Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Оптина и интеллигенция



Оптина и интеллигенция

Славе Оптиной пустыни способствовал то обстоятельство, что в эту обитель потянулась российская интеллигенция, ища ответы на «проклятые» вопросы современности. И. В. Киреевский был первым писателем, обращавшимся к старцу. Если же мы вспомним Гоголя, Достоевского, Л. К. Толстого, К. Леонтьева, В. Соловьева, Л. Толстого, С. Нилуса, Е. Поселянина, М. Пришвина, А. Ахматову, то поймем, что какое значение имело старчество для оплодотворения творческого русского духа.

Однажды в одной из своих статей В. Кожинов предложил читателям провести нечто вроде эксперимента:

«Посмотрите на карту Европейской России и найдите на ней какую-либо точку в трехстах пятидесяти километрах к Югу от Москвы. Ну, скажем, селение Богодухово на реке Неручь (приток Зуши, впадающей в Оку). Если взять его в качестве центра центра некоего круга с радиусом 150-200 километров, окажется, что эта совсем малая часть нашей страны (всего каких-нибудь три процента площади Европейской России!) породило поистине великую плеяду художников слова, имена которых: Тютчев, Кольцов, А. К. Толстой, Тургенев, Полонский, Фет, Никитин, Л. Толстой, Лесков, Бунин, Есенин...»

Позднее В. Криволапов в очерке «Оптина пустынь» развил эту мысль:

«...дополним это интересное наблюдение ...внутри той же самой окружности (быть может, несколько большего диаметра) окажутся все «старческие» обители, за исключением Саровской пустыни. Случайное совпадение?...»

Вопрос автора очерка, конечно, риторический.

Сегодня в России происходит трудный процесс духовного возрождения. Восстанавливаются тысячи храмов и сотни монастырей. Возродится ли старчество, ведомо лишь Господу. А нам всем осталось великое духовное наследие, достойными которого мы обязаны быть. И еще: осталась, как завет, молитва Оптинских старцев:

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какия бы я ни получил известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами.

Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

Материал подготовлен к публикации М.А.Голубом.

***

Свято-Введенская Оптина пустынь — действующий мужской монастырь. Основан ок. XV в. близ Козельска, на правом берегу р. Жиздры. В начале XIX века стал центром возрождавшегося в России старчества. В 1996 году 13 великих оптинских старцев причислены к лику святых. Прп. (преподобный, то есть в высшей степени подобный Богу, так традиционно называют монахов, причисленных к лику святых) Амвросий Оптинский был канонизирован ещё раньше, в 1988 году.

Эсхатология (греч.) — учение о конечных судьбах мира и человека, опирающееся на общехристианское учение о втором пришествии Иисуса Христа, Страшном Суде и конце света.

Епитимья (греч.) — церковное наказание, налагаемое духовником на раскаявшегося грешника (усиленный пост, милостыня, продолжительная молитва и т. п.).

С первых веков Церкви установлено три степени священства: епископ, священник, диакон. Первый совершает все семь христианских таинств (причащение, крещение, священство, покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение), второй — все, кроме рукоположения (священства); третий — лишь помогает при совершении таинств. По мере усложнения церковной иерархии возникли различные виды епископского служения: архиепископ, митрополит, патриарх — все они относятся к архиереям.

Схима — высшая степень монашества; отличается принятием более суровых обетов; как правило, сопровождается сменой имени.

Иисусова молитва — одна из основных христианских молитв. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного (грешную)!» Краткая форма: «Господи, помилуй!»

Юродство — особый вид христианского подвига. Аскетическое попрание тщеславия; внешне выражается в притворном безумии или безнравственности с целью поношения от людей. Почти все юродивые обладали пророческим даром. Прозрение духовных очей является наградой за попрание человеческого разума подобно тому, как дар исцелений почти всегда связан с аскезой тела, с властью над материей собственной плоти.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.