Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ораторское искусство как социальное явление



 

Тема: «Основы мастерства публичного выступления»

1. Ораторское искусство как социальное явление

    Ораторское искусство (синонимы «риторика», «красноречие»)  – это  искусство подготовки и публичного произнесения речи, цель которой - информировать слушателей, воздействовать на них, сформировать в них убеждения, которые станут затем мотивами поведения людей.

     Родиной красноречия считается Древняя Греция. Хотя ораторское искусство в древнейшие времена знали в Египте, в Ассирии, в Вавилоне, в Индии, но именно в античной Греции оно стремительно развивается, и впервые здесь появляется систематические работы по его теории.

    Современная научная и методическая литература отмечает многообразие видов ораторской речи и классифицирует их по различным основаниям.

  Г.З. Апресян в книге «Ораторское искусство» выделяет следующие роды

красноречия: социально-политическое, академическое, социально-бытовое,

судебное, богословско-церковное.

    Каждый род объединяет определенные  виды речи в зависимости от функции, которую выполняет речь с социальной  точки зрения. В работах зарубежных исследователей (П. Сопер «Основы искусства речи») выделяются следующие разновидности ораторских выступлений в зависимости от общей целевой установки: информационная речь, развлекательная речь, воодушевляющая речь, убеждающая речь, призывающая к действию.

 

2. Понятие и виды публичной речи

   Ораторская речь – это подготовленная речь, подготовленное литературное произведение, имеющее определенные стилистические характеристики.

    В зависимости от того, произносит ли речь один оратор или в беседе (дискуссии) участвуют двое (несколько лиц), мы говорим о монологе (речи одного) и диалоге (греч. dialogos—разговор между двумя или несколькими лицами).

Известен еще термин полилог (греч. poly—много), который используют, если хотят подчеркнуть, что в разговоре принимают участие множество лиц.

В риторике монолог определяется как особая форма устной речи, представляющая собой развернутое высказывание одного лица, завершенное в смысловом и композиционном отношении, где все языковые средства подчинены выражению главной мысли, достижению основной цели оратора. Монолог характеризуется однонаправленностью, так как выступающий обращается к аудитории, говорит для нее.

Все публичные выступления по своей природе монологичны.

К ним принадлежат:

1) академическая речь (вузовская лекция, научный доклад, обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция);

2) судебная речь (прокурорская, адвокатская);

3) речь социально-политическая (выступления общественных деятелей на съездах, саммитах, конференциях, собраниях; парламентские, митинговые и дипломатические речи, политическое обозрение и политический комментарий);

4) речь социально-бытовая (юбилейная, приветственная, застольная, надгробная);

   5) речь духовная (официальная, церковная, проповедь).

Содержание и жанровые особенности всех этих видов публичных выступлений определяют их своеобразие: научный доклад не похож на пламенные речи митингующих, юбилейное приветствие звучит иначе, чем скорбное прощание... И все же монологический характер разных видов ораторских выступлений позволяет говорить о них, как об одном типе речевой деятельности.

Все виды публичных выступлений отличает специфика ораторского монолога. Выступающий не только обращается к слушателям, он словно беседует с ними. А они могут мысленно соглашаться с оратором или возражать ему. Выступающий чувствует эту реакцию публики и делает для себя выводы. Происходит подобие диалога, только вторая сторона при этом не произносит вслух своих реплик, но это не мешает двустороннему общению. Все это дает основание назвать ораторский монолог особым, адресованным слушателям и рассчитанным на их живую реакцию. В этом смысле говорят о диалогичности ораторских речей.

Подлинно диалогическими всегда были и остаются споры, дискуссии, различные беседы.

Риторика предлагает такую их классификацию:                             

1) непринужденная беседа с хорошо знакомыми, близкими людьми;

2) первая беседа при знакомстве;

3) деловая беседа, которая представлена разными видами: а) беседа равноправных партнеров, б) беседа начальника и подчиненного; в) разговор о сотрудничестве двух (нескольких) представителей разных сторон;

4) застольная беседа (разной степени официальности, часто с ведущим).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.