Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Периодизация



Периодизация

 

Веды (санскр. «знание»); несколько разделов мифоритуальной литературы. Самый известный раздел – «Ригведа», мифологическая история бытия, демиургическая деятельность и генеалогия индуистских божеств. «Самаведа» - описание и пояснение ритуальных действий. «Аджурведа» - подробный регламент самих религиозных действий. «Атхарланведа» - для жрецов-священнослужителей.

Социальные страты индуистского общества – т.н. касты. Но более ёмким является разделение на варны, своего рода проекция космического устройства на общественное. Например, голова и уста – варна брахманов. Управленческое начало, деятельность, войны (руки) – кшатрии. Создающие – вайшьи. Обслуживание основных варн – варна шудр. Также присутствует деклассированное сословие, подчёркивающее превосходство основных варн (неприкасаемые).

Пантеон богов венчает т.н. Тримурти (троица): Брахма, Вишну и Шива. Но если Брахма – некая надсущность, то Вишну и Шива имеют большее влияние на общество. У них есть женские проекции в виде их спутниц (жён).

С развитием общества появилась тенденция к снижению роли брахманов. Как и в Европе эпохи Реформации, возникло стремление «убрать посредника» между богами и людьми. Как следствие подобных веяний, появился буддизм.

Само слово «Будда» не является именем, оно означает «просветлённый знанием», состояние, которого человек способен достичь при определённом образе жизни (сангха), соответствующих учению Дхармы. Эти понятия - «три величайших драгоценности» буддизма.

Достигавших состояния будды немного, наиболее известным из них является Сиддхартха Гаутама («мудрец из рода Шакьев» - Шакьямуни). Нет точных данных о времени жизни Гаутамы, соответственно, нет точных данных о времени происхождения буддизма Официальная хронология гласит, что он жил в 623-544 гг. Также в литературе часто встречается дата 564-483 гг. (560-480). Современный российский буддолог Е.В. Торченов датировал годы жизни Гаутамы с 480 по 400 гг. («Религии мира: опыт запредельного» и «Введение в буддологию»). Символом жизненного пути Гаутамы является дерево бодхи, под которым он достиг просветления. Просветление заключалось в познании четырёх благородных истин.

1. Дукха: вся человеческая жизнь есть непрерывная цепь страданий

2. Самудая: причина этих страданий не за пределами, а в самом человеке (а точнее, в склонности человека реагировать на окружающий мир; эмоции аффекты). Нет таких потребностей, которые мы способны исчерпывающе удовлетворить

3. Неродха: избавиться от страданий можно, избавившись от потребностей

4. Магха: путь избавления от страданий, состоящий из 8 частей:

a. Намерение

b. Мысль

c. Речь

d. Понимание

e. Усилие

f. Действие

g. Образ жизни

h. Сосредоточение

Имплицитные понятия, присутствующие в «благородных истинах»:

Дхарма – во-первых, само учение Будды, учение просветления. Во-вторых, состояние души человека. В-третьих, «сгущение психофизической энергии», составляющие бытия (вроде света).

Различие в трактовках буддизма и его распада на ответвления состоит во взгляде на мир (мир-реальность, либо мир-иллюзия), но в обоих случаях он не несёт для человека ничего хорошего.

Карма – своего рода привязка к бытию, в отличие от индуизма, зависит от самого человека. При следовании дхарме, освобождаешься от привязанности к миру, достигаешь состояния спокойствия.

Буддизм не отвергает пантеонов, он лишь отторгает наличие единственно правильного божества. Другие же боги являются воплощениями конкретного состояния человека в конкретный момент и могут способствовать его освобождению.

Трипитака (Типитака) – «три корзины мудрости», священный текст буддизма. Состоит из трёх частей:

· Винайяпитака – регламент того, как себя вести в разных областях жизни

· Суттапитака – собственно учение Будды

· Абхидхармапитака – своего рода, философские эссе на тему учения Будды

Ещё при жизни Гаутамы возникают два типа его последователей: приверженцы интеллектуального подхода, осмысливающие учение, и упрощающие заветы учителя. От первой группы произошло течение тхеравада (также хинаяна – «узкая ось», прозвище, данное махаянистами), от вторых – махаяна («широкая ось»). «Праджня Парамитта Сутта» («Наставление мудрости») – основной текст махаянистов, заветы Будды в упрощённом виде с добавлением притч и жизненных примеров. Соответственно, и идеальное состояние нирваны (избавления от страданий) не описывается аллегориями и сравнениями, как у тхеравадинов, а вводятся дополнительные понятия, такие, как субхавати – рай, блаженная земля, которой можно достичь, следуя дхарме. Отдельная книга махаянистов, «Субхавати Вьюха», описывает эту блаженную землю. Также в центральной Азии существует институт лам – священнослужителей, принимающих прихожан, что также претит учению тхеравадистов. В тхераваде приемлемым считается монашество. Также существует состояние архата – практически полное спасение – и бодхисатв, живых примеров для подражания.

В дальнейшем некоторые буддисты покидают Индию по причине гонений со стороны брахманов. Начинается распространение учения по Азии на восток. В I в. н.э. буддизм приходит в Китай, где, адаптируясь, становится чань-буддизмом и быстро приживается. Так, например, для китайской культуры существует понятие «три пути» - конфуцианство, даосизм и буддизм. В Японии также появляются адаптированные версии буддизма: рёбусинто – синтоизм, затронутый буддизмом; а также дзэн-буддизм. XIII в. – буддизм приходит в Монголию, а впоследствии затрагивает отдельные регионы России. Сегодня в России существует одна из самых сильных школ буддологии.

В современную эпоху в России появился т.н. необуддизм – западная, отчасти прикладная трактовка буддизма, пришедшая уже не из пределов традиционного распространения.

19. Феномен новых религиозных движений

Новые религиозные движения

       Само понятие НРД является калькой с англ. New Religious Movements (с 1970-х гг.). Означает некие новообразования в религиозной сфере в период после II Мировой войны, которые весьма заметно отличатся от исторически сложившихся мировых и национальных религий и трудно поддаются идентификации.

       НРД иногда называют альтернативными религиями, религиями нового века, молодёжными культами, неокультами, деструктивными культами, часто даже тоталитарными сектами. Некоторые предпочитают понятие «нетрадиционные религии», но в связи с тем, что оно перегружено оценочностью, лучше применять его исключительно классификационно (применительно к обозримому прошлому, отличая хронологически и топографически).

       Хронология НРД

       В существующих трактовках характерно «удлинение» истории НРД до XIX в., включая сюда и движения, имеющие конфессиональную природу. Также сюда пытались включить различные мистические / оккультные движения начала XX в.       Некоторые относят появление первых НРД к периоду между двух мировых войн; такие новообразования, как последователи Гурджиева (теософия). Появились персоны, группировавшие вокруг себя учеников-последователей. Но по-настоящему можно говорить о появлении НРД в середине XX века.

       НРД не имеют длительности существования в культуре какого-л. народа. Их можно различать лишь по месту возникновения (в России, либо за рубежом). У нас первые НРД появляются в 1970-е гг., собственного происхождения же (автохтонные) – в 80-х гг.

       Критерии НРД

Хронологический (возникают в середине XX в., оформляются к 1960-м гг. «Динозавры» - Церковь Объединения Сан Мьян Муна и саентологи)

Внеконфессиональное происхождение

Харизматическое лидерство (не исключительная особенность НРД, но в отличие от традиционных конфессий, в НРД харизматики являются основателями и почти все ещё живы)

Ротация членского состава (отсюда сложность изучения и осмысления явлений религиоведами)

НРД – эклектика (для последователей строгость не имеет значения, потому что доктрина НРД живёт здесь и сейчас так, как её мыслит основатель, за исключением тех движений, которые уже утратили лидеров – например, Рон Хаббард. Эклектика – сила НРД, т.к. они становятся открытыми и доступными для всех, обеспечивается притягательность)

       Относительная структура (аудиторные, клиентские варианты, культовые движения и т.п.)

Т.н. альтернативные НРД предлагают практики усовершенствования отдельных сторон жизни, «не противоречь существующим религиям, а просто обратись к себе».

«спасающие» группы, предлагающие полную перемену жизни и обретение нового качества бытия.

реформистские группы, которые стараются достичь цели социального переустройства, но не делают это радикально.

радикальные группы предлагают обособиться от «большого» мира, создав свой собственный (Церковь Последнего Завета С. Торопа - Виссариона).

       Модели возникновения НРД

Психопатологическая (откровения, увлечение личным примером лидера)

Предпринимательская (найдя для себя приемлемый способ объяснения собственной жизни (а иногда просто выдумав), основатели НРД разрабатывают «продукт» - методику, которая выходит на рынок религиозных и духовных услуг)

Социальная (консолидация людей в НРД на основе депривации – общей обделённости)

Модель нормализованного откровения (основатели-лидеры предъявляют своим последователям объяснение окружающего мира и помощь в поиске своего места в нём)

Классификация НРД

Квазихристианские (апеллирующие отдельными образами и идеями христианства)

Квазивосточные

Сайентистские (акцент на паранаучном знании)

Синкретические культы (синтез древних и новообразованных культов, напр., афрохристианские)

В последние 15 лет уже не наблюдается бурного роста количества НРД. Но если эта модель религиозного объединения изживает себя, то нужно ожидать чего-то нового.

20. Религиозная ситуация в современном российском обществе

Религия в России

 

Не менее 70 религиозных направлений (некоторые из них конфессиональные). Не существует государственного учета последователей+нет списочных составов последователей, в лучшем случае просто состав учредителей.

Не менее 70% говорят о своей религиозности, 15 — индифферентны, 15% - антирелигиозны. Колеблющиеся — верующие. Из 70 % - от 60 до 80(75) из них — отожествляют себя с православием. Из них треть — этнокультурная маркировка, без религиозных смыслов. Не меньше 50% - индикаторы, которые соответствуют регулярность общения с религиозными лицами, молитвенное сопровождение актов жизнедеятельности, посты, чтение Библии и проч и проч. Практикующих православных такием образом от 2 до 4%. Остальные — праздничные православные, захожане.

 

Количественные характеристики религиозности:

Организаций много, и они очень разные:

 

РПЦ Московский патриархат(МП) — 13 300 религиозных организаций в том числе 59 образовательных учреждений, 429 монастыря, всего монастырей 780, 200 разных других учреждений. Всего более 30 000 приходов(больше половины находится за пределами РФ): 8 000 на Украине.

 

Государственная православная автономная церковь

Русская православная церковь за границей(1927 — порвала отношения с РПЦ,

Истинно православная церковь(ИПЦ)

Российская православная свободная церковь(вышла из юрисдикции московского патриархата)

Украинская(Филарет) — конкурирует с приходами Московского патриархата

Древля православная церковь (80 организаций)

Поморская церковь(ок 40)

Федосеевское согласие(3)

 

Римская католическая церковь — Российская репархия(юрисдикция Ватикана)(220 организаций католиков латинского обряда)

Католики греческого обряда(православные, которые приняли юрисдикцию Рима(5))

Армянская церковь

Лютеране(2 объединения — Евангелическая лютеранская церковь России(140) и Лютеранская церковь Ингрии(40))

Протестанты: (евангельские христиане-баптисты ЕХБ(850), евангельские христиане(660), пятидесятники: христине веры евангельской-пятидесятники ХВЕБ 1300, христиане евангельской веры ХЕБ(), церкви полного Евангелие(50), евангельские христиане в духе апостолов(30), адвентисты седьмого дня(600), Новоапостольская церковь(60), англиканская (1), свидетели иеговы(410), минониты(7), армия спасения(10), мармоны(50), церковь сам мин Муна(6), церковь божьей матери державная(20), церковь последнего завета(6), церковь Христа(18), христиане иудействующие(), сайентологи(1), молокане(22), духоборов нету, даоссы(4), шаманизм(16), рериховцы(1))

 

мусульмане (4 000 организаций)

буддисты (217)

 

 

Лекции

Религиоведение

Смирнов Михаил Юрьевич

       Христианство.

       Религиозное мировоззрение, основанное на обретение человеческого счастья посредством веры в Спасителя. Христианство — религия ретроспективная. Наибольшая истина это то, что было ближе к истине.

       Когда религия распространяется в каком-либо обществе, она изменяется под него, трансформируется. Так было и с Христианством: сначала это была секта, но очень быстро ей быть перестала. К концу II века фактически становится церковью. Христианство растпространилось очень быстро, в силу универсальности.

       Сатериология — наука о спасении, является целью Христианства.

 

Большинство Христиан в нашее время — тринитарианцы(вера в Бога, его сын и святой дух)

           

Разделение Христианства

Церковь:

- невидимая(вера в Христа как в Бога и спасителя; таинственное объединение людей, совершенно разных, верой в Христа)

- видимая (социально-историческое бытие церкви)

Основания разделения церквей:

- догматическое (различия в толковании догматов)

- каноническое

Ересь не равно расколу(схизма)

В Христианстве было много разделений, самые крупные:

- 1054 год: Римская и Константинопольская церкви

 

по официальным подсчетам 255 Римских пап(+понтифики Лжепапы)

Симонии — продажа церковных должностей в средневековье

15 автокефальых поместных церквей православных существует сейчас

 

Высший руководящий орган — поместный собор, который избирает состав прочих инстанций в тч патриархов(если нет возможности, то архиерейский(собор, в котором могут участвовать и миряне))

 

1876 год — полный перевод Синодальный перевод Библии на русских язык

 

Брахмаизм

 

Брахма — высшее божество

Шива и Вишна (и создают и разрушают)

для активизации богов им даны женские начала(богини)

Древнеиндийский пантеон многочислен, изъяснением воли богов занимались брахманы(толкователи)

мифо-ритуальная культура (многобожие), включающая жизненные потребности, персонификация жизненных отношений между лдьми, воспроизведение реально возникающих ситуаций

варны — руководящие объединения со множеством каст(они могут быть разными — радикальными, демократичными), это результирующая каста интересов каст

две варны столкнулись в конфликте(своего рода кризис, дуализм духовной и светской власти), что приводит к возникновению движения за упразднение диктата брахманов, то есть изменение их функций. Пусть они будут просто хранителями знаний.

 

Буддизм

Одна из вариаций — буддизм.

Отсылает к имени Будды, но это не верно, Будда — это состояние.

Дхарма — учение как достичь этого состояния

Сангха

Ситхарха смог достичь состояния будды(просветленный знанием)

623-544 год уход в нирвану

564-483 или 560-480

Торчинов — сильный буддолог России, ученый с мировым именем 480-400(религии мира: опыт запредельного; введение в буддологию)

пути познание Гаутамой будды — умножение удовольствий до предела, аскеза, самоограничение, золотая середина — просветление(отсюда второй символ просветление Гаутамы — священной дерево ботхе)

Знание: четыре благородные истины

1. Дукха — вся жизнь человека есть ничто иное как сплошная непрерывная цепь страданий, несчастий, лишений

2. Самудая — причина человеческих страданий в самом человеке, к его склонности реагировать на окружающий мир(эмоции, желания, потребности)

3. Неротха - Избавиться от страданий можно, если ты избавишься от страстей

4. Магга — восьмеричный путь спасения(символ — колесо с восемью спицами)

 Дополнительный понятия:

1. Дхарма — понятие многофункциональное, это учение Будды(просветление), состояние души человека, сгущения энергии метафизическое, единицы бытия, которые не имеют вещественного эквивалента. Согласно ведической традиции, душе человека свойственны «крючки», которыми она цепляется за бытие(чтоб цеплялась за правильное, а не за неправильное).

Восьмеричный путь спасения:

1. Намерение

2. Мысль

3. Речь

4. Понимание

5. Усилие

6. Действие

7. Образ жизни

8. Состедоточение

Трипитока- три корзины мудрости

1. Винная питока — дисциплинирующая культура поведения, регламент

2. Суттопитока — путь спасение, учение

3. Абхитхармапитока — толкование учение

Два типа последователей:

1. склонные к интеллектуальному освоению(умственное вхождение)

2. упрощенный вариант(ритуальные практики, экипировка ритуальных действий понятиями буддийского лексикона)

отсюда два основных направления буддизма:

- тхеровада(от интеллектуалов)

- махаяна (адаптированное учение, «широкая колесница»)

конкуренция привела к обзыванием хинояна — так махаянцы «обзывали» тхеровадисцев (узкая колесница)

У махаянцев появился свои текст: «Праджня парамита сутта», типа упрощенное руководство с притчами

Нирвана — состояние, в которое переходит человеческая сущность после бытия, полное освобождение т страданий и проч. Описывается образами.

Состояние рая (особая земля, Субхавати, рай, блаженная земля) и ада

«Субхавати вьюха» — текст6 описание блаженной земли, где человек избавлен от страданий

 

Распространение: V век до новой эры, Северная Индия — возникновение как секта, начались гонения, миграции, бегство, возникновение новых общин(например, Непал), потом Кашмир и Шри-Ланка, потом центральная Азия и далее синхронное распространение с христианством, только на Восток — Китай(+конфуцианств, даосс = адаптация «чань-буддизм»), к III веку - Корея, далее Ява, Суматра, V век — в Японии (дзен-буддизм), слияние с синтоискими верованиями рёбу синту(двойной пути синту), Таиланд, Мьянма, Монголия. На этом не остановилось распространение, XVII в Забайкалье, Сибири. Буддисты-на-Дону.

XVIII век — Северная Америка(нео-буддисты), Европа(экзотика).

 

Тхеровада — подразумевает наличие монашеской общины, без прихожан(бикху — монахи), которые принимают обеты, которые занимаются духовными практиками и физическими. Существуют школы. Архат — одной ногой «там». Батхисатва — тот, кто сумел достичь состояния будды.

 

 

Религия в России

 

Не менее 70 религиозных направлений (некоторые из них конфессиональные). Не существует государственного учета последователей+нет списочных составов последователей, в лучшем случае просто состав учредителей.

Не менее 70% говорят о своей религиозности, 15 — индифферентны, 15% - антирелигиозны. Колеблющиеся — верующие. Из 70 % - от 60 до 80(75) из них — отожествляют себя с православием. Из них треть — этнокультурная маркировка, без религиозных смыслов. Не меньше 50% - индикаторы, которые соответствуют регулярность общения с религиозными лицами, молитвенное сопровождение актов жизнедеятельности, посты, чтение Библии и проч и проч. Практикующих православных такием образом от 2 до 4%. Остальные — праздничные православные, захожане.

 

Количественные характеристики религиозности:

Организаций много, и они очень разные:

 

РПЦ Московский патриархат(МП) — 13 300 религиозных организаций в том числе 59 образовательных учреждений, 429 монастыря, всего монастырей 780, 200 разных других учреждений. Всего более 30 000 приходов(больше половины находится за пределами РФ): 8 000 на Украине.

 

Государственная православная автономная церковь

Русская православная церковь за границей(1927 — порвала отношения с РПЦ,

Истинно православная церковь(ИПЦ)

Российская православная свободная церковь(вышла из юрисдикции московского патриархата)

Украинская(Филарет) — конкурирует с приходами Московского патриархата

Древля православная церковь (80 организаций)

Поморская церковь(ок 40)

Федосеевское согласие(3)

 

Римская католическая церковь — Российская репархия(юрисдикция Ватикана)(220 организаций католиков латинского обряда)

Католики греческого обряда(православные, которые приняли юрисдикцию Рима(5))

Армянская церковь

Лютеране(2 объединения — Евангелическая лютеранская церковь России(140) и Лютеранская церковь Ингрии(40))

Протестанты: (евангельские христиане-баптисты ЕХБ(850), евангельские христиане(660), пятидесятники: христине веры евангельской-пятидесятники ХВЕБ 1300, христиане евангельской веры ХЕБ(), церкви полного Евангелие(50), евангельские христиане в духе апостолов(30), адвентисты седьмого дня(600), Новоапостольская церковь(60), англиканская (1), свидетели иеговы(410), минониты(7), армия спасения(10), мармоны(50), церковь сам мин Муна(6), церковь божьей матери державная(20), церковь последнего завета(6), церковь Христа(18), христиане иудействующие(), сайентологи(1), молокане(22), духоборов нету, даоссы(4), шаманизм(16), рериховцы(1))

 

мусульмане (4 000 организаций)

буддисты (217)

 

 

Из Конституции:

 

в РФ признается идеологической разнообразие

многопартийность, религиозные партии организовывать запрещено

никакая религия не может быть государственной или обязательной

все религиозные организации равны перед законом

ст 28 — о свободе совести, право исповедовать индивидуально или с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствие с ними.

 

 1997 - О свободе совести и о религиозных объединениях



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.