Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема III. «Познание».



Основные вопросы темы:

Понятие сознания. Сознание и бессознательное. Индивидуальное и общественное (массовое) сознание. Менталитет. Понятие познания. Субъект и объект познания. Чувственное и рациональное познание. Роль мышления и языка в процессе познания. Проблема познаваемости мира: сенсуализм, рационализм, агностицизм. Виды познания. Истина и ее критерии. Абсолютная и относительная истина. Познание через искусство (творческое познание). Религиозное познание. Обыденное и теоретическое сознание. Социальное познание и его особенности. Общество как объект познания. Основные науки об обществе. Научное познание. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Индукция. Дедукция. Структура научного поиска: проблема, гипотеза наблюдение, эксперимент, описание, теория. Научная парадигма. Научная революция. Самопознание и развитие личности.

 

Словарь основных терминов с комментариями:

Сознание – присущая только человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах.

Сознание(в марксизме)- это высшая, свойственная только человеку функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении объективной действительности. Сознание есть единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении ч-ком объективного мира и своего собственного бытия. Как и психика, сознание - продукт общественно-исторического развития, оно возникает в процессе трудовой, общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с языком.

Общественное сознание - сознание общества в целом: знания накопленные историей, политические и правовые идеи, национальные идеи, достижения искусства, мораль, религия, коллективные представления.

Менталитет (в узком смысле) - уникальный склад различных человеческих психических свойств и качеств, а также особенностей их проявлений. Менталитет определяет умонастроение и жизненную позицию.

Менталитет - (от лат. mens, mentis - ум, мышление, рассудительность, образ мыслей, душевный склад) - совокупность социально-психологических установок, автоматизмов и привычек сознания, формирующих способы видения мира и представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной общности. Имеет надсознательный характер и определяется экономическими и социально-политическими обстоятельствами. Менталитет характеризует психологические особенности больших общностей людей (этносов, наций, различных социальных слоев), живущих в определенный исторический период. Ментальности проявляются в словесном языке и языке жестов, в поведении, обычаях, традициях и верованиях. Французские историки, стоявшие у истоков изучения " истории ментальностей", поместили " ментальное" между осознанным (т. е. формами общественного сознания - религией, идеологией, моралью, эстетикой и т. д. ) и неосознаваемым (бессознательным) в коллективной, а отчасти - и в индивидуальной психике людей. Под «ментальностью» они подразумевали «видение мира», «умонастроение», «мыслительные установки», «коллективные представления» систему символов и стереотипов, одним словом, «широкое поле чувств и мироощущений, свойственных людям в разные исторические периоды». Это тот уровень общественного сознания, на котором «мысль не отчленена от эмоций, от латентных привычек и приемов сознания, – люди ими пользуются, обычно сами того не замечая, не вдумываясь в их существо и предпосылки, в их логическую обоснованность». Таким образом – ментальность – это «потаенные мыслительные структуры», присущие всем или большинству членов общества, идеи, не контролируемые их носителями и действующие помимо их воли и намерений.

Бессознательное- то же, что и подсознательное, неосознаваемое, - совокупность психических состояний, явлений и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и неподдающихся контролю со стороны сознания. Все бессознательное, в отличие от воспоминаний, не может быть усилием воли введено в сознание. Бессознательное - явления, видения, сновидения, сомнамбулизм, невменяемость, инстинкты, автоматизмы. Автоматизмы и интуиция могут зарождаться в сфере сознания и переходить в бессознательное. Функция бессознательного - охранительная, уменьшение нагрузки на сознание и увеличение творческих возможностей человека.

Познание - общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания. Это процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении, взаимодействие субъекта (познающего) и объекта (познаваемого), результатом которого является получение нового знания об окружающем мире.

Субъект познания - в узком смысле - познающий человек, наделенный волей и сознанием, в широком смысле - все общество.

Объект познания - либо познаваемый предмет, либо - в широком смысле - весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.

Чувственное (сенситивное) познание (от нем. sensitw — воспринимаемый чувствами) – первая ступень познавательной деятельности, на которой человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются:

а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;

б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства;

в) представление - такая форма познания, при которой чувственный образ предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств. Т. е. представление связано с памятью.

Рациональное познание (от лат. ratio – разум) – вторая ступень познавательной деятельности, на которой, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений. Рациональное познание осуществляется в формах понятия, суждения и умозаключения.

А) Понятие представляет собой вид мысли, которая отражает (фиксирует) общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.

Б) Суждение есть вид мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.

В) Умозаключением называется получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления (заключение или вывод о предметах или явлениях окружающего мира).

Мышление - активный процесс отражения внешнего мира, связанный с решением задач, с обобщением и способами опосредованного восприятия действительности. Результатом мышления всегда является мысль. Человеческое мышление, опираясь на чувственный опыт, путем сравнения, обобщения, абстрагирования и пр. преобразует чувственный образ, а результаты преобразования фиксирует в знаковой форме, т. е. в языке.

Язык – это система специальных знаков, имеющих предписанное им значение. Предписанное значение – содержание, закрепленное за тем или иным знаком.

Эмпиризм (сенсуализм) – направление в философии и науке, объединенное верой в то, что познание мира и получение истинного знания возможно только при помощи точного чувственного опыта (на первое место в процессе познания ставит чувственную познавательную способность). Основоположник – Френсис Бэкон.

Рационализм - направление в философии и науке, утверждающее, что критерием истины является только разум человека (чувства не могут служить источником достоверной информации). Основоположник – Рене Декарт.

Агностицизм - направление в философии и науке, утверждающее, что получить достоверные знания невозможно. Основоположник научного агностицизма – Иммануил Кант.

«Вещи в себе» (по Канту) – истинная природа вещей, как они существуют сами по себе, принципиально недоступная познанию человека. Познание, по Канту, возможно только относительно «явлений», т. е. способа, посредством которого вещи обнаруживаются в нашем опыте. В чувственном опыте мы улавливаем не объект как таковой, но то, как он нам предстает, т. е. явление. Т. е. в явлении есть явленность не предмета самого по себе, а предмета созерцания, т. е. только того, что мы можем видеть или желаем видеть, но не того, что есть на самом деле.

Социальное познание – целостный процесс отражения объективной социальной действительности в сознании человека с целью получения и расширения знаний об обществе, приближения к истине. Социальное познание – неотъемлемая часть человеческого знания. Сложность социального познания заключена в необходимости учета переживаний и чувств человека как субъекта социальных отношений в достижении научной объективности. Особенность социального познания состоит в том, что человек имеет дело с результатами собственной деятельности, а значит, и с самим собой. Будучи субъектом, он оказывается и объектом познания. Отсюда вытекает субъективный характер социального познания.

Житейское (обыденное) познание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит сугубо эмпирический характер и связан прежде всего с повседневным жизненным опытом. Как правило, сводится к констатации фактов и описанию.

Научное познание - познание, характеризующееся объективностью, доказательностью (обоснованностью), точностью, проверяемостью и системностью знаний. Имеет обязательно 2 уровня – эмпирический (эксперимент) и теоретический. Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становиться научным лишь тогда, когда оно обосновано. Научное – это, прежде всего, объяснительное знание. Сущность научного познания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, установлении закономерностей, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.

Практическое познание тесно примыкает к научному, которое по сравнению с ним выступает теоретическим знанием. Различие между ними состоит в целевой установке. Если главной фигурой научного познания является ученый, то для практического познания - инженер. Цель ученого – открытие закономерности, общего принципа, «узнавание» новой идеи. Цель же инженера – создание новой вещи на основе уже известных, зафиксированных принципах. Практика состоит в овладении вещами, в господстве над природой. Главный уровень практического познания – эмпирический.

Художественное познание познание, суть которого в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии: здесь мысль облекается в «живые лица» и воспринимается в виде зримых событий. Это и восприятие сложнейшего потока чувств, мира душевных переживаний, нравственных проблем, оценочный характер. Другой отличительный момент художественного познания – требование оригинальности, неизбежно присущее творчеству. Оригинальность художественного произведения обусловлена фактической уникальностью, неповторимостью мира.

Научно-технический прогресс – качественное изменение производительных сил общества под воздействием научно-технических революций (НТР).

Истина - это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания (т. е. действительности). Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны. Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку она существует в объективной реальности. Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.

Абсолютная истина - полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете либо явлении. В реальности абсолютная истина практически недостижима.

Относительная истина - неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которыми обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития (т. е. может дополняться, изменяться).

Заблуждение – содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное.

Ложь – сознательное искажение действительного состояния дел.

Практика - деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества, обеспечивающая создание необходимых условий существования и развития общества. Практика - движущая сила процесса познания, а также основной критерий истины (напр., повседневный опыт в обыденном познании, социальный эксперимент в социальном познании или научный эксперимент в научном познании).

Формально-логический метод (теоретический анализ) – метод познания, применяемый в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику (напр., выявление логических противоречий в математических рассуждениях) – истинным в данном случае является то знание, которое непротиворечиво, логически стройно.

Индукция - постепенное движение от частного к общим выводам: продвижение к основным принципам через промежуточные аксиомы, контролируя себя посредством опыта.

Дедукция - постепенное движение от общего к частному: разделение сложной проблемы на множество ясных и элементарных частей.

Эмпирический уровень научного познанияпервая ступень научного познания, на которой осуществляется 1) наблюдение, 2) эксперимент, 3) описание.

Наблюдение - это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью выявление сущностных свойств и отношений объекта познания. Оно может быть непосредственным и опосредованным приборами. Наблюдение приобретает научное значение, когда оно в соответствии с исследовательской программой позволяет отобразить объекты с наибольшей точностью и может быть многократно повторено при варьировании условий. Данные наблюдения содержат первичную информацию об объекте познания.

Эксперимент – действие, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям исследования. В ходе эксперимента исследователь активно вмешивается в исследовательский процесс. В процессе научного познания применяется и мысленный эксперимент, когда ученый в уме оперирует определенными образами, мысленно ставит объект в определенные условия. В результате эксперимента возможно подтвердить или опровергнуть гипотезу, а также выявить неожиданные новые данные о предмете исследования.

Описание – фиксация результатов наблюдений и экспериментов.

Теоретический уровень научного познаниявторая ступень научного познания, на которой происходит рациональная обработка полученных в ходе наблюдений и экспериментов данных. Результатом этой обработки является новый научный факт или теория.

Научная проблема – вопрос (или задача), на решение которого направлено научное исследование. Постановка проблемы предполагает формулировку целей и задач исследования.

Исследовательская программа – план поиска ответа на поставленный в исследовании вопрос.

Гипотеза - (греч. hypothesis – основа, предположение) - предположение, посредством которого на основе ряда фактов, умозаключений делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, пытающееся проникнуть в сущность еще недостаточно изученной области мира. Гипотеза – это предполагаемый ответ на поставленный в начале исследования вопрос.

Теория (греч. theoria - наблюдение, исследование) - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, причинно-следственные связи, определяющие характер функционирования и развития определенной области реальности. Построение теории связано с филос. взглядами, мировоззрением ученого, с определенными методологическими принципами подхода к действительности. Теории обусловлены исторической обстановкой, в которой они возникают. Основу теории составляют входящие в нее законы. В теории выделяют исходную эмпирическую основу (факты, данные эксперимента); различного рода допущения, постулаты, аксиомы; логику теории (допустимые в рамках теории правила логических выводов и доказательств); совокупность выведенных утверждений с их доказательствами; законы наук, а также предвидение. Различают описательные теории, математизированные, интерпретационные и дедуктивные теории.

Парадигма - выработанные и принятые в данном научном сообществе нормы, образцы эмпирического и теоретического мышления, приобретшие характер убеждений и образующие логически непротиворечивую теорию. Иными словами, парадигма – это совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в определенный период времени, одна или несколько фундаментальных теорий. Парадигма дает набор образцов научного исследования, это ее важнейшая функция, она устанавливает методы решения этих проблем.

Научная революция - качественное изменение исходных принципов науки, ее понятий, категорий, законов и теорий, т. е. смена научной парадигмы.

Самопознание - познание самого себя, изучение своей внутренней сущности в процессе общественной деятельности.


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.