Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Цивилизационный подход к истории и его разновидности



Существует несколько основных теоретико-методологических подходов к рассмотрению общества в его историческом развитии: цивилизационный, формационный, историографический и культурологический. Цивилизационный подход получил широкое распространение в современном обществознании, хотя единого мнения о его сущности и методологических приоритетах не существует. Необходимо различать три версии цивилизационного подхода, каждая из которых имеет свой оригинальный предмет рассмотрения социодинамики и опирается на собственное решение фундаментальных проблем философии истории. Речь идет о цивилизационно-локальной, цивилизационно-стадиальной и цивилизационно-региональной версиях данного подхода.

Цивилизационно-локальная версия. Её сущность заключается в том, что история человечества подразделяется на несколько совершенно самостоятельных образований – локальных цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную историю, отличается неповторимостью исторических явлений, уникальностью культурно-исторических событий. Цивилизационно-циклический подход заключает в себе, как видно из его названия, две идеи: идею плюрализма в сочетании с идеей круговорота, утверждающей цикличность. Одним из первых теоретиков, выдвинувших идею множественности цивилизаций, был русский мыслитель Н. Я. Данилевский. При этом Данилевский не отказывался от понятия исторического прогресса как фиксирующего момент единства истории, но утверждал, что смысл прогресса состоит как раз в принципиальной многосторонности, многоплановости развития человеческой культуры.

Цивилизационно-стадиальная версия. Зачатки цивилизационно-стадиального подхода появились в XVIII в., когда было введено в научную лексику понятие цивилизации, первоначально характеризовавшее закономерности развития и особенности социокультурного бытия Западной Европы. В рамках данной версии цивилизационного подхода широкое распространение получила типология, согласно которой выделяются доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный периоды развития человечества. В концепциях постиндустриального общества, в которых в роли главного субъекта современного социально-исторического процесса все чаще выступает «постэкономический человек», основным достоянием общества становится коллективный символический капитал как общая (общественная) духовная собственность – коллективные моральные ценности и нормы, традиции и обычаи, нравы и ритуалы, мировоззренческие установки, социальные идеалы и другие феномены коллективной памяти и духовной культуры общества. Каков же механизм актуализации символического капитала? Ответ на этот весьма непростой вопрос предлагает, в частности, известный французский социолог П. Бурдье. Активно разрабатывая концепцию символического капитала, он связывает последний с существованием «габитуса» – системы усвоенных субъектом и закрепленных на основании опыта схем мышления, восприятия и действия.

Наряду с концепцией индустриального общества в цивилизационно-стадиальном подходе широко используется концептуальная модель, в которой в истории общества выделяются два типа цивилизационного развития – традиционный и техногенный. В частности, наиболее репрезентативным является анализ техногенной цивилизации, предложенный В. С. Степиным. Исторически первым возник традиционный тип развития и вплоть до эпохи буржуазных революций был, по существу, единственным. В XV – XVII вв. в Западной Европе сложился новый тип цивилизационного развития, который можно определить как техногенный.

Региональная версия цивилизационного подхода преимущественно акцентировала внимание на особенностях развития цивилизаций Запада и Востока и механизмах их взаимодействия. Цивилизационно-региональный подход позволяет определить роль восточнославянской цивилизации в гармонизации отношений между цивилизациями Востока и Запада, а также охарактеризовать цивилизационную общность восточнославянской цивилизации с европейским сообществом. Республика Беларусь – составная часть восточнославянской цивилизации, своеобразие которой обусловлено ее историческим наследием, национально-культурными традициями, геополитическим положением.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.