|
|||
Воспитание
Обучение
Слово “Обучение”, многие годы являющееся педагогическим термином, в последнее время настойчиво стало употребляться в области кинологической деятельности. Учитывая перемены в отношении человека к собаке и наличие последних разработок, связанных с применением различных форм научения животных, необходимо дать возможность собаководам - любителям открыто оперировать этим понятием. Словом “Дрессировка”, в течение столетия маршировавшим по странам, в том числе и по России, не всегда можно объяснить современные методы воздействия на собаку. Нужна система и конкретный результат, отвечающий требованиям человека.
Понятие и механизм. Обучение собаки - это целенаправленное изменение ее поведения, связанное с содержанием в конкретных условиях проживания. Собака обучается (научается - пользуясь научной терминологией) всю жизнь. В нашем случае ответственным за этот процесс является человек. Прошлый опыт фиксируется в центральной нервной системе в виде “памяти” и может быть использован в дальнейшем. Одна из разновидностей обучения - формирование ассоциативных связей, которые могут видоизменяться или разрушаться при изменении условий жизни (способность к забыванию не менее важна для обеспечения гибкости и приспособляемости поведения, чем само обучение). К неассоциативным формам обучения относится “привыкание”: стимул, первоначально вызывающий реакцию собаки, постепенно становится незначительным для нее. Например, любой движущейся объект может вызвать ориентировочную реакцию у собаки но, при многократном повторении данной ситуации собака может потерять интерес к объекту. В процессе ознакомления собаки с окружающей обстановкой происходит скрытое обучение.
Задачи обучения. В раннем возрасте собака располагает значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование - одна из главных задач обучения. С самого начала обучения начинается перестройка всех ее познавательных процессов, и приобретение качеств, свойственных взрослым собакам: концентрация внимание, результативность направленных действий, устойчивость к общепринятым раздражителям. По условному окончанию процесса обучения собака не должна выказывать боязни к постороннему человеку или группе людей, к основным внешним раздражителям окружающей среды. От нее требуется откликаться на кличку, подходить по команде к владельцу, реагировать на восклицание “хорошо” и запрещающую команду “нельзя”, садиться и ложиться у ног владельца, двигаться на поводке рядом с владельцем, спокойно вести себя в отсутствии хозяина, иметь выраженные качества поведения в соответствии с предполагаемым использованием.
Обучение собак - целенаправленный процесс развития способностей. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для собак это развитие начинается с первых дней жизни, и если со щенком продолжают заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы способностей, на других - идет становление задатков небиологического плана, на третьих - складывается и достигается нужная способность определенного уровня. Первичный этап связан с созреванием органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Здесь происходит совершенствование работы анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков головного мозга и связей между ними и органами движения. Становление специальных способностей активно начинается во время воспитательного процесса и ускоренным темпом продолжается во время прохождения направленного обучения. Поначалу развитию этих способностей помогают различные игры. В играх первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные способности. Важным моментом в развитии способностей выступает комплексность, т. е. одновременное совершенствование нескольких, взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, нельзя. Если работа с собакой носит не рутинный характер, а достаточно привлекательна, то она становится средством проверки развития способностей. Такая работа всегда связана с созданием чего-то нового и одновременно является стимулом развития задатков. Если работа с собакой находится на пределе возможностей собаки, то она ведет за собой развитие способностей. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, в гораздо меньшей степени ведет к развитию способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей и, наоборот, если она сложна, то становится невыполнимой а, следовательно, не приводит к формированию навыков. Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели в потребность собаки. Для приобретения и закрепления у собаки новых форм поведения необходимо научение, а оно без соответствующего подкрепления не происходит. Становление и развитие способностей - это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Что же касается эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности развивающейся собаки, при котором за неудачами идет эмоциональное подкрепление успеха, причем, успехов больше, чем неудач.
Требование к программе обучения Молодая собака вполне способна, если только ее правильно обучать, усвоить материал, который дается по предлагаемой ниже программе обучения. Для этого необходимо: · владельцу ознакомиться с правилами управления собакой и строго применять его на практике. · сначала проводить занятия строго индивидуально, только после этого заниматься в группе (в зависимости от задачи воздействия), · иметь в виду, что многие собаки имеют индивидуальные различия в мотивации, что делает обучение для одних собак легким, а для других трудным. · провести работу по сдерживанию эмоций собаки и регуляции естественной двигательной активности. · каждый обозначенный раздел изучать в течение 2 занятий, по 1 часу во время длительных прогулок. · перед прохождением нового материала необходимо повторить прошедшее в игровой форме. · длительные прогулки проводить не реже 3-х раз в неделю. · без поводка управлять собакой можно только в закрытых помещениях или на ограниченном пространстве (квартира, коридор и т. д. ), тогда случае вы будете уверены, что добьетесь выполнения.
Особую трудность для собак представляет регуляция поведения. Щенок должен спокойно вести себя во время занятий. В других случаях, напротив, от него требуется проявление необычной, довольно сложной двигательной активности. Поэтому обучение проводится исключительно в игровой форме и в виде различных способов научения, которые не перегружают психику собаки, без физического воздействия (наказания). Первоначально нельзя требовать от щенка большой выдержки и способности к длительным занятиям.
Порядок воздействия на щенка до прохождения официальной дрессировки. 1. Приучение к кличке 2. Приучение к ошейнику и свободному движению. 3. Приучение к раздражителям во дворе 4. Приучение к осмотру, чистке. 5. Приучение к новым раздражителям вне двора, знакомство с улицей. 6. Приучение к плаванию. 7. Приучение к дальним прогулкам на близлежащей территории и на улице. 8. Приучение к движению с дрессировщиком на поводке по кругу, квадрату и т. д. 9. Приучение к посадке по команде около дрессировщика с помощью лакомства. 10. Приучение к остановке рядом с дрессировщиком с помощью лакомства. 11. Приучение собаки к выдержке до 1 мин. с отходом от нее (собака на привязи) 12. Приучение к подходу на удлиненном поводке к дрессировщику. 13. Приучение к выстрелам. 14. Приучение к прекращению нежелательных действий. 15. Приучение к ношению намордника. 16. Приучение к преодолению низких (по возрасту) препятствий.
Лучшим временем для целенаправленного воздействия на собаку является раннее утро. Средняя температура, при которой обучение собаки будет происходить без каких либо затруднений - плюс 15 -20 градусов. Для управления собакой используются следующие сигналы: “ко - мне”, “хорошо”, “сидеть”, “лежать”, “рядом”, ”нельзя - фу”, “место”. У молодой собаке к концу программы должны быть выработаны условные рефлексы на сигналы управления и ряд поведенческих навыков необходимых для контроля. Собака должна подчиняться владельцу, в рамках квартиры, где проживает, и на своей прогулочной территории.
|
|||
|