства тел. При этом используется метод ... 1) дедукции; 2) наблюдения; 3) абстрагирования; 4) моделирования.
29. Критерием истины эксперимента является... 1) воспроизводимость; 2) связь с теорией; 3) эмпирический характер; 4) соответствие целям экспериментатора.
30. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом: 1) разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким–либо признаком; 2) отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих свойств и отношений; 3) метод замещения изучаемого объекта подобным ему по ряду интересующих исследователя свойств и характеристик. моделирование; дедукция; абстрагирование; классификация.
31. Активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект соответствует эмпирическому методу познания, название которого - … 1) наблюдение; 2) описание; 3) эксперимент; 4) измерение.
32. В теоретическом исследовании … 1) законы, управляющие природными процессами, изучаются по их проявлению в непосредственно наблюдаемых эффектах; 2) в качестве основных методов применяется реальный эксперимент и реальное наблюдение; 3) применяется метод абстрагирования и мысленный эксперимент с идеализированными объектами; 4) возможно фиксирование только внешних общих признаков объектов и явлений, а их существенные внутренние признаки можно только угадать.
[1] Вопросы, отмеченные *, предполагают два правильных ответа.
|
|||
|