Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Занятие 1. Предмет и значение логики. Литература



Занятие 1

Предмет и значение логики

Цель: сформировать представление о предмете, объекте, функциях и значении логики как науки.

План:

1. Значения термина «логика».

2. Формы чувственного познания и абстрактного мышления.

3. Классическая логика (логика высказываний и логика предикатов).

4. Неклассическая логика

5. Значение логики в научном познании и профессиональной практике.

Литература

1. Бартон В. И. Логика. – Минск, 2008.

2. Берков В. Ф., Яскевич Я. С., Павлюкевич В. И. Логика. – Минск, 2007.

3. Брюшинкин В. Н. Практический курс логики для гуманитариев. – М., 1996.

4. Гетманова А. Д. Логика. – М., 2008.

5. Демидов И. В. Логика. – М., 2006.

6. Ивин А. А. Логика. – М, 1999.

7. Ивлев Ю. В. Логика. – М., 1994.

8. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. – М., 2008.

9. Королев Б. Н. Логика. - Курск, 1995.

10. Светлов В. А. Современная логика. – СПб, 2006.

11. Свинцов В. И. Логика. - М., 1987.

Текст:

Термин «логика» происходит от греческого слова logos, что значит «мысль», «слово», «разум», «закономерность», и исполь­зуется как для обозначения совокупности правил, которым под­чиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и для обозначения науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется. Мы будем использовать термин «логика» в указанных двух смыслах. Кроме того, данный термин применяется для обозначения закономерностей объективного ми­ра («логика вещей», «логика событий»).

Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: психологией, кибернетикой, педагогикой и т. д., при этом каждая из них изучает мышление в определенном, присущем ей аспекте. Так, психология исследует мышление со стороны его побудительных мотивов, выявляет индивидуальные особенности мышления. Кибернетику интересуют аспекты мышления, кото­рые связаны с быстрой и эффективной обработкой информации с помощью ЭВМ, взаимосвязь мышления и языка (естественного и искусственного), методы и приемы программирования, пробле­мы математического обеспечения ЭВМ и ряд других. Педагогика изучает мышление со стороны осуществления процесса познания в ходе обучения и воспитания подрастающего поколения. Физио­логию высшей нервной деятельности интересуют физиологичес­кие основы мышления: процессы возбуждения и торможения, происходящие в человеческом мозге как органе мышления.

С иных позиций изучает мышление логика. Она исследует мышление как средство познания объективного мира, те его формы и законы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий мир. Поскольку процессы познания мира в полном объеме изучаются философией, логика является философской наукой.

Познание существует не в виде какого-то одного состояния, не как нечто статичное, а как процесс движения к объективной, полной, всесторонней истине. Процесс этот складывается из множества моментов, сторон, находящихся между собой в необ­ходимой связи.

Познание есть диалектический процесс отражения мира в со­знании людей. Это движение мысли от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и более точному.

Люди познают мир не в силу врожденной любознательности.
В основе познания мира лежит необходимость его практического
изменения. Материалисты, представители философского направ­ления, которое исходит из того, что материя первична, а созна­ние — свойство высокоорганизованной материи (человеческого мозга) — вторично, считают, что мир и его закономерности познаваемы.

Научной теорией познания является теория отражения. Суть ее сводится к следующему. Вне нашего сознания существуют материальные вещи. В мозгу человека под воздействием этих вещей возникают образы, или «снимки», «слепки», «фотогра­фии», «копии» предметов. Образы не могут существовать без реальных предметов (например, если нет стола, то нет и его образа), но вещи существуют объективно, независимо от их образов (так, например, растения в джунглях или птицы суще­ствуют, даже если их никто не видел, т. е. если не существует их образов в сознании человека). Образы вещей соответствуют ве­щам, отображением которых они являются (например, образ кота в моем сознании и сам настоящий кот похожи). Поэтому образы имеют познавательное значение. Образ идеален, ибо он не может существовать вне сознания человека. Но образ и вещь полностью не совпадают. Что богаче? Вещь. Вот поэтому мы по два раза можем смотреть кинофильм и замечать в нем новое, можем многократно смотреть одну и ту же картину художника и находить в ней что-то не замеченное раньше. Так как образ беднее самой вещи, то мы не можем охватить всех деталей этой вещи. Вещь и ее свойства раскрываются нами в процессе позна­ния.

Основой познания является практика. Практика является дви­жущей, побудительной силой познания и критерием истинности. В практической деятельности люди сталкиваются с различными свойствами предметов и явлений, часто непонятными для них. Чтобы добывать себе материальные блага, они должны изучать природу, знать ее тайны. Познание свойств предметов необходи­мо для того, чтобы раскрыть «тайны» природы и поставить их на службу человеку. Так, изучение строения атомного ядра позволи­ло человечеству найти новый источник энергии. А практические потребности лечения некоторых заболеваний людей привели к открытию того, что в небольших дозах яд может быть использован как лечебное средство.

Все науки в конечном счете возникли из практических потреб­ностей людей: математика — из потребностей измерения земель­ных участков и вместимости сосудов; астрономия — из потреб­ностей мореплавания; медицина из потребностей борьбы с бо­лезнями.

Познание осуществля­ется в двух основных формах — в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления.

Всякое эмпирическое познание начинается с живого созерца­ния, с ощущений, чувственных восприятий. Предметы воздей­ствуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения и восприятия. Других средств приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг, кроме органов чувств, у человека нет.

Формами чувственного познания являются ощущения, восприятия, представления. Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов или явлении материального мира, непосредст­венно воздействующих на органы чувств (например, отражение свойств горького, соленого, теплого, красного, круглого, глад­кого и т. д. ).

Каждый предмет имеет не одно, а множество свойств. В ощу­щениях и отражаются различные свойства предметов. Ощущения как субъективный образ объективного мира возникают в коре больших полушарий головного мозга. Чувствительность органов чувств повышается в зависимости от тренировки. Человек обыч­но различает 3—4 оттенка черного цвета, профессионалы — до 40 оттенков.

Ощущения есть непосредственная связь сознания с внешним миром. Ощущения возникают в результате воздействия пред­метов на различные органы чувств: зрение, слух, обоняние, осяза­ние, вкус. Если человек лишен одного или нескольких органов чувств (как, например, у слепоглухонемых), то остальные органы чувств значительно обостряются и частично восполняют функ­ции недостающих.

Восприятие есть целостное отражение внешнего материально­го предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств (например, образ автобуса, пшеничного поля, электростанции, книги и т. д. ). Восприятия слагаются из ощущений. Так, воспри­ятие апельсина слагается из таких ощущений: шарообразный, оранжевый, сладкий, ароматный и др. Восприятия, хотя и явля­ются чувственным образом отражения предмета, который на человека в данный момент воздействует, но во многом зависят от прошлого опыта. Полнота, целенаправленность восприятия, на­пример, зеленого луга будет различной у ребенка, у взрослого, художника, биолога или крестьянина (первые восхитятся его красотой, биолог увидит в нем виды некоторых лекарственных или нелекарственных растений, крестьянин прикинет, сколько же с него можно скосить травы, получить сена и т. д. ). Восприятия предметов и мышление очень часто тесно пере­плетаются.

Представление — это чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но который ранее в той или иной форме воспринимался. Представление может быть воспро­изводящим (например, у каждого есть сейчас образ своего дома, своего рабочего места, образы некоторых знакомых и родных людей, которых мы сейчас не видим). Представление может быть и творческим, в том числе фантастическим (мифологические персонажи: кентавры, русалки, водяные, домовые и т. п. ). Такие представления образуются на основе восприятия реальных предметов, являются их комбинацией. Творческое представ­ление у человека может возникнуть и по словесному описанию. Так, мы можем по описанию представить себе тундру или джунг­ли, хотя там не были ни разу, или полярное сияние, хотя не были на севере и не видели его.

Путем чувственного отражения мы познаем явление, но не сущность, отражаем отдельные предметы во всей их нагляд­ности. Законы мира, сущность предметов и явлений, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления, более слож­ной формы познания. Абстрактное, или рациональное, мышле­ние отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувствен­ное познание. Переход от чувственного познания к абстрактному мышлению представляет собой скачок в процессе познания. Это — скачок от познания фактов к познанию законов.

Основными формами абстрактного мышления являются поня­тия, суждения и умозаключения.

Понятие — форма мышления, в которой отражаются сущест­венные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются словами («студент», «преподаватель») или группой слов, т. е. словосочетаниями («студент медицинского университета», «декан факультета клинической психологии», «река Тускарь», «ураганный ветер» и др. )

Суждение — форма мыш­ления, в которой что-либо утверждается или отрицается о пред­метах, их свойствах  или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными. Например, «На улице светит солнце» — простое суждение, а суждение «Идет дождь и идет снег» — сложное, состоящее из двух простых.

Умозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение. Видов умозаключений много; их изучает логика. Приведем два примера:

Все металлы — вещества.

Литий — металл.

Литий — вещество.                                    

Первые два суждения, написанные над чертой, называются посылками третье суждение называется заключением.

Растения делятся или на однолетние, или на многолетние. .

              Данное растение является однолетним.  

               

              Данное растение ие является многолетним.

В процессе познания мы стремимся достичь истинного зна­ния. Истина есть адекватное отражение в сознании человека явлений и процессов природы, общества и мышления. Истин­ность знания есть соответствие его действительности. Законы науки представляют собой истину. Истину могут дать нам и формы чувственного познания — ощущения и восприятия. По­нимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыс­лителям древности, в частности к Аристотелю.

Критерием истины является практика. Под практикой понимают всю производ­ственную и общественную деятельность людей в определенных исторических условиях, т. е. это материальная производственная деятельность людей в области промышленности и сельского хозяйства, политическая деятельность, научный эксперимент и т. д.

Особенности абстрактного мышления. Мышление отражает действительность в обобщенных обра­зах. В отличие от чувственного познания мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, суще­ственное. Так, выделяя общие всем людям свойства — способность трудиться, мыслить, обмениваться мыслями при помощи языка, — мышление обобщает эти свойства и создает абстрактный образ чело­века. Подобным же образом создаются понятия юридического лица, государственного суверенитета, правоспособности и т. п. Благодаря обобщению абстрактное мышление глубже проникает в действи­тельность, открывает присущие ей законы.

Мышление процесс опосредствованного отражения действительности. При помощи органов чувств можно познать лишь
то, что непосредственно воздействует или воздействовало на ор­ганы чувств. Мы видим березовую рощу, слышим пение птиц, вды­хаем аромат цветов. Благодаря мышлению мы получаем новые
знания не непосредственно, а на основе уже имеющихся знаний,
т. е. опосредствованно. По показанию термометра можно судить о
погоде, не выходя на улицу. Не наблюдая самого факта преступ­ления, можно на основании прямых и косвенных улик установить
преступника.

Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в
каждом конкретном случае к опыту, к практике, называется вывод­ным, а сам процесс его получения — выведением. Получение новых
знаний путем выведения находит широкое применение в познава­тельной деятельности человека.

Мышление неразрывно связано с языком. Какая бы мысль ни
возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать
лишь на базе языкового материала, в словах и предложениях. При
помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыс­лительной работы, обмениваясь мыслями, добиваются взаимного
понимания.

Мышление процесс активного отражения действитель­ности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но
прежде всего — мышление. Применяя обобщение, абстрагирование
и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о пред­метах действительности, выражая их не только средствами естественного языка, но и в символах языка формализованного, играюще­го важную роль в современной науке.

Итак, обобщенный и опосредствованный характер отражения действительности, неразрывная связь с языком, активный характер отражения —таковы основные особенности мышления,

Отвлекаясь от конкретного в вещах и явлениях, мышление спо­собно обобщать множество однородных предметов, выделять наи­более важные свойства, раскрывать существенные связи.

Было бы, однако, неправильным рассматривать мышление в отрыве от чувственного познания. Важно иметь в виду, что в реальном познавательном про­цессе они находятся в не­разрывном единстве. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, свойственные не только восприятиям и представлениям, но в определенной степени и ощущени­ям, составляет предпосылку для перехода к логическому по­знанию. Как ни велико значение мышления, оно основыва­ется на данных, полученных при помощи органов чувств. На­пример, восприятие цены товара есть процесс чувственной фиксации сознанием человека новой информации, которая рождает элементы размышления и побуждения к последую­щим действиям. Покупки основаны на размышлении. В их опи­сании принято выделять две стороны. Одна связана с проду­мыванием вопроса, каким образом купить нечто наилучшее (или в наибольшей степени удовлетворяющее конкретную потребность). Другая — с размышлениями по поводу того, как наилучшим образом обосновать для себя полезность и целесообразность уже сделанной покупки. Важное место в познании занимает интуиция — способность постижения ис­тины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помо­щью доказательств.

Понятие логической формы. Как известно, все материальные предметы, явления и процессы имеют как содержание, так и форму. Наши мысли — следствие размышления — не являются исключением из это­го правила. Содержание мысли — это совокупность всех ее компонентов, свойств, состояний, характеристик, структур­ных связей, законов, представляющих собой результат от­ражения материального мира. Содержание мыслей человека бесконечно разнообразно: мы можем думать и рассуждать о политике и искусстве, о любви и ненависти, об экономичес­кой реформе и смысле жизни. Вполне очевидно, что в со­держательном плане мысли продавца отличаются от мыслей покупателя, правовед думает совсем о другом, нежели психолог. И ученый использует в своих рассуждениях такие понятия и термины, которые, как правило, не употребляют­ся в повседневном мышлении и языке.

Логической формой конкретной мысли является строение этой мысли, т. е. способ связи ее составных частей. В логических формах отражается не вся полнота содержания мира, сущест­вующего вне нас, а его общие структурные связи, которые необ­ходимо воплощаются и в структуре наших мыслей. Понятия, суждения, умозаключения имеют свои специфические формы (структуры).

Структуру мысли, т. е. ее логическую форму, можно выра­зить при помощи символов. Выявим структуру (логическую форму) в трех следующих суждениях: «Все караси — рыбы», «Все люди смертны», «Все бабочки — насекомые». Содержание у них разное, а форма одна и та же: «Все S есть Р»; она включает S (субъект), т. е. понятие о предмете суждения, Р (предикат), т. е. понятие о признаке предмета, связку («есть»), кванторное слово («все»). Иногда связка может отсутствовать или заменяться тире.

Два следующих суждения имеют одну и ту же форму: 1) «Если воду нагреть до 100°С, то она закипит»; 2) «Если учащийся изучает логику, то он повышает четкость своего мыш­ления». Форма этих суждений такая: «Если S есть Р, то S есть Pi».

Логические законы. Закон мышления, или логический закон, это необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения.

В отличие от законов как нормативно-правовых актов, устанав­ливаемых государством, законы мышления не устанавливаются людьми; они формируются независимо от воли и желания человека. Их объективной основой являются относительная устойчивость, ка­чественная определенность, взаимообусловленность предметов дей­ствительности. Вместе с тем, отражая определенные стороны дейст­вительности, логические законы не являются законами самих вещей. Это своеобразное отражение, опосредствованное многовековой практикой человеческого познания.

Законы, изучаемые формальной логикой (их называют также формально-логическими), следует отличать от диалектических зако­нов мышления. Формально-логические законы, которые в современ­ной логике рассматриваются как тождественно-истинные высказы­вания, или логические тавтологии, обусловливают правильность рассуждений. Благодаря их действию выведение новых знаний из истинных и проверенных суждений с необходимостью приводит к истине. Законы диалектики — единства и борьбы противоположнос­тей, взаимного перехода количественных и качественных изменений и другие — являются не только законами объективного мира, но и законами мышления, они являются предметом изучения диалекти­ческой логики. Сознательное применение этих законов в процессе познания позволяет воспроизвести в мышлении диалектику матери­ального мира: взаимосвязь явлений, их изменение и развитие, прису­щие им противоречия и т. д.

Познавая сложные диалектические процессы объективного мира, мышление вместе с тем подчиняется формально-логическим законам, без соблюдения которых нельзя отразить логику вещей. Соблюдение законов логики — необходимое условие дости­жения истины в процессе рассуждения. Основными формально­-логическими законами обычно считаются: 1) закон тождества; 2) закон непротиворечия; 3) закон исключенного третьего; 4) за­кон достаточного основания. Эти законы (принципы) выражают определенность, непротиворечивость, доказательность мышления.

Истинность мысли и формальная правильность рассуждений. Понятие истинности или ложности относится лишь к конк­ретному содержанию того или иного суждения. Если в суждении верно отражено то, что имеет место в действительности, то оно истинно, в противном случае оно ложно. Например, суждение «Все волки — хищные животные» истинно, а суждение «Все гри­бы — ядовиты» ложно.

Понятие формальной правильности рассуждения относится лишь к логическим действиям и операциям мышления. Если в числе посылок умо­заключения встречается ложная посылка, то при соблюдении правил логики мы в заключении можем получить и истину, и ложь. Чтоб это показать, возьмем такое умозаключение:

Все металлы — твердые тела.

Ртуть не является твердым телом.

Ртуть не является металлом.

В этом умозаключении заключение получилось ложным имен­но потому, что в качестве первой посылки взято ложное сужде­ние. Чтобы заключение было истинным, обе посылки должны быть истинными суждениями (имеется в виду, что правила логи­ки соблюдены). При несоблюдении правил логики (если посылки при этом истинны) мы также можем получить как истинное, так и ложное заключение. Например:

Все тигры — полосатые.

Это животное — полосатое.

Это животное — тигр.

Во втором умозаключении обе посылки — истинные суждения, но полученное заключение может быть как ложным, так и истин­ным потому, что было нарушено одно из правил умозаключения.

Итак, с точки зрения содержания мышление может давать истинное или ложное отражение мира, а со стороны формы оно может быть логически правильным или неправильным. Истин­ность есть соответствие мысли действительности, а правильность мышления — соблюдение законов и правил логики. Нельзя отождествлять (смешивать) следующие понятия: «истинность» («ис­тина») и «правильность», а также понятия «ложность» («ложь») и «неправильность».

Рассуждение, форма которого - логический закон, на­зывается правильным. Отклонение от требований логических законов влечет за собой нарушение правильности мышления. Правильность обычно отличают от истинности мышления. Понятие истинности характеризует мышление в его отношении к действительности: мысль истинна, если она соответствует действительности. Правильность характеризует мысль с точки зрения внутренней связи между ее элемента­ми. Различие между правильностью и истинностью отчетли­во проявляется в тех случаях, когда правильные рассужде­ния приводят к ложным заключениям. Это возможно тогда, когда исходные данные являются ложными. Так, из ложного положения «Летучие мыши— птицы» с полным правом получается утверждение «Некоторые из птиц- летучие мыши», которое также является ложным.

Соблюдение правильности при истинных исходных данных всегда ведет к истинным результатам. В связи с этим перед нами открываются прекрасные возможности к опосре­дованному, без обращения к опыту, познанию действитель­ности за счет расширения наших знаний на основе примене­ния логических законов.

Однако между истинностью и правильностью нет не­проходимой грани. Правильность есть особого рода истин­ность. Логические связи не оторваны от внешнего мира, они находятся в глубоком соответствии с его природой, отобра­жая наиболее простые и всеобщие отношения в нём. Именно поэтому логические законы определяются с помощью поня­тия истинности и сами называются логическими истинами.

Познавательные ошибки, связанные с неверными пред­ставлениями о действительном положении дел, называются содержательными. Содержательная ошибка может быть ре­зультатом заблуждения, т. е. несоответствующего, односто­роннего, но непреднамеренного, отражения предметов и яв­лений в сознании человека, или продуктом лжи, дезинфор­мации как целенаправленного действия.

Ошибки, связанные с нарушениями правильности мыш­ления, называются формальными, или логическими. Они де­лятся на паралогизмы и софизмы.

Паралогизм - это непреднамеренная логическая погреш­ность. Она, как правило, является продуктом невысокой ло­гической культуры человека. Софизм - преднамеренное на­рушение требований логики, прием интеллектуального мо­шенничества, связанный с попыткой выдать ложь за истину.

Правильность мышления — это его коренное свой­ство, также проявляющееся в отношении к действительнос­ти. Оно означает способность мышления воспроизводить в структуре мысли объективное строение материального бы­тия, соответствовать действительным отношениям предме­тов и явлений. И наоборот: неправильность мышления озна­чает его способность искажать структурные связи и отноше­ния бытия.

Формальная логика отвлекается от конкретного содержа­ния мыслей, а не от содержания вообще. Поэтому она учиты­вает истинность или ложность исследуемых суждений. Одна­ко центр тяжести переносится на правильность мышления. Причем сами логические структуры рассматриваются неза­висимо от составляющего их логического содержания. В за­дачу логики входит анализ именно правильного мышления, поэтому оно по имени этой науки называется еще логичным. Правильное, логичное мышление имеет следующие суще­ственные признаки: определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность.

Определенность — это свойство правильного мышления воспроизводить в структуре мысли реальные признаки и от­ношения самих предметов и явлений, их относительную ус­тойчивость. Она находит свое выражение в точности и ясно­сти мысли, отсутствии сбивчивости и путаницы в элементах мысли и самих мыслях.

Непротиворечивость — свойство правильного мышления избегать в структуре мысли противоречий, которых нет в отражаемой действительности. Оно проявляется в недопус­тимости логических противоречий в строгих рассуждениях.

Последовательность — свойство правильного мышления воспроизводить структурой мысли те структурные связи и отношения, которые присущи самой действительности, спо­собность следовать " логике вещей и событий". Она обнару­живается в непротиворечивости мысли самой себе.

Обоснованность есть свойство правильного мышления отражать объективные причинно-следственные связи и от­ношения предметов и явлений окружающего мира; проявля­ется в установлении истинности или ложности мысли на ос­нове других мыслей, истинность которых установлена ранее.

Указанные выше существенные признаки правильного мышления непроизвольны. Они представляют собой резуль­тат осмысления взаимодействий человека с внешним миром. Их нельзя ни отождествлять с коренными свойствами самой действительности, ни отрывать от них. Правильность мыш­ления, отражая объективные законы мира, возникает и су­ществует стихийно, задолго до возникновения каких бы то ни было правил. Сами логические правила — это лишь вехи на пути постижения особенностей правильного мышления, действующих в них законов, которые неизмеримо богаче любого, пусть самого полного, свода таких правил. Но пра­вила вырабатываются на основе этих законов, чтобы регули­ровать последующую мыслительную деятельность, обеспе­чивать ее правильность уже сознательно.

Формальная логика, чтобы быть средством обнаружения истины, должна, на основе изучения формаль­ных структур абстрактного мышления, сохранять и учиты­вать логическую правильность рассуждений, обусловленную логическими законами. Какие же аспекты абстрактного мыш­ления изучает формальная логика?

Во-первых, она рассматривает абстрактное мышление как инструмент познания мира, как средство получения формаль­но-истинных знаний.

Во-вторых, ее интересует практическая результативность и правильность опосредованного (выводного) знания, полу­ченного из ранее установленных и проверенных истин без обращения к опыту, а только в результате учета формаль­но-логических законов и применения соответствующих пра­вил абстрактного мышления.

В-третьих, абстрактное мышление рассматривается ло­гикой как формальный процесс, имеющий свою особую струк­туру, отличающуюся от структуры объективно-истинного содержания мышления, поэтому формальная логика позво­ляет отвлекаться от содержания объекта и сосредоточивать внимание только на формах, в которых протекает тот или иной мыслительный процесс. Эти аспекты взаимозависимос­ти логики и мышления определяют особенности формальной логики как науки.

Итак, формальная логика — это наука об общезначи­мых формах и средствах мысли, необходимых для рацио­нального познания бытия и его конкретных видов. К обще­значимым формам мысли относятся понятия, суждения, умо­заключения. Общезначимыми средствами мысли являются правила (принципы), логические операции, приемы и про­цедуры, формально-логические законы, т. е. все то, что используется для осуществления правильного абстрактно­го мышления.

Следовательно, предмет формальной логики составляют:

• формы мыслительного процесса — понятие, суждение, умозаключение, гипотеза, доказательство и др.;

• законы, которым подчиняется абстрактное мышление в процессе познания материального мира и самого мышле­ния;

• методы получения нового выводного знания — сход­ства, различия сопутствующих изменений, остатков и др.;

• способы доказательства истинности или ложности име­ющихся абстрактно-логических знаний — прямое или кос­венное подтверждение, опровержение и т. д.

Таким образом, логика, в наиболее широком понимании ее предмета, исследует структуру абстрактного мышления, раскрывает лежащие в его основе закономерности. Однако абстрактное мышление, обобщенно, опосредованно и актив­но отражая действительность, неразрывно связано с язы­ком. Формы и средства мышления, являясь идеальными об­разованиями сознания, материализуются в языке и могут анализироваться только с использованием речевых средств. Между общими структурами мышления и структурами язы­кового выражения существует тесная взаимосвязь: каждой мыслительной структуре адекватна определенная языковая структура и наоборот. Языковые выражения являются той реальностью, строение и способ употребления которой дает нам знание не только о содержании мыслей, но и об их форме, о законах мышления. Поэтому в исследовании язы­ковых выражений и отношений между ними логика видит одну из своих основных задач.

Современная логика — это интенсивно развивающаяся наука, которая включает в себя логику формальную и логику диалек­тическую. На их базе формируется логика научного познания, использующая методы обеих наук для анализа научного знания. Как уже отмечалось, формальная логика — наука о законах и формах правильного мышления. Формальная логика в опреде­ленном смысле подобна грамматике. Подобно грамматике, прида­ющей языку стройный и четко осмысленный характер, логика обеспечивает доказательность и стройность мышления.

Логика и язык. Необходимая связь мышления и языка, при которой язык высту­пает материальной оболочкой мыслей, означает, что выявление ло­гических структур возможно лишь путем анализа языковых выраже­ний. Подобно тому, как к ядру ореха можно добраться, лишь вскрыв его скорлупу, так и логические формы могут быть выявлены лишь путем анализа языка.

В целях овладения логико-языковым анализом рассмотрим крат­ко структуру и функции языка, соотношение логических и грамматических категорий, а также принципы построения особого языка логики.

Язык это знаковая информационная система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в про­цессе познания действительности и общения между людьми.

Основным строительным материалом при конструировании языка выступают используемые в нем знаки. Знак — это любой чувственно воспринимаемый (зрительно, на слух или иным спосо­бом) предмет, выступающий представителем другого предмета. Среди различных знаков выделим два вида: знаки-образы и знаки-символы.

Знаки-образы имеют определенное сходство с обозначаемыми предметами. Примеры таких знаков: копии документов; дактилоско­пические отпечатки пальцев; фотоснимки; некоторые дорожные знаки с изображением детей, пешеходов и других объектов. Знаки-символы не имеют сходства с обозначаемыми предметами. Напри­мер: нотные знаки; знаки азбуки Морзе; буквы в алфавитах нацио­нальных языков.

Множество исходных знаков языка составляет его алфавит.

Основные функции языка - это те основные задачи, которые решаются языком в процессе коммуникации и познания.

В числе функций языка особое место занимает описательная – сообщение о реальном положении вещей. Если это сообщение соответствует действительности, оно является истинным. Сообщение, не отвечающее реальному положению дел, ложно. К примеру, описание «Снег бел» является истинным, а описание «Кислород — металл» ложно. Иногда допускается, что описание может быть неопределенным, лежащим между истиной и ложью. К неопределенным можно отнести многие описания будущего («Через год в этот день будет пасмурно» и т. п. ).

Иногда в описаниях используются слова «истинно», «верно», «на самом деле» и т. п.

Долгое время считалось, что описание — это единственная функция языка или, во всяком случае, та его функция, к которой может быть сведено любое иное его употребление. Предполагалось, что любое грамматически правильное повествовательное предложение является описательным и, значит, истинным или ложным. Однако, описание, несмотря на всю его важность, — не единственная задача, решаемая с помощью языка. Оно не является даже главной его задачей. Перед языком стоят многие задачи, не сводимые к описанию.

Еще одна функция языка — нормативная. С помощью языка формулируются нормы — выражения, в которых реализуется намерение говорящего добиться того, чтобы слушающий совершил нечто. Нормы чрезвычайно разнообразны и включают команды, приказы, требования, предписания, законы, правила и т. п. Примеры: «Прекратите говорить! », «Старайтесь приносить максимум пользы как можно большему числу людей», «Следует быть стойким» и т. п. Нормы, в отличие от описаний, не являются истинными или ложными, но могут быть обоснованными или необоснованными, способствующими достижению каких-то целей или нет и т. п.

Язык может служить также для выражения разнообразных чувств: «Сожалею, что разбудил вас», «Искренне сочувствую вам», «Поздравляю с праздником», «Приветствую всех, кто пришел», «Извините, но не смогу быть» и т. п. Выражения чувств называются экспрессивами. В них выражаются определенные психические состояния, связанные с конкретной ситуацией. Например, я вправе поздравить вас с победой на соревнованиях, если вы действительно победили и если я на самом деле рад вашей победе. В этом случае поздравление будет искренним, и его можно считать истинным, т. е. соответствующим внешним обстоятельствам и моим чувствам. Если же я поздравляю вас с тем, что вы хорошо выглядите, хотя на самом деле вы выглядите неважно, мое поздравление неискренне. Оно не соответствует реальности, и если я знаю об этом, то не соответствует и моим чувствам. Такое поздравление можно оценить как ложное.

Язык может использоваться для изменения мира словом. Именно эта задача решается, например, выражениями: «Назначаю вас председателем», «Ухожу в отставку», «Я заявляю: наш договор расторгнут», «Увольняю вас», «Объявляю военное положение», «Обручаю вас» («Объявляю вас мужем и женой») и т. п. Такие выражения называются декларациями и выполняют специальную функцию — меняют существовавшее до их произнесения положение вещей. Если я успешно осуществляю акт назначения вас председателем, вы становитесь председателем, а до этого акта вы не были им; если я успешно выполняю акт производства вас в генералы, в мире сразу же становится одним генералом больше и т. д. Когда футбольный арбитр говорит: «Вы удаляетесь с поля», вы оказываетесь вне игры, и она, по всей очевидности, меняется.

Декларации не описывают некоторое существующее положение дел. В отличие от норм они не направлены на то, чтобы кто-либо в будущем создал предписываемое положение вещей. Декларации непосредственно меняют мир, и делают это самим фактом своего произнесения. Очевидно, что декларации не являются истинными или ложными. Но, подобно нормам, они могут быть обоснованными или необоснованными (я могу назначить кого-то председателем, если у меня есть право сделать это), способствующими достижению каких-то целей или нет и т. п.

Язык может использоваться также для обещаний, т. е. для того, чтобы возложить на говорящего обязательство совершить в будущем некоторое действие или придерживаться определенной линии поведения. Обещаниями являются, к примеру, выражения: «Обещаю вести себя примерно», «Клянусь говорить правду и только правду», «Буду всегда вежлив» и т. п. Обещания можно истолковать как просьбы к самому себе, т. е. как нормы, адресованные говорящим самому себе и в чем-то предопределяющие его поведение в будущем. Как и все нормы, обещания не являются истинными или ложными. Они могут быть обдуманными или поспешными, целесообразными или нецелесообразными и т. п.

Язык может использоваться, наконец, для оценок, т. е. для выражения положительного, отрицательного или нейтрального отношения к рассматриваемому объекту или, если сопоставляются два объекта, для выражения предпочтения одного из них другому или утверждения равноценности их друг другу. Оценками являются, к примеру, выражения: «Хорошо, что погас свет», «Плохо, когда кто-то опаздывает», «Лучше прийти раньше, чем опоздать» и т. п. Оценки столь же фундаментальны и ни к чему не сводимы, как и описания. Только в отличие от описаний они не являются истинными или ложными, а могут быть глубокими или поверхностными, общепринятыми или нет, эффективными или нет и т. п.

Имеется, таким образом, шесть разных задач, решаемых с помощью языка: сообщение о положении дел (описание), попытка заставить сделать что-либо (норма), выражение чувств (экспрессив), изменение мира словом (декларация), принятие обязательства что-то сделать (обещание) и выражение позитивного или негативного отношения к чему-то (оценка).

С точки зрения логики основными являются две функции языка: описательная и оценочная. Все другие употребления языка, если отвлечься от психологических и иных, несущественных с логической точки зрения обстоятельств, сводятся либо к описаниям, либо к оценкам.

Описание и оценка являются, таким образом, двумя полюсами, к которым тяготеют все другие употребления языка.

Комплексное изучение языка осуществляется общей теорией знаковых систем — семиотикой, которая анализирует язык в трех аспектах: синтаксическом, семантическом и прагматическом.

Синтаксис — это раздел семиотики, изучающий структуру языка: способы образования, преобразования и связи между знака­ми. Семантика занимается проблемой интерпретации, т. е. анали­зом отношений между знаками и обозначаемыми объектами. Праг­матика анализирует коммуникативную функцию языка — эмоцио­нальные, психологические, эстетические, экономические и другие отношения носителя языка к самому языку.

По происхождению языки бывают естественные и искусст­венные.

Естественные языки — это исторически сложившиеся в общест­ве звуковые (речь), а затем и графические (письмо) информацион­ные знаковые системы. Они возникли для закрепления и передачи накопленной информации в процессе общения между людьми. Ес­тественные языки выступают носителями многовековой культуры народов. Они отличаются богатыми выразительными возможностя­ми и универсальным охватом самых различных областей жизни.

Искусственные языки — это вспомогательные знаковые систе­мы, создаваемые на базе естественных языков для точной и эконом­ной передачи научной и другой информации. Они конструируются с помощью естественного языка или ранее построенного искусственного языка. Язык, выступающий средством построения или изу­чения другого языка, называют метаязыком, основной — языком-объектом. Метаязык, как правило, обладает более богатыми по сравнению с языком-объектом выразительными возможностями.

Искусственные языки различной степени строгости широко ис­пользуются в современной науке и технике: химии, математике, тео­ретической физике, вычислительной технике, кибернетике, связи, стенографии.

Искусственные языки успешно используются и логикой для точ­ного теоретического и практического анализа мыслительных струк­тур.

Один из таких языков — язык логики высказываний. Он приме­няется в логической системе, называемой исчислением высказыва­ний, которая анализирует рассуждения, опираясь на истинностные характеристики логических связок и отвлекаясь от внутренней структуры суждений.

Второй язык — это язык логики предикатов. Он применяется в
логической системе, называемой исчислением предикатов, которая
при анализе рассуждений учитывает не только истинностные харак­теристики логических связок, но и внутреннюю структуру суждений.

Предназначенный для логического анализа рассуждений, язык логики предикатов структурно отражает и точно следует за смысло­выми характеристиками естественного языка. Основной смысловой (семантической) категорией языка логики предикатов является по­нятие имени.

Имя — это имеющее определенный смысл языковое выражение в виде отдельного слова или словосочетания, обозначающее или именующее какой-либо внеязыковой объект. Имя как языковая категория имеет таким образом две обязательные характеристики или значения: предметное значение и смысловое значение.

Предметное значение (денотат) имени — это один или множест­во каких-либо объектов, которые этим именем обозначаются. На­пример, денотатом имени «дом» в русском языке будет все многооб­разие сооружений, которые этим именем обозначаются: деревян­ные, кирпичные, каменные; одноэтажные и многоэтажные и т. д.

Смысловое значение (смысл, или концепт) имени — это инфор­мация о предметах, т. е. присущие им свойства, с помощью которых выделяют множество предметов. В приведенном примере смыслом слова «дом» будут следующие характеристики любого дома: 1) это сооружение (здание), 2) построено человеком, 3) предназначено для жилья.

Это значит, что имя денотирует, т. е. обозначает объекты только через смысл, а не непосредственно. Языковое выражение, не имею­щее смысла, не может быть именем, поскольку оно не осмысленно, а значит и не опредмечено, т. е. не имеет денотата.

Типы имен языка логики предикатов, определяемые спецификой объектов именования и представляющие собою его основные семан­тические категории, это имена: 1) предметов, 2) признаков и 3) пред­ложений.

Имена предметов обозначают единичные предметы, явления, события или их множества. Объектом исследования в этом случае могут быть как материальные (самолет, молния, сосна), так и идеаль­ные (воля, правоспособность, мечта) предметы.

По составу различают имена простые, которые не включают других имен (государство), и сложные, включающие другие имена (спутник Земли). По денотату имена бывают единичные и общие. Единичное имя обозначает один объект и бывает представлено в языке именем собственным (Аристотель) или дается описательно (самая большая река в Европе). Общее имя обозначает множество, состоящее более чем из одного объекта; в языке оно бывает пред­ставлено нарицательным именем (закон) либо дается описательно (большой деревянный дом).

Имена признаков — качеств, свойств или отношений — называ­ются предикаторами. В предложении они обычно выполняют роль сказуемого (например, «быть синим», «бегать», «дарить», «любить» и т. д. ). Число имен предметов, к которым относится предикатор, называется его местностью. Предикаторы, выражающие свойства, присущие отдельным предметам, называются одноместными (на­пример, «небо синее»). Предикаторы, выражающие отношения между двумя и более предметами, называются многоместными. Например, предикатор «любить» относится к двухместным («Мария любит Петра»), а предикатор «дарить» — к трехместным («Отец дарит книгу сыну»).

Предложения — это имена для выражений языка, в которых нечто утверждается или отрицается. По своему логическому значе­нию они выражают истину либо ложь.

Алфавит языка логики предикатоввключает следующие виды знаков (символов):

1)  а, b, с,... — символы для единичных (собственных или описа­тельных) имен предметов; их называют предметными постоянны­ми, или константами ;

2) х, у, z, ... — символы общих имен предметов, принимающие
значения в той или другой области; их называют предметными
переменными
;

3) Р1, Q1, R1,... — символы для предикатов, индексы над которы­ми выражают их местность; их называют предикатными переменными ;

4) р, q, r, ... — символы для высказываний, которые называют
высказывательными, или пропозициональными переменными (от
латинского propositio — «высказывание»);

5) Ұ, ╣ — символы для количественной характеристики высказы­ваний; их называют кванторами : Ұ — квантор общности ; он сим­волизирует выражения — все, каждый, всякий, всегда и т. п.; ╣ —
квантор существования; он символизирует выражения — некото­рый, иногда, бывает, встречается, существует и т. п.

6)   логические связки:

^— конъюнкция (союз «и»);

v — дизъюнкция (союз «или»);

→ — импликация (союз «если..., то... »);

≡ — эквиваленция, или двойная импликация (союз «если и толь­ко если..., то... »);

┐ — отрицание («неверно, что... »).

Технические знаки языка: (, ) — левая и правая скобки.

Других знаков данный алфавит не включает. Допустимые, т. е. имеющие смысл в языке логики предикатов выражения называются правильно построенными формулами ППФ. Понятие ППФ вво­дится следующими определениями:

1. Всякая пропозициональная переменная — р, q, г,... есть ППФ.

2. Всякая предикатная переменная, взятая с последовательнос­тью предметных переменных или констант, число которых соответ­ствует ее местности, является ППФ: А1 (х), А2 (х, у), А3(х, у, z), Аn (х, у,..., n), где А1, А2, А3,..., Аn — знаки метаязыка для предикаторов.

3. Для всякой формулы с предметными переменными, в которой
любая из переменных связывается квантором, выражения Ұ хА (х) и
 ╣ хА(х) также будут ППФ.

4. Если А и В — формулы (А и В — знаки метаязыка для выраже­ния схем формул), то выражения:

                   А ^ В,

              AvB,

           А→ В,

           А ≡ В,

              ┐ А, ┐ В

также являются формулами.

       5. Любые иные выражения, помимо предусмотренных в п. 1—4,
не являются ППФ данного языка.

С помощью приведенного логического языка строится формали­зованная логическая система, называемая исчислением предикатов. Элементы языка логики предикатов будут использованы в дальней­шем изложении для анализа отдельных фрагментов естественного языка.

Основные этапы развития формальной логики. Формальная логика в своем развитии прошла два основных этапа. Основанием деления на эти этапы служит различие приме­няемых в логике средств и методов исследования. Начало первого этапа связано с работами древнегреческого философа и ученого Аристотеля (384—322 гг. до н. э. ), в которых впервые дано систематическое изложение логики. Логику Аристотеля и всю доматематичеекую логику обычно называют «традиционной» формальной логикой. Традиционная формальная логика включа­ла и включает такие разделы, как понятие, суждение, умозак­лючение (в том числе и индуктивное), законы логики, доказатель­ство и опровержение, гипотеза. Аристотель видел в логике ору­дие (или метод) исследования. Основным содержанием аристоте­левой логики является теория дедукции.

Второй этап — это появление математической (или символи­ческой) логики.

Немецкий философ Г. В. Лейбниц (1646—1716) по праву счи­тается основоположником математической (символической) ло­гики.

Начиная с Лейбница в логике используется в качестве метода исследования метод формализации, который традиционной логи­кой относился только к методам математического исследования, а Лейбниц показал, что он имеет общенаучный характер. Лейб­ниц пытался построить универсальный язык, с помощью которо­го споры между людьми можно было бы разрешать посредством вычисления. В XIX в. математическая логика получила интенсивное развитие в работах Д. Буля, Э. Шредера, П. С. Порецкого, Г. Фреге и других логиков.

Математическая (или символическая) логика изучает логичес­кие связи и отношения, лежащие в основе дедуктивного (логичес­кого) вывода. При этом в математической логике для выявления структуры вывода строятся различные логические исчисления, прежде всего исчисление высказываний и исчисление предикатов в их различных модификациях. Можно сказать, что математичес­кая логика разрабатывает применение математических методов к анализу форм и законов доказательного рассуждения.

Теоретическое и практическое значение логики. Можно логично рассуждать, правильно строить свои умозак­лючения, опровергать доводы противника и не зная правил логи­ки, подобно тому как нередко люди выражают свои мысли на языке, не зная его грамматики. Знание логики повышает культуру мышления, способствует четкости, последовательности и доказа­тельности рассуждения, усиливает эффективность и убедитель­ность речи.

Особенно важно знание основ логики в процессе овладения новыми знаниями, в обучении, в ходе подготовки к занятию, при написании выступления, доклада; знание логики помогает заметить логические ошибки в устной речи и в пи­сьменных произведениях других людей, найти более короткие и правильные пути опровержения этих ошибок, не допускать их самому.

Логика способствует становлению самосознания, интеллекту­альному развитию личности, помогает формированию у нее научного мировоззрения.  

В повседневной жизни, в науке, в обучении каждому ежеднев­но приходится из одних истинных суждений выводить другие, опровергать ложные суждения или неправильно построенные доказательства. Сознательное следование законам логики дис­циплинирует мышление, делает его более аргументированным, эффективным и продуктивным, помогает избежать ошибок, что особенно важно как для специалистов-психологов, так и для других людей.

Однако, следует сказать и о том, что, достигнув высокой степени абстрактности, современная формаль­ная логика удалилась от своего непосредственного, предмета — смы­словой основы языка — и превратилась в инструмент исследования отношений между объектами. Сфера математической логики созна­тельно оставляет в стороне прагматический аспект языка, да и семан­тический его аспект ограничен значениями символов, которым она пользуется, а ее синтаксис не богат на варианты, которые наблюдают­ся в естественном языке. Он сводится к набору правил образования и преобразования символических выражений.

Современная формальная логика оставляет без внимания норма­тивные и аксиологические элементы, регулирующие повседневную интеллектуально-речевую деятельность. Она не исследует механизмы возникновения ошибок, которые могут появляться при пользовании естественным языком. В искусственном языке, которым оперирует математическая логика, подобные ошибки просто невозможны. Бу­дучи эффективным средством в определенных сферах деятельности, логика в ее символической форме теряет универсально-прикладной характер, свойственный традиционной логике. Без знания математи­ческой логики невозможна деятельность математика, программиста, создателя вычислительной техники, но она не обязательна в работе писателя, педагога, врача и др. Знание же традиционной логики нуж­но всем, как и знание начальной математики, без которой нельзя обойтись даже в быту.

Традиционная логика описывает операции, производимые мышле­нием любого человека независимо от его возраста, уровня образован­ности и рода деятельности, но которые осуществляются преимущест­венно неосознанно, автоматически, под воздействием объективных закономерностей. Логика как наука только доводит до сознания че­ловека логические явления, свойственные любому не искаженному психической патологией мышлению.

Многовековой предрассудок, что изучение логики якобы учит правильному мышлению, — ничем не обоснованное убеждение. О людях, разделяющих это убеждение, Гегель говорил, что они упо­добляются тому мудрому схоластику, который хотел научиться пла­вать, не влезая в воду. Правильному мышлению учит не учебник формальной логики, а жизнь во всем многообразии ее событий.

Польза от изучения логики состоит именно в том, чтобы дать чело­веку возможность сознательно контролировать рассуждения собст­венные и других людей и избегать логических погрешностей под воздействием эмоций, субъективного восприятия ситуаций и баналь­ного невежества. Именно в этом смысле справедливо утверждение, что изучение логики повышает культуру мышления, дисциплинирует мыслительный процесс и позволяет с меньшими затратами умствен­ной энергии достигать больших результатов.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.