Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Особенности организации образовательной деятельности шахматной секции в условиях смешанного обучения».



«Особенности организации образовательной деятельности шахматной секции в условиях смешанного обучения».

Современное образование – это выход за рамки традиционных педагогических моделей и адаптация передовых технологий обучения под конкретные задачи и цели. Сегодня главное, что требуется от ученика, - это живой интерес к знаниям. Ему нужно лишь выбрать то, что выглядит наиболее привлекательно по способу получения и результату. Соответственно, меняется и философия подачи знаний – главную роль теперь играет вовлечение ученика в сам процесс.

Одним из приоритетных направлений Национального проекта «Образование» является внедрение современных цифровых технологий в образовательный процесс образовательных организаций всех уровней. Согласно данному проекту главной целью является создание к 2024 г. во всех образовательных организациях современной безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

Согласно «Манифесту о цифровой образовательной среде» цифровая образовательная среда требует новой архитектуры образования, которая предполагает интерактивный контент и интерактивное содержание и, как следствие, новую цифровую педагогику.

В условиях  цифровизации образовательная среда трансформируется в пространственно-временных границах, взаимодействие осуществляется в системе «студенты – информационная

среда – преподаватели» и происходит в формате четырех параметров: форма передачи информации – мультимедийность – интерактивнось – адресность .  Меняется и роль преподавателя – вместо ментора, инструктора и транслятора знаний он становится тьютором, или коучем, «навигатором» знаний и умений. Актуальность при этом приобретает смешанное обучение (blended learning), которое интегрирует элементы очного, электронного и  дистанционного обучения. Цифровизация позволяет внедрить различные модели смешанного обучения в образовательных организациях. Смешанное обучение является одной из ключевых проблем современной дидактики, а также формирующегося нового научного направления – дидактики цифрового образования, или цифровой педагогики.

На основе обобщения педагогического опыта проведения педагогической практики будущих учителей представляем модели смешанного обучения в организации шахматного всеобуча, которые могут быть в той или иной мере реализованы в ходе педагогической практики будущих учителей в рамках внеурочной деятельности обучающихся:

1) модель «Face to Face Driver» «Аудиторное обучение с онлайн-поддержкой», при которой электронное обучение используется в качестве дополнения к основной программе. В условиях  инфраструктурных ограничений современных образовательных организаций данная модель является наиболее релевантной, так как позволяет использовать возможности цифровых платформ и соответствующего цифрового инструментария.

Для организации дистанционного обучения по шахматному всеобучу можно использовать платформу «Меташкола», цифровые возможности которой достаточно широки, с такими разделами, как: «Шахматы онлайн», «Конкурсы решения задач», «Шахматные тесты», «Шахматные турниры». Во вкладке «Шахматы онлайн» доступны такие опции, как игра с шахматными роботами (сказочными персонажами типа Колобка, Кощея Бессметного, Ивана Дурачка), режим тренировки, включающий решение шахматных задач, игра  с компьютером с форой (возможна на любом устройстве – и планшете, и компьютере). Данный  ресурс и его бесплатный контент релевантен для использования в шахматных турнирах. На этой платформе имеется платный контент «Интернет-кружок по шахматам», преимуществом которого является присвоение обучающимся массовых юношеских разрядов по шахматам.

Актуален также ресурс lichess.org, который предоставляет площадку для проведения онлайн-турниров и возможность изучать основы шахматной игры, релевантные для шахматного всеобуча, решать шахматные задачи. В свете данной модели смешанного обучения актуально применение элементов медиаобразования в организации внеурочной деятельности по шахматному всеобучу, а именно:

• актуальны короткометражные документальные фильмы, которые могут быть использованы в обучающих целях: цикл короткометражных фильмов «Тринадцать чемпионов», «Звезды шахматного королевства. Вишванатан Ананд», «Звезды шахматного королевства. Владимир Крамник», «Шахматы. Анфас и в профиль», «Железный Тигран», «Магнус Карлсен – шахматный Моцарт», медийные тексты по истории шахмат;

• релевантны интернет-ресурсы и игровые онлайн-платформы, которые могут быть исполь-зованы в дидактических целях, такие как www.chess.com, http://chessfield.ru, chessok.net, www.chesspro.ru, www.chessplanet.ru, chessable.com и др.;

• актуальны бесплатные мобильные приложения, по которым можно обучаться как онлайн, так и офлайн, в частности: «Шахматы: Битва Мультяшек», «Шахматная школа для начинающих», «Обучение шахматам: от простого к сложному», «Шахматная тактика для начинающих» и др.;

2) модель «Flex» «Гибкая адаптационная модель», при которой большая часть учебной программы осваивается в условиях электронного обучения. При реализации этой модели необходимо наличие онлайн-платформы. В настоящее время такая платформа разработана ООО «Дайв» и расположена на платформе шахматнаяпланета.рф.

Данная программа разработана для реализации курсов внеурочной деятельности по шахматному всеобучу и имеет достаточно богатый цифровой инструментарий: режим «Обучение», представляющий собой озвученные и анимированные уроки по теории начального обучения шахматам; площадка для проведения онлайн-турниров среди обучающихся начального уровня. Преимуществом платформы является наличие обратной связи: педагог имеет возможность сопровождать каждого обучающегося дистанционно, отследить статистику выполнения заданий обучающимися. Однако здесь следует учесть, что доступ к онлайн-контенту платформы платный, что для образовательной организации является достаточно часто обременительным, учитывая, что шахматный всеобуч реализуется в форме внеурочной деятельности.

В рамках данной модели возможно также использование авторских платформ, например kerop.org «Учитесь шахматам с Керопом!» – авторского интернет-ресурса педагога шахматного всеобуча г. Ростова-на-Дону К. М. Хараяна, созданного для реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности по шахматному всеобучу;

3) модель «Self blend» «Факультативное самостоятельное онлайн-обучение», при которой обучающиеся выбирают один или несколько онлайн-курсов в качестве дополнения к основной образовательной программе. Обучение в рамках выбранных курсов, как правило, реализуется в  удаленном (дистанционном) режиме. Данная модель может быть применена при построении индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных обучающихся, а также при изучении определенного содержания, выходящего за рамки программы;

4) модель «Online Lab» «Онлайн-лаборатория», при которой учебная программа осваивается в условиях электронного обучения. Эта модель реализации шахматного всеобуча маловероятна для применения в ходе педагогической практики будущих учителей в рамках внеурочной деятельности обучающихся ввиду отсутствия достаточного количества компьютерных аудиторий и технических средств для регулярной работы педагога с обучающимися  по программе внеурочной деятельности по шахматному всеобучу, с одной стороны, и отсутствия платформы с бесплатным доступом к онлайн-контенту, с другой стороны. При наличии инфраструктуры в образовательной организации возможно применять вышеупомянутую платформу шахматнаяпланета.рф;

5) модель «Online Driver» «Онлайн-обучение с аудиторной поддержкой», при которой большая часть учебной программы осваивается с помощью  электронных ресурсов информационно-образовательной среды на основе онлайн-платформы под руководством педагога. Очные встречи с преподавателем носят периодический характер.

Обязательными  являются процедуры консультирования, собеседования.

Но на настоящий момент такие направления дополнительного  образования и внеурочной деятельности, как «Шахматы», «Шахматный всеобуч», отсутствуют, вследствие чего необходимо искать альтернативные платформы для организации дистанционного обучения в режиме онлайн, а также для использования иных цифровых ресурсов в ходе педагогической практики будущих учителей в рамках внеурочной деятельности обучающихся. В связи с этим актуальной становится разработка онлайн-курса по шахматному всеобучу на других цифровых платформах;

6) ротационная модель «Rotation» («flipped classroom», «station rotation») предполагает чередование режимов работы согласно графику: индивидуальное  электронное обучение и электронное обучение в группе. Данная модель может быть применима в условиях секционной работы по шахматному всеобучу с мини-группой одного уровня подготовки и маловероятна при классно-урочной системе с различными уровнями подготовленности обучающихся.

Следует отметить: несмотря на то, что в ходе педагогической практики будущих учителей внеурочная деятельность по шахматному всеобучу не ставит целью воспитание  спортсменов, турниры среди обучающихся могут проводиться часто, в том числе и онлайн-соревнования. Возможно играть на платформах: chess.com, lichess.org, playchess.com, chess24.com, шахматнаяпланета.рф, chessking.com.

В данном контексте становится актуальной одна из ключевых проблем всего шахматного сообщества и шахматного образования – это цифровая этика, а именно: проблема читтерства в шахматах. Читинг в литературе определяется как «электронное мошенничество с использованием компьютерной помощи в режиме реального времени». Как отмечает гроссмейстер И. В. Михайлова, «в шахматном спорте, где превалирует инфокоммуникационная подготовка и используется мощное программное шахматное обеспечение, грамотное  использование читинга гарантирует успех в партии против соперника любого уровня подготовленности». «Читирят» игроки, прежде всего, в  онлайн-турнирах, особенно это касается различных командных турниров среди обучающихся по шахматному всеобучу. И здесь особенно важна воспитательная составляющая внеурочной деятельности по шахматному всеобучу, беседы педагога с обучающимися, нацеленные на предотвращение обмана за шахматной доской как в офлайн, так и в онлайн-режимах, наставнический, тьюторский стиль педагога, ориентирующий обучающихся соблюдать цифровую этику.

Таким образом, обобщение педагогического опыта по проблеме реализации моделей смешанного обучения в ходе педагогической практики будущих учителей в организации внеурочной деятельности (на примере шахматного всеобуча) позволяет выделить перспективную модель «Face to Face Driver» «Аудиторное обучение с онлайн-поддержкой», которая может быть применена в любой образовательной организации с использованием возможностей цифровых платформ, таких как: lichess.org, шахматнаяпланета.рф, авторского цифрового инструментария, а также элементов медиаобразования, в частности, короткометражных фильмов и мультфильмов, интернет-сервисов, игровых онлайн-платформ и мобильных приложений. При этом педагогу следует обращать особое внимание и контролировать соблюдение обучающимися цифровой этики в электронной образовательной среде.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.