|
|||
Вопрос №4.. ТГП и историч.юрид. науки. Вопрос №5Вопрос №4. ТГП и историч. юрид. науки Исторические юридические науки изучают ГП конкретной страны в конкретный исторический период. ТГП изучает ГП, не касаясь конкретного государства и конкретного исторического периода. Выводы истор. юрид. наук использует ТГП в качества примера. ТГП и отраслевые юридические науки. Выводы ТГП о прав. нормах, источниках права, юрид. ответственности и т. д. используются отраслевыми юрид. науками применительно к тем сферам общественных отношений, которые они изучают. Взаимосвязь ТГП с прикладными науками является опосредованной и осуществляется через отраслевые науки. Вопрос №5 Методология теории государства и права представляет собой систему особых приемов, принципов и способов изучения общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правовых явлений. Для права свойственно наличие не одного какого-либо отдельно взятого приема, принципа или способа исследования государства и права, их системы, совокупности. 1) Общенаучные методы. Они используются не только в теории государства и права, но и в других науках. Среди них - методы сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования, системного и структурного подходов, методы подведения менее общего понятия под более общее, восхождения от абстрактного к конкретному и другие. Разумеется, не все эти методы имеют одинаковое по частоте и эффективности применение. Например, методы анализа и синтеза используются в повседневной научной работе гораздо чаще, чем, скажем, системный метод. Однако все они имеют важное значение для получения объективных знаний о государстве и праве, для глубокого и всестороннего исследования рассматриваемой материи. 2) Специальные методы. Они разрабатываются в рамках отдельных специальных наук и широко используются для изучения государства и права. К специальным методам обычно относят математические, статистические, психологические, кибернетические, конкретно-социологические и многие другие методы. Практическая значимость этих методов заключается в том, что они вместе с другими методами позволяют взглянуть на государство и право с позиций негосударственно-правовых дисциплин, помогают создать более полное представление о государстве и праве. 3) Частно-правовые методы. Главная особенность их заключается в том, что они вырабатываются самой теорией государства и права и другими юридическими науками и используются только в пределах этих наук. К данной группе методов следует отнести сравнительно-правовой метод, методы выработки правовых решений, методы толкования норм права и другие. Среди частных методов необходимо особенно выделить сравнительно-правовой метод. Сравнение в форме сопоставления или же противопоставления давно и весьма активно используется в различных отраслях знаний и учебных дисциплинах. Что же касается сравнительно-правового метода, то он стал широко применяться лишь недавно. Периодом его наиболее активного и продуктивного использования во многих странах стал послевоенный период. Вопрос №6. Первобытное общество – первое в истории человечества форма жизнедеятельности охватывающий период от появления первобытного человека до появления первого государства. Особенности власти: 1. Базировались на семейных отношениях, т. к. основой организации общества была родовая община 2. Власть принадлежала всей общине в целом, соответственно все решения принимались на собрании 3. Повседневное управление делами общины осуществлял старейшина, который избирался на общем собрании 4. Власть опиралась на авторитет, уважение, на насилие. Спец. органом занимающимся карательной деятельностью не существовало. Соц. нормы – правила поведения людей в обществе Виды соц. норм: 1. Обычай – исторически сложившиеся правила поведения, которое вошло в привычку в результате многократного применения. 2. Простейшие нормы морали – правила поведения, регулирующие отношения на основе представлений о добре и зле. 3. Религиозные нормы – правила поведения, регулирующие отношения на основе религиозных взглядов 4. Мифология – правила поведения, регулирующие отношения на основе представлений о героях, злых духах и т. д. 5. Агрокалендарь 6. Табу-запрет
Вопрос №7. 1. По времени возникновения, сначала появились соц. нормы, с появлением г-ва появляются и прав. нормы 2. По способу возникновения, прав. нормы принимаются г-вом, соц. нормы исходят от всего общества в целом 3. По содержанию, прав. нормы выражают гос. волю, соц. нормы выражают волю всего первобытного общества 4. По способу оформления, прав. нормы всегда документально оформлены в прав. актах, соц нормы живут в сознании людей 5. По степени стабильности прав. нормы динамичны и зависят от воли законодателя, соц нормы консервативны и их очень трудно изменить или отменить
Вопрос №8. Возникновение г-ва связывают с так называемой неополитической революцией – перехода от присваивающей экономики к производящей. Формы: 1. Афинская- по причине внутреннего раскола на 2 противоположного класса, один из которых захватил власть. 2. Римская – г-во возникает следующим образом: существует разделение общества на патриции и плибеи. Причем плибеи не только не равны по отношению к патрициям, но даже не рассматривается как социальная прослойка римского общества и не считаются гражданами римского г-ва. Возмущенные своим положением плебеи поднимают восстание, в котором они побеждают. В результате чего появляется г-во. 3. Германская – г-во возникает в результате захвата и порабощения чужих территорий, причем г-во- победитель полностью берет власть в свои руки. 4. Востояная – образование г-ва возникает: возникла необходимость проведения крупномасштабных расительно-полевых работ. Для этого необходимо было привлечь большое количество людей. Этими людьми нужно было управлять. Для осуществления такого управления выделяется особая группа людей. 5. Прафеодальная форма – признаки данной формы в том, что феодалы не имеют крупной собственности на землю. А крестьяне имеют определенный земельный участок.
Вопрос №9 – теологическая (божественная) – представители данной теории настаивают на божественном происхождении ГП. Власть главы г-ва рассматривают как продолжение божественной власти.
Вопрос №10. 5 подходов к пониманию г-ва: 1. Теологический. Г-во рассматривается как организация созданная Богом и существующая ради поклонения ему. 2. Классический. Г-во рассматривается как совокупность 3 слагаемых: власть, территория, население. 3. Социологический. Г–во рассматривается как политическая организация общества 4. Юридический. Г-во рассматривается как особая юридическая личность 5. Либернитический. Г-во рассматривается как особая информационная система созданная для осуществления среди людьми. Государство – единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны, издает правовые нормы, имеет специальный аппарат управления и принуждения, собирает налоги и обладает суверенитетом. Сущность – главное основополагающее в том или ином виде Основные подходы в сущности г-ва: 1. Классовый. В рамках данного подхода г-во рассматривается как политическая организация экономически господствующего класса. Предполагается, что в таком г-ве существует класс неимущих недовольных своим положением, поэтому главная задача политической власти, принадлежавшей экономически господствующему класса заключается в подавлении недовольства со стороны зависимого населения, причем главным образом все насильно. 2. Общесоциальный. В рамках данного подхода г-во рассматривается как особая политическая организация существующая ради реализации и поддержания интересов большей части населения боьшинства политических партий и иных социальных групп. Главное средство разрешения возникающих социальных конфликтов – компромисс. Вопрос №11. Государство представляет собой систему власти в политически организованном, демократическом обществе. Смысл такой организации – обеспечить нормальное, естественное развитие общества на основе экономических и духовных факторов. В соответствии с этим политическая власть должна быть цивилизованной. Должно быть обеспечено такое функционирование государства, когда бы оно, в полной мере сохраняя качества сильной дееспособной власти, не приводило к авторитарным и тоталитарным порядкам, раскрывался бы позитивный потенциал демократии, происходило нормальное развитие общества. С этой точки зрения феномен государства должен рассматриваться как прогрессивное явление цивилизации и культуры. Государство – продукт истории, выстраданной человечеством, ее опыта, пробпроб и ошибок. По мере развития истории позитивный потенциал государства все более и более раскрывался. Отсюда в условиях демократии совершенствование и укрепление государства во всем комплексе его институтов – единственное, естественное и оптимальное направление, по которому должна идти политическая жизнь современного общества.
Вопрос №12. 1. Публичная власть – представлена в виде особого слоя людей занимающихся на профессиональной основе управлении 2. Население – совокупность людей проживающих на территории г-ва. а) граждане данного г-ва – лица имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству данного г-ва б)иностранные граждане – лица, проживающие на территории данного г-ва, не являются его гражданами, но имеющие доказательства своей принадлежности гражданства другого г-ва в)лица без гражданства – лица, проживающие на территории данного г-ва, не имеющих доказательств своей принадлежности гражданству какого-либо государства 3. Территория – сунна, водное и воздушное пространство и недра находящиеся под ними, в пределах государственных границ (реальная и условная территория) 4. Г-во издает прав. нормы. Правовые нормы – общеобязательные, формально-определенные установленные и обеспечиваемые г-вом правила поведения, регулирующие общественные отношения. 5. Существует аппарат управления и принуждения 6. Монополия на применение силы – только г-во обладает правом на осуществление государственного принуждения 7. Налогооблажение – г-во взимает налоги и ссоры для поддержания своего аппарата управления и выполнения тех целей, задач и функций, которые стоят перед г-вом. 8. Суверенитет – независимость г-ва внутри страны, а так же в отношениях с другими г-ми. Вопрос №13. Власть – это био-психологическая категория, неразрывно связанная с человеком, его разумом, волей, чувствами и даже его физическим состоянием. Социальная власть – это присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающиеся на принуждение. В юридической литературе понятие гос власть очень часто отожествляют с понятием политическая власть. Однако, большинство ученых считают, что понятие политическая власть следует разграничить по следующим критериям: · По субъектам (субъектами гос власти являются гос органы). Политическая власть осуществляется не только гос организациями, но и политическими партиями, общественными явлениями, профеодалами и т. д. · По сфере деятельности. Гос власть распространяется прежде всего в сфере реализации публичных отношений. Политическая власть охватывает главным образом сферу частной жизни индивида. · По методам осуществления власти. Главный метод осуществления гос власти – принуждение. Главный метод политической власти – убеждение. · По объему полномочий. Полномочия гос власти более широкие Гос власть – особая форма политической власти выражающая публично, публично-политических отношение господства и подчинения между субъектами, обладающая правом издания обязательных для всего населения правовых норм и опирающихся на аппарат принуждения.
Вопрос №14 Разделение властей –(политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную). Единство государственной власти- (Означает существование единой системы органов гос. власти с разделением лишь управленческих функций, но не властей. )
Вопрос №15 Государственная власть состоит из трех относительно самостоятельных ветвей, каждая из которых имеет свое юридическое обоснование. Эти ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная – обособились как три основополагающие институционально-правовые формы публично-властной деятельности. В условиях разделения властей законодательную власть осуществляет демократически избираемый парламент – один из высших государственных органов. В федеративном государстве законодательную власть на основе разграничения компетенции осуществляют легислатуры (законодательные органы) федерации и субъектов федерации. Не бывает местных органов законодательной власти. Система органов исполнительной власти обладает заключенной в правовые рамки институциональной принудительное силой, обеспечивающей исполнение законов и судебных решений. Государственное принуждение непосредственно осуществляют полиция, внутренние войска, уголовно-исполнительные учреждения. Оборону страны и обеспечение внешней безопасности государства осуществляют находящиеся в ведении исполнительной власти вооруженные силы, учреждения дайной полиции, внешней разведки и контрразведки. Разрешая споры о праве, суд защищает права в рамках надлежащей правовой процедуры: субъект, права которого нарушены, как равноправная сторона вступает в спор о праве с любым частным или должностным лицом, с любым государственным органом, нарушившим его права. Перед лицом суда все формально равны – и частные лица, и носители публично-властных полномочий.
Вопрос №16. В настоящее время в юридической науке существуют два подхода к типологии государств: Суть формационного подхода заключается в том, что в основу определенного типа государства кладется общественно - экономическая формация. Выделяют следующие формации: Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных государств и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовные факторы – культурные, религиозные, национальные, психологические и др. – особенные (западноевропейская, российская, исламская, буддистская и др. );
Вопрос №17 Форма государства раскрывает особенности его внутренней организации: порядок образования и структуру государственных органов, характер взаимоотношений государственных органов и населения, а также методы, способы и приемы, используемые для организационной и управленческой деятельности. Более кратко форму государства можно определить как способ организации и осуществления государственной власти. Форма правления раскрывает три главные характеристики государства:
Вопрос №18 Выделяют две основные исторические формы правления: монархическую и республиканскую. Они отличаются друг от друга порядком образования органов власти, их составом, полномочиями. Республика. Признаки: ü Выборность высших органов гос власти ü Срочность (на определенный срок) ü Зависимость от населения Виды: ü Президентская (США) 1. Одновременно высшее должностное лицо является главой г-ва и главой правительства 2. Правительство в совей деятельности подотчетно главе г-ва высшему должностному лицу 3. Глава г-ва может отправить в отставку либо все правительство в целом, либо отдельного члена правительства ü Парламентская (Россия) 1. Существует должность главы г-ва, который выполняет представительские функции (подписание законов) 2. Реальная исполнительная власть находится в руках премьер-министра, который как правило становится лидер партии, победившей на выборах 3. Правительство в своей деятельности подотчетно парламенту 4. Парламент имеет право отправить в отставку правительство ü Смешанная 1. Полупрезидентская 2. Полупарламентская 3. Суперпрезидентская и т. д. Вопрос №19 Различают три вида форм государственного устройства: унитарную, федеративную и конфедеративную. Федерация - это сложное союзное г-во, у которого территория которая складывается из территории его субъектах Признаки: 1. Наличие двухуровневой системы го органов: фед органы гос власти, органы власти субъектов федерации (РФ) 2. Наличие двухуровневой системы законодательства: фед законодательство, законодательство субъектов федерации 3. Существует честкое разграничение полномочий между федерацией и ее субъектами. В такой связи выделяют: - предметы исключительного ведения федерации - предметы совместного ведения федерации и ее субъектов - предметы исключительного ведения субъектов федерации Виды: 1. Симметричные (правовые статусы субъектов равны) 2. Ассиметричные Ф. могут формироваться по следующим принципам: -по национальным - по территориальным - смешанным (национально-территориальный) конфедерация-это сложное гос образование, созываемое для решений политических, экономических, военных и. т. д. целях. протекторат-это формальная опека более сильного г-ва над слабым, при котором последняя практически полностью теряет свою самостоятельность (Великобритания) Империя - это сложная гос образование, которое характерезует: обширная территория, сильной централизованной властью, разнородностью культур
Вопрос №20 Политический режим – это система методов, способов средств осуществления политической власти. Всякие изменения происходящие в государстве, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства. 1)Демократический режим-( такая организация государства, при которой единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа) 2) Авторитарный режим. -( при нём личность не пользуется всеми правами и свободами, хотя они и провозглашаются, власть не подчиняется праву, не формируется и не контролируется народом, выборы проводятся формально) 3) Тоталитарный режим-( является всеохватывающей властью, государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной религии, характеризуется крайним вождизмом, действует только правящая политическая сила, оппозиция не допускается, насилие носит характер террора. Фашизм представляет собой разновидность тоталитаризма, основанную на националистической или расистской идеологии, возведённой в ранг государственной. 4) Деспотический режим –(характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, как правило, о4) Деспотический режим –(характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, как правило, опирается на религию). 5) Анархия-( можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти(революций, гражданских войн, оккупации).
Вопрос № 21 Функции государства – это основные направления его деятельности по решению стоящих перед ним задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение Признаки функций г-ва: 1. Ф-ии. г-ва -это основные они все и нелюбые направления деятельности гос-у. 2. Ф. гос-у-отражает классовая и общая социальная сущность гос-у концентрированная виде интереса большинства членов общества либо отдельной группы. 3. Ф. гос-у-возникают и развиваются в соответствии в состоящими перед гос-у целями и задачами. 4. Ф. гос-у-выражает роль гос-у как елемент надстройки экономического базиса. 5. Ф. гос-у-отражаются все изменения происходящие в культурных экономических и иных сферах общественной жизни. Классификация: 1. по продолжительности действия: - на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) - временные (отражающие определённый этап развития государства), 2. по сферам действия(внешние-направлена на международной арене, внутрения-действия внутри страны). 3. по социальной значимости(основные-это такие в которых отражаютя цели и задачи стоящие перед гос-у в конкретный исторический пероид., неосновные-отражают направление его деятельности конкретной узской сфере общественных отношений, либо имеют второстепенный характер на данный момент времени). 4. по правовым формах осуществления(правотворчество, правоохранительные, правоприминительные). Вопрос №22 Основные внутренние и внешние функции современного Российского государства. 1)К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести следующие: охрана прав и свобод человека и гражданина; обеспечение правопорядка и общественной безопасности; экономическая; социально-культурная; налогообложение и др. 2) К внешним функциям современного Российского государства можно отнести такие, как: обеспечение обороны и безопасности страны; интеграции в мировую экономику поддержание мирового порядка; внешнеэкономическое партнерство и государственная поддержка иностранных инвестиций; борьба с международным терроризмом, наркобизнесом и наркомафией; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности; участие в охране окружающей природной среды и др.
Вопрос №23 Основные внутренние и внешние функции современного Российского государства. 1)К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести следующие: охрана прав и свобод человека и гражданина; обеспечение правопорядка и общественной безопасности; экономическая; социально-культурная; налогообложение и др. 2) К внешним функциям современного Российского государства можно отнести такие, как: обеспечение обороны и безопасности страны; интеграции в мировую экономику поддержание мирового порядка; внешнеэкономическое партнерство и государственная поддержка иностранных инвестиций; борьба с международным терроризмом, наркобизнесом и наркомафией; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности; участие в охране окружающей природной среды и др.
Вопрос №24 Механизм государства – это система государственных органов, призванных выполнять задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть, проводит ту или иную политику. Государственный аппарат – система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи. 1)К правовым формам относят: 1-Правотворчество-(подготовка и издание нормативных актах), 2-Правоприминительные-(это деятельност по реалзации нормативных актах путем принятия актов применительного права)., 3-Правоохранительные-(защита прав и свобод человека и гражданина по предупреждению правонарушений и привлечения к юрид. ой отвественности)., 2)К организиционном формы осуществления ф. гос-у: 1-Организиционно регламентируещие(это текущая работа опр структур по обеспечению функционирование органов гос-у связана с подготовкой проектов, документов), 2-Хозяйственная(это оперативно тихническая и хоз-я работы связанные с бухгалтерским учетом, статистикой),. 3-Идеологическая(это повседневная воспитательная работа по обеспечению выполнение ф. гос-у связан с развитием нормативных актов, с общественным мнением).
Вопрос №25 Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов, имеющих объективный характер. Их всесторонний учет, как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования, позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом. Принцип организации и деятельности гос-у аппарата-(это законодательно закрепленные отправные идеи и требования организации построения и функиционирования гос-у органов). Принципы: 1-Экономичность гос-у службы. 2-профессионализм гос-у службы, 3-равный доступ к гос-у службе, 4-сочентание коллегиальности и единочальства в осуществление гос-у службы, 5-исполнение решений принятые вышестоящими в порядке подчинности дожностных лиц и органов гос-у. 6-Верховенсто К. Р. Ф по сравнению с иными нормами правовых актах., 7-П. Р. В, 8-принцип федерализма(обусловлено устройством гос-у и предпологает создание органов гос-у власти и федерации и О. Г. В субьектах федерации)., 9-принцип законности(гос-у органы должны осуществлять свою деятельность при исполнения требований зафиксированныех в законах). 10-принцип демократизма( вся система гос-у органов строится исходя из факт что единым источником власти явл народ). 11-Принцип гуманизма(предпологает что система гос-у органов строится исходя из факта что человек его права и сободы явл высшей ценностью а задача гос-у обеспечить им достойную жизнь)
Вопрос №26 Первейшим элементом, своего рода «кирпичиком» всего «здания» механизма государства выступает государственный орган. Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев: Гос-у орган-экономически и организиционно обособленная часть механизма гос-у состоящий из гос-у служащих и наделен властью для осуществления задач и ф. гос-у. Признаки: 1-Гос-у орган структурная часть механизма гос-у.. 2-Гос-у орган наделен властными полномочиями., 3-Гос-у орган состоит из гос-у служащих., 4-деятельность направлена на осуществления задач и ф. гос-у., 5-Гос-у действует от имени гос-у., 6-Гос-у орган функционирует путем разделение его на структурные единицы., 7-Гос-у наделяется соотвествующими материальными и техническими средствами. ВИДЫ: 1-по порядку формирования(Первичные органы - формируются населением., Вторичные органы-формируются первичными органами или какими-либо производными органами)., 2-по сфере действия(Орган общий компетенции-осуществляет свои полномочия во всех сферах общественной жизни гос-у., Cпециальной-функционирует как правила в рамках узской ограниченной сферы жизни гос-у). 3-П. Р. В-(На законадательную(Ф. собрание) Исполнительную(Правительство) Судебную(суд))., 4-по принятию решений(Коллегиальные, Единоличные)., 5-по сроку полномочий(постоянные и временные)., 6-по территриальной сфере действия(федеральный органы субьектов федерации).
Вопрос №27 В социальном управлении принимают участие различные субъекты: государство (специально предназначенное для этой цели), партии, политические движения, общественные объединения и т. п. Все эти субъекты политики, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему. Слово ««система» в переводе с греческого означает «целое, составленное из частей». В зависимости от их природы выделяют следующие виды политических систем: демократические, командно-административные, теократические, переходные и т. п. Политическая система общества-( организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.
Структура: 1-политическая организация общества-(включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы). 2-политическое сознание- (характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы). 3-социально-политические и правовые нормы-(регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти). 4-политические отношения-(складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти). 5-политическая практика-(состоящая из политической деятельности).
Нормативная основа политической системы общества выступает, таким образом, как весьма сложное образование, состоящее из следующих компонентов: - правовые принципы и нормы, имеющие политическое содержание; - принципы и нормы, содержащиеся в актах партийных органов и общественных организаций; - политические традиции; - политические обычаи; - принципы и нормы морали (нравственности). Вопрос №28 Понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся как частьи целое. Государство концентрирует в себе все многообразие, политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму «общеобязательности». Центральное место в политической системе общества занимает государство как единая политическая организация, власть которой распространяется на все население стран в пределах ее государственных границ. В то же время государство обладает суверенитетом, т. е. верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимостью от любой иностранной власти. Государство в политической системе общества координирует основные стороны жизни общества. Поэтому степень «демократичности» политической системы в первую очередь зависит от сущности государства. Государство - это такая форма организации общественной жизни, которая не может быть создана разрозненными усилиями отдельных лиц. Общество не может существовать на основе преходящих целей. Его объединяет общая, объективная цель, без которой оно не может ни возникнуть, ни развиваться. Такой целью является объединение людей под единой властью, координирующей разнообразные интересы членов общества. Вопрос № 29 Общество, в широком смысле, – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений. Гражданское общество – это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее возможность достижения благополучия, реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения власти и контроля за деятельностью государственных органов. Современное понимание гражданского общества предполагает наличие у него комплекса существенных признаков. Отсутствие или неразвитость некоторых из них позволяет определить состояние «здоровья» социального организма и необходимые направления его самосовершенствования. Рассмотрим эти признаки подробнее. В течение последнего десятилетия России удалось существенно продвинуться по пути строительства гражданского общества. За сравнительно короткий по историческим меркам промежуток времени в стране возникли и достаточно громко заявили о себе большинство институтов (ассоциаций), входящих в структуру современного гражданского общества. Сам факт их появления свидетельствует о значительном (хотя и далеко еще не полностью востребованном) потенциале гражданственности, накопленном в ходе многовековой эволюции российского социума и который ему удалось сохранить даже в крайне неблагоприятных политических обстоятельствах. Однако сложившееся к настоящему времени в России гражданское общество имеет переходный характер, обусловленный взаимоналожением различных этапов исторической эволюции его самой развитой, современной формы. Гражданское общество-( обозначает совокупность отношений в сфере экономики, культуры и др. сферах, развивающихся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства). Сущность: (гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства). Структура: (это внутреннее строение общества. Структуру современного гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности: Это социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы).
Вопрос №30 Наличие в обществе свободных владельцев средств производства; Развитая демократия; Правовая защищённость граждан; Определённый уровень гражданской культуры.
1. Осуществление разгосударствления собственности, так как экономическая самоорганизация и экономическая самостоятельность возможны только на основе частной собственности. Программа приватизации, к реализации которой приступили в 1992 г., должна была способствовать созданию экономической основы гражданского общества – установлению частной собственности. Можно по-разному оценивать ход приватизации, её итоги, но неоспоримо главное – в настоящее время в нашей стране существуют различные виды собственности на средства производства, граждане получили реальные права и возможности заниматься самостоятельно, без контроля и опеки государственных органов, экономической деятельностью. 2. Средний класс – как многочисленная социальная группа. Исторический опыт многих стран показывает, что только средний класс может быть главной опорой гражданского общества, так как люди, живущие в достатке, в меньшей степени зависят от государства и мало ориентированы на его прямую помощь и поддержку. Средний класс отличают следующие черты: а) хорошая обеспеченность, стабильный уровень доходов, достаточный для удовлетворения материальных и культурных потребностей семьи б) высокая образованность и квалификация, позволяющие заниматься престижными и хорошо оплачиваемыми видами деятельности, иметь определенный культурный кругозор, в (своего рода политический консерватизм, базирующийся на удовлетворенности своим социальным положением и заключающийся в осознанном неприятии политического радикализма и стремлении поддержать сложившийся в обществе институциональный и ценностно-нормативный порядок. Накопившиеся проблемы экономического и социального развития мешают быстрому становлению среднего класса в нашей стране. Значительная часть населения в настоящее время решает проблемы элементарного выживания, что мешает проявлению инициативы, творчества, принятию самостоятельных решений. 3. Становление культуры гражданской ответственности и гражданской инициативы. В российском обществе уже наметились определенные изменения в этом направлении, в сознании россиян укореняются ценности либерализма, демократии и правового государства. Однако это только первые шаги. Важно не только, чтобы люди ценили права и свободы личности, но чтобы они умели пользоваться этими правами, старались к успеху, а не завидовали тем, кто в данный момент оказался успешнее их. 4. Гражданское общество не может нормально функционировать без соответствующей нормативно - правовой базы. Нужны законы, защищающие права и свободы граждан, общепринятые правила решения споров и выхода из конфликтных ситуаций. Процесс создания нормативной базы, необходимой для становления и развития гражданского общества в России, идет противоречиво и часто запаздывает. Правовой вакуум заполняется нормами и правилами, которые диктуются более сильными, в том числе теми, кто связан с криминальными кругами или принадлежит к ним.
Вопрос № 31 Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Аристотель, Платон, Цицерон т. д. ) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Они считали наиболее разумной и справедливой лишь ту политическую форму общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства. Идея правового гос-у зародилась в Древности где она воспринималась как идея необходимости реализации соц-ой справидлевости при осуществлении гос-у власти. 1)Платно и Аристотель-считали что если в гос-у небудут соблюдаться норм установленные в человеческой природы то есть нормы естественного права то такое гос-у погибнет. 2)-Джон Локк-указывал что правовым явл гос-у в котором обеспечивается политическая свобода каждого гражданина, проводится реальные разграничение властей основана на естественныех правах и свобод гражданина. 3)Монтескье-расматривал правовое гос-у как гос-у в котором каждый с помощью правовых норм м3)Монтескье-расматривал правовое гос-у как гос-у в котором каждый с помощью правовых норм может реализироовать свою личную и политическую свободу причем это свобода предпологает не то что каждой может делать все что ему пожелайте а то что дозволенно совершать лише действия предусмотренные законом. 4)Кант-указывал что справедливым явл порядок организации гос-у власти при котором человек рассматривается некак средства достижение гос-у целей а напротив именно человек его благостояние есть цель которой стремится гос-у/
Вопрос №32 В общественном сознании правовое государство означает такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Но такое представление, хотя и верное по сути, разумеется, недостаточно для адекватного понимания феномена правового государства. 1. Верховенство и господство права (в широком смысле) и закона (в более узком). Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающие право как исторически развивающуюся в общественном сознании, расширяющуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, демократии, рыночного хозяйства и т. п. Идея господства права в жизни общества и государства – это современный этап тысячелетних поисков сверхисточника для государственного нормотворчества. Его видели то в божественной воле, то в воле народа, то в экономическом базисе и т. п. В нашей стране идеям о правовой государственности предшествовали и оказали влияние на их формирование разработки И. Т. Посошкова, изложенные в его «Книге о скудости и богатстве»(1724); С. Е. Десницкого в«Представлении об учреждении законодательной, судительской и наказательной власти в Российской империи»(1768); реформаторские проекты М. М. Сперанского; революционные высказывания А. Н. Радищева, декабристов П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева, демократов А. И. Герцена, Н. П. Огарева, Н. Г. Чернышевского. В одних случаях это были предложения об усовершенствовании государственной власти в духе «просвещенного абсолютизма», в других речь, как правило, шла о республиканской форме правления, о праве народа на участие в государственных делах. Правовое гос-у-(это особая форма организации публичной власти в гражданском обществе при котором признаются и обеспечивается естественные права и свободы человека и гражданина верховенство закона во всех сферах общественной жизни) Признаки: (1-Реальное разделение вл на; З И С., 2-Наличие развитого Гражданского общества, 3-Высокий уровень правового сознания, и правовой культуры в обществе., 4-Наличия эффективных средств контроля и надзора за деятельностью органов и должностных лиц гос-у всеми субьктами права., 5-Сувернитет народа-народ источник власти., 6-Взаимная отвественность гос-у и личности-гос-у обязана создать достойные условия для народа., 7-признание и обеспечение естественных прав и свобод человек. 8-Верховенства закона во всех сферах общественной жизни-1-речь идет о законе содержание которого закреплено приорететное положение личности в отношения с гос-у, 2-связанность гос-у изданным им законом что предпологает необходимость со стороны гос-у подчиниться этим законам и нести юрид-ую отвественность за их нарушения. 3-верховенство в системе нормативных правовых актов как актов имеющих высшие юрид-ую силу., 4-Закрепление наиболее важных общественныех отношений и общих принципах
|
|||
|