Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Краткое содержание лекции.



 

Тема 1: Программа изучения дисциплины.

История возникновения и развития железных дорог.

           Структура управления железнодорожным транспортом.

Основные показатели работы железнодорожного транспорта.

 

Краткое содержание лекции.

 

Данная дисциплина представляет собой энциклопедию ж. д. т. Она является вводной частью таких дисциплин как «Техническая эксплуатация и безопасность движения», «Организация перевозок грузов и пассажиров», «Вагоны» и другие.

Транспорт играет важную роль в национальном хозяйстве страны. От степени его развития и эффективности работы зависит бесперебойная деятельность всех отраслей промышленности, сельского хозяйства, каждого предприятия.

Транспортная система представляет собой большой и сложный комплекс путей сообщения. Единая транспортная система России включает в себя различные виды транспорта, которые можно разделить на три группы: транспорт общего пользования (ж. д. т., морской, речной, автомобильный, воздушный), специализированные виды транспорта (нефте- продукто-, газопроводы, ЛЭП), транспорт необщего пользования (в сфере производства и обслуживания, в населенных пунктах).

Все виды транспорта взаимодействуют и дополняют друг друга.

Почему стали строить железные дороги?

Возникновение ж. д. т. было обусловлено потребностями развивающейся промышленности, торговли, сельского хозяйства. К концу 18 века человечество накопило большой объем знаний, который позволил создать новый вид транспорта. В 1803 году английский изобретатель Ричард Тревитик построил первый паровоз, который работал на руднике. Он же построил и первую кольцевую железную дорогу в центре Лондона в 1808 году для развлечения горожан. Позднее Д. Стефенсон улучшил конструкцию паровоза и в 1814 году его локомотив «Блюхер» мог развивать скорость 6 км/ ч и передвигать повозки массой 30 т. В 1829 году прошел конкурс среди паровозов, на котором выиграла «Ракета» Роберта Стефенсона. Его паровоз обогнал мчащуюся галопом лошадь.

В России многим деятелям пришлось доказывать значимость железных дорог. В 1834 году отец и сын Черепановы построили на Нижнетагильском металлургическом заводе первую рельсовую дорогу на паровой тяге. Ими же был сооружен и первый отечественный паровоз (его называли «сухопутный пароход»). Постепенно железные дороги стали появляться в различных районах России. Первая дорога общего пользования Петербург – Царское село – Павловск была протяженностью 27 км, по ней курсировал один паровоз и восемь пассажирских вагонов. Скорость была 60 км/ч.

К 1900 году железные дороги соединили Сибирь с Центральными районами.

В конце 19 – начале 20 века в качестве городского транспорта стали строить конно-железные дороги (конки), по которым лошади тянули специальные вагонетки. В 1854 году конки появились в Петербурге, в 1972 – в Москве. В 20 веке их заменили на удобный рельсовый транспорт – трамвай.

Условно можно выделить несколько основных периодов зарождения и развития железных дорог:

·  1 период (до 1860-х гг. ) – создание и развитие основных технических средств транспорта; строительство первых ж. д.;

·  2 период (1860 – 1900 гг. ) -   формирование мировой сети ж. д.;

·  3 период (1900 – 1950 гг. ) – интенсивное развитие и совершенствование системы железнодорожного транспорта, который становится основным видом сухопутного транспорта;

·  4 период (1950 – 1980 гг. ) – ж. д. начинает уступать в конкурентной борьбе с другими видами транспорта;

·  5 период (с 1980-х гг. ) – скоростные и высокоскоростные магистрали, которые возвращают железным дорогам достойное место на рынке транспортных услуг.

    В настоящее время в состав железнодорожной сети входит 17 дорог. По железным дорогам перевозится более 80% промышленных грузов (уголь, лес и другие) и более 30% пассажиров. Железные дороги связывают в одно целое все области, районы и города страны, являясь важнейшей отраслью народного хозяйства.

 

       Для оценки работы ж. д. т. используют следующие показатели:

1. грузооборот – представляет собой произведение количества перевезенного груза на расстояние перевозки (тонно - километры);

2. пассажирооборот – представляет собой произведение числа перевезенных пассажиров на расстояние их перевозки (пассажиро - километры);

3. экономические – характеризуют эффективность работы ж. д. т. (производительность труда, прибыль, рентабельность перевозок, себестоимость услуг).

    Основные обязанности железнодорожников

Основными обязанностями работников ж. д. т. являются удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа при безусловном обеспечении безопасности движения и сохранности перевозимых грузов, багажа и грузобагажа, эффективное использование технических средств, соблюдение требований охраны окружающей природной среды.

Тема 2: Габариты. Основные понятия.

   Виды габаритов.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.