|
|||
Краткое содержание лекции.ЖДТ оснащен совершенными системами и устройствами для автоматического и телемеханического управления различными производственными процессами во всех службах и хозяйствах дорог. Устройства автоматики и телемеханики, часто называемые устройствами сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), позволяют регулировать движение поездов и обеспечивают безопасность их следования по перегонам и станциям. Движение поездов осуществляется по специальным сигналам, которые служат приказами для локомотивных бригад и других работников, связанных с движением поездов. Сигнал – это условный видимый или звуковой знак, с помощью которого подается определенный приказ. Видимые сигналы выражаются цветом огней, щитов, флагов, дисков. Их достоинство в том, что они могут быть переданы на расстояния, большие, чем обычно слышимые звуковые сигналы. Наибольшее применение имеют светофоры, устанавливаемые в определенных местах ЖД пути. Светофорная сигнализация разрешает или запрещает движение, определяет возрастание и снижение скорости, устанавливает движение с определенной скоростью. Светофоры, установленные на локомотивах, повторяют показания светофоров у ЖД пути, а при отсутствии последних становятся основным средством организации движения. (таблица) Основными сигнальными цветами на ЖДТ являются красный (сигнал остановки), желтый (разрешает движение и требует снижение скорости), зеленый (разрешает движение с установленной скоростью). Кроме названных, применяют синий (запрещает маневры), лунно-белый (разрешает маневры), прозрачно-белый (применяют в ручных фонарях, поездных сигналах и т. д. ), молочно-белый (применяют в стрелочных указателях и указателях путевого заграждения). Звуковые сигналы выражаются числом и сочетанием звуков различной продолжительности. Для подачи звуковых сигналов служат свистки локомотивов, моторвагонных поездов и дрезин, ручные свистки, духовые рожки, сирены, гудки и петарды. (таблица) Для интервального регулирования движения поездов служат перегонные устройства СЦБ. Основными средствами интервального регулирования движения поездов являются: автоматическая блокировка, автоматическая локомотивная сигнализация и автошлагбаумы. При автоматической блокировке автоматически действующими проходными светофорами перегоны делятся на блок-участки длиной не менее тормозного пути поезда. Нахождение поезда на блок-участке фиксируется с помощью электрической рельсовой цепи, через которую поезд воздействует на аппаратуру управления огнями светофора. (схема). Для более надежной передачи машинисту информации о показаниях путевых светофоров система автоблокировки дополнена автоматической локомотивной сигнализацией АЛС. (схема). Координатная система АЛС позволяет регулировать движение поездов без деления на блок-участки, без путевых светофоров и рельсовых цепей. Интервалы движения регулируются через единый центральный пункт с использованием телемеханических индуктивных каналов связи и аппаратуры, размещенной на локомотивах и станциях. На станциях производится управление стрелками и светофорами, а также перемещение составов внутри станции, Любое передвижение на станции осуществляется по маршруту. Маршрут включает в себя входной и выходной светофоры, ограждающие маршрут, стрелки и участки пути, по которым происходит передвижение. Установка и отмена маршрутов осуществляется электрической сигнализацией стрелок и сигналов. (схема). Управление движением поездов на ЖД участке, включающем определенное количество перегонов и станций, осуществляет поездной диспетчер из единого пункта управления. Информация о состоянии ЖД объектов на участке передается в диспетчерский пункт управления с помощью системы диспетчерского контроля за движением поездов. Для управления работой промежуточных станций участок оборудуется диспетчерской централизацией. (схема). Сортировочные горки (расформирование и формирование поездов) оборудуются системами автоматизации расформирования состава, которая служит для управления стрелками, светофорами и специальными замедлителями для торможения вагонов. Горочная автоматическая централизация обеспечивает автоматический перевод стрелок, определяющих направление вагона на заданный путь. На ЖДТ применяют также устройства обеспечения безопасности движения на переездах, системы телемеханики для управления удаленными объектами на станциях, устройства телеуправления локомотивами, системы определения и прогнозирования технического состояния устройств автоматики и телемеханики, устройства оповещения пассажиров на станциях и другие. Для руководства движением поездов и работой линейных подразделений железные дороги имеют различные виды связи: телефонную, телеграфную, радиосвязь и др. Виды связи: 1. общеслужебная – для передачи служебных сообщений (связь общего пользования); 2. технологическая - средство управления технологическим процессом на станциях, участках и на всей сети ЖД. (линейно-путевая, связь электромехаников, вагонная диспетчерская и т. д. ). Преимуществом радиосвязи является то, что она дает возможность вести переговоры с работниками, находящимися в движении (машинисты, осмотрщики, работники пути и т. д. ). Различают радиосвязь поездную, станционную и ремонтно-оперативную. Релейная связь служит для одновременной передачи большого числа телефонных разговоров и телевизионных программ. Основными производственными единицами в хозяйстве сигнализации и связи являются дистанции сигнализации и связи, которые подразделяются на участки, а участки – на околотки.
Тема 8: Организация железнодорожных перевозок. Организация движения поездов.
|
|||
|