|
|||
Определение и основные критерии информационного общества.Определение и основные критерии информационного общества. Тезисы.
Информационные революции: Первая (примерно за 10 тыс. лет до н. э. ): появление средств и методов накопления знаний, передача знаний новым поколениям, изобретение письменности, возможность фиксировать знания на материальном носителе. Вторая (середина XVI в. ): н овый способ хранения информации: более быстрый, качественный, массовый, доступность культурных ценностей привела к возможности самообразования, изобретение книгопечатания ( первопечатники Гуттенберг и Иван Фёдоров), тиражирование информации. Третья (конец XIX в. ): создание средств коммуникации: радио, телеграф, телефон. Повышение степени распространяемости информации. Увеличение скорости передачи информации. Изобретение электричества, радио (А. С. Попов), телеграфа. Четвёртая (70-е гг. XX в. ): обработка и передача информации с помощью ПК, компьютерных сетей в электронной форме, стремительное увеличение объёмов информации. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, системы передачи данных. Изобретение микропроцессорной технологии и появление персонального компьютера.
Информационное общество - новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.
Критерии информационного общества Технологический критерий: главный критерий нового типа общества - новые информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). Аргументы против: • невозможно эмпирически измерить, сколько ИКТ в данном обществе. • нельзя отрывать значение и роль технологии от социального контекста Экономический критерий: основан на учёте роста экономической ценности информационной деятельности. Аргументы против: • нет критериев, позволяющих объективно отличить информационную отрасль от неинформационной. • статистика, даёт представление о количественных показателях информационного общества, оставляя в стороне качественные. Критерий, связанный со сферой занятости: и нформационное общество – общество, в котором снижается занятость в сфере производства и возрастает количество работников сферы услуг, основой труда которых является информация. Аргументы против: • рост информационного труда сложно зафиксировать эмпирически. • методология не позволяет анализировать качественные характеристики информационного труда как фактора становления информационного общества. Пространственный критерий: главный признак информационного общества - распространение информационных сетей. Аргументы против: • существует проблема неточности дефиниций. • отсутствуют серьёзные отличия между закономерностями современных сетей Культурный критерий: Количественный рост получаемых сообщений, знаков, смыслов и значений в жизни человека позволяет говорить о наступлении информационного общества. Аргументы против: • воздействие новых информационных средств не стало тоньше, глубже. • никаких конкретных определений, точных критериев и методов измерений концепция дать не может.
|
|||
|