Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





следует выдерживать смысловую, стилистическую, интонационную цельность найденных монтажных приемов, стремясь к эстетической завершенности текста.



3 следует выдерживать смысловую, стилистическую, интонационную цельность найденных монтажных приемов, стремясь к эстетической завершенности текста.

Но монтаж - лишь одно из средств организации журналистского текста. Второе, но не менее важное - композиция. Это понятие тоже связано с построением текста, но уже с точки зрения его внутренней логики (недаром иногда композицию называют «внутренней формой» произведения). В ней получают отражение глубинные связи текста. Композиция есть средство организации текста, выступающее как система правил его построения с точки зрения сочетания подтем. [Лазутина Г.В., 10]

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ:

необходимое и достаточное количество подтем в журналистском тексте должно соответствовать количеству стоящих перед автором задач по организации контакта текста с адресатом информации и быть принципиально сводимо к четырем. Число «четыре» берется не с потолка: это устойчивая количественная характеристика задач, решение которых обеспечивает успешный контакт журналистского текста с адресатом информации в подавляющем большинстве случаев. А их качественная специфика нам уже знакома и может быть описана в следующих понятиях:

1) ввод в ситуацию;

2) обозначение проблемы;

3) предъявление оценок и аргументов;

4) практическая постановка вопроса.

Выявление этих задач - серьезное основание для того, чтобы принять представление о композиции журналистского произведения как относительно устойчивом единстве четырех одноименных задачам элементов («композиционных узлов», или, что, то же самое, «композиционных блоков»), развернутое в работах Е. И. Пронина [9]. В этом контексте понятия «подтема» и «композиционный узел» («композиционный блок») становятся синонимичными.

Второе правило композиции журналистского текста связано с «расстановкой» подтем, с порядком решения задач по организации контакта с читателем.

ПРАВИЛО ВТОРОЕ: последовательность «композиционных подтем» журналистского текста может меняться, но в любом случае она должна быть согласована с жанровой спецификой материала (мотивирована жанром) и подкреплена (оправдана) соответствующими монтажными приемами.

В зависимости от значимости той или иной подтемы для автора он с помощью композиции акцентирует ее. Есть композиционные решения, в основе которых - акцент на ситуацию. Есть решения, подчиненные необходимости проакцентировать проблему. Есть такие, где акцент - на оценках и аргументах. Есть - выдвигающие в фокус практическую постановку вопроса. Есть, наконец, варианты, где авторское внимание распределяется между подтемами соразмерно, и тогда композиция приобретает вид классической цепочки: ввод в ситуацию - обозначение проблемы - предъявление оценок и аргументов - практическая постановка вопроса.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.