|
|||
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Дубок» ГМО музыкальных руководителей Мастер – класс: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через музыкально – речевые игры». Подготовила Шиткова Н. В. Музыкальный руководитель МДОУ « Д/с №12 «Дубок»
Южноуральск 2017 г Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну и т. д. В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам. Что же такое музыкальный ритм? Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей. Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Чувство ритма - одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая. В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка. Если чувство ритма несовершенно у ребенка слаба развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами . Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно. Поэтому сейчас я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей и немного подвигаться вместе со мной! Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма. Мы поздороваемся под веселую песенку «Здравствуйте, ладошки!» Л. Хисмитуллиной. «ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЛАДОШКИ»
В копилке педагога-музыканта должны быть не только песни, танцы и музыка для слушания, но и игры, развивающие моторику и познавательную сферу детей. К такому роду игр относятся игры с палочками. Упражнения с палочками очень нравятся детям, палочки привлекают внимание детей, вызывают интерес, являются простым и занимательным средством при освоении детьми различных ритмов, развитии метроритмического и тембрового слуха: ведь палочки умеют не только стучать, а еще шуршать, шептать и даже молчать! Игра «Ножки» построена на чередовании вопроса и ответа, поэтому можно поделить детей на две подгруппы, например, девочки спрашивают, мальчики отвечают, затем наоборот. Возможно спрашивать и отвечать всем вместе, но при этом необходимо обязательно обратить внимание детей на различие интонационной окраски фразы: при вопросе – восходящая интонация, вопросительная, при ответе – нисходящая, утвердительная. «НОЖКИ» l.Шла коза на каблуках. шаги палочками по 4 на каждую строчку Ах! Ах! В модных красных сапогах. Ах! Ах! По дорожке: цок-цок-цок, ускоряется ритм шагов в два раза Чок, чок, чок. Поломала каблучок. Ох! удар палочками и остановка. 2.Вот коза на одной ножке «nрыжки» одной палочкой Прыг-скок, прыг-скок, Поскакала по дорожке, Прыг-скок, прыг-скок. Зацепилась за сучок, скользящее движение одной палочки о другую. Чок,чок, чок, чок . Вновь сломала каблучок. Ох! удар палочками и остановка. З.Вот коза сняла сапожки, переменные шлепки ладошек по коленям Так-так, так-так. Побежала по дорожке. Так-так, так-так. Стала прыгать высоко . удары обеих ладошек по коленям и вверх Их-вох! Их-вох! Как без каблуков легко! Их-вох!
«ЁЖИК» Развитие ритмической координации, выразительности движений, способности координировать движения с музыкой и текстом, развитие внимания. Дети встают в круг, взявшись за руки. Ежик сидит в центре круга. Жил в лесу колючий ежик, -да, да, да. идут по кругу Был клубочком и без ножек, да, да, да. Не умел он хлопать - качают головой Хлоп-хлоп-хлоп. Хлопки. Не умел он топать- качают головой топ-топ-топ. притопы Не умел он прыгать качают головой Прыг- прыг-прыг. прыжки на двух ногах Только носом шмыгал- качают головой Шмыг-шмыг-шмыг. показать пальчиком нос В лес ребята приходили, да, да ,да. И ежа плясать учили, да, да, да. Научили хлопать - хлоп, хлоп ,хлоп. Научили топать - топ, топ, топ. Научили прыгать - прыг, прыг, прыг А он их.. носом шмыгать, шмыг, шмыг, шмыг
ЦОК-ЛОШАДКА
(С. Солодова)
В тексте есть подсказка, какая часть тела исполняет партию: дети цокают, стучат кулачком о кулачок или топают каблучком (какими длительностями – решает педагог).
Цок-цок-док-лошадка, Цок-цок-цок-лошадка, Мне поможет язычок Подпевать тебе цок-цок.
Цок-цок-цок-лошадка, Цок-цок-цок-лошадка, Мне поможет кулачок Подпевать тебе цок-цок.
Цок-цок-цок-лошадка, Цок-цок-цок-лошадка, Мне поможет каблучок Подпевать тебе цок-цок.
ДОЖДЬ Дождь, дождь, дождь с утра. Хлопки чередуются со шлепками по коленям. Веселится детвора! Лёгкие прыжки на месте. Шлеп по лужам, Притопы. Шлеп-шлеп. Хлоп в ладоши, Хлопки. Хлоп-хлоп. Дождик, нас не поливай, Грозят пальцем. А скорее догоняй! Убегают от «дождика"
ДОЖДИК (слова Н.Пикулева, музыка Е.Поплянова)
Песенку можно исполнять с колокольчиками - на слова «Бом! Бом! Бом!» приходятся 3 ритмичных встряхивания колокольчика. В проигрыше колокольчик может играть произвольно «дождик разошелся.» В конце песенки важно услышать последний звук - закончить вместе с фонограммой и послушать затихающее звучание колокольчика. Дождик бегает по крыше – Бом! Бом! Бом! По веселой звонкой крыше – Бом! Бом! Бом! Дома, дома посидите – Бом! Бом! Бом! Никуда не выходите – Бом! Бом! Бом! Почитайте, поиграйте – Бом! Бом! Бом! А уйду - тогда гуляйте ... Бом ... Бом ... Бом ...
|
|||
|