|
|||
Докоммуникативная Коммуникативная Постсткоммуникативная ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Докоммуникативная Коммуникативная Постсткоммуникативная фаза фаза фаза репетиция Таким образом, если проанализировать все этапы подготовки и проведения устного публичного выступления можно установить, что для успешного публичного выступления оратору необходимо привлекать данные различных наук, опираться на их категории и законы, пользоваться на практике методологическими правилами, применять широкий диапазон умений и навыков. На этапе подготовки речи главенствующая роль принадлежит логике, использование законов которой необходимо в процессе подбора и отбора фактического материала, разработки плана и композиции выступления, формулировки тезиса, обеспечения доказательности и аргументированности речи. Другой существенный аспект - языковая культура оратора, умение из всех богатств родного языка выбрать именно те средства речевого воздействия, которые обеспечат эффективность, доходчивость и выразительность выступления. Хорошо продуманная, тщательно отредактированная, стилистически выверенная речь в живой аудитории должна быть столь же хорошо произнесена. Этот существенный элемент ораторского мастерства называется техника речи, отточить которую можно только в практике выступлений. Так же оратору должны быть присуща высокая психолого-педагогическая культура, это поможет оратору преодолеть возможные недостатки своего характера, развить необходимые свойства собственной личности, психологические качества, которые нужны для работы с аудиторией. Таким образом, в основной перечень наук, с которыми тесно связано ораторское искусство, входят прежде всего философские науки (логика, этика, эстетика), а также языкознание, психология, педагогика, актерское мастерство. Для того чтобы стать хорошим оратором, надо приложить немало труда и самое главное это практическая ораторская деятельность. Основные практические советы начинающему оратору: 1. Выступать только тогда, когда есть что сказать и когда вы уверены в общественной значимости предмета речи. 2. Речь должна быть ограничена предметом обсуждения и опираться на строго проверенные и отобранные факты. 3. Стиль и язык выступления должны соответствовать аудитории и цели речи. 4. Чаще надо использовать слова, которые подчеркивают уважительное отношение к аудитории. 5. Не злоупотреблять терминами. 6. Для успешного установления контакта с аудиторией необходимо: - найти со слушателями общие интересы; - относиться к аудитории дружески; - не проявлять высокомерия. 7. Говорить громко, внятно, отчетливо, выразительно, но не повышать голоса без необходимости. 8. Овладевать навыками самоконтроля и самообладания. Не допускать в речи негативных эмоций по отношению к слушателям, а позитивные эмоции проявлять в полной мере. 9. Не превышать общепринятого (110 - 120 слов в минуту) темпа речи, если только это не специальный эффект. 10. Речь должна быть эмоциональной, напряженной, надо внушать слушателям свои идеи, стремиться к тому, чтобы они не только слушали слова, но и переживали определенные чувства. 11. Ни на секунду не утрачивать контакт с аудиторией, ловить реакцию слушателей. Не говорить без адреса. Мимика должна быть умеренной, спокойной и доброжелательной, а жесты скупыми, точными и выразительными. Общая культура оратора, его индивидуальность, способности, самовоспитание и постоянное самообразование, работа над повышением своего культурного уровня - таковы необходимые условия ораторской деятельности.
|
|||
|