Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопрос №4.. ТГП и историч.юрид. науки. Вопрос №5



Вопрос №4.

ТГП и историч. юрид. науки

Исторические юридические науки изучают ГП конкретной страны в конкретный исторический период. ТГП изучает ГП, не касаясь конкретного государства и конкретного исторического периода. Выводы истор. юрид. наук использует ТГП в качества примера.

ТГП и отраслевые юридические науки.

Выводы ТГП о прав. нормах, источниках права, юрид. ответственности и т. д. используются отраслевыми юрид. науками применительно к тем сферам общественных отношений, которые они изучают.

Взаимосвязь ТГП с прикладными науками является опосредованной и осуществляется через отраслевые науки.

Вопрос №5

Методология теории государства и права представляет собой систему особых приемов, принципов и способов изучения общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правовых явлений. Для права свойственно наличие не одного какого-либо отдельно взятого приема, принципа или способа исследования государства и права, их системы, совокупности.

1) Общенаучные методы. Они используются не только в теории государства и права, но и в других науках. Среди них - методы сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования, системного и структурного подходов, методы подведения менее общего понятия под более общее, восхождения от абстрактного к конкретному и другие. Разумеется, не все эти методы имеют одинаковое по частоте и эффективности применение. Например, методы анализа и синтеза используются в повседневной научной работе гораздо чаще, чем, скажем, системный метод. Однако все они имеют важное значение для получения объективных знаний о государстве и праве, для глубокого и всестороннего исследования рассматриваемой материи.

2) Специальные методы. Они разрабатываются в рамках отдельных специальных наук и широко используются для изучения государства и права. К специальным методам обычно относят математические, статистические, психологические, кибернетические, конкретно-социологические и многие другие методы. Практическая значимость этих методов заключается в том, что они вместе с другими методами позволяют взглянуть на государство и право с позиций негосударственно-правовых дисциплин, помогают создать более полное представление о государстве и праве.

3) Частно-правовые методы. Главная особенность их заключается в том, что они вырабатываются самой теорией государства и права и другими юридическими науками и используются только в пределах этих наук. К данной группе методов следует отнести сравнительно-правовой метод, методы выработки правовых решений, методы толкования норм права и другие. Среди частных методов необходимо особенно выделить сравнительно-правовой метод. Сравнение в форме сопоставления или же противопоставления давно и весьма активно используется в различных отраслях знаний и учебных дисциплинах. Что же касается сравнительно-правового метода, то он стал широко применяться лишь недавно. Периодом его наиболее активного и продуктивного использования во многих странах стал послевоенный период.

Вопрос №6.

Первобытное общество – первое в истории человечества форма жизнедеятельности охватывающий период от появления первобытного человека до появления первого государства.

Особенности власти:

1. Базировались на семейных отношениях, т. к. основой организации общества была родовая община

2. Власть принадлежала всей общине в целом, соответственно все решения принимались на собрании

3. Повседневное управление делами общины осуществлял старейшина, который избирался на общем собрании

4. Власть опиралась на авторитет, уважение, на насилие. Спец. органом занимающимся карательной деятельностью не существовало.

Соц. нормы – правила поведения людей в обществе

Виды соц. норм:

1. Обычай – исторически сложившиеся правила поведения, которое вошло в привычку в результате многократного применения.

2. Простейшие нормы морали – правила поведения, регулирующие отношения на основе представлений о добре и зле.

3. Религиозные нормы – правила поведения, регулирующие отношения на основе религиозных взглядов

4. Мифология – правила поведения, регулирующие отношения на основе представлений о героях, злых духах и т. д.

5. Агрокалендарь

6. Табу-запрет

Вопрос №7.

1. По времени возникновения, сначала появились соц. нормы, с появлением г-ва появляются и прав. нормы

2. По способу возникновения, прав. нормы принимаются г-вом, соц. нормы исходят от всего общества в целом

3. По содержанию, прав. нормы выражают гос. волю, соц. нормы выражают волю всего первобытного общества

4. По способу оформления, прав. нормы всегда документально оформлены в прав. актах, соц нормы живут в сознании людей

5. По степени стабильности прав. нормы динамичны и зависят от воли законодателя, соц нормы консервативны и их очень трудно изменить или отменить

Вопрос №8.

Возникновение г-ва связывают с так называемой неополитической революцией – перехода от присваивающей экономики к производящей.

Формы:

1. Афинская- по причине внутреннего раскола на 2 противоположного класса, один из которых захватил власть.

2. Римская – г-во возникает следующим образом: существует разделение общества на патриции и плибеи. Причем плибеи не только не равны по отношению к патрициям, но даже не рассматривается как социальная прослойка римского общества и не считаются гражданами римского г-ва. Возмущенные своим положением плебеи поднимают восстание, в котором они побеждают. В результате чего появляется г-во.

3. Германская – г-во возникает в результате захвата и порабощения чужих территорий, причем г-во- победитель полностью берет власть в свои руки.

4. Востояная – образование г-ва возникает: возникла необходимость проведения крупномасштабных расительно-полевых работ. Для этого необходимо было привлечь большое количество людей. Этими людьми нужно было управлять. Для осуществления такого управления выделяется особая группа людей.

5. Прафеодальная форма – признаки данной формы в том, что феодалы не имеют крупной собственности на землю. А крестьяне имеют определенный земельный участок.

Вопрос №9

– теологическая (божественная) – представители данной теории настаивают на божественном происхождении ГП. Власть главы г-ва рассматривают как продолжение божественной власти.
– патриархальная. Суть теории г-ва рассматривается как большая разросшаяся семья. Власти монарха следует подчиняться точно так же как власти главы семьи
– договорная, Данная теория настаивает на том, что г-во есть творение не Бога, человеческого разума. Появление г-ва предшествовало первобытное об-во. Первобытное об-во достигает в своем развитии, когда составляющие люди решили объединить в государство.
– органическая, г-во рассматривается как единый очень крупный по своим масштабам живой организм, состоящий из множества людей точно так же как любой живой организм состоит из клеток. Все неясности функционирования гос. организма можно объяснить руководствуясь законами анатомии и физиологии.
– психологическая, г-во рассматривается как результат психологической потребности каждого человека подчиняться силе стоящей выше его. Именно руководствуясь этой потребностью люди создают г-во.
– гидравлическая, г-во рассматривается как организация появившаяся для гидрополевых работ
– теория насилия, г-во возникает исключительно в результате завоевания. При этом страна-победитель становится правящим классом, а проигравшая сторона автомотически приобретает статус угнетенного класса.
– материалистическая, данная теория ведущим фактором образования г-ва называет экономический фактор. Г-во возникает в результате появления ремесла и скотоводства, прибавочного продукта и частной собственности. Частная собственность концентрируется в руках определенной группы людей, которая называется класс имущих (угнетателей). Соответственно группы людей не имеющей собственности называются класс угнетенных. Главной причиной появления г-ва – это раскол общества на 2 класса.

Вопрос №10.

5 подходов к пониманию г-ва:

1. Теологический. Г-во рассматривается как организация созданная Богом и существующая ради поклонения ему.

2. Классический. Г-во рассматривается как совокупность 3 слагаемых: власть, территория, население.

3. Социологический. Г–во рассматривается как политическая организация общества

4. Юридический. Г-во рассматривается как особая юридическая личность

5. Либернитический. Г-во рассматривается как особая информационная система созданная для осуществления среди людьми.

Государство – единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны, издает правовые нормы, имеет специальный аппарат управления и принуждения, собирает налоги и обладает суверенитетом.

Сущность – главное основополагающее в том или ином виде

Основные подходы в сущности г-ва:

1. Классовый. В рамках данного подхода г-во рассматривается как политическая организация экономически господствующего класса. Предполагается, что в таком г-ве существует класс неимущих недовольных своим положением, поэтому главная задача политической власти, принадлежавшей экономически господствующему класса заключается в подавлении недовольства со стороны зависимого населения, причем главным образом все насильно.

2. Общесоциальный. В рамках данного подхода г-во рассматривается как особая политическая организация существующая ради реализации и поддержания интересов большей части населения боьшинства политических партий и иных социальных групп. Главное средство разрешения возникающих социальных конфликтов – компромисс.

Вопрос №11.

Государство представляет собой систему власти в политически организованном, демократическом обществе. Смысл такой организации – обеспечить нормальное, естественное развитие общества на основе экономических и духовных факторов. В соответствии с этим политическая власть должна быть цивилизованной. Должно быть обеспечено такое функционирование государства, когда бы оно, в полной мере сохраняя качества сильной дееспособной власти, не приводило к авторитарным и тоталитарным порядкам, раскрывался бы позитивный потенциал демократии, происходило нормальное развитие общества.

С этой точки зрения феномен государства должен рассматриваться как прогрессивное явление цивилизации и культуры.

Государство – продукт истории, выстраданной человечеством, ее опыта, пробпроб и ошибок. По мере развития истории позитивный потенциал государства все более и более раскрывался. Отсюда в условиях демократии совершенствование и укрепление государства во всем комплексе его институтов – единственное, естественное и оптимальное направление, по которому должна идти политическая жизнь современного общества.

 

Вопрос №12.

1. Публичная власть – представлена в виде особого слоя людей занимающихся на профессиональной основе управлении

2. Население – совокупность людей проживающих на территории г-ва.

а) граждане данного г-ва – лица имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству данного г-ва

б)иностранные граждане – лица, проживающие на территории данного г-ва, не являются его гражданами, но имеющие доказательства своей принадлежности гражданства другого г-ва

в)лица без гражданства – лица, проживающие на территории данного г-ва, не имеющих доказательств своей принадлежности гражданству какого-либо государства

3. Территория – сунна, водное и воздушное пространство и недра находящиеся под ними, в пределах государственных границ (реальная и условная территория)

4. Г-во издает прав. нормы. Правовые нормы – общеобязательные, формально-определенные установленные и обеспечиваемые г-вом правила поведения, регулирующие общественные отношения.

5. Существует аппарат управления и принуждения

6. Монополия на применение силы – только г-во обладает правом на осуществление государственного принуждения

7. Налогооблажение – г-во взимает налоги и ссоры для поддержания своего аппарата управления и выполнения тех целей, задач и функций, которые стоят перед г-вом.

8. Суверенитет – независимость г-ва внутри страны, а так же в отношениях с другими г-ми.

Вопрос №13.

Власть – это био-психологическая категория, неразрывно связанная с человеком, его разумом, волей, чувствами и даже его физическим состоянием.

Социальная власть – это присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающиеся на принуждение.

В юридической литературе понятие гос власть очень часто отожествляют с понятием политическая власть. Однако, большинство ученых считают, что понятие политическая власть следует разграничить по следующим критериям:

· По субъектам (субъектами гос власти являются гос органы). Политическая власть осуществляется не только гос организациями, но и политическими партиями, общественными явлениями, профеодалами и т. д.

· По сфере деятельности. Гос власть распространяется прежде всего в сфере реализации публичных отношений. Политическая власть охватывает главным образом сферу частной жизни индивида.

· По методам осуществления власти. Главный метод осуществления гос власти – принуждение. Главный метод политической власти – убеждение.

· По объему полномочий. Полномочия гос власти более широкие

Гос власть – особая форма политической власти выражающая публично, публично-политических отношение господства и подчинения между субъектами, обладающая правом издания обязательных для всего населения правовых норм и опирающихся на аппарат принуждения.

Вопрос №14

Разделение властей –(политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную).

Единство государственной власти- (Означает существование единой системы органов гос. власти с разделением лишь управленческих функций, но не властей. )

Вопрос №15

Государственная власть состоит из трех относительно самостоятельных ветвей, каждая из которых имеет свое юридическое обоснование. Эти ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная – обособились как три основополагающие институционально-правовые формы публично-властной деятельности.
Обособление именно этих ветвей власти и соответствующих им форм не есть просто проявление некой целесообразности, упорядочивающей управление обществом. Это проявление правовой природы государственности в целом и естественных различий трех направлений и правовых форм публично-властной деятельности. По мере того как в ходе истории все больше проявлялось правовое начало государственности, обособлялись именно законодательная, исполнительная и судебная власти, но не " контрольная" или, скажем, " карательная". Ибо именно эти три власти, и только они (четвертой в этом ряду не дано), исчерпывают предназначение государства – публично-властное обеспечение свободы, безопасности, собственности.
Законодательная ветвь государственной власти в официальной форме устанавливает правовые нормы, общие правила, определяющие меру свободы человека в обществе и государстве. В частности, законодатель устанавливает правила применения политической силы, необходимого и допустимого с точки зрения обеспечения свободы, безопасности, собственност

В условиях разделения властей законодательную власть осуществляет демократически избираемый парламент – один из высших государственных органов. В федеративном государстве законодательную власть на основе разграничения компетенции осуществляют легислатуры (законодательные органы) федерации и субъектов федерации. Не бывает местных органов законодательной власти.
Демократически избираемый законодатель – это представительный орган. Он принимает решения в рамках открытого, гласного политического процесса, дающего формально равный доступ к законотворчеству всем носителям социальных интересов. Легитимация закона с помощью демократической процедуры – необходимое, но еще не достаточное условие правового характера, юридичности закона.
Современные парламенты обычно состоят из двух палат – верхней и нижней. Такая двухпалатная организация легислатуры является элементом сдержек и противовесов в рамках законодательной власти: обычно нижняя палата является фактическим законодателем (парламент в целом является номинальным законодателем), а верхняя обладает контрольными полномочиями в законодательном процессе. Верхняя палата далеко не всегда формируется путем всеобщих прямых выборов. В большинстве стран часть или все члены верхней палаты назначаются или избираются путем косвенных выборов.
Сдержки и противовесы в отношениях между ветвями государственной власти проявляются и в сфере законодательного процесса

Система органов исполнительной власти обладает заключенной в правовые рамки институциональной принудительное силой, обеспечивающей исполнение законов и судебных решений. Государственное принуждение непосредственно осуществляют полиция, внутренние войска, уголовно-исполнительные учреждения. Оборону страны и обеспечение внешней безопасности государства осуществляют находящиеся в ведении исполнительной власти вооруженные силы, учреждения дайной полиции, внешней разведки и контрразведки.
Если органы исполнительной власти обладают автономными нормотворческими полномочиями, то это значит, что они не только обладает принудительной силой, но и сами для себя устанавливают нормы, позволяющие осуществлять принуждение. Такие органы фактически будут доминировать в аппарате государства, ибо в отличие от номинального законодателя они обладают не только властью приниматьнормативные, решения, но и силой, чтобы, проводить эти решения в жизнь.

Разрешая споры о праве, суд защищает права в рамках надлежащей правовой процедуры: субъект, права которого нарушены, как равноправная сторона вступает в спор о праве с любым частным или должностным лицом, с любым государственным органом, нарушившим его права. Перед лицом суда все формально равны – и частные лица, и носители публично-властных полномочий.
Различают суды общей, административной и конституционной юрисдикции. Суды общейюрисдикции рассматривают
споры о праве, возникающие между формально равными субъектами. Это гражданско-правовые споры, возникающие между частными лицами, и уголовные дела. В последних формально - равными субъектами (сторонами спора о праве), выступают обвиняемый (подсудимый) и общество (народ), от имени которого действует государство в лице компетентных органов.
Суды административнойюрисдикции рассматривают споры о праве, возникающие между частными лицами и правительственно-административными органами по поводу их решений, которыми, по мнению частных лиц, нарушены их права. Если суд признает такое решение незаконным, то он объявляет его недействительным. Если суд установит, что административное решение законно, но закон, лежащий в его основе, противоречит конституции, то он признает административное решение недействительным. Однако в последнем случае суд административной юрисдикции не вправе объявлять недействительным сам закон

Вопрос №16.

В настоящее время в юридической науке существуют два подхода к типологии государств:
формационный (К. Маркс, Ф. Энгельс и др. );
цивилизационный (А. Тойнби).

Суть формационного подхода заключается в том, что в основу определенного типа государства кладется общественно - экономическая формация.
Формация – определенная ступень в развитии общества, а также структура общества, присущая данной ступени развития, определяемая способом производства и характером производственных отношений.
Главным классификационным критерием формационного подхода служит способ производства, который определяется господствующей формой собственности на средства производства.

Каждой формации соответствует свой тип государства и права.

Выделяют следующие формации:
– первобытная-общинная;
– рабовладельческая;
– феодальная;
– капиталистическая;
– социалистическая.
Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. Замена одного экономического строя другим влечет изменения в государственно - правовой настройке. При этом общественно - экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весь исторический процесс развития общества есть последовательная смена формаций и соответствующих типов государств

Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных государств и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовные факторы – культурные, религиозные, национальные, психологические и др.
В совокупность эти факторы образуют понятие «культура», которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные и близкие культуры образуют цивилизацию.
Цивилизация – совокупность национальных, природно-климатических, экономических, культурных условий и связей в обществе, формирующая особый тип общества и государства.
Виды цивилизаций:
– локальные (шумерская, эгейская, индская и др. );

– особенные (западноевропейская, российская, исламская, буддистская и др. );
– древние, средневековые и современные;
– крестьянские, промышленные и научно – научно-технические;
– доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные;
– мировая.
В юридической литературе отсутствует общепризнанная типология государств по цивилизационному критерию.
Вместе с тем выделяются государства первичной и вторичной цивилизаций.
Для государств первичной цивилизации характерно то, что они являются частью базиса, а не только надстройки. К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, японскую и др.

 

Вопрос №17

Форма государства раскрывает особенности его внутренней организации: порядок образования и структуру государственных органов, характер взаимоотношений государственных органов и населения, а также методы, способы и приемы, используемые для организационной и управленческой деятельности. Более кратко форму государства можно определить как способ организации и осуществления государственной власти.
Наиболее полное представление о форме государства дают три ее составляющие — форма правления, государственное устройство и государственно-правовой режим (политический режим).
Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория «форма государства» трактуют вопросы в том, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.
От формы государства в значительной степени зависит политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов

Форма правления раскрывает три главные характеристики государства:
– организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании;
– взаимоотношения высших органов власти между собой и с населением;
– компетенцию этих органов.

Вопрос №18

Выделяют две основные исторические формы правления: монархическую и республиканскую. Они отличаются друг от друга порядком образования органов власти, их составом, полномочиями.
Монархическая форма правления означает сосредоточение высшей государственной власти у одного человека (лица) — монарха (короля, царя, шаха и т. п. ):
Признаки монархии:
– власть передается по наследству;
– бессрочна;
– не зависит от населения.
Монархии бывают трех видов.
Абсолютная (неограниченная) монархия характеризуется «ничем» и никем неограниченной властью монарха, которые сам издает законы, выступает в роли высшего судьи, является верховным главнокомандующим, назначает и освобождает от должности чиновников и т. д. К абсолютным монархиям можно отнести Францию до 1789 г., Россию времен императоров до XX в., в настоящее время – Саудовскую Аравию.

Республика.

Признаки:

ü Выборность высших органов гос власти

ü Срочность (на определенный срок)

ü Зависимость от населения

Виды:

ü Президентская (США)

1. Одновременно высшее должностное лицо является главой г-ва и главой правительства

2. Правительство в совей деятельности подотчетно главе г-ва высшему должностному лицу

3. Глава г-ва может отправить в отставку либо все правительство в целом, либо отдельного члена правительства

ü Парламентская (Россия)

1. Существует должность главы г-ва, который выполняет представительские функции (подписание законов)

2. Реальная исполнительная власть находится в руках премьер-министра, который как правило становится лидер партии, победившей на выборах

3. Правительство в своей деятельности подотчетно парламенту

4. Парламент имеет право отправить в отставку правительство

ü Смешанная

1. Полупрезидентская

2. Полупарламентская

3. Суперпрезидентская и т. д.

Вопрос №19

Различают три вида форм государственного устройства: унитарную, федеративную и конфедеративную.
Унитарное государство – это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д. ) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами.
В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центру, либо в двойном подчинении – центру и местным представительным органам.

Федерация - это сложное союзное г-во, у которого территория которая складывается из территории его субъектах

Признаки:

1. Наличие двухуровневой системы го органов: фед органы гос власти, органы власти субъектов федерации (РФ)

2. Наличие двухуровневой системы законодательства: фед законодательство, законодательство субъектов федерации

3. Существует честкое разграничение полномочий между федерацией и ее субъектами.

В такой связи выделяют:

- предметы исключительного ведения федерации

- предметы совместного ведения федерации и ее субъектов

- предметы исключительного ведения субъектов федерации

Виды:

1. Симметричные (правовые статусы субъектов равны)

2. Ассиметричные

Ф. могут формироваться по следующим принципам:

-по национальным

- по территориальным

- смешанным (национально-территориальный)

конфедерация-это сложное гос образование, созываемое для решений политических, экономических, военных и. т. д. целях.

протекторат-это формальная опека более сильного г-ва над слабым, при котором последняя практически полностью теряет свою самостоятельность (Великобритания)

Империя - это сложная гос образование, которое характерезует: обширная территория, сильной централизованной властью, разнородностью культур

 

Вопрос №20

Политический режим – это система методов, способов средств осуществления политической власти. Всякие изменения происходящие в государстве, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.
Политический режим – это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая – как эта власть осуществляется, как действуют данные институты демократично либо недемократично.
Политический режим является ключевым понятием для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.
Политический режим обеспечивает стабильность и определенную упорядоченность политической власти; управляемость субъектов политики, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений; достижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты.

1)Демократический режим-( такая организация государства, при которой единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа)

2) Авторитарный режим. -( при нём личность не пользуется всеми правами и свободами, хотя они и провозглашаются, власть не подчиняется праву, не формируется и не контролируется народом, выборы проводятся формально)

3) Тоталитарный режим-( является всеохватывающей властью, государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной религии, характеризуется крайним вождизмом, действует только правящая политическая сила, оппозиция не допускается, насилие носит характер террора. Фашизм представляет собой разновидность тоталитаризма, основанную на националистической или расистской идеологии, возведённой в ранг государственной.

4) Деспотический режим –(характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, как правило, о4) Деспотический режим –(характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, как правило, опирается на религию).

5) Анархия-( можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти(революций, гражданских войн, оккупации).

 

Вопрос № 21

Функции государства – это основные направления его деятельности по решению стоящих перед ним задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение

Признаки функций г-ва:

1. Ф-ии. г-ва -это основные они все и нелюбые направления деятельности гос-у.

2. Ф. гос-у-отражает классовая и общая социальная сущность гос-у концентрированная виде интереса большинства членов общества либо отдельной группы.

3. Ф. гос-у-возникают и развиваются в соответствии в состоящими перед гос-у целями и задачами.

4. Ф. гос-у-выражает роль гос-у как елемент надстройки экономического базиса.

5. Ф. гос-у-отражаются все изменения происходящие в культурных экономических и иных сферах общественной жизни.

Классификация:

1. по продолжительности действия:

- на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства)

- временные (отражающие определённый этап развития государства),

2. по сферам действия(внешние-направлена на международной арене, внутрения-действия внутри страны).

3. по социальной значимости(основные-это такие в которых отражаютя цели и задачи стоящие перед гос-у в конкретный исторический пероид., неосновные-отражают направление его деятельности конкретной узской сфере общественных отношений, либо имеют второстепенный характер на данный момент времени).

4. по правовым формах осуществления(правотворчество, правоохранительные, правоприминительные).

Вопрос №22

Основные внутренние и внешние функции современного Российского государства.

1)К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести следующие: охрана прав и свобод человека и гражданина;

обеспечение правопорядка и общественной безопасности;

экономическая;

социально-культурная;

налогообложение и др.

2) К внешним функциям современного Российского государства можно отнести такие, как: обеспечение обороны и безопасности страны;

интеграции в мировую экономику

поддержание мирового порядка;

внешнеэкономическое партнерство и государственная поддержка иностранных инвестиций;

борьба с международным терроризмом, наркобизнесом и наркомафией;

сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности;

участие в охране окружающей природной среды и др.

Вопрос №23

Основные внутренние и внешние функции современного Российского государства.

1)К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести следующие: охрана прав и свобод человека и гражданина;

обеспечение правопорядка и общественной безопасности;

экономическая;

социально-культурная;

налогообложение и др.

2) К внешним функциям современного Российского государства можно отнести такие, как: обеспечение обороны и безопасности страны;

интеграции в мировую экономику

поддержание мирового порядка;

внешнеэкономическое партнерство и государственная поддержка иностранных инвестиций;

борьба с международным терроризмом, наркобизнесом и наркомафией;

сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности;

участие в охране окружающей природной среды и др.

 

Вопрос №24

Механизм государства – это система государственных органов, призванных выполнять задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть, проводит ту или иную политику.
Некоторые ученые понимают механизм государства в двух аспектах: в узком смысле – как органы государства и в широком – как совокупность государственных органов и организаций. При этом органы государства образуют государственный аппарат, а государственные организации непосредственно реализуют экономическую, социальную, культурную и иные функции, непосредственно претворяют в жизнь государственно-властные предписания и создают материальные и духовные блага.
Характерные черты механизма государства:
–он представляет собой систему, т. е. упорядоченную совокупность государственных органов;
– целостность его обеспечивается едиными целями и задачами;
– его основным элементом выступают государственные органы;
– он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет, власть, достигает конкретных результатов.

Государственный аппарат – система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи.
Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов, имеющих объективный характер. Их всесторонний учет, как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования, позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом.
Формы осуществления ф. гос-у-это(однородная деятельность органов гос-у посредством которых реализуется его функии). Правовые формы-(это однородная деятельность органов гос-у связана с принятием правовых актов и влекующие юридическое отвественность).

1)К правовым формам относят: 1-Правотворчество-(подготовка и издание нормативных актах), 2-Правоприминительные-(это деятельност по реалзации нормативных актах путем принятия актов применительного права)., 3-Правоохранительные-(защита прав и свобод человека и гражданина по предупреждению правонарушений и привлечения к юрид. ой отвественности).,

2)К организиционном формы осуществления ф. гос-у: 1-Организиционно регламентируещие(это текущая работа опр структур по обеспечению функционирование органов гос-у связана с подготовкой проектов, документов),

2-Хозяйственная(это оперативно тихническая и хоз-я работы связанные с бухгалтерским учетом, статистикой),. 3-Идеологическая(это повседневная воспитательная работа по обеспечению выполнение ф. гос-у связан с развитием нормативных актов, с общественным мнением).

 

Вопрос №25

Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов, имеющих объективный характер. Их всесторонний учет, как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования, позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом.
Такими принципами могут выступать:
1)принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, который предполагает соответствующие обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их;
2) принцип демократизма, который выражается, прежде всего, в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов, в учете в политике государства разнообразных интересов большинства населения;
3)принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную власти), который создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;
4)принцип законности, который означает обязательность соблюдения всеми органами государства и государственными служащими Конституции, законов и подзаконных актов

Принцип организации и деятельности гос-у аппарата-(это законодательно закрепленные отправные идеи и требования организации построения и функиционирования гос-у органов).

Принципы: 1-Экономичность гос-у службы. 2-профессионализм гос-у службы,

3-равный доступ к гос-у службе, 4-сочентание коллегиальности и единочальства в осуществление гос-у службы, 5-исполнение решений принятые вышестоящими в порядке подчинности дожностных лиц и органов гос-у. 6-Верховенсто К. Р. Ф по сравнению с иными нормами правовых актах., 7-П. Р. В, 8-принцип федерализма(обусловлено устройством гос-у и предпологает создание органов гос-у власти и федерации и О. Г. В субьектах федерации)., 9-принцип законности(гос-у органы должны осуществлять свою деятельность при исполнения требований зафиксированныех в законах). 10-принцип демократизма( вся система гос-у органов строится исходя из факт что единым источником власти явл народ). 11-Принцип гуманизма(предпологает что система гос-у органов строится исходя из факта что человек его права и сободы явл высшей ценностью а задача гос-у обеспечить им достойную жизнь)

 

Вопрос №26

Первейшим элементом, своего рода «кирпичиком» всего «здания» механизма государства выступает государственный орган.
Орган государства – это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.
Признаки органа государства:
1) представляет собой самостоятельный элемент механизма государства, выступая неотъемлемой частью единого государственного организма, занимая в нем свое специфическое место;
2) действует от имени государства и по его поручению;
3) образован и действует на основе нормативно-правовых документов (Конституции, законов и подзаконных актов);
4) выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы;
5) наделен в этой связи властными полномочиями (комплексом прав и обязанностей), в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения;

Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев:
по порядку образования органы государства классифицируются на органы, избираемые непосредственно народам(Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации) и органы, формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр. );
по форме реализации государственной деятельности – на законодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы.
Законодательные органы (Федеральное Собрание РФ, Саратовская областная дума, Пензенское представительное собрание и т. д. ) призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества здесь важно иметь в виду, что понятие «представительные органы» и «законодательные органы» не совпадают по объему. Соотношение между ними такое – всякий законодательный орган является одновременно представительным, но не всякий представительный орган может выступать в качестве законодательного, например, созванное конституционное совещание может быть признано представительным органом, но не законодательным).
Исполнительно-распорядительные органы (Правительство РФ, министерства, ведомства, государственные комитеты, администрации краев и областей и т. п. ) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов

Гос-у орган-экономически и организиционно обособленная часть механизма гос-у состоящий из гос-у служащих и наделен властью для осуществления задач и ф. гос-у.

Признаки: 1-Гос-у орган структурная часть механизма гос-у.. 2-Гос-у орган наделен властными полномочиями., 3-Гос-у орган состоит из гос-у служащих., 4-деятельность направлена на осуществления задач и ф. гос-у., 5-Гос-у действует от имени гос-у., 6-Гос-у орган функционирует путем разделение его на структурные единицы., 7-Гос-у наделяется соотвествующими материальными и техническими средствами.

ВИДЫ: 1-по порядку формирования(Первичные органы - формируются населением., Вторичные органы-формируются первичными органами или какими-либо производными органами)., 2-по сфере действия(Орган общий компетенции-осуществляет свои полномочия во всех сферах общественной жизни гос-у., Cпециальной-функционирует как правила в рамках узской ограниченной сферы жизни гос-у). 3-П. Р. В-(На законадательную(Ф. собрание) Исполнительную(Правительство) Судебную(суд))., 4-по принятию решений(Коллегиальные, Единоличные)., 5-по сроку полномочий(постоянные и временные)., 6-по территриальной сфере действия(федеральный органы субьектов федерации).

 

Вопрос №27

В социальном управлении принимают участие различные субъекты: государство (специально предназначенное для этой цели), партии, политические движения, общественные объединения и т. п. Все эти субъекты политики, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему. Слово ««система» в переводе с греческого означает «целое, составленное из частей».
Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т. п. ), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.
Политическая система представляет собой конкретно-историческую форму взаимодействия субъектов политики, которая организует в определенную совокупность политические отношения между ними, властно упорядочивает политическую деятельность. Политическая система представляет собой сложное образование, обеспечивающее существование и жизнедеятельность общества как единого политического организма, пронизанного политической властью.

В зависимости от их природы выделяют следующие виды политических систем: демократические, командно-административные, теократические, переходные и т. п.
Основное различие между политическими системами заключается в порядке распределение политической власти в процессе управления: рассредоточена ли она между несколькими самостоятельными субъектами власти или концентрируется в руках одного субъекта, будь то отдельный человек, законодательное собрание, комитет, хунта или партия. Если политическая власть разделена и рассредоточена, то политическая система классифицируется как демократическая. Если же власть сосредоточена в руках одного субъекта, система классифицируется как автократическая. Также выделяются тоталитарные политические системы и авторитарные.
Демократическая политическая система связана с вещными отношениями и имеет своей предпосылкой рынок. В сфере обменных связей частные собственники, покупая один товар и отвергая другой, тем самым «голосуют» за их производство в соответствии со спросом. В результате выпуск товаров увеличивается, снижается или прекращается в соответствии с покупательским спросом на них. В политических отношениях сохраняется структура того же рыночного типа с тем, однако, отличием, что место товаров занимают конкурирующие лидеры и политические партии с их программами и лозунгами, а голосование осуществляется на избирательных участках

Политическая система общества-( организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

 

Структура: 1-политическая организация общества-(включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы).

2-политическое сознание- (характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы).

3-социально-политические и правовые нормы-(регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти).

4-политические отношения-(складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти).

5-политическая практика-(состоящая из политической деятельности).

 

Нормативная основа политической системы общества выступает, таким образом, как весьма сложное образование, состоящее из следующих компонентов:

- правовые принципы и нормы, имеющие политическое содержание;

- принципы и нормы, содержащиеся в актах партийных органов и общественных организаций;

- политические традиции;

- политические обычаи;

- принципы и нормы морали (нравственности).

Вопрос №28

Понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся как частьи целое. Государство концентрирует в себе все многообразие, политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму «общеобязательности».
Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.
Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно:
–выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;
– является единственным носителем суверенитета;
– обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;
– обладает силовыми структурами (вооруженными силами, милицией (полицией), службой безопасности и т. п. );
– обладает, как правило, монополией на правотворчество;
– обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т. д. );
– определяет главные направления развития общества;
– выполняет общесоциальные функции и т. п.

Центральное место в политической системе общества занимает государство как единая политическая организация, власть которой распространяется на все население стран в пределах ее государственных границ. В то же время государство обладает суверенитетом, т. е. верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимостью от любой иностранной власти. Государство в политической системе общества координирует основные стороны жизни общества. Поэтому степень «демократичности» политической системы в первую очередь зависит от сущности государства.

Государство - это такая форма организации общественной жизни, которая не может быть создана разрозненными усилиями отдельных лиц. Общество не может существовать на основе преходящих целей. Его объединяет общая, объективная цель, без которой оно не может ни возникнуть, ни развиваться. Такой целью является объединение людей под единой властью, координирующей разнообразные интересы членов общества.

Вопрос № 29

Общество, в широком смысле, – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.
Общество и государство – понятия не совпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе кроме государства есть и негосударственные структуры (политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т. д. ). Государство – лишь политическая часть общества, его элемент.
Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере общества, его сущности.
Государство по отношению обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса – нередко как орудие подавления и насилия.
Хронологически рамки общества и государства, как уже говорилось, тоже не совпадают: первое возникло раньше и имеет более богатую историю своего развития, нежели второе. Рожденное развивающимся обществом, государство приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность. Причем степень этой самостоятельности постоянно изменяется, зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия

Гражданское общество – это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее возможность достижения благополучия, реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения власти и контроля за деятельностью государственных органов.
Категория «гражданское общество» исторически отражает особый срез развития человечества, характеризуемый стремлением мыслящих людей каждого времени создать модель идеального общественного устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Формирование гражданского общества всегда так или иначе увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышения роли права и закона.
Так, в древнем мире этому объективно служила теория эйдоса (идея государства) Платона. Так же следует рассматривать высказывание Аристотеля о том, что государство есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан, т. е. не что иное, как гражданское общество. Цицерон, обосновывая правовое равенство людей, писал, что закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех. На раннем этапе развития человечества гражданское общество полностью отождествлялось с государством. Это было обусловлено уровнем развития экономических и социально-политических отношений (примитивные формы разделения труда, начальный этап развития товарно-денежных отношений, огосударствление общественной жизни, кастовый характер социальной структуры).

Современное понимание гражданского общества предполагает наличие у него комплекса существенных признаков. Отсутствие или неразвитость некоторых из них позволяет определить состояние «здоровья» социального организма и необходимые направления его самосовершенствования. Рассмотрим эти признаки подробнее.
Гражданское общество – это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником, т. е. реально обладает средствами, которые необходимы для нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда.
В социальном планепринадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов.
Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т. е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т. д. ) может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя.

В течение последнего десятилетия России удалось существенно продвинуться по пути строительства гражданского общества. За сравнительно короткий по историческим меркам промежуток времени в стране возникли и достаточно громко заявили о себе большинство институтов (ассоциаций), входящих в структуру современного гражданского общества. Сам факт их появления свидетельствует о значительном (хотя и далеко еще не полностью востребованном) потенциале гражданственности, накопленном в ходе многовековой эволюции российского социума и который ему удалось сохранить даже в крайне неблагоприятных политических обстоятельствах. Однако сложившееся к настоящему времени в России гражданское общество имеет переходный характер, обусловленный взаимоналожением различных этапов исторической эволюции его самой развитой, современной формы.
В сущности, России приходится сегодня параллельно решать сразу три группы задач:
– создавать адекватный гражданскому обществу экономический фундамент;
– строить демократическое правовое государство;
– формировать инфраструктуру «новой социальности».

Гражданское общество-( обозначает совокупность отношений в сфере экономики, культуры и др. сферах, развивающихся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства).

Сущность: (гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства).

Структура: (это внутреннее строение общества. Структуру современного гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности: Это социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы).

 

 

Вопрос №30

Наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

Развитая демократия;

Правовая защищённость граждан;

Определённый уровень гражданской культуры.

 

1. Осуществление разгосударствления собственности, так как экономическая самоорганизация и экономическая самостоятельность возможны только на основе частной собственности. Программа приватизации, к реализации которой приступили в 1992 г., должна была способствовать созданию экономической основы гражданского общества – установлению частной собственности. Можно по-разному оценивать ход приватизации, её итоги, но неоспоримо главное – в настоящее время в нашей стране существуют различные виды собственности на средства производства, граждане получили реальные права и возможности заниматься самостоятельно, без контроля и опеки государственных органов, экономической деятельностью.

2. Средний класс – как многочисленная социальная группа. Исторический опыт многих стран показывает, что только средний класс может быть главной опорой гражданского общества, так как люди, живущие в достатке, в меньшей степени зависят от государства и мало ориентированы на его прямую помощь и поддержку. Средний класс отличают следующие черты:

а) хорошая обеспеченность, стабильный уровень доходов, достаточный для удовлетворения материальных и культурных потребностей семьи

б) высокая образованность и квалификация, позволяющие заниматься престижными и хорошо оплачиваемыми видами деятельности, иметь определенный культурный кругозор, в (своего рода политический консерватизм, базирующийся на удовлетворенности своим социальным положением и заключающийся в осознанном неприятии политического радикализма и стремлении поддержать сложившийся в обществе институциональный и ценностно-нормативный порядок. Накопившиеся проблемы экономического и социального развития мешают быстрому становлению среднего класса в нашей стране. Значительная часть населения в настоящее время решает проблемы элементарного выживания, что мешает проявлению инициативы, творчества, принятию самостоятельных решений.

3. Становление культуры гражданской ответственности и гражданской инициативы. В российском обществе уже наметились определенные изменения в этом направлении, в сознании россиян укореняются ценности либерализма, демократии и правового государства. Однако это только первые шаги. Важно не только, чтобы люди ценили права и свободы личности, но чтобы они умели пользоваться этими правами, старались к успеху, а не завидовали тем, кто в данный момент оказался успешнее их.

4. Гражданское общество не может нормально функционировать без соответствующей нормативно - правовой базы. Нужны законы, защищающие права и свободы граждан, общепринятые правила решения споров и выхода из конфликтных ситуаций. Процесс создания нормативной базы, необходимой для становления и развития гражданского общества в России, идет противоречиво и часто запаздывает. Правовой вакуум заполняется нормами и правилами, которые диктуются более сильными, в том числе теми, кто связан с криминальными кругами или принадлежит к ним.

 

Вопрос № 31

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Аристотель, Платон, Цицерон т. д. ) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Они считали наиболее разумной и справедливой лишь ту политическую форму общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.
Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению античных мыслителей, считается справедливой государственностью. Рост производительных сил, изменения социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права

Идея правового гос-у зародилась в Древности где она воспринималась как идея необходимости реализации соц-ой справидлевости при осуществлении гос-у власти.

1)Платно и Аристотель-считали что если в гос-у небудут соблюдаться норм установленные в человеческой природы то есть нормы естественного права то такое гос-у погибнет. 2)-Джон Локк-указывал что правовым явл гос-у в котором обеспечивается политическая свобода каждого гражданина, проводится реальные разграничение властей основана на естественныех правах и свобод гражданина.

3)Монтескье-расматривал правовое гос-у как гос-у в котором каждый с помощью правовых норм м3)Монтескье-расматривал правовое гос-у как гос-у в котором каждый с помощью правовых норм может реализироовать свою личную и политическую свободу причем это свобода предпологает не то что каждой может делать все что ему пожелайте а то что дозволенно совершать лише действия предусмотренные законом. 4)Кант-указывал что справедливым явл порядок организации гос-у власти при котором человек рассматривается некак средства достижение гос-у целей а напротив именно человек его благостояние есть цель которой стремится гос-у/

 

Вопрос №32

В общественном сознании правовое государство означает такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Но такое представление, хотя и верное по сути, разумеется, недостаточно для адекватного понимания феномена правового государства.
Собственно в структуре правого государства можно выделить два главных элемента:
свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав и
ограничение правом государственной власти.
В общефилософском смысле свобода может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека надо сознавать условия для его юридической свободы, своеобразный механизм правового стимулирования, в основе которого «дозволено все, что не запрещено законом».
Человек, как автономный субъект, свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, совестью. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т. п.

1. Верховенство и господство права (в широком смысле) и закона (в более узком). Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающие право как исторически развивающуюся в общественном сознании, расширяющуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, демократии, рыночного хозяйства и т. п. Идея господства права в жизни общества и государства – это современный этап тысячелетних поисков сверхисточника для государственного нормотворчества. Его видели то в божественной воле, то в воле народа, то в экономическом базисе и т. п.
Идея господства права выражается в гл. 1 Конституции РФ в том, что государство не создает, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им от рождения (ч. 2 ст. 17) а только признает их, соблюдает и защищает их носителя – человека, его права и свободы как высшую ценность.
2. Права и свободы человека и гражданинаопределяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием (ст. 18). Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования, прежде всего, в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.

В нашей стране идеям о правовой государственности предшествовали и оказали влияние на их формирование разработки И. Т. Посошкова, изложенные в его «Книге о скудости и богатстве»(1724); С. Е. Десницкого в«Представлении об учреждении законодательной, судительской и наказательной власти в Российской империи»(1768); реформаторские проекты М. М. Сперанского; революционные высказывания А. Н. Радищева, декабристов П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева, демократов А. И. Герцена, Н. П. Огарева, Н. Г. Чернышевского. В одних случаях это были предложения об усовершенствовании государственной власти в духе «просвещенного абсолютизма», в других речь, как правило, шла о республиканской форме правления, о праве народа на участие в государственных делах.
Более целенаправленное и академическое отражение идеи о правовом государстве получили в работах представителей теорий и философии права. Так, к убеждению о наличии твердых принципов и бесспорных элементов в праве, над которыми ни государство, ни политика не властны, приходит П. И. Новгородцев. К правовому ограничению государства в интересах отдельной личности и во имя осуществления ее прав и свобод призывал Н. М. Коркунов. «Право, – писал Б. А. Кистяковский, – должно действовать и иметь силу совершенно независимо от того, какие политические направления господствуют в стране и в правительстве. Право по самому своему существованию стоит над партиями и поэтому создавать для него подчиненное положение по отношению к тем или другим партиям – это значит извращать его природу».

Правовое гос-у-(это особая форма организации публичной власти в гражданском обществе при котором признаются и обеспечивается естественные права и свободы человека и гражданина верховенство закона во всех сферах общественной жизни)

Признаки: (1-Реальное разделение вл на; З И С., 2-Наличие развитого Гражданского общества, 3-Высокий уровень правового сознания, и правовой культуры в обществе.,

4-Наличия эффективных средств контроля и надзора за деятельностью органов и должностных лиц гос-у всеми субьктами права., 5-Сувернитет народа-народ источник власти., 6-Взаимная отвественность гос-у и личности-гос-у обязана создать достойные условия для народа., 7-признание и обеспечение естественных прав и свобод человек.

8-Верховенства закона во всех сферах общественной жизни-1-речь идет о законе содержание которого закреплено приорететное положение личности в отношения с гос-у, 2-связанность гос-у изданным им законом что предпологает необходимость со стороны гос-у подчиниться этим законам и нести юрид-ую отвественность за их нарушения. 3-верховенство в системе нормативных правовых актов как актов имеющих высшие юрид-ую силу., 4-Закрепление наиболее важных общественныех отношений и общих принципах



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.