Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическое занятие № 9. Античный авантюрно-бытовой роман. Анализ романа Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел».



Практическое занятие № 9. Античный авантюрно-бытовой роман. Анализ романа Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел».

 

Вопросы для обсуждения:

1. Охарактеризуйте характер и мировоззрение Луция в начале романа (до превращения в осла). Какие черты в его характере доминируют?  Почему Луцию так интересна магия? Как Луций реагирует на историю Аристомена (I, 5-20)? Как эта история связана с судьбой Луция?

2. В какой степени на судьбу героя влияет случай, а в какой – его собственные действия? Какие сферы жизни наблюдает Луций во время пребывания в шкуре осла? Как этот опыт увязывается с предыдущим и последующим периодами его жизни? Почему путешествие Луция-осла начинается с его пребывания среди разбойников?

3. Как меняются представления Луция о судьбе (I, 6; I, 20; VII, 2; XI, 15)? Каков смысл слов жреца Исиды о «слепой» и «зрячей» судьбе? В какой мере эти «виды» судьбы проявляют себя в истории Луция? «Слепая » или «зрячая» судьба проявила себя в следующих случаях: наказание разбойников, смерть мальчика-погонщика (VII); история Хариты, Тлеполема и Тразилла (VIII); история с Фелизетером и с мельником (IX); история о мачехе и пасынке (X: 2-12); история об отце и двух сыновьях (IX: 33-38); об огороднике (IX: 39-42); история преступницы (X: 23-28)?

4. Какое значение в контексте романа имеет рассказанная старухой легенда об Амуре и Психее (IV, 28 – VI, 25)? Как она связна с судьбой Луция? Сравните образ Венеры из легенды со следующим высказыванием Апулея из «Апологии» (судебная речь, произнесённая Апулеем на процессе по обвинению его в занятиях магией): «Существует, учит Платон, две богини Венеры; каждая из них владычествует над своим особым родом любви и над различными влюбленными. Одна из них – общедоступна: возбуждаемая любовью, свойственной низменной толпе, она толкает к сладострастию души не только людей, но и скота, и диких зверей, с безвременной и грозной силой сплетая в объятиях покорные тела потрясенных ею живых существ. А другая – небесная Венера, проникнутая благороднейшей любовью: она печется только о людях, да и среди них – о немногих; никакими побуждениями, никакими соблазнами она не толкает своих приверженцев к безнравственности… Ведь только в той мере достойна любви физическая красота, в какой она напоминает божественным душам о другой красоте, истинной и чистой, которую они видели когда-то среди богов».

В какой мере проявляется в жизни Луция влияние этих двух Венер? Можно ли установить связь «судьбы слепой» и «судьбы зрячей» с двумя платоновскими Венерами?

5. Когда Луций снова стал походить на человека и в каких отношениях (X: 17)? Почему завершением странствия Луция становится готовящееся зрелище любовной связи осла с преступницей (X: 29)? Какую роль играет предшествующая представлению аллегорическая сцена суда Париса (X: 30-34)? Какое значение в романе имеет описание приобщения Луция к культу Исиды (XI, 19-30)?

6. Как соотносятся в романе образ героя (Луция), рассказчика, «биографического» автора?

 

Литература:

1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 тт. Т. 3. М., 2012. С. 367-384.

2. Григорьева Н.И. Поэтика аллегории в «Метаморфозах»: платонизм в художественном сознании Апулея // Поэтика древнеримской литературы. М., 1989. С. 186-223.

  



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.