Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Кто знает тайну звука — знает тайну всей вселенной МИСТИЦИЗМ ЗВУКА !!! 1 страница



·  

· Кто знает тайну звука — знает тайну всей вселенной

Суфии называют абстрактный звук «Саут-е Сармад»; все пространство заполнено им. Вибрации этого звука слишком тонки, чтобы быть слышимыми или видимыми для материальных ушей и глаз, поскольку для глаз трудно даже видеть форму и цвет эфирных вибраций на внешнем плане. То, что Мухаммад слышал в пещере Гар-е Хира, когда он глубоко погрузился в свой божественный идеал, был именно Саут-е Сармад, звук абстрактного плана. Коран упоминает этот звук в словах «Будь! И все стало». Моисей слышал этот самый звук на горе Синай, когда общался с Богом; и то же Слово было слышно Христу в пустыне, когда он был принят в (лоно) своего Небесного Отца. Шива слышал аналогичный Анахад Нада во время своего Самадхи в пещере в Гималаях.

Флейта Кришны символизирует тот же звук. Этот звук есть источник всего откровения для Мастеров, которым он открывается изнутри; именно поэтому они знают и учат одной и той же истине.

Суфий постигает прошлое, настоящее и будущее и все вещи в жизни, будучи в состоянии узнать направление звука. Каждый аспект чьего-либо бытия, в котором проявляется звук, производит соответствующий эффект на жизнь, поскольку активность вибраций имеет особое влияние в каждом направлении. Знающий тайну звука знает тайну всей вселенной. Кто бы ни последовал за напевами этого звука, он забывает все земные разграничения и различия и достигает истинной цели, в которой соединены все Благословенные Бога. Пространство существует внутри тела так же, как и вне его; другими словами, тело находится в пространстве, а пространство находится в теле. Таким образом, звук абстрактного всегда продолжается внутри, вокруг и около человека. Как правило, человек его не слышит потому, что его сознание полностью сосредоточено на материальном существовании. Человек становится настолько поглощен своими переживаниями во внешнем мире через посредство физического тела, что пространство, со всеми его чудесами света и звука, предстает перед ним пустым.

Это можно легко понять, изучая природу цвета. Существует множество цветов, которые совершенно определенны сами по себе, но, будучи смешаны с другими, еще более яркого оттенка, становятся тусклыми; даже яркие цвета, разукрашенные золотом, серебром, алмазами или жемчужинами, служат всего лишь фоном для этих ослепительных украшений. Так же и абстрактный звук по сравнению со звуками внешнего мира. Ограниченная громкость земных звуков столь конкретна, что затмевает влияние абстрактного звука на чувство слуха, хотя по сравнению с ним звуки земли более грубы, они похожи на барабан по сравнению с тонким свистом. Когда абстрактный звук делается слышимым, все остальные звуки становятся неразличимыми для мистика.

 

В Ведах звук абстрактного называется «анахад», означая «неограниченный звук». Суфии называют его «сармад», что предполагает идею опьянения. Слово «опьянение» здесь используется для обозначения нечто возвышенного, состояния свободы души от ее земных уз. Те, кто может слышать Саут-е Сармад и медитировать над ним, неподвластны никаким несчастьям, тревогам, печалям, страхам и болезням; их душа освобождена от плена чувств и физического тела. Душа слушающего становится всенаполненным сознанием, а его дух - батареей, поддерживающей движение всей вселенной.

Некоторые приучают себя слышать Саут-е Сармад в одиночестве на морском берегу, у реки, на холмах и в долинах; другие обретают его, сидя в горных пещерах или постоянно блуждая по лесам и пустыням, оставаясь в дикой местности, вдалеке от мест, посещаемых людьми.

Йогины и аскеты дуют в синг - горн или в шанкху - раковину, звуки которых пробуждают в них этот внутренний тон. Дервиши с той же целью играют на нэе или алгосе (двойной флейте). Колокола и гонги в церквях и храмах предназначены для того, чтобы напомнить думающему об этом священном звуке и так вести его к внутренней жизни.

Этот звук проявляется через 10 различных аспектов вследствие его прохождения через 10 различных труб тела: он звучит или как гром, или как рокотание моря, или как звон колоколов, или как звук бегущей воды, или как жужжание пчел, или как щебетание воробьев, или как вина, или как свист, или как звук шанкхи, пока окончательно не становится Hu - «Ху», самым священным из всех звуков.

Этот звук «Hu» есть начало и конец всех звуков, исходят ли они от человека, птицы, зверя или вещи. Внимательное изучение докажет этот факт, который можно осознать, даже слушая звук паровой машины или мельницы, в то время как эхо колоколов или гонгов дает типичную иллюстрацию звука «Hu».

Высшее существо называли различными именами в разных языках, но мистики знали его как «Hu» - естественное имя, несозданное человеком, единственное имя Безымянного, которое постоянно провозглашает вся природа. Звук «Hu» самый священный; мистики называют его Исм-е Азам, именем Самого Высшего, потому что он является началом и концом любого звука и фоном каждого слова. Слово «Hu» есть дух всех звуков и всех слов, и оно сокрыто в них, как дух в теле. Оно не принадлежит ни к какому языку, но ни один язык не может без него обойтись. Только это есть истинное имя Бога, на которое ни один человек, ни одна религия не может претендовать как на свою собственность. Это слово произносится не только человеческими существами, но его повторяют звери и птицы. Все вещи и существа провозглашают это имя Господа, так как любая жизненная активность выражает, явно или неявно, этот самый звук. Это то Слово, которое упоминается в Библии как существующее до того, как свет обрел бытие: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Тайна «Hu» открыта для суфия, который идет по пути посвящения. Истина, знание Бога, называется у Суфиев Hak - «Хакк». Если мы разделим слово «Hak» на две части, то его ассонансными звуками будут «Hu» и «ek»: «Hu» означает Бога, или Истину, a «ek» на хиндустани означает «один», а вместе они выражают Единого Бога, который суть Единая Истина. «Hakikat» на арабском языке значит «сущностная истина», «H'akim» означает «мастер», a «Hak'im» - «знающий»; и все эти слова выражают сущностные характеристики жизни.

«Aluk» - это священное слово Вайрагьев, адептов Индии, используемое ими в значении «священная песнь». В слове «Aluk» выражены два слога: «Аl» означает артикль (the), а «Hak» - истину; в соединении эти слоги выражают Бога - источник, из которого исходит все.

Звук «Hu» становится ограниченным в слове «Ham», поскольку буква «м» закрывает губы. Это слово на хиндустани выражает ограничение, потому что «Ham» значит «я» или «мы»: оба эти слова означают эго. Слово «Hamsa» есть священное слово йогинов, озаряющее эго светом реальности. Слово «Huma» на персидском языке означает мифическую птицу. Существует поверье, что если птица Huma сядет на мгновение на чью-то голову, то это знак того, что этот человек станет королем. Но истинное объяснение заключается в следующем: когда мысли человека столь развиты, что разбивают все ограничения, тогда он становится подобен королю.

Конечно, язык слишком ограничен, чтобы описать состояние Самого Высшего, и поэтому дает условное понятие, что человек становится чем-то вроде короля. В старых традициях говорится, что Зороастр был рожден из дерева Huma. Это объясняется словами из Библии: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». В слове «Huma» слог «Hu» представляет дух, а в арабском слово «mah» означает воду. В английском языке слово «Human» (человек) объясняет 2 факта, характерные для человечества: «Hu» значит «Бог», a «man» означает «ум», - это слово произошло от санскритского «mana» - «ум» - и символизирует обыкновенного человека. Объединение этих двух слов представляет идею Богосознающего человека; другими словами, «Hu» - Бог - существует во всех вещах и существах, но именно с помощью человека Он становится известен. Поэтому можно сказать, что «Human» означает Богосознающий, Богопонимающий или Богочеловек. Слово «Hamd» значит «хвала», «Hamid» - «достойный хвалы», «Mohammad» - «восхваляющий». Имя Пророка Ислама передает его отношение к Богу.

«Hur» на арабском значит «красота Небес», реальное значение этого слова есть выражение небесной красоты. Слово «Zuhur» означает «проявление Бога», особенно в природе. Ahura Mazda - это имя Бога, известное зороастрийцам. Первое слово «Ahura» - предполагает слог «Hu», на основе которого построено все имя.

Все эти примеры передают Божественное начало словом «Hu», означающим жизнь Бога в каждой вещи и существе.

«Hay» в арабском значит «вечный», a «Hay-at» - «жизнь», оба эти слова обозначают вечную природу Бога. Слово «Huwal» предполагает идею вездесущности, a «Huvva» является прототипом слова «Ева», которое есть символ проявления, как «Адам» есть символ того, что стоит за этим проявлением, на санскрите они называются Пурумей и Пракрита.

«Jehovah» было изначально «Yahuva»: «Ya» означает слово «Oh» (О! ), «Hu» значит «Бог», а звук «А» представляет проявление. «Hu» есть начало звука, но когда звук впервые обретает форму на внешнем плане, он становится «А», поэтому, буквы «alif», или «alpha», считаются первым выражением «Hu», изначального слова. Санскритский алфавит, как и алфавиты большинства других языков, начинается с буквы «а», так же как и имя Бога в некоторых из них. Вследствие этого, звук «А» передает значение единицы, то есть «первый». Буква «а» произносится без помощи зубов или языка, и на санскрите «А» всегда обозначает отсутствие.

«А» возникает на поверхности, когда язык поднимается и касается неба при произнесении буквы «l» (lam), и звук заканчивается на «m» (mim), произношение которого закрывает губы. Эти 3 сущностные буквы алфавита в Коране сведены вместе как тайна. Когда «А» углубляется «аin» 'ом, то формируется слово «Ilm», что означает «знание». Отсюда же происходит «Alim» - «знающий». «Alam» же передает состояние или условие существования, которое познано.

Когда «alif» - первая, и «lam» - центральная буквы ставятся рядом, они создают слово «Аl», что в арабском языке означает артикль (the). В английском «All» подразумевает значение полной и абсолютной природы существования.

Слово «Allah», в арабском означающее «Бог», разделенное на 3 части, может быть интерпретировано как «Единый, который происходит из ничего». «Еl», или «Ellah», имеет то же значение, что и «Allah». Слова, находимые в Библии: «Eloi», «Elohim» и «Hallelujah» - соотносятся со словом «Allah».

Слова «Om», «Omen», «Amen» и «Ameen», которые произносятся во всех молельных домах, имеют тот же источник: звук «А» в основании слова выражает начало, «M» в середине означает конец; «n», последняя буква, есть ре-эхо звука «M», поскольку «M» всегда заканчивается носовым звуком, произнесение которого означает жизнь.

В слово «Ahud», означающее «Бог», «единственное Существо», созвучно вовлечены 2 значения. «А» на санскрите означает «отсутствие», a «Hudd» в арабском значит «ограничение».

Из того же источника происходят слова «Wahdat», «Wahdaniat», «Hadi», «Huda» и «Hidayat». «Wahdat» значит «сознающий только себя»; «Wahdaniat» есть «знание себя»; «Hadi» - проводник; «Huda» - «направлять»; «Hidayat» значит «руководство».

Чем больше Суфий слушает Саут-е Сармад, звук абстрактного, тем больше его сознание становится свободным от всех ограничений жизни. Душа всплывает над физическим и ментальным планами без каких-либо специальных усилий со стороны человека, что говорит о ее спокойном и умиротворенном состоянии; его взгляд становится мечтательным, а выражение лица - сияющим, он испытывает неземную радость и восторг Ваджада, или экстаза. Когда экстаз переполняет его, он не осознает ни физический план, ни ментальный. Это «небесное вино», о котором пишут все суфийские поэты, совершенно не похоже на преходящие опьянения этого смертного плана. Небесная благодать возникает в сердце суфия, его ум очищен от греха, а тело - от всех нечистот, и для него открывается дорога к невидимому миру; он начинает получать вдохновения, озарения интуиции, впечатления и откровения без малейшего усилия с его стороны. Он больше не зависит от книги или учителя, потому что божественная мудрость, свет его души, Святой Дух, начинает сиять над ним. Как говорит Шариф: «Светом своей души я понял, что красота небес и пышность земли суть эхо Твоей волшебной флейты».

Автор: Инайят Хан
Источник: книга «Мистицизм звука»

 

 

Звук HU (описание, скачать)

19 Июн 2014

Звук HU – это ткань и узор, язык самой Жизни. Это звук всех звуков. Это ветер в листьях, шум дождя, раскаты грома, пение птиц и гул разрушительного урагана. Этот звук можно услышать в смехе, плаче, в шуме городской суеты, в прибое океана, и в тихом плеске горного ручья.

HU – древнейшее имя Бога, «песнь любви к Богу». Само слово «Бог» пришло от санскритского слова «HU».

«HU» было найдено в культуре Древнего Египта, Греции, Американских племен, в Христианских григорианских песнопениях, священных практиках Даосизма, Тибетского и Восточного Суфизма.

Звук HU является источником всех звуков, и этот звук является ближайшим к Источнику всего Бытия таким, каким его может осознать человек. Ни звук, ни свет не являются высшей субстанцией. Они имеют разную суть, хотя оба являются проявлением вибрации. Любое живое существо может «создать» звук, произнеся его, но мы можем испытать свет, только подвергшись его воздействию. Мы можем издать звук с помощью голосовых связок, но не в силах сотворить свет каким-либо органом нашего физического тела. Но в нашей осознанности использовать вибрацию звука для создания внутреннего света – нашей связи с Бесконечностью.

· Когда  ХУ говорите – энергия Земли к вам идет мощным потоком.

· Когда еще HU говорите — энергия Космоса идет к вам мощным потоком.

· Когда еще HU говорите – со всех сторон вас наполняют энергии Природы.

· Когда HU говорите – все энергии которые в вас, расправляются, распространяются и наполняют ваше эфирное тело.

· Когда HU говорите, вы говорите – Ты Есть Божество.

· Когда HU говорите – вы приветствуете все и вся, все что есть в мире, все есть Он.

· Когда HU говорите – вся Вселенная с вами.

· Когда говорите HU – весь мир – это вы, вы – это мир.

· И когда повторяете HU, вы говорите – Ты Есть Любовь.

· И когда повторяем HUвы говорите – я Есть Любовь.

· Когда повторяем HU, мы говорим – все Есть Любовь.

Все звуки, что есть в мире, все слито в звуке HU.

Более высшего звука, чем HU, нет. Это не относится ни к какой религии, ни к каким церквям, сектам, ни к каким традициям и течениям.
Слово HU ни к чему не относится. Это Высшее, непостижимое, бесконечное и свободное.

Человек дышит, но дышит он, в основном, поверхностно. Как дождь, падающий на землю, питающий маленькие растения и делающий почву плодородной, так и дыхание сущность всей энергии падает, подобно дождю, на все части тела. Также происходит и в случае ума; но человек редко может ощутить ту часть дыхания, которая ускоряет ум; ощутимо только то, что чувствует тело. А для среднего человека оно неощутимо даже в теле; он ничего не знает о нем, кроме того, что проявляется в форме вдохов и выдохов через ноздри. Только это обычно имеют в виду, когда говорят о дыхании.

Когда мы изучаем науку дыхания, то первое, что мы замечаем это то, что дыхание слышимо; оно является словом в себе, а то, что мы называем словом всего лишь более тщательно произнесенное дыхание, смодулированное языком и губами. В полости рта дыхание становится голосом, и, следовательно, изначальное состояние слова есть дыхание. Если мы скажем: «Сначала было дыхание», это будет то же самое, если сказать: «В начале было Слово».

И когда осознанно дышишь, то слышишь HU…

 

 

ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ РАЗЛИЧНЫХ ЗВУКОВ

15: 29 Здоровье

В санскритском трактате XIII века так говорится о значении звука:

«Звучанием образуется буква, буквами — слог, слогами — слово, а словами — наша повседневная жизнь. Вот почему наш человеческий мир зависит от звука».

· Звук «А» заставляет вибрировать грудь и приводит в действие всю звуковую гамму в организме, дает команду всем клеткам настроиться на работу В то же время происходит углубление потребления кислорода.

· Звук «И» вибрирует голосовые связки, гортань и уши, возникают колебания в голове, выводятся из тела вредные вибрации, улучшается слух.

· Звук «Е» — особый вибрационный звук. Он используется практически во всех сочетаниях. Этот звук — чистильщик нашего организма от грязи. Он создает вокруг человека энергетический барьер для защиты от энерго-информационного загрязнения.

· Звук «О» вибрирует грудь, но уменьшается глубина дыхания. Звукосочетание (мантра) «ОУМ» резко уменьшает глубину дыхания, а звуки «ОО-ХАМ» оказывают лечебное действие.

· Звук «У» вызывает колебания в глотке, гортани. Укрепляет уверенность в своих силах.

· Звук «Э» вызывает колебания в железах, мозгу. Его используют в народе для снятия сглаза и порчи.

· Звук «Я» укрепляет уверенность в своих силах. На звук «Я» работают семь рефлексов. Этот звук — резонатор и генератор психологических процессов, он восстанавливает связь через разум с больными органами. Слово «семья» отражает эти семь психорефлекторных воздействий, гармонию и психическую энергию.

· Многократное произнесение «Я» избавляет от боли, усиливает биоэнергетику и гармонизирует работу всего организма.

· Звук «Н» заставляет вибрировать головной мозг, активизирует правую половину и лечит болезни мозга, а также активирует интуитивные процессы и творческие способности.

· Звук «В» исправляет «неполадки» в нервной системе, головном и спинном мозге.

· Звук «М» замечательный звук. Не случайно одним из первых слов в жизни ребенок произносит слово «МАМА»: этот звук определяет энергетическую связь матери и ребенка. Этот звук — любовь и покой. Кроме того, звук «М» действует на сосуды головного мозга. Поэтому звуки «М-ПОМ» оказываются полезными при склерозе мозговых сосудов. Сердечники должны сначала укрепить сердце коротким МММПОММ и более продолжительным ОМ-МАНИ-ПАДМЕ-ХУМ (на одном дыхании). Звуки «ПАА-МЕИ» усиливают лечебный эффект.

· Звуки «РЭ» — помогают снять стрессы, страхи, заикание.

· Звуки «ТЭ» — очищают душу от тяжести, укрепляют сердечно-сосудистую систему.

· Звуки «СУ» — вызывают колебания в нижней части легких.

· Звук «Ч» — это вибрация чистоты организма. При ее нарушении возникает бессонница, мучает совесть, беспокоят чувства. Восстановление этой вибрации возвращает способность любить и чувствовать.

· Звуки «ШЭ» и «ЩЭ» — очищают организм, успокаивают нервную систему, благоприятно действуют на головной мозг.

· Звук «X» — очищающий. Изменения его вибраций говорят о том, что есть нарушения в душе человека. Грехи и болезни порождают все новые страдания. Поэтому восстанавливая общие звуковые вибрации, мы очищаем душу от грехов, привносим туда положительную энергию, снимаем груз с души.

· Звуки «ХА-ХА, ХО-ХО» — по преданию древних, изгоняют духов болезни, потому что мы смеемся над ними и в то же время призываем помощь для очищения души и тела.

По материалам статьи Людмилы Павловны Шиповской (доктор философских наук, профессор).

 

 

Хазрат Инайят Хан

 

 

Мистицизм звука

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

Такая огромная честь – смиренно преподнести вступление русскому переводу этого невероятного издания, в котором история, мистицизм, философия, религиозная символика и музыкальное понимание так красноречиво переплетены. Мистическая наука вибраций, которая лежит в основе всех языков, всей музыки и даже всего творения, не часто иллюстрировалась словами, однако же она пробуждает сознание в сердцах всех читателей: ученика или учителя, музыканта или знатока музыки.

 

Хазрат Инайят Хан родился в индийском городе Барода в 1882 году и в свое время был известен по всей Индии как певец, несравненный мастер игры на вине и преданный возродитель классической музыки Индии. Он был также первым, воспользовавшимся учебником музыки и начавшим учить по нему, – учебником, который был сочинен его дедом Маула Бакшем, изобретшим первую систему нотной записи индийской музыки.

 

В 1910 году Хазрата Инайят Хана пригласили выступить с первыми концертами индийской музыки на Западе: сначала в Америке, а потом в Париже, где среди его многочисленных знакомых был и Клод Дебюсси, – ему он подарил мелодии, которые можно проследить в некоторых симфонических произведениях этого композитора.

 

В 1913 году Хазрат Инайят Хан поехал в Россию, где познакомился с Сергеем Толстым, сыном знаменитого романиста графа Льва Толстого, а также с композитором Александром Скрябиным, которому он также подарил мелодии, и некоторые из них, в частности, «Танец Афганской Сабли», Скрябин впоследствии использовал в одном из своих симфонических произведений. Во время пребывания в Москве Хазрат Инайят Хан обсуждал со Скрябиным сочинение симфонии, которая называлась бы «Мистерия» и которая впоследствии была написана композитором под вдохновением знакомства с понятиями мистицизма. В Москве же родилась Нуруниса – старшая дочь Хазрата Инайят Хана (впоследствии награжденная британским георгиевским крестом и французским крестом войны), она родилась в доме напротив Высокопетровского монастыря за несколько месяцев до начала Первой Мировой войны.

 

За этой страницей истории основным достижением Учителя после 1914 года было создание великого движения, собравшего суфийских братьев и сестер под духовным флагом любви, гармонии и красоты. Сутью этого беспрецедентного движения был идеал достижения духовной свободы, уникального раскрытия философской секретности и таинственности на благо всего человечества, полного освобождения религиозного и эзотерического знания от догм церковных и псевдо-духовных властей, тем самым несущий абсолютно новый подход к духовности, не имеющей ни кастовых, ни вероисповедальных различий.

 

Суфийское Послание, которое Хазрат Инайят Хан принес миру, можно сравнить с космической симфонией любви, гармонии и красоты, пробуждающей сердце ищущего путь истины. Подобно тому, как красота мелодичной песни настраивает человека на мистическое понятие Любви, Любящего и Возлюбленного, таким же образом он раскрывает в нем (в послании) магическую силу, мистику звука.

 

Эта мистерия придает (буквально «преподносит», «предлагает». – Прим. пер. ) телу, сердцу и душе целительную силу, в особенности тогда, когда настраиваясь на абстрактные идеи, человек достигает медитативных сфер, где тонкие вибрации невидимого света и неслышимого звука становятся духовным вдохновением, известным мудрецам всех времен как несказанное Слово.

 

Хазрат Инайят Хан прекратил заниматься музыкой для того, чтобы передать человечеству этот настрой на безмолвную песню, наполняющую его собственное сердце и постоянно звучащую на всех его страницах:

 

Откроем наши сердца, чтобы услышать Твой голос, Постоянно исходящий изнутри.

 

 

ХИДАЙЯТ ИНАЙЯТ ХАН

 

(Сын Хазрата Инайят Хана)

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ-2

 

 

Имя и личность Инайят Хана – одного из виднейших представителей и последователей духовной традиции восточной школы суфизма – впервые открывают себя наиболее полно русскоязычному читателю в настоящем издании его избранных сочинений.

 

Об Инайят Хане до последнего времени в России было известно немного. Прежде всего, надо сказать, что Инайят Хан был суфием, и мы считаем необходимым дать небольшое пояснение об этом духовном направлении. Говорят, что суфии существовали во все века и до появления на Земле Мухаммада, Христа и Будды. Каково происхождение слова «суфий»? В одном случае предполагают его корни в слове «суф», что в переводе с арабского означает «шерсть»; известно, что шерстяные плащи носили философы Греции, первые христиане-подвижники, монахи Тибета, вероятно, этим словом арабы называли любого аскета, независимо от его религиозной принадлежности. В другом случае, основу корня выводят из слова «сафа», в переводе с арабского «чистота» – это то, к чему стремились суфии; истинная чистота, считали они, достигается посредством чистоты помыслов и поступков. Через чистоту суфий движется к любви, а через любовь он приходит к Богу. В каком-то смысле, оба этих слова отражают суть этого духовного учения. Суфизм как мистическое учение, в основном, распространен в странах с мусульманской культурой, от уууМарокко до Индонезии, и является некоей тонкой составляющей ислама. Суфиями были поэты Руми, Хафиз, Саади, Омар Хайям, ученые Араби, Бируни, аль-Газали.

 

Инайят Хан родился в городе Борода индийской провинции Гуджарат 5 июля 1882 года. Его дед, Маула Бакш, был известным придворным музыкантом, он изобрел нотную систему для индийской классической музыки и основал в городе Барода существующую и поныне музыкальную школу, в которой обучали индийской классической музыке. Отец Инайята также был музыкантом, и понятно, что мальчик с раннего детства рос в атмосфере музыки, которая стала его жизнью.

 

Но помимо музыки, занятия которой были фамильной обязанностью в семье придворных музыкантов, Инайят обучался и поэзии. Семья Инайята исповедовала ислам, и с детства он ежедневно совершал пятикратную молитву вместе со взрослыми. В девять лет при дворе магараджи Гаэквара Бародского Инайят получил в награду драгоценное ожерелье и стипендию за исполнение религиозных гимнов.

 

Мальчик прилежно учился, обнаруживая при этом несвойственное его годам глубокое понимание мира, особенно его привлекали философия и религия. Так продолжалось до его восемнадцатилетия, когда он начал путешествовать по Индии с концертами. Во время этих путешествий к нему как к музыканту приходит головокружительная слава. При дворе Низама Хайдарабадского он удостаивается титула «Новый Тансен», по имени великого мистика и певца, ужившего несколько веков назад в Индии. На севере Индии Инайята назовут «Утренней звездой музыкального возрождения».

 

Но помимо музыки, он ищет в своем путешествии знакомства и бесед с мудрецами и философами, которых в Индии того времени вдоволь бродило по дорогам, это были люди разных религий: мусульмане, сикхи, индуисты, буддисты. Кажется, что в судьбе Инайята начертана прямая дорога быть первым музыкантом Индии, но его привлекает и некая тайна, лежащая в основе мироздания. И однажды с ним, как позже рассказывал сам Инайят Хан, произошло следующее: погрузившись в молитву и пребывая в ней несколько часов, на рассвете он вдруг отчетливо услышал голос факира, который будил народ на первую молитву: «Встань, человек, от глубокого сна твоего; ты не знаешь, что смерть стережет тебя каждую минуту; ты не думаешь, какое бремя ты взялся нести и как длинен путь, назначенный тебе. Вставай, человек, ибо скоро уже встанет солнце». Слова этой песни так тронули Инайята, что из глаз его полились слезы, и тогда он понял, что никакая земная слава, приходящая и уходящая, не может сравниться с той вечностью, которая стоит за пределами нашего понимания, что развлечения, успех на музыкальном поприще бесполезны для спасения души.

 

Этот день перевернул его жизнь, в нем стал пробуждаться мистик и мудрец, а музыка отступать на второй план; хотя до конца своей жизни он жил в музыке, в ней он обращался к Богу, но, тем не менее, теперь он, прежде всего, стал человеком, стоящим на пути духовного поиска. Из тысяч религиозных направлений, существующих в Индии, более всего его привлекают суфии, ему нравится их кротость с одной стороны, и прямота – с другой. Если официальный ислам не очень жалует музыку, то суфии тонко используют ее во время своих встреч. Музыка у них является способом приведения себя в состояние божественного восторга, способом отказа от двойственности, приближения к Богу, прикосновения к нему, утраты «я». Состояние это называется Ваджад, или Холь. Инайяту уже было знакомо это состояние божественного восторга, которое приходит к человеку, окунувшемуся в море прекрасных звуков. Однажды он видит сон: в окружении великих суфийских святых, которых уже давно нет на этой земле, он находится на музыкальном собрании, и все присутствующие поют: «Аллаху-акбар! » – «Бог велик! ».

 

Пробудившись, он так же явственно, как и во сне, слышит эту музыку и эти слова – «Аллаху-акбар! ». Так начинается его проникновение в истины суфизма. Инайят примыкает к суфийским кругам Хайдарабада. С ним начинают происходить чудеса, которые в суфизме, как, впрочем, и во многих других религиях, являются знаками для человека, идущего по пути. Известно, что высшей степени совершенства суфии может достичь, только имея наставника – муршида. Часто в медитациях, в молчании, внутренним взором видит он лицо седобородого старца, имени которого не знает и прежде никогда не видел, – лицо, наполненное внутренним светом; и это становится для него загадкой, которую он разгадать не в силах. Однажды он спрашивает толкования своего сна и последующего видения у уважаемого им учителя, и тот говорит: «Сон этот, вероятнее всего, – символ твоего вступления в орден Чиштия: фраза, которая звучит в тебе, – это глас истины, а лицо, очевидно, – дух твоего учителя». (Поясню, что музыкальные собрания – Сама – в Индии происходят, в основном, в ордене Чишти).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.