![]()
|
|||
Структура перспективного плана воспитательной работыСтруктура перспективного плана воспитательной работы Раздел I. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с анализом уровня образованности школьников и состояния воспитательной работы за предыдущий период. Раздел II. Организационные педагогические задачи Раздел III. Основные направления и содержание работы с учащимися. Раздел IV. Взаимодействие с учителями-предметниками. Раздел V. Работа с родителями и общественными организациями. Основное содержание разделов плана Раздел I. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с анализом уровня образованности школьников, состояние воспитательной работы за предыдущий период. 1 вариант: а) состав класса (общие сведения, возрастной и половой состав, краткие сведения семейного влияния и авторитета родителей); б) уровень развития учащихся (здоровье, нравственность, способности); в) общение в классе (отношение друг к другу, к учителям); г) актив класса (состав, авторитет, выборный или фактический, инициативность, самостоятельность и т.д.); д) выделение групп как одаренных, так и "педагогически запущенных" детей. 2 вариант: а) состав класса (общие сведения, возрастной и половой состав, краткие сведения семейного влияния и авторитета родителей); б) "Учение" или отношение к учебной деятельности (познавательный уровень, общее развитие, особенности мышления, работоспособность, уровень усвоения программного материала на уроках, интересы, познавательная активность, количество учащихся, имеющих "2", "5", с одной "3" и т.д.; возможность улучшения успеваемости в перспективе причины по лучения "2''); в) "Общение" или микроклимат в коллективе (есть ли в классе актив, выборный или фактический его авторитет, его инициативность, самостоятельность, взаимоотношение учащихся друг с другом, с учителями); г) "Здоровье" (уровень физического развития, психолого-физиологическое состояние детей и т.п.): д) "Досуг" (формы и содержание проведения досуга с учащимися, соответствие их интересам, склонностям и способностям); е) "Образ жизни" (краткая характеристика социально-бытовых условий, отношение к материальным и духовным ценности жизни, его гражданская позиция). Раздел II. Организационно-педагогические задачи Необходимо предусмотреть как перспективные, так и текущие задачи, исходя из перспективной (идеальной) цели - формирование гармонической, всесторонне развитой личности, и реальной - дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные - возможности семьи, школы, общества, государственной власти. При выдвижении задач следует учитывать следующие материалы: а) государственные и правительственные документы об образовании; б) уровень развития учащихся класса; в) выводы из анализа состояния воспитательной работы за предыдущий год. Раздел III. Основные направления и содержание работы с учащимися (на примере 5 -6 классов) Исходя из того, что основными составляющими личности школьника являются здоровье, нравственность, способности, следует выделить следующие направления работы классного руководителя: "Здоровье". "Общение". "Учение", "Досуг", "Образ жизни". Естественно, для каждой возрастной группы цели, задачи, формы и методы работы по этим направлениям будут несколько отличаться, в итоге ведя к совершенствованию личности ребенка, его развитию и саморазвитию. Направление I. "Здоровье" По этому направлению необходимо проводить беседы о значении физической культуры, спорта, туризма в жизни, труде и защите Отечества, знакомить с санитарно-гигиеническими правилами о соблюдении режима дня, питания и сна, правил личной гигиены и общественной санитарии; практиковать упражнения, соревнования, походы и экскурсии, в которых принимают участие учащиеся как внутри школы, так и вне её. Совместно с родителями необходимо выработать оптимальный для данного ученика режим жизни и работы дома в соответствии с его индивидуальными особенностями, состоянием здоровья, количеством требующегося для него сна и отдыха. Показателями могут быть результаты обследования учащихся школьным врачом и наблюдения родителей. Направление II . "Общение" Основными формами и методами по этому направлению могут быть: беседы о культуре общения, культуре поведения, соблюдению норм элементарной нравственности во взаимоотношениях; просмотр спектаклей, кино и телепередач с последующим обсуждением; упражнения, деловые игры, тренинг по общению учащихся друг с другом, общению с учителями и родителями, поведению в общественных местах. Показателями здесь могут служить отношения учащихся к своим сверстникам, педагогам, домашнему очагу, семье, родной земле. Направление III . "Учение" Включает: изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий и наблюдений за детьми; совместную работу с "малым педсоветом" (общение с учителями-предметниками, завучем); организация консультативной помощи отдельным учащимся по предметам; проведение совместно с другими учителями внеклассных мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы учащихся; выработка совместной стратегии и тактики помощи ребенку со стороны семьи; организация самообслуживания, учебной работы класса. Направление IV . "Досуг" Может включать, выявление индивидуальных интересов детей, помощь в выборе кружков, спортивных секций, клубов, расширение познавательного интереса, кругозора класса (экскурсии, литературные, исторические, географические, математические, физические, спортивные и др. вечера, встречи, конкурсы, посещение кино и театров); помощь детям в общественной работе, в возможности зарабатывать деньги на личные и общественные (школьные) нужды; организация коллективной творческой деятельности класса, совместного отдыха на природе; обеспечение детям, не имеющих успехов в учебе, авторитета перед классом и другими учителями за счет демонстраций их достижений в другой сфере. Направление V "Образ жизни" Включает следующие примерные виды деятельности: знакомство с условиями жизни ребенка в семье, с режимом дня школьника, изучение особенностей его отношений с родителями; фиксирует наиболее авторитетных для ребенка членов семьи и устанавливает с ними рабочий (деловой) контакт. Это создает предпосылки для тактичной корректировки негативных явлений, для серьезной разъяснительной работы, а если необходимо, то и подключение компетентных лиц и организаций с целью оказания различной помощи или защиты прав ребенка. Классному руководителю целесообразно вместе с ребятами позаботиться о красивой, уютной обстановке, вместе подумать о стиле классной комнаты (кабинета), наладить самообслуживание и дежурство. Кроме того, необходимо использовать беседы с детьми о здоровом образе жизни, о ценностях подлинных и мнимых, организовывать дискуссии о назначении этикета, его роли в жизни общества и во взаимоотношениях человека с другими людьми Раздел IV. Взаимодействие с учителями-предметниками Включает целевые посещения занятий; организацию индивидуальной работы с учащимися, учителями-предметниками: организацию малых педагогических советов с целью выработки стратегии и тактики работы с одаренными детьми и запущенными в педагогическом отношении учащимися, так называемыми "трудными", обсуждение характеристик и т.д.
Раздел V. Работа с родителями и общественными организациями Может включать следующее: выбор различных форм работы с родителями, определение тем родительских собраний и сроков проведения, возможности посещения семей с предварительным их согласованием в сроках и необходимости, проведение консультаций по вопросам воспитания и обучения, развитая школьников, родительских собраний, вечеров, "дней открытых дверей", координацию усилий родителей, общественных и государственных учреждений в воспитании.
|
|||
|