|
|||
Кто знает тайну звука — знает тайну всей вселенной МИСТИЦИЗМ ЗВУКА !!! 19 страницаМекка – город в Аравии, великая святыня для мусульман всего мира.
Минорный (муз. ) – один из двух (наряду с мажором) наиболее распространенных в музыке ладов. Характерным признаком минора является мягкая, элегическая, печальная окраска тонического трезвучия.
Миран Датар – Miran Datar – великий целитель, суфийский святой, на гробнице которого в Уджайне (Ujjain) часто происходят исцеления одержимых.
Моголы – династия, правившая в Индии около пяти веков и принесшая туда ислам как государственную религию.
Моин-уд-дин Чишти – великий суфийский мастер линии Чишти. Предположительные даты жизни: 1142-1236 или 1135-1229. Его звали «Некоронованный император Индии». В настоящее время его гробница в Аджмире (Раджастан) – одно из самых посещаемых паломниками мест, причем как мусульманами, так и людьми других вероисповеданий.
Муваккали – «опекун, попечитель, стражник, представитель». У суфиев – существо тонкого плана, порождаемое умом, мыслью человека.
Мукти (санскр. ) – «освобождение».
Муршид (араб. ) – духовный учитель, то же, что у индусов Гуру, а в православной традиции – Старец.
Мюрид (араб. ) – послушник, ученик, последователь, то же, что у индусов «чела».
Нада (санскр. ) – «звук».
Нарада (санскр. ) – святой мудрец, авторству которого приписываются гимны «Риг веды». Его считают изобретателем музыкального инструмента вины и иногда сравнивают с греческим Орфеем. Позже его имя было связано с легендами о Кришне.
Нафс (араб. ) – душа, естество, желание, персонификация, сущность, «Я»; в суфизме – ложное эго.
Нирвана (санскр. ) – буквально «угасание», развоплощение, вечное блаженство, угасание осознания отдельности существования; у суфиев – осуществление свободы души.
Нэй – турецкая продольная флейта, используемая суфиями ордена Мевлеви во время музыкальных медитаций.
Панга – индийская флейта, состоящая сразу из трех дудочек, объединенных вместе, используется для заклинания змей.
Парвати (санскр. ) – буквально, «приходящая с горы», «дочь горы»; одно из ее имен – Дурга; супруга господа Шивы.
Пракрит (санскр. ) – языковая группа в средней Индии, возникшая из санскрита; этим же словом называется музыка, развивавшаяся в тот период.
Полутон (муз. ) – наименьшее расстояние между двумя различными по высоте звуками в современной европейской музыкальной системе.
Пракрити (санскр. ) – дословно, «детальная разработка»; Природа; Природная Сила; Душа Природы; исполняющая или действующая сила. У суфиев сопоставима с термином «Сифат».
Прана (санскр. ) – жизненная энергия, жизнь, дыхание жизни. У суфиев – основное, или центральное, дыхание, жизнь и ее физическая форма как ощущаемое в физических сферах дыхание, проявленное внешне.
Психометрия – буквально «душевное измерение»; видение глазами души, или внутренним зрением.
Пураны (санскр. ) – буквально «древние». В индуизме – собрание символических и аллегорических писаний, легенд, священных текстов. Считается, что Пураны составлены Вьясой, автором Махабхараты.
Пуруша (санскр. ) – Субъект; Сознательное Бытие; Сознающая Душа; сущностное бытие, поддерживающее игру Пракрити, Сознание или Сознающий, находящийся позади, свидетель, знающий, наслаждающийся, держатель и источник, санкционирующий действия Природы. У суфиев – свойство «Зат».
Раджас (санскр. ) – «свойство загрязненности», страсти и активности, одна из трех гун, или делений, во взаимоотношениях материи и природы, представляющая форму и изменчивость.
Раке (араб. ) – танец. У суфиев – экстатические движения, производимые верующим человеком, слушающим каввали или другую духовную музыку, передающие радость в движении.
Рага – здесь: музыкальный лад.
Ракшасы (санскр. ) – буквально, «едоки сырого», а в народном суеверии – злые духи, демоны.
Рама и Сита– супруги, герои Рамаяны. Рама – седьмое воплощение бога Вишну.
Рамаяна – древнеиндийский эпос, посвященный богу Раме, рассказывающий о том, как он вернул похищенную у него супругу. Одно из священных сказаний индуизма.
Рампур – город в Индии в долине верхнего Ганга.
Рифаи – школа суфиев, основанная Ахмадом Али ар-Рифаи на юге Ирана. Множество ветвей этого ордена разбросано по всему мусульманскому миру. Во время некоторых ритуалов рифаи наносят себе раны, которые мгновенно заживают.
Риши (санскр. ) – адепты, вдохновленные. В ведийской литературе этот термин используется для обозначения тех, через кого были раскрыты различные мантры.
Руми – полное имя Джелал-уд-дин Руми («Рум» – так называлась Малая Азия), а Руми означает «человек из Малой Азии». В Турции он известен под именем Мевляна (наш Мастер). Родился в Балхе в 1205, большую часть своей жизни прожил в Конье (Турция). По образованию он был правовед и не интересовался суфизмом до тех пор, пока не встретил своего будущего учителя Шамса Табриззского в 1240 году. После чего он становится знаменитым Суфием и поэтом. Он написал сборник притч в стихах «Маснави», затем «Диван» («Диван Шамса Табриззского»). Он является основателем ордена Мевлеви – «Танцующих дервишей». Покинул плотный мир в 1273 году.
Саади – персидский поэт и писатель, 1184-1291. Его настоящее имя – Мусли-уд-дин (Muslih-ud-Din). Всю свою жизнь он странствовал по мусульманскому миру, был в плену у франков и возвратился к себе на родину в Шираз уже пожилым человеком. В 1257 он опубликовал сборник стихов «Бустан» («Место сладких запахов»), а в 1258 написал произведение «Гулистан» («Розовый сад»), где проза перемежается с поэзией. Его стихи полны доброты, юмора и скрытого символизма, часто в них он зашифровывал описание тех состояний, которые испытывает мистик на своем пути.
Сама (араб. ) – слушание, пение, религиозный экстаз, у суфиев – музыкальная встреча, особенно в ордене Чиштия, к которому принадлежал Инайят Хан.
Самадхи (санскр. ) – «сведение вместе», союз, медитация, в которой ум приобретает способность выхода из своей ограниченной состоянием бодрствования деятельности в высшее и свободное состояние сознания, одна из последних ступеней йоги. То же, что у суфиев Амаль, Хахут или Халь.
Санскрит – язык древней Индии, на котором написано большинство священных текстов и писаний.
Сангам (санскр. ) – «соединение, совместный приход». Священное место как для индуистов, так и для мусульман. Место в Аллахабаде (Индия), где встречаются вместе две реки: Ганг и Ямуна. У суфиев это символ объединения души с Богом.
Сарасвати (санскр. ) – богиня, покровительница искусств.
Сатва (санскр. ) – чистота, доброта, одна из трех гун, или трех подразделений природы.
Саут-е-Сармад (араб. ) – вечный, или абстрактный, неизменный звук, музыка ангелических сфер.
Синкопирование (муз. ) – звук, начинающийся на слабой доле такта и выдерживаемый на следующей за ним сильной доле, создавая тем самым ритмический перебой, вносящий в музыку остроту.
Сифат (араб. ) – хвала, качество, атрибут. У суфиев – познаваемое, то, что познается при помощи «Я», проявление. Противоположное ему – Зат.
Табла – индийский ударный музыкальный инструмент, состоящий из двух барабанов, один из которых металлический, а другой деревянный.
Талиб (араб. ) – искатель, исследователь (см. у суфиев мюрид), Абу Талиб – имя дяди Пророка Мухаммеда.
Тандева Нритья (санскр. ) – индийский танец с яростной жестикуляцией, ведущий свое начало от танца Бога Шивы.
Тамас (санскр. ) – качество тьмы, «загрязненности» и инертности; также качество невежества. Это низшая из трех гун.
Тампура – индийский музыкальный инструмент, дающий постоянный, общий тон для солирующих инструментов.
Тансен – 1) известный музыкант при дворе императора Акбара. Родился и похоронен в Гвалиоре; 2) титул, данный Хазрат Инайят Хану Низамом Хайдерабадским; 3) имя пьесы Хазрат Инайят Хана, опубликованной в журнале «Sufi» за 1916 год.
Транспонирование, транспозиция (муз. ) – перемещение звуков музыкального произведения на один и тот же интервал вверх или вниз, при этом сохраняется лад произведения, но изменяется его тональность. Термин происходит от латинского слова «transpositio» – «перестановка».
Тримурти (санскр. ) – Буквально, «три лика», или «тройная форма» – Троица. В индийском пантеоне эти три суть Брама, создатель; Вишну, хранитель; и Шива, разрушитель. Но это более поздняя мысль, так как в Ведах Троица состоит из Агни – бога огня, Вайю – воздуха и Сурьи – Солнца. По существу, все три «личности» Тримурти являются тремя атрибутами этой вселенной, дифференцированной духоматерии, самосоздающейся, самохранящейся и саморазрушающейся, с целью возрождения и усовершенствования.
Тумбара певцы – имя, даваемое небесным девам Гандхарвам.
Увеличенные интервалы (муз. ) – интервалы, величина которых больше на полтона по сравнению с чистыми интервалами того же названия.
Уменьшенные интервалы (муз. ) – интервалы, величина которых уменьшена на полтона по сравнению с чистыми интервалами того же названия, употребляющимися в восточной музыке.
Френология – наука, определяющая характер и способности человека по строению его черепа.
Фуга (муз. ) – многоголосное полифоническое произведение, основанное на приемах имитации, то есть на поочередном изложении и развитии темы в разных голосах. Латинское слово «fuga» означает «бег, бегство». Халиф (араб. ) – заместитель, наместник, преемник, духовный и светский глава мусульманской общины.
Халь – экстатическое состояние, которое суфий может переживать во время совершения молитвы или слушания музыки. Состояние Божественного Восторга.
Хамса, Harnsa (санскр. ) – мантра, означающая единство Бога и человека.
Хафиз (Гафиз, Хафез, наст. имя Шамседдин Мохаммед) – выдающийся персидский поэт 14 века, получил полное богословское образование и прославился как «хафиз» (человек, знающий Коран наизусть), в своем творчестве использовал образную структуру и символику традиционной суфийской поэзии.
Хиндустани – язык, на которым говорят в северных провинциях Индии, относится к культуре моголов.
Хроматическая гамма (муз. ) – последовательное движение звуков по полутонам.
Чиштия школа – суфийская школа, названная по имени ее основателя Моин-уд-дин Чишти.
ШамсТабриззский – некий таинственный дервиш, поэт и мистик, которого в 1244 году встретил Джелал-уд-дин Руми и стал его учеником.
Шариф-уд Дин (Джафар Шариф) индийский поэт XIX века.
Шива (санскр. ) – дословно, «добрый», «благой», «благоприятствующий», Благословляющий; имя принадлежащей вечности Ипостаси Силы и Господина Йоги; третье лицо индуистской Троицы; его имя ассоциируется, в особенности, с работой по разрушению для последующего возрождения на более высоком плане. Шива является покровителем всех йогов и как таковой называется Маха Йогом, – великим аскетом. Его титулы многозначны: Трилочана – «Троеокий», Махадэва – «Великий Бог» и др. Эго (лат. ) – «Я»; сознание в человеке «я есмь я» или чувство «я есмь». Можно говорить о существовании двух Эго в человеке: смертного, или личного, ложного эго, и Высшего, Божественного и Безличного Эго, которое суть Индивидуальность.
С. Москалев Н. Усачева
|
|||
|