Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





К вопросу о российской прокуратуре и отведенном ей месте в Конституции Российской Федерации



В статье 129 Конституции РФ отражены положения о прокуратуре РФ, которые находят свое развитие в федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации».

В научной литературе давно уже возникают вопросы и предложения о корректировке, уточнении конституционно-правового статуса прокуратуры в России. Во-первых, стоит заметить, что статья 129 Основного закона РФ находится среди статей, составляющих главу 7 Конституции «Судебная власть». Таким образом, это порождает спор о месте прокуратуры в системе органов государственной власти РФ.

В конституциях многих государств положения о прокуратуре располагаются в разделах основных законов, касающихся судебной власти (Армения, Казахстан, Азербайджан). В других государствах положения о прокуратуре закрепляются в отдельных разделах, касающихся только прокуратуры (Украина, Беларусь). Несколько иначе закрепляются конституционные положения в Республике Киргизстан. Раздел седьмой Конституции Киргизской Республики закрепляет положения об иных государственных органах, к которым относит прокуратуру (статья 104), национальный банк (статья 105), центральную комиссию по выборам и проведению референдумов (статья 106), счетную палату (статья 107), уполномоченного по правам человека (статья 108). [1] До принятия нового Основного закона Киргизии, в ранее действующей Конституции 1993 года положения о прокуратуре были отнесены к главе 5 «Исполнительная власть».

Несмотря на то, что Т. Ю. Сафонова выделяет только три модели, отражающих положение прокуратуры в зависимости от отведенного ей места в конституции: 1) положения о прокуратуре включены в главы, посвященные судебной власти; 2) правовой статус прокуратуры в этих странах нашел свое закрепление в самостоятельных главах Основных законов; 3) прокуратуре отведено место в главе " Исполнительная власть". [2] На наш взгляд, целесообразно выделять модель, когда в конституции государства положения о прокуратуре закрепляются в главах (разделах), которые посвящены органам государственной власти с особым статусом.

Полагаем возможным внести изменения в Конституцию РФ в части уточнения конституционно-правового положения прокуратуры в РФ: 1) Вывести положения о прокуратуре из главы 7, и поместить их в специальный раздел о прокуратуре; 2) Или же вывести положения о прокуратуре из главы 7, и поместить их в специальный раздел о федеральных органах государственной власти с особым правовым статусом.

Во-вторых, предлагаем прописать в Основном законе РФ, что определение полномочий, организации и порядка деятельности прокуратуры России определяются федеральным конституционным законом, а не федеральным законом, как это закреплено в действующей Конституции. Действующий федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» был принят достаточно давно, в 1992 году. Концепция нормативного правового акта о прокуратуре нуждается также в корректировке, в первую очередь, в повышении значимости его положений, так как определение полномочий, организации и порядка деятельности прокуратуры России является конституционно значимым и непосредственно развивает положения Конституции России.


[1] Конституция Киргизской Республики 2010 года // Официальный сайт правительства Киргизии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www. gov. kg/? page_id=263. Проверено: 03. 01. 2013.

[2] Сафонова Т. Ю. К вопросу о правовом положении прокуратуры как государственного органа в странах СНГ (на примере Республик Армения, Украина, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан) // Международное публичное и частное право. 2011. № 3.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.