|
|||
Александр Андреев, Максим Андреев 9 страницаПостепенно масонство видоизменялось, принимая разные формы, которые стали называть системами. Обычно системы получали название по имени страны, в которой они появились – английская, шотландская, французская, шведская. Также системы называли по имени ее создателя – системы Сен-Мартена, Мелиссоно, Фесслера, Циннендорфа. Разновидностями масонства стали системы розенкрейцеров – роза и крест, как символы природы и духа, – и система «иллюминатов», «просветленных». Масонство не было подчинено какому-то единому центру или высшему органу, не имело одного «неизвестного единственного высшего начальника». Каждая ложа со временем стала иметь свои особенности. Ложей называли связанных между собой масонов, периодически собиравшихся вместе. Местонахождение ложи могло называться Востоком. Для основания новой ложи, «истинной и совершенной», необходимо было разрешение одной из Великих лож и семи-девяти масонов, пять из которых должны были иметь степени мастера. Каждая ложа должна была иметь тайное помещение без окон, недоступное для непосвященных, зал для собраний, кабинеты для бесед, библиотеку и архив. Ложи заключали друг с другом союзы, проводили съезды. Кроме общих масонских уставов, законов, положений для отдельных лож, существовали тайные инструкции, или правила для руководителей, которые клялись их выполнять на евангелии, мече, угольнике. Зал для собраний обычно представлял собой большую прямоугольную комнату. Ее четыре стороны назывались сторонами света. Самая дальняя сторона с креслом для мастера ложи называлась Востоком, и помещалась против входа. Кресло стояло на возвышенном помосте, к которому вели несколько ступеней. Потолок был небесно-голубого цвета с золотыми и серебряными звездами. В высшей точке находилось лучеобразное всевидящее око с именем бога, рядом – солнечный диск и полумесяц. Пол делался мозаичным, символизирующим землю, покрывающуюся цветами. У входа находились две колонны, у которых стояли надсмотрщики с жезлами. У входа должна быть прихожая, чтобы непосвященный случайно не мог увидеть того, что происходит в зале, часто называемой храминой. Зал драпировался черным. Великий мастер садился на восточной стороне, мастера – на южной, ученики – на северной. На шее великого мастера, на широкой ленте, висели маленький угольник и циркуль. На столе перед ним лежали евангелие, молоток, шпага с изогнутым клинком, которую называли пламенеющим мечом, угольник. У подножия ступеней размещалось три факела. Мастера, подмастерья, члены ложи стояли в белых передниках с обнаженными шпагами. В числе ежегодно избираемых членов общества состояли оратор, секретарь, казначей, церемониймейстер, хранитель печатей, распорядитель, архитектор, капитан рати, главный пристав, эксперты, стражи внутренние и наружные. У каждого из них были свои знаки – скрещенные ключи, перья, мечи, рог изобилия, угольники, циркули, открытая книга, уровень, отвес, линейка, коса, сверток бумаги, трость, булава.
Великий мастер созывал и председательствовал на собраниях, открывал и закрывал их, сообщал посвященным масонские тайны, вел все переговоры, давал или нет слово, подводил итоги, прекращал споры, вел голосование. Через надзирателей братья просили слова у председателя. Надзиратели призывали к порядку увлекшихся спором братьев. Оратор произносил торжественные и поучительные речи, требовал соблюдения уставов и правил масонства и ложи. Секретарь писал протоколы, составлял архитектурные чертежи, вел все делопроизводство. Казначей заведовал финансами ложи, он обычно избирался из числа богатых братьев. Заведующий хозяйством принимал от братьев дары. Архитектор занимался устройством ложи. Эксперты проверяли масонов других лож, желавших посетить заседание. Братья обычно собирались на собрание по вечерам, в зале, освященным светильниками – звездами, число которых – 9, 12, 21, 27, 36, 81, – зависело от торжественности собрания и размеров зала. Большое значение в масонстве имели способы узнавать друг друга, символы и обряды. Торжественной клятвой масоны обязывались хранить эти тайны, не разглашать того, что происходило на собраниях, не выдавать братьев даже случайно. Масоны стремились провести в жизнь свои философские идеи, воплощая их в символическую форму: «символ дает мысли свободу и простор; догмат скрывает и подчиняет». Тремя символами масонства были инструменты каменщиков и каменотесов. Молоток являлся символом власти, силы убеждения человеческого духа. Угломер служил символом справедливости, с которой люди сверяли свои поступки, символом нравственности, делании добра. Циркуль являлся символом круга, который создает человеческое общество и непосредственно само масонство. Это символ общества, создающего прекрасное. Три возвышенные символы – идеи правды, добра, красоты достигались убеждением, нравственностью, самим обществом. Мудрость, добро и красота являлись тремя столбами, колоннами, на которых держалось здание масонства: «мудрость руководит нашими постройками, добро их основывает, а красота их украшает». В масонстве использовались знаки для зрения, слова для слуха, прикосновения – для осязания. Этот особый язык стал мировым масонским языком, шифром, непонятным для непосвященных. Масонские ложи – Общества Вольных Каменщиков – были тайными организациями. Полные тексты совершаемых обрядов держались под тремя замками. Их вообще старались предавать устно, не доверять бумаге. Тайны масонства нельзя было доверять перу, кисти, даже резцу. Идеи и замыслы доверялись символам, «языкам ока, души, внешним чертежам великих сокровенных истин». Каждая из тридцати трех или девяноста девяти степеней масонства особые символы. Масонский обрядник конца XVIII века описывал некоторые знаки, прикосновения и слова масонов: Знак земли: наклонив голову, провести по лбу ладонью правой руки, слегка отогнув большой палец. Знак воды: приложить правую руку к сердцу, и, протянув ее на уровне груди, внезапно опустить ее, как бы делая приветствие. Знак удивления и ужаса: повернув голову влево, смотря в землю, и поднять обе сложенные вместе руки, отклонив их немного влево. Знак огня: сплести все десять пальцев ладонями наружу, закрыть руками лицо. Ответом на этот знак служил знак воздуха: вытянутая на высоте плеча правая рука. Знак восторга: возвести глаза к небу, подняв обе руки над головой, левую руку, однако, немного ниже, приподняться на пятке левой ноги таким образом, чтобы левое колено образовало угол с правым. Знак солнца: большой палец правой руки положить на правый глаз и вытянуть правый палец так, чтобы образовался угол, и, как будто бы целясь, произнести: «Я измеряю расстояние до солнца». Прикосновения происходили так. Взаимно дотронуться поочередно к трем суставам указательного пальца правой руки, произнося, по букве: j-a-k-i-n, слова первой степени иоанновского масонства, знаменовавшего крепость. Взаимно и постепенно дотронуться до первого, второго и третьего сустава среднего пальца, говоря буквы: b-o-h-a-z, слова товарищеской степени иоанновских лож, означавшего силу. Священным словом было: «Nekaman», означавшее по толковании масонов, призыв к мести: «Господь, взываю к Тебе об отмщении врагам». Символами масонства стали семь искусств и наук. Грамматика – учит выражать свои идеи благородным языком. Риторика – помогает скрывать свои мысли. Логика – организует умственную деятельность. Арифметика – дает возможность изучения вселенной, изучения пропорций и величин. Геометрия – изучает гармонию и философию. Музыка – говорит, что вселенная основана на небесной гармонии. Астрономия – изучает пространство и время, их взаимоотношение с человечеством, говорит о некой Неизведанной Силе. Тот, кто владеет всеми этими знаниями, легко решит все свои проблемы. Принятие нового члена Общества Вольных Каменщиков сопровождалось особыми ритуалами, похожими во всех ложах. Первой степенью у всех масонов, была степень ученика. Новичка вводили в отдаленную комнату ложи и оставляли одного на несколько минут. После этого у него отбирали все металлические предметы, обнажали правое колено и левый бок, завязывали глаза и вели в храмину. Он не должен был снимать повязку с глаз, пока не услышит трех ударов молотка. Когда новичок ее снимал, он видел на стенах черные надписи: «Если тебя привлекло сюда пустое любопытство – уходи», «Если ценишь человеческие отличия, уходи – здесь их не знают», «Если боишься, что тебе укажут твои недостатки – уходи». Новичка обкуривали фимиамом, опять завязывали глаза, надевали на шею веревку. Несколько раз его вводили и выводили из зала, в котором, держа у груди обнаженный клинок, спрашивали, зачем он здесь. После ответа его бросали на большой щит из твердой бумаги, имитируя падение в подземелье. Новичок прорывая щит, падал, двери с лязгом захлопывались, полностью гасился свет. На некоторое время в храмине воцарялось гробовое молчание. Вдруг великий мастер ударял молотком. Новичка с завязанными глазами поднимали и ставили на колени. Мастер говорил ему о масонстве, спрашивал, выслушивал ответы. Кандидату подносили к губам чашу с двумя отделениями, в которых была горькая и сладкая вода. Его предупреждали, что напито превратится в яд, если в его сердце кроется измена. Кандидат пил сладкую воду и клялся: «Обязуюсь строго и точно исполнять обязанности, предписываемые франкмасонам. Если я нарушу мою клятву, пусть сладость этого напитка превратится в горечь и станет ядом». Его тут же поили горькой водой, и мастер восклицал: «Что я вижу? Что означает перемена на вашем лице? Не изобличает ли вас совесть во лжи? Не превратился ли сладкий напиток в горький? Удались, непосвященный! Эта клятва только испытание, настоящее впереди». Новичок постанывал на своей верности масонству. Его водили по залам с завязанными глазами, перетаскивали через стулья, кресла, чурбаны. Потом вели по ступенькам, имитируя высокую лестницу. С самого верха ему приказывали прыгнуть вниз. Когда новичок прыгал с высоты около одного метра, его ловили. Ему имитировали пытку огнем, пытку кровью. Все братья направляли шпаги в грудь кандидату, который произносил клятву ложи. После этого к его лицу подносили яркую лампу и снимали повязку с глаз. Кандидат видел свет, символ того, который должен наполнить разум. Братья опускали шпаги. Новичка ставили на колени, и мастер произносил: «Во имя Великого Строителя вселенной и в силу дарованной мне власти я делаю вас масонским учеником и членом ложи». Нового брата поднимали и давали ему белый передник и белые перчатки каменщика. Юг означал свет, запад – закат, север – тьму. Великого мастера часто приравнивали к солнцу. Как светоч, освещающий мир, управляющий дневной жизнью, он должен управлять ложей и освящать его членов. Символом надсмотрщиков была луна, получающая свет от солнца и светящаяся ночью. Подмастерьев сравнивали со звездами. Как звезды, освещающие среди ночной тьмы дорогу одиноким людям, так подмастерья поучали учеников и руководили ими на неведомых путях масонства. Масонским рабочим столом считался большой ковер, раскладывающийся посреди зала во время собраний. На нем изображались важнейшие франкмасонские символы, характерные для определенной ложи. Часто на нем изображали солнце, луну, звезды, мозаичный пол, угольник, ватерпас, отвес, обработанные и обтесанные камни, лопату, молоток, круг, чертежную доску. На собраниях вокруг ковра стояли или сидели масоны, обычно одетые в черное, в шляпах, в белых передниках и белых перчатках. Шляпы служили символами свободы и братского равенства. Белые перчатки означали чистоту масонской жизни, их мыслей и возвышенных занятий. Передник говорил, что масон – простой каменщик, рабочий, высшая честь которого – труд на пользу человечества. Белый цвет означал невинность каждого масона и всего общества, свет и истину, за которые боролись ложи. Главным символом был молоток, которым великий мастер пользовался во время собраний. Каменный молот, топор, был первым орудием труда доисторического человека. Человек, олицетворение силы природы, сделал высшим символом своего могущества молот. Молот дробит камни, скалы и превращает землю в плодородную почву. Молот вбивает в землю фундамент дома, его краеугольные камни, строит мосты, служащие объединению народов. Молот – символ силы и мощи, постоянная эмблема покровителя каменщиков святого Рейнольда. Это символ силы, разрушающей все преграды и препятствия, которые разделяют людей, прокладывающей пути к их объединению. Заседания масонов назывались ложами учеников, подмастерьев, мастеров. В ученических ложах участвовали все братья. На них обсуждали масонские проблемы, принимали новых членов. В ложах подмастерьев принимали на новую ступень учеников, в течение года до этого доказывавших свою верность и усердие масонским идеалам. На ложах мастеров в эту степень возводили подмастерьев. Эти три первые степени масонства называли Иоанновыми, потому что Иоанн Креститель считался покровителем Общества Вольных Каменщиков. День рождения Иоанна Крестителя, образца строгой правдивости, мужественной отваги, добровольного повиновения, кроткого смирения, религиозной самоотверженности, начинал масонский год и торжественно праздновался на общем собрании в зале, украшенном цветущими розами.
Ложи одной страны часто по формальным признакам подчинялись Великой ложе, Великому Востоку. В Великой ложе заседали выборные от обычных лож и избираемые ими ежегодно руководители. Мастера лож избирали Великого мастера. Великая ложа не занималась теми проблемами, которые решали обычные ложи. Она объединяла ложи одной страны или системы, разрабатывала при необходимости масонские уставы, наблюдала за деятельностью обычных лож, улаживала споры и разногласия. В середине XVIII века масонство стало преобладающей силой в философском движении, которое к тому времени охватило весь цивилизованный мир. Современник писал: «Всё, что мыслит, хотело принадлежать к ложам. Разговоры вращались вокруг самых смелых мечтаний философии, и тайные общества немало содействовали распространению революционных идей. К 1740 году считалось, что в трех тысячах лож во многих странах было более трехсот тысяч членов. Масонами были многие философы и просветители Европы, политики – Гете, Фихте, Лессинг, Вольтер, Дидро, Франклин, Вашингтон, Моцарт, Гайдн. Своими таинственными обрядами и странными ритуалами масоны возбудили подозрения властей. Масонская пропаганда, направленная против церковной нетерпимости, заставила официальную церковь видеть в вольных каменщиках опасных конкурентов. В 1737 году в Риме для преследования масонства была образована особая конгрегация, состоящая из нескольких инквизиторов и кардиналов. В 1738 году папа Климент XII своей буллой осудил масонство. За первой антимасонской буллой последовали и другие. Масонов, в частности, обвиняли в том, что в ложи принимали людей различных вероисповеданий, что вселяло в людей дух беспокойства и нарушало политическую стабильность. Под влиянием папских булл масонов стали преследовать и государственные власти, запрещавшие ложи. Столкновения с церковью и властями, амбиции заполнивших большинство лож предпринимателей и купцов, хотевших продвижения по социальной лестнице, изменило характер масонства. Ранний рационалистический дух заменился мистическим, к которому были более всего немецкие ложи. Возникли системы «слабого наблюдения», в которых предпочтение отдавалось сути, а не форме, и системы «строгого наблюдения», в которых блюли чистоту ритуалов, букву масонских уставов. В них были обязательны укрощение воли и покорность, свободное волеизъявление не допускалось. Масонство, впитавшее в себя учения мистиков, теософов, алхимиков, поначалу исповедовавшие принцип непротивления злу, разделилось. В системах «строгого наблюдения» пытались придать им характер боевой организации, тем более позволявшей борьбу со злом силой. Масонство отказалось от своего политического безразличия, и так относительно соблюдавшегося. В Италии и Польше были попытки вовлечь масонские ложи в революционное движение. Общество Вольных Каменщиков, декларировавшее при создании чисто моральный характер, преследующее цели нравственного самоусовершенствования и братской помощи, всегда вело разноплановую деятельность. Многие исследователи масонства считали все ложи политическими организациями, а их нравственная сторона являлась лишь видимой оболочкой для привлечения все новых и новых членов. Главные цели и интересы масонства политические. Они оставались скрытыми от большинства масонов и осуществлялись немногими руководителями лож. Безусловно, попытки получения политического влияния были. Однако с помощью масонских лож его члены в основном делали карьеру, получали выгодные контракты, заказы, лоббировали льготы для купцов и предпринимателей, получали имения и поместья. Методы «внеэкономического давления» и политического влияния просто позволяли зарабатывать деньги, получать звания и титулы, и только в последнюю очередь реализовывать свои идеи, если кто-то в обществе этого хотел. Много внимания уделялось просветительству и благотворительности, как необходимой составляющей для достижения стратегических целей. Масонские уставы стали меняться, делаясь более конкретными, прагматичными. В конце XVIII века в уставах появились «особенные части»:
«О приеме. Каждый член ложи имеет право представления кандидатов в масоны, о чем он делает заявление председателю. Председатель оглашает имя кандидата в ближайшем заседании ложи, не называя имени лица, его рекомендовавшего. По обмене мнениями о личности кандидата и выяснении желательности его приема ложа избирает двух следователей. Они обязаны навести самые тщательные справки о кандидате. При благоприятном результате кандидат может быть ознакомлен с задачами организации, которая по имени не называется. В одном из следующих заседаний ложи следователи дают отчет об анкете. По обмене мнениями, вопрос желательности приема кандидата баллотируется в пленарном заседании ложи, и в случае единогласного утвердительного ответа, следователям дается поручение предложить кандидату вступление в организацию, которая и должна быть ему на этот раз названа под условием соблюдения им полной тайны. Голосование по поводу приема в масоны нового лица должно быть во всех случаях открытое. Затем, на одном из ближайших заседаний, производится испытание изъявившего согласие кандидата, согласно особому обряду, изложенному в этом уставе. Кандидатура одного и того же лица не может быть выставлена более двух раз. Если окажется необходимым принять кого-либо в масоны в месте, где нет лож, то порядок приема определяется особо для каждого случая. О занятиях ложи. Занятия ложи происходят в периодических заседаниях и не реже одного раза в месяц. Сроки заседаний устанавливаются самой ложей. Председателю, простому большинству ее членов предоставляется право созыва экстренных заседаний ложи. Заседания ложи происходят при наличности не менее семи членов. Свои решения ложи постановляют простым большинством голосов, кроме особых случаев.
Ложи избирают должностных лиц: председателя, его заместителя – наблюдателя, оратора, секретаря и казначея. Председатель, наблюдатель и оратор должны иметь степень мастера. Выборы должностных лиц производятся в пленарном заседании ложи однажды в год закрытым голосованием, записками. Меньшим половины большинством голосов, и то лишь при втором голосовании, могут быть избраны только казначей и секретарь ложи. Для остальных должностных дел необходимо абсолютное большинство голосов. Для законности пленарного заседания ложи необходимо присутствие всех ее активных членов, за исключением находящихся в отпуску и живущих вне места постоянных заседаний ложи. Член ложи, случайно не могущий явиться в заседание, заблаговременно сообщает председателю свое мнение. Каждый из членов ложи обязан ежегодно вносить на общие нужды масонства им самим определенную сумму, сообразно своему материальному положению. Размер отчисления каждой ложи в кассу Верховной ложи определяется советом или собранием». В XIX веке масонские организации просто отражали особенности государственного строя и общественного положения в разных странах. Они раздражали власти, но не более того, поскольку не покушались на ее основы. Впрочем, зарвавшихся масонов иногда наказывали. Члены лож с помощью своих связей решали свои частные проблемы, добивались успеха или продвижения по службе, зарабатывали деньги, конвертировали свое влияние. Чиновники использовали ложи в своих целях, пытались формировать общественное мнение, запускали слухи и дезинформации. Человечество, всегда любившее тайны и мистику, с помощью масонских организаций удовлетворяло свои потребности в адреналине, мистических настроениях, оккультизме и шарлатанстве. В уставах обществ вольных каменщиков поблекла религиозная идеология, исключались параграфы, требовавшие от вступающего в масоны веры в Бога и бессмертие души. В ложи вступали оккультисты и рационалисты. С помощью общества многие видные масоны занимали высокие государственные и общественные посты и благополучно включались во властные структуры. Большинство масонов стремилось реализовать один из самых заметных принципов человеческого бытия – что им могли приказывать как можно меньше людей, а они могли приказывать многим. Масоны принадлежали ко всем нациям, вероисповеданиям, сословиям, состояниям. О масонстве за двести пятьдесят лет написаны десятки тысяч книг, полных искажений, ложных утверждений, даже извращений. По настоящему крупные масоны книг не писали, а обычные если и писали, то достоверно ничего не знали, а только предполагали. Многие политики и общественные деятели часто употребляли фразу «нет ничего тайного, что не стало бы явным», пропуская слова «с течением времени». Мы никогда не узнаем, насколько раскрытые масонские тайны соответствуют действительности. Для установления истины необходимы достоверная информация хотя бы по четырнадцати критериям, а это очень редко достижимый результат. Провозглашенные масонством идеалы остались неосуществленными, а если и осуществились, то человечеству об этом ничего не известно. Утверждение некоторых исследователей, что демократия Соединенных Штатов Америки создана масонством, требует отдельного рассмотрения и анализа. В начале 1730-х годов масонство появилось в России. Первоначально масонами были только проживающие в Москве и Петербурге иностранцы. За два десятилетия масонские идеи проникли в высшие круги русского дворянства, для которых общество вольных каменщиков представляло поначалу модное веяние. Аристократам нравились эффектные собрания с мистическими обрядами. Дворянство быстро оценило возможность познакомиться в ложах со знатными и могущественными сановниками. Масонство быстро распространилось по России, и в 1747 году власти первый раз решили разобраться с этим явлением, не признав его опасным для власти. Масонские ложи появились в Петербурге, Москве, Риге. В них преобладали молодые гвардейские офицеры, основным принципом деятельности которых в обществе было полное подчинение властям. Ложи в России по составу были чисто дворянскими, люди других сословий в ложи не допускались. В 1770-е годы масонство стало одной из форм организации оппозиционных дворян, абсолютно не зависимых от правительства. Русские масоны выдвинули религиозно-философскую доктрину, которая признавала Бога как мировой разум, создавший природу и давший ей законы движения. Масонский деизм отвергал вмешательство Бога в дальнейшее существование природы, не признавал чудеса и Божий промысел. Познать Бога они хотели не верой, а разумом, отрицали церковную обрядность, морализаторство. В масонских кругах заговорили о конституционном обществе. Власти и церковь стали относиться к масонству более чем подозрительно. Философское мировоззрение русских масонов предполагало «постичь законы разума» и на этом основании построить духовную жизнь. При императорском дворе и в правительстве на видных местах были масоны – президенты коллегий, сенаторы, губернаторы, профессоры. Общее количество русских масонов в это время превышало две тысячи человек. В России действовали несколько масонских систем. В 1772 году сенатор И. Елагин получил из Лондонской Великой ложи диплом, назначавший его провинциальным мастером. Елагин создал свою систему, получившую распространение в стране. В 1775 году в елагинскую ложу «Астрея» в третью степень был принят Н. Новиков. В 1781 году он основал в Москве общество, целью которого стало распространение культуры в народе. В 1787 году общество сумело организовать очень своевременную и большую помощь населению, голодавшему в связи со страшным неурожаем. Это вызывало недовольство государственного аппарата, чья никчемность была показана всей России. Екатерина II относилась к обществу Новикова достаточно благосклонно, но после 1789 года общество было разогнано. В России считали, что Великую французскую революцию сделали масоны, и Новиков несколько лет провел в тюрьме. Кроме того, под масонское влияние попал наследник престола цесаревич Павел, и Екатерина Великая боялась, что он станет игрушкой в руках вольных каменщиков. Совсем недавно, в 1773–1775 годах, в России прогремела крестьянская война Пугачева, во Франции развивалась революция. Масоны заявляли, что натура человека злая и антиобщественная, человеческое общество – арена всеобщей вражды. Существующую действительность они называли царством зла, при этом категорически отрицая революцию. В своих трактатах они разрабатывали концепцию мирного, без революции и политической борьбы, перерождения существующего несправедливого мира в царство всемирного братства, справедливости, отказа от насилия и угнетения. Достичь этого перерождения можно было всеобщим просвещением людей, нравственным самоочищением каждого человека под руководством масонов. В России получила большое распространение шведская система, а в 1782 году на масонском конгрессе в Германии, Россия была признана самостоятельной масонской провинцией. Множество авторов и переводчиков во многих типографиях печатали большое количество бесплатных книг, с помощью которых начали формировать общественное мнение. Это позволить власти, конечно, не могли. Сама Екатерина Великая писала и ставила антимасонские пьесы «Обманщик», «Обольщенный», «Сибирский шаман». В 1792 году деятельность российских масонов была запрещена. При Павле I их реабилитировали, но больше масоны в России не играли значительной роли. В XIX веке часть масонов во главе с Н. Новиковым занимались изучением русского национального характера, души. В 1822 году указом императора, опасавшегося существования неконтролируемых властью тайных организаций, все организации, вроде масонских, были запрещены. После восстания декабристов в 1825 году император Николай I объявил масонов вне закона, и русские ложи ушли в подполье. Количество масонов в это время в России оценивалось почти в шесть тысяч человек, хотя с военных и государственных служащих брали специальные подписки о неучастии в тайных обществах. Деятельность масонов в России XIX века теряется на фоне революционных организаций «Народной воли», анархистов и эсеров. Деятельность масонов возродилась в 1905 году, после отмены запрета на их деятельность. В масонских ложах состояли многие видные члены многочисленных российских политических партий. Многие исследователи утверждали, что именно масонские ложи организовали падение в 1916 году династии Романовых и гибель Российской империи. Масон и председатель Временного правительства в России в 1918 году А. Керенский позднее писал в эмиграции: «Некоторые «разоблачения», появившиеся за последние годы в русской и нерусской прессе, объясняли падение монархии и создание Временного правительства тайной деятельностью ложи. Я счел своим долгом опровергнуть такую абсурдную трактовку великих и трагических событий, которые определили величайший переворот в истории России. Предложение о вступлении в масоны я получил в 1912 году, сразу же после избрания в IV Думу. После серьезных размышлений я пришел к выводу, что мои собственные цели совпадают с целями общества, и принял это предложение. Следует подчеркнуть, что общество, в которое я вступил, было не совсем обычной масонской организацией. Необычным, прежде всего, было то, что общество разорвало все связи с зарубежными организациями, и допускало в свои ряды женщин. Были ликвидированы сложный ритуал и масонская система степеней. Была сохранена лишь непременная внутренняя дисциплина, гарантировавшая высокие моральные качества членов и их способность хранить тайну. Не велись никакие письменные отчеты, не составлялись списки членов ложи. Также поддержание секретности не вело к утечке информации о целях и структуре общества. Основу нашего общества составляла местная ложа. Высший совет ордена имел право создавать специальные ложи помимо территориальных. Была ложа в Думе, другая – для писателей и так далее. При создании каждая ложа получила полную автономию. На ежегодных съездах делегаты от лож обсуждали проделанную работу и проводили выборы в Высший совет. На этих же съездах генеральный секретарь от имени Высшего совета представлял на рассмотрение делегатов доклад о достигнутых успехах с оценкой политического положения и программой действий на предстоящий год. Порой на съездах между членами одной и той же партии происходили острые столкновения мнений по таким жизненно важным проблемам, как национальный вопрос, формирование правительства, аграрная реформа. Но мы никогда не допускали, чтобы эти разногласия наносили ущерб нашей солидарности. Такой внепартийный подход позволил достичь замечательных результатов, наиболее важный их которых – создание программы будущей демократии в России, которая в значительной мере была воплощена в жизнь Временным правительством. Бытует миф, который всячески распространяли противники Временного правительства, о том, будто некая мистическая тройка масонов навязала правительству вопреки общественному мнению свою программу. В действительности же положение в России и насущные нужды нашей страны обсуждались на съездах масонов людьми, которые вовсе не пытались навязать друг другу свои политические программы, а руководствовались лишь своей совестью в стремлении найти наилучшие решения. Мы ощущали пульс национальной жизни и всегда стремились воплотить в нашей работе чаяния народа.
|
|||
|