Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Знакомство с красным — желтым — синим цветами



 

ЦВЕТ И ФОРМА.

Знакомство с красным — желтым — синим цветами

Различение — называние — систематизация

Материал. 10 красных, 10 синих, 10 желтых колечек от пирамидок или каких-либо других групп сходных предметов, внутри каждой, из которых предметы отличаются лишь по степени выраженности какого-либо признака (например, величине), но одинаковы по цвету; 1 красная, 1 синяя, 1 желтая палочка (или шарик); листы бумаги с цветными пятнами; специально подобранный дидактический материал. Палочки можно заменить любыми геометрическими фигурами.

ЦВЕТ И ФОРМА. Игра на классификацию Найди предметы такого же цвета. Дети образуют пары. Педагог раздает каждой паре играющих листы бумаги, на которых красками нанесены различ­ные изображения красного, синего и желтого цветов. Определив, какого цвета изображение на листе, дети подходят к столу, на котором вперемежку лежат колечки от пирамидок (тоже крас­ного, синего и желтого цветов). Дети, у которых листы с изображением красного цвета, должны выбрать все красные колечки, с изображение синего цвета — все синие колечки и т. д. В конце игры дети совместно строят из разноцветных коле­чек (квадратов, треугольников, кубиков) паровозик и рассказы­вают об этом, называя цвета отдельных вагончиков.

ЦВЕТ И ФОРМА.

Игры на называние

Назови цвет предмета.

Ребенок (или педагог) прячет в руке палочку или шарик (красный, синий или желтый) и предлагает детям отга­дать, какого цвета палочка спрятана у него в руке.

ЦВЕТ И ФОРМА. Игры на называние Угадай, какого цвета одежда Дети сидят по кругу на стульчиках, одно место свобод­ное. Ведущий говорит: «Место рядом со мной справа свободно. Я хочу, чтобы его заняла девочка в красном платье (мальчик в синей рубашке и т. д. )».

ЦВЕТ И ФОРМА.

Игра на систематизацию

Разложи предметы по цвету

Педагог выкладывает дидактический набор для свобод­ной игры (например, мозаику или строительный материал) и по­буждает детей называть цвета. После этого дети систематизи­руют материал по цвету.

 

 

ЦВЕТ И ФОРМА. Знакомство с зеленым цветом и его оттенками: светло-зеленым и темно-зеленым Различение — называние — систематизация Материал. 6 карточек для обозначения зеленого цвета; листья; по 6 желтых, синих, красных, светло- и темно-зеленых счетных палочек. Счетные палочки можно заменить пуговицами такого же цвета или геометрическими фигурами.

ЦВЕТ И ФОРМА.

Игра на классификацию

                             Найди предмет того же цвета.   

Взрослый заранее готовит карточки для обозначения зе­леного цвета и приносит в группу предметы зеленого цвета, например зеленую кофту, зеленый шарф, зеленую вазу и т. д.

Педагог кладет перед ребенком карточку, просит его найти в группе предмет такого же цвета и положить этот предмет рядом с карточкой.

ЦВЕТ И ФОРМА. Игра на называние Какой палочки не стало Воспитатель кладет на стол счетные палочки: 2 светло - и 2 темно-зеленые, 1 синюю и 1 желтую. Водящий убирает одну палочку, остальные дети должны определить, какого цвета па­лочки не стало.

ЦВЕТ И ФОРМА.

Игра на систематизацию

Построй улицу из счетных палочек

На столе вперемежку лежат по 6 палочек красного, желтого, синего, светло- и темно-зеленого цветов. Педагог просит выбрать из них все светло- и темно-зеленые. Из этих палочек дети строят «Улицу», чередуя их по цвету.

ЦВЕТ И ФОРМА. Знакомство с белым — серым — черным цветами Различение — называние — систематизация Материал. 2 листа газеты; 1 лист белой бумаги; горсть белого порошка (например, толченого мела); горсть черного порошка (влажной земли); картонные полоски (10х3 см): 3 белых, 3 светло-серых, 3 серых, 3 темно-серых и 3 черных. Вместо порошка можно взять гуашевые краски.

ЦВЕТ И ФОРМА.

Игра на классификацию

Превращения

Взрослый кладет на стол 2 листа газеты и 1 белый лист бумаги. Дает детям время рассмотреть их. Потом высыпает белый порошок на один газетный лист, а черный - на другой.

На белом листе дети перемешивают эти порошки и наблю­дают, как получаются различные оттенки серого цвета, говорят об этом, называя их.    

ЦВЕТ И ФОРМА. Игра на называние Отгадай цвет Ребенок прячет под платок полоску белого, серого или черного цвета. Остальные дети отгадывают, какого цвета полоску спрятал ребенок.

ЦВЕТ И ФОРМА.

Игра на систематизацию

Педагог дает детям полоски белого, черного, светло-се­рого и темно-серого цветов. Предлагает расположить сначала по нарастанию насыщенности цвета серые полоски (от светло­ - серой до темно - серой), а затем поставить в этот ряд полоски белого и черного цветов. При повторном задании по­рядок расположения полосок обратный (от черного до белого цвета).

ЦВЕТ И ФОРМА. Знакомство с оранжевым и коричневым цветами Различение — называние — систематизация Материал. Апельсины, каштаны, зерна от яблок (или дру­гие предметы соответствующего цвета); счетные палочки: по 4 светло-зеленых, темно-зеленых, желтых, синих, 6 оранжевых и 6 коричневых.

ЦВЕТ И ФОРМА.

Игра на классификацию

На столе лежат апельсины и каштаны. Педагог дает детям листы бумаги и краски: оранжевую и коричневую, пред­лагает нарисовать апельсины и каштаны. После выполнения задания дети рассматривают рисунки.

ЦВЕТ И ФОРМА. Изготовление человечка Взрослый кладет на стол каштаны, зерна от яблок, шиш­ки, палочки, оранжевый пластилин и предлагает сделать человеч­ка. Эти предметы можно заменить геометрическими фигурами из математического пенала, подходящими по цвету.

ЦВЕТ И ФОРМА.

Игра на называние

Дети играют в игру «Я вижу то, что ты не видишь, и оно ко­ричневого (оранжевого) цвета».

Чтобы все смогли справиться с заданием, дети заранее долж­ны договориться о том, какие предметы будут загадывать (например, те, которые находятся только в кукольном уголке или на полке и т. д. ). Предмет, который загадывается, должен быть хорошо знаком детям.

ЦВЕТ И ФОРМА. Игра на систематизацию Построй улицу! Счетные палочки лежат на столе вперемежку: по 4 свётло - и темно-зеленых, желтых, синих, по 6 оранжевых и коричневых. Дети выбирают только коричневые и оранжевые, из которых они будут строить улицу. Один ребенок становится ведущим мастером. Он называет цвет, остальные выкладывают палочки названного цвета.

ФОРМА.

Игра на систематизацию

Из строительного материала, имеющегося в группе, выбира­ются большие и маленькие кубики. Дети строят поезд, чередуя маленькие и большие кубики.

ФОРМА. Знакомство с признаками: большой — маленький Различение — называние — систематизация Материал. 1 маленькая и 1 большая кукла и соответ­ствующая одежда для них; 1 большой и 1 маленький камешек; 1 маленькая и 1 большая пуговица; большая и маленькая ко­робки; другой дидактический материал, который можно исполь­зовать для ознакомления с основными формами предметов и их признаками.  

ФОРМА.

Игра на классификацию

Одень куклу

На столе друг против друга сидят куклы: маленькая и боль­шая. Одежда обеих кукол лежит рядом в куче. Дети сортируют одежду и кладут ее около соответствующей куклы. Затем вы­бирают наиболее понравившиеся им вещи и одевают кукол.

ФОРМА. Игра на называние Под столом или под платком ребенок ощупывает предмет, определяет его величину и называет его: пуговица большая или маленькая, камешек большой или маленький. Остальные дети наблюдают за тем, правильно ли выполнено задание, и меняют водящего. Можно усложнить игру. Под платок прячутся предметы из разного материала, которые ребенок сравнивает: например боль­шая пуговица и маленькая коробка.

ФОРМА.

Знакомство с признаками: длинный - короткий

Различение — называние — систематизация

Материал. 10 кусков пластилина; 1 длинная и 1 короткая палочка; 1 коричневая и 1 светло-зеленая счетная палочка; 1 длинная и 1 короткая картонная полоска; 1 длинный и 1 ко­роткий карандаш.

ФОРМА. Игра на классификацию На столе лежат сделанные из пластилина длинная и корот­кая колбаски. Обе колбаски одинаковой толщины и одного цвета. Взрослый раздает детям пластилин и просит сделать та­кие же колбаски: 1 длинную и 1 короткую. В конце занятия дети рассматривают свою лепку, показыва­ют, какая колбаска длинная, а какая — короткая. Можно предложить детям соединить все колбаски и сделать длинную связку колбасок. Можно использовать вместо пластилина полоски из тонкой цветной бумаги.

ФОРМА.

Игра на называние

Мы шагаем.

Дети ходят по комнате. При слове «короткий» они делают очень короткие шаги, а при слове «длинный» - очень длинные шаги. После проведения игры педагог предлагает детям попеременно произносить слова «длинный» - «короткий».

В эту игру могут вноситься дополнения. Например: дети делают длинные (или, наоборот, короткие) шаги на носочках.

Можно использовать танец, в котором чередуются длинные и короткие шаги.

ФОРМА. Игра на систематизацию и называние Ребенок ощупывает под платком 2 палочки разной длины. После того как ребенок определил, какая длинная, а какая короткая, он кладет на стол сначала длинную палочку, а затем – напротив - короткую. При этом называет их: «Это длинная па­лочка, это - короткая». Игра проводится несколько раз (но не более четырех). Каждый раз под платок кладут новые парные предметы (на­пример, длинный и короткий блоки из строительного материа­ла, карандаши и т. п. ). Затем дети рассматривают ряды длинных и коротких пред­метов, констатируют, что у всех предметов различная длина. Вероятно, кому-то из детей бросится в глаза, что карандаш в ряду коротких предметов длиннее, чем палочка в ряду длинных предметов. Взрослый дает время, чтобы дети составили самостоятельное мнение о длине карандашей. Затем он просит ребенка взять короткий карандаш и на его место положить длинный, так, чтобы дети наглядно смогли убедиться, что при сравнении короткого карандаша с длинным первый действитель­но выглядит короче.

ФОРМА.

Знакомство с признаками: толстый - тонкий        

Различение — называние — систематизация

Материал. Заранее приготовленные толстые и тонкие вещи, например, 1 тонкий и 1 толстый носок; 1 толстая и 1 тон­кая книга; 1 толстый и 1 тонкий карандаш; 2 различающиеся только по толщине шерстяные нитки; 2 различающиеся только по длине шерстяные нитки; 2 различных по величине кубика; 2 раз­личные только по толщине книги; строительный материал.

ФОРМА.

Игра на называние

Под платком находятся вещи, различающиеся по толщине, длине, величине. Вызванный ребенок ощупывает предмет и назы­вает его. Например: «Это толстая шерстяная нитка», «Это ма­ленький кубик», «Это тонкий карандаш»

и т. п. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.

ФОРМА. Игра на классификацию Один ребенок изображает толстого медведя (под одежду можно подложить подушку), другой ребенок - тонкого (или в данном случае тощего) волка (все вещи на нем велики). Каж­дый из них получает соответствующую карточку, где условно изображены толстое и тонкое живое существо. Остальные ребята отыскивают в групповой комнате заранее спрятанные толстые и тонкие вещи, приносят их наряженным детям, которые проверяют, правильно ли выполнено задание, радуются, что они получили соответствующие предметы, т. е. толстый медведь получил толстую книгу, толстый карандаш и т. п.

ФОРМА.

Игра на систематизацию

Из строительного материала дети выбирают все толстые и тонкие бруски, строят из них паровозик, улицу, чередуя их по толщине.

 

ФОРМА. Знакомство с кругом Различение — называние — систематизация Материал. 1 маленький мяч и 1 пластмассовый или дере­вянный кубик; различный по форме материал из дидактического набора (круги, квадраты, прямоугольники, треугольники); 2 раз­личные по длине счетные палочки оранжевого и светло-зеле­ного цвета; строительный материал.

ФОРМА.

Игры на называние

Я вижу то, что ты, не видишь

Водящий ребенок выбирает предмет круглой формы, находя­щийся в групповой комнате, и говорит остальным детям, кото­рые сидят по кругу: «Я вижу что-то, что вы не видите, и оно круглое». Ребенок, который отгадывает первым, становится ве­дущим. Игра проводится несколько раз.

ФОРМА. Угадай форму предмета Под платком находятся предметы круглой, квадратной, пря­моугольной и треугольной формы, 2 счетные палочки: короткая и длинная (например, оранжевого и светло-зеленого цвета). Ре­бенок ощупывает предмет, называет его. Остальные дети про­веряют правильность выполнения задания. Взрослый поощряет тех детей, которые самостоятельно выделяют и называют несколько признаков, например: тонкий, круглый. На такие ответы он обращает внимание всех осталь­ных детей.

ФОРМА.

Игра на систематизацию

Построим поезд

Из дидактического материала дети выбирают карточки круг­лой формы, а многоугольные пластины откладывают на другую сторону стола. Воспитатель предлагает им построить поезд, чередуя круги с многоугольниками. Каждый ребенок должен обязательно назвать, что он кладет: круг или многоугольник.

ЧИСЛО. Игра на нахождение места в ряду На столе лежат 3 матрешки (большая, поменьше, малень­кая). Дети должны расположить их по величине. Затем педагог дает еще 1 матрешку и предлагает найти ее место в ряду. Когда дети правильно выполнят это задание, взрослый до­бавляет еще несколько матрешек

ФОРМА.

Знакомство с треугольником

Различение — называние — систематизация

Материал. Цветная и белая бумага; клей; треугольники из картона: острый, тупой, прямоугольный; круглые, прямоуголь­ные и квадратные карточки из картона, пластмассы или фанеры; строительный материал.

ФОРМА. Игра на называние Под платком находятся следующие предметы: острый, тупой и прямоугольные треугольники из картона, пластины круглой, квадратной и прямоугольной формы. Ребенок ощупы­вает предмет, называет его и показывает. Остальные дети прове­ряют правильность выполнения.

ФОРМА.

Игра на систематизацию

Из строительного набора дети выбирают пластины треуголь­ной формы и строят гусеницу. Все треугольники кладут в одном направлении. Если ребенок кладет треугольники неправильно (основаниями друг к другу), то воспитатель исправляет ошибку и обращает на это внимание всех детей.

ФОРМА. Знакомство с прямоугольником и квадратом Различение — называние — систематизация Материал. Карточки для обозначения круглой и треуголь­ной формы (различной величины); блоки прямоугольной и квад­ратной формы; предметы прямоугольной и квадратной формы: конверт, марка, кубики, квадратная салфетка и т. п.; строитель­ный материал.

ФОРМА.

Игра на классификацию

На столе раскладывают блоки треугольной, круглой, пря­моугольной и квадратной формы различной толщины. Дети, ис­пользуя карточки с изображением треугольной и круглой формы, выбирают круглые и треугольные блоки. Затем рассматривают и сравнивают друг с другом остав­шиеся в наборе формы. Педагог обращает внимание детей на длину противоположных сторон квадратов и прямоугольни­ков, маркирует их при помощи мела и сравнивает между собой. После чего дети ищут в помещении заранее приготов­ленные предметы прямоугольной и квадратной формы, например книги, конверты, кубики и т. п.

 

ФОРМА. Игра на называние Какой фигуры не стало? Взрослый выбирает 4 плоские фигуры (круглую, прямо­угольную, квадратную, треугольную) и кладет на стол. Водящий убирает одну фигуру, остальные дети должны отгадать, какой фигуры не стало. Игра может быть усложнена за счет того, что фигуры подбираются разного цвета, разной величины.

ФОРМА.

Игра на систематизацию

Строим улицу.

Из строительного материала дети выбирают кубики прямо­угольной и квадратной формы, строят улицу, чередуя кубики. Играющие следят, чтобы соблюдалось чередование кубиков разной формы.

ФОРМА. Игра на классификацию Карточки с изображением соответствующих форми их признаков лежат на столе изображением вниз. В помещении заранее приготовлены необходимые предметы. Ребенок подходит к столу, берет одну карточку и ищет предмет указан­ной формы или обладающий заданным признаком (например, длинный или маленький), затем кладет найденный предмет ря­дом с карточкой. Другие дети проверяют правильность выпол­нения задания. Если ребенок выбрал неправильный предмет, он уступает место другому.

ФОРМА.

Игра на комбинацию признаков

Для этой игры необходимы различный дидактический мате­риал, карточки для обозначения всех форм и их признаков (кро­ме длинной и короткой) и карточки для обозначения зеленого, желтого, синего цветов.

Изображены ворота. Перед воротами лежат карточки, кото­рые указывают на то, предмет какой формы подходит к данным воротам. Например, круглый; круглый и тонкий; толстый и зе­леный и т. д. В зависимости от уровня развития детей в группе могут комбинироваться 4 признака. Например, большой, тре­угольный, толстый, зеленый и т. п.

ФОРМА. Строительная игра Педагог раздает детям счетные палочки (или блоки, или кубики) различных цветов и размеров. Дети рассматривают их и называют цвет, размер. (Среди знакомых цветов могут быть и незнакомые, например лиловый. ) После этого педагог предлагает им построить из этих предметов разноцветную лест­ницу, упорядочив ступеньки по высоте.

ФОРМА.

Игра на называние

Место рядом свободно

Для этой игры необходимы карточки для обозначения цвета и формы. Каждый играющий получает карточку. Карточки не повторяются. Дети сидят в кругу на стульях. Одно место сво­бодное. Водящий говорит: «Место рядом со мной свободно. Я хочу, чтобы его занял ребенок, у которого синяя карточка (желтая, красная, карточка с треугольником, кругом и т. д. )».

ЧИСЛО. Различение — сравнение — систематизация Материал. 6 - 8 различных по длине прямоугольных парал­лелепипедов (из строительного материала); вкладные цилиндры Монтессори или любые другие вкладыши; 5 - 8 картонных поло­сок (черно-серо-белый ряд); матрешки (семисоставные); прямо­угольные палочки различного цвета.

ЧИСЛО.

Игры на систематизацию

Дети выстраивают прямоугольные параллелепипеды в ряд от самого короткого до самого длинного и, наоборот, от самого длинного до самого короткого.

Ребятам предлагают вложить цилиндры Монтессори (или какие-нибудь другие вкладыши, например коробочки) друг в друга.

После того как им удастся правильно выполнить предыду­щие задания, можно предложить разложить полоски по цвету (аналогично заданию из раздела по ознакомлению с цветами). Причем между белой и черной должно быть 5 полосок с раз­ными оттенками серого цвета. Дети составляют ряд, начиная с полоски белого или черного цвета.

Эта игра может быть усложнена за счет составления ряда с середины, т. е. с полоски серого цвета.

КОЛИЧЕСТВО. Материал. 9 - 12 стульев; 10 одинаковых кружков; 10 круглых камешков одного цвета; другой материал, например игральные кубики, пуговицы и т. д.; игровой и строительный материал, который можно группировать.

ЧИСЛО.

Игра-конструирование

Дети строят из прямоугольных палочек на столе лестницу. Первая ступенька состоит из 1 палочки, следующая из 2, да­лее из 3 и т. д., т. е. каждая последующая ступенька на 1 палоч­ку больше предыдущей. Самая последняя ступенька может состо­ять максимально из 10 палочек. Причем очередная ступенька состоит из палочек большей или меньшей длины, чем предыду­щие. Начинать лучше с самой короткой или с самой длинной ступеньки.

Когда лестница будет готова, ребенок убирает любую сту­пеньку, а дети перемешивают остальные палочки. Взрослый восстанавливает лестницу и предлагает определить в ней место убранной ступеньки. Из лестницы можно убрать 1 - 2 ступеньки. Если ребенок испытывает затруднения, при повторном про­ведении игры количество ступенек сокращают.

КОЛИЧЕСТВО. Игра на систематизацию У каждого ребенка стул? По количеству играющих ставится ряд стульев. Дети садят­ся на стулья и убеждаются, что стульев столько же, сколько детей. Для проверки применяется прием сопоставления (или приложения). Количество стульев изменяется, играющие про­веряют соотношение стульев и детей: столько же стульев, сколь­ко и детей, или же стульев больше (меньше). Точно так же, применяя прием сопоставления, можно определить, кого больше в подгруппе - мальчиков или девочек, или: мальчиков столько же, сколько девочек.

КОЛИЧЕСТВО.

Парная игра

Дети ищут себе партнера. Каждая пара получает 10 одно­цветных круглых камешков и 10 кружочков (или же 10 пуговиц, или 10 игральных кубиков и т. д. ). Ребенок кладет определен­ное количество камешков, а его партнер должен положить столь­ко же кружочков. (Это количество постепенно возрастает. ) За­тем с помощью приема приложения проверяется правильность выполнения задания. Игра проводится несколько раз. Ведущие меняются.

КОЛИЧЕСТВО. Игра на сравнение Педагог кладет на стол в 2 кучки различный материал. Он берет по 3 одинаковых предмета из одной и из другой кучки, например 3 маленькие зеленые пуговицы и 3 маленькие белые пуговицы, и спрашивает, зеленых пуговиц меньше, больше или столько же, сколько белых. Дети проверяют свои ответы, приме­няя прием приложения. Затем взрослый берет по 3 разных предмета. Например, 1 круглый камешек, 1 пуговицу, 1 блок из пластмассового кон­структора, 1 строительный кубик, 1 игрушечную машину, 1 ма­терчатого зверя. Дети сравнивают количество предметов в одной и другой группе, проверяют свои ответы. Постепенно педагог увеличивает количество предметов, при­чем сначала сравниваются одинаковые предметы, а затем раз­ные. .

КОЛИЧЕСТВО.

Игра на сравнение (продолжение).

Количество сравниваемых предметов увеличивается до тех пор, пока большинство детей правильно отвечает на вопросы. При появлении ошибок сравнивается меньшее количество пред­метов, но варьируется материал.

Взрослый не всегда кладет равное количество предметов, в одной группе может быть на 1 - 4 предмета больше, чем в другой. После нескольких занятий дети могут проводить игру на составление множеств самостоятельно, предлагая задания друг другу.

КОЛИЧЕСТВО. Материал. 20 одинакового размера круглых камешков: 10 красных и 10 зеленых; коробочка; 10 деревянных или пласт­массовых шариков и 10 пластмассовых стаканчиков.

КОЛИЧЕСТВО.

Игры на сравнение

В каком ряду детей больше

Дети встают в 2 ряда друг против друга. Один ребенок ос­тается без пары, он водящий и отвечает на вопросы воспита­теля.

Взрослый спрашивает: «В первом ряду стоит столько же детей, сколько и во втором? » Ответ ребенка проверяется следую­щим образом: каждый ребенок первого ряда берет за руку ре­бенка из второго ряда. Затем дети второго ряда образуют круг. Педагог спрашивает: «А сейчас в первом ряду столько же детей, сколько и во втором? » Проверяя ответ ребенка, дети снова встают в ряд и протягивают друг другу руки.

Ребята в первом ряду встают на большее расстояние друг от друга, чем во втором, педагог снова задает вопрос: «В пер­вом ряду столько же детей, сколько и во втором? » Ответ про­веряется аналогично: все дети берут друг друга за руки.

КОЛИЧЕСТВО. Игра в камешки Педагог кладет на стол 3 зеленых камешка в ряд и предлагает положить напротив столько же красных. Применяя прием приложения, дети убеждаются, что зеленых камешков столько же, сколько и красных. Затем взрослый изменяет расположение зеленого ряда путем изменения расстояния между камешками. Сначала камешки кладет на большом расстоянии друг от друга, потом друг около друга, затем педагог кла­дет зеленые камешки в коробку, а в четвертом случае ребенок берет их в руку. После каждого изменения педагог спрашивает детей, зеленых камешков столько же, сколько и красных, или больше (меньше), просит обосновать ответы. Все ответы про­веряются с помощью приема приложения.  

КОЛИЧЕСТВО.

Игра в камешки (продолжение)

Постепенно педагог увеличивает количество камешков обоих цветов. Для того чтобы все отвечали не механически, взрослый может положить зеленых или красных камешков больше (или меньше).

Количество предметов увеличивается до тех пор, пока боль­шинство детей отвечает правильно.

Количество следующих предметов для сравнения зависит от правильности предыдущих ответов детей.

КОЛИЧЕСТВО. Чего больше? В ряд ставятся пластмассовые стаканчики. Недалеко в короб­ке или корзинке лежат шарики. Дети кладут шарики в стакан­чики и убеждаются, что шариков столько же, сколько стакан­чиков. Педагог собирает шарики, затем располагает их на столе на некотором расстоянии друг от друга, после этого кладет их перед стаканчиками, потом снова убирает в корзиночку. Во всех случаях он спрашивает детей: «Шариков столько же, сколь­ко и стаканчиков, или больше (меньше)? » Дети обосновывают свои ответы, проверяют их правильность, вкладывая шарики в стаканчики.

КОЛИЧЕСТВО.

Разложи цветы по вазам

Взрослый ставит на стол вазы различной формы. На столе в куче лежат цветы по количеству ваз. Дети устанавливают, что цветов столько же, сколько и ваз. (В каждую вазу дети ставят цветок. ) Как и в предыдущем задании, педагог увеличи­вает количество сравниваемых предметов и меняет место их рас­положения. Например, он может попросить поставить все цветы в одну вазу, положить каждый цветок перед вазой, вазы расста­вить на удаленном расстоянии друг от друга, а цветы букетом положить перед вазой и т. д. После каждого измене­ния ситуации педагог уточняет, стало ли цветов (ваз) больше, меньше или столько же, сколько было раньше, просит объяснить детей, почему они так считают.

 

КОЛИЧЕСТВО. Разложи цветы по вазам  (продолжение) Число сравниваемых предметов постепенно увеличивается до тех пор, пока дети не начинают систематически ошибаться. Когда взрослый прибавляет 1 или 2 цветка или убирает вазы, дети должны видеть, что он что-то убрал или прибавил. При этом педагог добивается понимания детьми, что измени­лось лишь число предметов.

КОЛИЧЕСТВО.

Составление ряда

Найди кукле стул

Количество предметов для данной игры определяет педагог по правильности решения предыдущих заданий.

На столе стоят матрешки и стульчики. Взрослый предла­гает детям выполнить следующее задание: самую большую мат­решку посадить на самый большой стул, поменьше - на мень­ший стул, а самую маленькую - на самый маленький стул. По­степенно педагог увеличивает количество предметов. Затем смешивает матрешек и предлагает снова выполнить это же за­дание.

КОЛИЧЕСТВО. Поставь машину в гараж В данной игре используются коробки - гаражи и автомо­били разного размера. На столе лежат коробки разного размера (это гаражи) и столько же автомобилей. Дети сначала расставляют гаражи в ряд, начиная с самого маленького. Затем педагог предла­гает поставить автомобили в гаражи. Дети выполняют задание самостоятельно, пробуя различные варианты. Если дети не при­дут к правильному решению (самая большая машина ставится в самый большой гараж, поменьше - в более маленький и т. д. ), то взрослый демонстрирует правильный способ решения.

КОЛИЧЕСТВО.

Сравнение количества

Счетные палочки

Для игры используются счетные палочки разного цвета. После того как дети поиграли со счетными палочками, педагог предлагает им проверить (с помощью приема прило­жения): синих палочек столько же, сколько и зеленых, а черных столько же, сколько и оранжевых, темно-зеленых столько же, сколько и светло-зеленых?

КОЛИЧЕСТВО. Каких камешков больше? На стол кладется разное количество разноцветных камеш­ков, например 2 желтых, 5 красных, 3 синих. Педагог спра­шивает, каких камешков больше всего. Дети проверяют свои ответы, прикладывая камешки одного цвета к камешкам другого. Затем составляют ряды и обозначают ряд с наибольшим количе­ством предметов одной чертой (например, они могут рядом по­ложить палочку нейтрального цвета), с меньшим - двумя и по­следний ряд, в котором меньше всего предметов, - тремя чер­тами. При выполнении следующего задания педагог варьи­рует количество предметов. Так, можно взять 1 красный ка­мешек, 3 синих и 3 желтых. Оба множества с одинаковым коли­чеством предметов обозначаются 2 чертами. В дальнейшем дети смогут уже самостоятельно составлять, сопоставлять и обозна­чать множества.  

КОЛИЧЕСТВО.

Где больше?

Взрослый рисует 2 больших круга (или кладет обручи):

синий и белый, предлагает детям взять в игровой комнате по одному какому-либо предмету. Дети берут предметы и распреде­ляют их между белым и синим кругом. Применяя прием прило­жения, они оставляют в белом круге столько же предметов, сколь­ко и в синем. Затем все отворачиваются, а водящий убирает из одного круга несколько предметов (или же оставляет количество предметов в обоих кругах без изменения). Дети поворачиваются, рассматривают группы предметов и определяют, изменилось ли их количество или же осталось прежним. С помощью приема приложения играющие проверяют свои ответы.

 

КОЛИЧЕСТВО. Сохранение количества Изменилось ли число пуговиц? Педагог кладет на стол большие красные пуговицы и предлагает детям положить рядом столько же желтых (выбор количества пуговиц обусловлен прежним опытом). После того как дети убедятся, что красных и желтых пуго­виц поровну, взрослый делает бусы, нанизывая желтые пуговицы на нитку, и спрашивает: «Красных пуговиц больше, чем желтых, или же желтых столько же, сколько и красных? » Он просит детей обосновать свои ответы. Возможны другие варианты. Например, желтые пуговицы кладут друг с другом, а красные - на расстоянии друг от друга или же желтые пуговицы кладут в маленькую коробочку (или зажимают в руке) и т. д. Постепенно педагог увеличивает количество предметов. Так, желтых пуговиц можно положить больше, чем красных, и т. п.  
КОЛИЧЕСТВО. Колбаска и шарик Педагог берет 2 одинаковых куска пластилина и делает из них шарики, показывает их детям и спрашивает, одинаковое ли количество пластилина пошло на один и другой шарик. Если дети ответят, что неодинаковое, то взрослый повторяет показ еще раз. Затем ребенок делает из шарика колбаску, остальные вни­мательно наблюдают за его действиями. Педагог спраши­вает, одинаковое ли количество пластилина пошло на шарик и колбаску или же на колбаску пошло больше, и просит детей обосновать свои ответы.

     

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.