Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Александр Андреев, Максим Андреев 8 страница



 Засвидетельствовано мною в Лондоне в пятнадцатый день июня года нашего царствования четвертого».

 

Получив грамоты, крестьяне разошлись по домам. Король собрал сорокатысячное войско и начал уничтожать восставших. По всей Англии начали говорить о нарушении королевского слова. Это не стало серьезной проблемой – в XIV веке честность и верность слову часто считались признаками слабости, неприличествующими сильному государю. Среди громадного войска король ответил крестьянам: «Вы были холопами, ими и останетесь. Вы должны оставаться в крепостном состоянии. Не в таком, как жили до сих пор, а в бесконечно более тяжком. Пока мы живем и милостью Божией правим этим государством, мы употребим наши разум, наши силы и наши способности на то, чтобы обращаться с вами с той суровостью, которой вы достойны. Да послужит ваше рабство предостережением для грядущих поколений.

 

 По всей Англии добивали восставших. Начались массовые казни. Казнили Джона Болла и еще триста вожаков восстания, половина которых была из Лондона. Кровавый суд творили над тысячами крестьян. Досталось и Джону Виклефу. Его признали одним из возбудителей народа. В 1382 году синод в Лондоне проклял учение Виклефа, как еретическое. Виклефа лишили священнического сана и сослали. Мыслитель больше не был нужен власти – англиканская церковь была создана, а восстание подавлено. Рыцари духа почти не получают признания при жизни.

 Основной удар властителей был нанесен по лоллардам. Их объявили государственными преступниками, подлежащими сожжению: «Невозможно описать те злодеяния, которые были совершены этими дьявольскими людьми для возмущения всего королевства. Ведь если бы эти люди не были исполнены демонов, то они не составили бы заговора для разрушения святой церкви и христианской веры и на погибель королевства».

 Многих лоллардов казнили. Остальные покинули Англию, в которой их учение было известно до XVI века. В Лондоне состоялся королевский совет, выяснивший причины восстания, потрясшего Англию: «Случились все эти бедствия в различных провинциях, в одно и то же время, почти в одни и те же дни, хоть эти местности находятся на далеком расстоянии друг от друга, в недели праздника тела христова, по мнению многих, вследствие того, что архиепископ и остальные провинциальные епископы не заботились о том, о чем они должны были заботиться, на чем стоит вера и опора христианской религии. Ибо когда они узнали, что недостойно ведут себя их сыны духовные, то не нашлось ни одного из носящих митру, который бы захотел или осмелился устранить столь великое зло и наложить на вероломных сынов должное наказание. Джон Виклеф и его последователи, уча ложной и проклятой доктрине Беренгария о таинстве тела и крови Христа и долго и скрытно совращая народ по провинциям, распространяли свое учение, так что многие из провинциальной знати последовали их заблуждению, так как они знали, что непостоянная чернь меняет взгляды всегда вместе с вождем, и примеру больших следуют меньше.

 Многие полагают, что господь послал это бедствие как раз в то время, когда святая церковь составила особое мнение о пресуществлении тела христова. Архиепископа ж, хотя заслуживает веры, что он кончил жизнь мученически, он наказал такою страшной смертью за ту малую заботливость, которую он обнаружил в этом деле.

 Другие причину бедствий приписывали грехам господ, которые только фиктивно верили в бога. Ибо некоторые из них верили, как говорят, что никакого бога не существует, нет никакого таинства алтаря, после смерти нет никакого воскресения, что как вьючное животное умирает, так кончает свою жизнь и человек. Кроме того, они были для своих подданных тиранами, с равными – надменны, относились друг к другу подозрительно, вели нечистую жизнь, были разрушителями церкви.

 Другие полагают, что происшедшее нужно приписать прегрешениям простого народа, потому что живя в мире, они злоупотребляли благами мира, злословя поступки господ, проводя бессонные ночи в питии, пьянстве и клятвопреступлениях, они жили в мирной стране немирно, ссорясь, тягаясь по судам, споря с ближними, всегда замышляя обманы и подлоги. Сверх всего этого, очень многие хромали в вере и в символах веры, поэтому вполне заслуженно, полагают, упал на сынов неверия гнев божий».

 Новый религиозный всплеск в Англии начался в начале XVI века, когда идеи реформации едва не взорвали католическую церковь, отделив от нее много европейских стран. Идеи протестантизма быстро распространялись по всей Англии, подготовленной к этому еще со времен лоллардов. В стране были известны работы Фомы Кемпийского, мистицизм которых привлек сердца англичан к протестантскому благочестию. В Англии проповедовал и написал свою знаменитую «Похвалу глупости» Эразм Роттердамский. Англичанин Томас Мор ставил идеалом своего нового государства строгую, аскетическую нравственность. Он писал о полной свободе мысли. При короле Генрихе VIII высшая светская и высшая духовная власть слились в лице монарха, став полностью независимой от папской курии. До этого божественное право признавалось только за духовной властью, а светская власть считалась произведением человеческого произвола и насилия. Светская власть заимствовала свой свет от духовной власти, «как луна от солнца». Теперь римскому теократизму была противопоставлена независимость королевской власти на основе национального государства. Генрих VIII подчинил англиканскую церковь высшему авторитету государства. Во время правления Елизаветы англиканская церковь полностью разработала протестантские учения и обряды. Она действовала как епископская, как и вся католическая церковь. Епископская форма протестантской церкви позволяла не терять связи с церквями на европейском континенте.

 В религиозно-церковном процессе создания англиканства народ не принимал никакого участия. В английской церкви появилась оппозиция.

 Пуритане, по-английски «чистые», как единая сила выступили в последней трети XVI века, когда окончательно рухнули надежды на завершение реформации королевой Елизаветой в английском варианте. Пуританские общины появились как форма противодействия церковному подчинению короне и епископальной организационной системе. Особенно многочисленные были пуритане в графствах Восточной и Северной Англии, где были еще живы традиции лоллардов. Пуританизм охватил все протестантские общины, несогласные с королевской церковью и требовавшие доведения реформации до конца в форме англиканства, очищение церкви от остатков католицизма. Пуритан не устраивал компромисс между католицизмом и протестантизмом. Они требовали единообразия церковной жизни. При Елизавете пуритане представляли еще только религиозную оппозицию.

 Пуритане потребовали отмены всего, напоминавшего католичество – украшения церквей, проверки всех религиозных книг, облачения священников. Обряды для пуритан имели совершенно определенное символическое и мистическое значение – знамение креста при крещении, передача креста при бракосочетании, коленопреклонения при причастии, поклон при имени Иисуса Христа. Несоблюдение этих церемоний значило для пуритан отмену авторитета Священного Писания и нарушение прав и обязанностей совести.

 Сначала пуритане были преданы власти и их настроение не было революционным. Они верили в священный характер власти и божественные права короля, но проповедовали идеи социального равенства и общего братства во Христе. Когда королева начала борьбу с пуританами, их количество резко возросло. Большинство богатых торговцев, провинциальных дворян, преподавателей и студентов университетов стали пуританами. Их отличали набожность и ученость. Пуритане имели большое влияние на английскую культуру, сформировали английский национальный характер. Пуританин – строгий, важный, не болтливый, не легкомысленный, воздержанный во всем, ненавидевший роскошь и лень, стремившийся к полному самообладанию, – был прямолинеен, нетерпим и жесток. Пуритане враждебно относились к вере в гуманность и разум, единственным законом Божьим признавала Библию.

 Пуритане обратили особое внимание на организационную и обрядовую сторону англиканства. Они требовали уничтожения епископата, замены его выборными пресвитерами – старейшинами, замены мессы проповедью, упрощения одних и уничтожения других церковных обрядов. Основным требованием пуритан в церковных делах стало создание «дешевой» и «удобной» церкви. Пуритане создали свою, «мирскую» этику: расчетливость, бережливость, трудолюбие, поклонение богатству и презрение бедным. Пуритан отличали бесстрашие, упорство в достижение цели, религиозный фанатизм, уверенность в своей избранности и непогрешимости.

 Пуритане настаивали на введении простой формы богослужения. Служба начиналась простой молитвой, затем следовало пение псалма, потом более длинная молитва, чтение «Отче наш», пение второго псалма, проповедь, чтение Символа веры и апостольское благословение. Пуритане отвергали пение на клиросе, вставание при чтении евангелия, коленопреклонение при упоминании имени Иисуса Христа, ризы духовенства. Пуритане признавали единым главой церкви Иисуса Христа, а для священнослужителей признавали только две степени иерархии – пресвитеры для проповеди слова Божия и дьяконы для заботы о бедных. Церковные общины должны управляться только своими пресвитерами. Избирать священников должны только члены общины. Пуританский священник должен быть строг и благочестив и бороться против «папского идолопоклонства». Отпущение грехов, конфирмация, как приобщение к Духу святому, отрицались. Призванием священников должна быть свободная проповедь слова Божия.

 С 1580-х годов и особенно с начала XVII века правительственные репрессии обрушились на пуритан. Многие из них бежали в Европу и Северную Америку. В 1603 году новым королем Англии стал Иаков II. Через два года пуритане обратились к нему с «петицией тысячи» под которой подписались 827 человек – каждый десятый английский священник. Петиция требовала отмены обрядов, реформы церковного суда, более строгого соблюдения воскресного дня. Король сам был воспитан в протестантском духе. Он принял петицию и пообещал для ее обсуждения созвать конференцию епископов и богословов. На короля оказали давление иерархи англиканской церкви и через несколько дней Иаков II объявил, что заставит пуритан стать конформистами или выгонит их из Англии.

 В начале XVII века английские политические партии начали объединяться с религиозными. Это время стало временем социальной, религиозной, политической и культурной борьбы. Пуритан было много во всех слоях английского общества. Этим словом стали называть всех противников королевского произвола. Пуританизм стал знаменем Английской революции XVII века. К середине этого столетия пуритане разделились на две группы – пресвитериан и индепендентов. Крайнее течение в протестанизме и левое крыло пуритан – индепенденты – в период революции стали политической партией радикальной буржуазии и нового дворянства. Во главе с героем и руководителем Английской революции Оливером Кромвелом в 1649–1660 годах индепенденты находились во главе Англии.

 Основатель общины индепендентов Роберт Броун в 1582 году опубликовал резкий памфлет против англиканской церкви. В сочинении «Об образе жизни истинных христиан» он писал о двух царствах. Царством Антихриста он называл любую церковь, зависевшую от светской власти. Царство Христа – церковь, община, собрание верующих, предающая себя в свободном союзе с Богом, на волю Бога и Христа. Иисус – единственный глава церкви. От него поставляются старейшины, пастыри и помощники. Общиной должна управлять воля самих верующих, воля большинства.

 Первые индепенденты, так их стали называть в XVII веке, считали, что всякая, даже совсем маленькая религиозная община должна пользоваться в делах веры безусловной свободой. Не должно быть ни единой национальной церкви, ни всеобщей подати для содержания духовенства, которое должно жить трудом своих рук и добровольными приношениями верующих. Общественные школы должны быть лишены церковного характера. Доступ к государственным должностям не должен обуславливаться принадлежностью к одному определенному вероисповеданию.

 В то время в Англии отделение от государственной церкви рассматривалось как преступление против верховной власти. Independents – «независимые» стали подвергаться преследованиям, несколько человек были казнены. Демократическая организация церкви считалась опасной для монархии. Индепенденты эмигрировали в Голландию. Пуритан, не до конца порвавших с англиканской церковью, особенно пресвитериан, с их единообразной по форме и организации церковью, индепенденты называли лицемерами, отбрасывающими комара, но пропускающими верблюда.

 В общинах индепендентов каждый имел право пророчества, право свободного слова для поучения общины. Всякая предписанная молитва считалась почти богохульством, отрицанием Духа Святого. Независимые признавали только непосредственные проявления, соответственные внутреннему настроению в данную минуту. Между христианами если и может существовать господство, то не одного над всеми, а только одного вместе со всеми. Это были первые шаги к народному правлению – «знание и ум обнаруживаются в борьбе за истину, благодать же в делах и святой жизни».

 В 1616 году из Голландии в Англию вернулся Генри Джекоб, основавший в Лондоне индепендентскую общину. В нее вошли честные и энергичные люди, глубоко верующие, неспособные идти на сделки с совестью. Эти люди быстро стали силой, с которой приходилось считаться.

 Индепендентами стали лучшие представители всех слоев английского общества.

 К 1640 году у индепендентов появилось два крыла – правое, умеренное и левое, революционное. Все индепенденты в Английской революции 1642–1649 годов являлись приверженцами революционных и демократических идей. В 1640 году на выборах в Долгий парламент победили пресвитериане, партия богатых, бывшая у власти в 1640–1648 годах. Индепенденты имели меньшинство, но довольно большое, во главе с выдающимся Оливером Кромвелем. Один из идеологов независимых писал в обращении к Долгому парламенту: «Совратить одну душу ложным учением – это значительно более важное преступление, чем разогнать целый парламент или умертвить целую нацию». Гражданская война народа и короля все расставила по своим местам.

 Реформированная О. Кромвелем армия стала индепендентской. В 1645 году она разгромила роялистов английского короля Карла I. Индепенденты стали требовать радикальных реформ «для людей среднего и мелкого сорта». В 1648 году пресвитериане попытались распустить армию Кромвеля. Революционеры-индепенденты вошли в Лондон, распустили Долгий парламент и взяли власть. Тут же начался конфликт между правыми независимыми О. Кромвеля и левеллерами Д. Лильберна. В ноябре 1648 года мятеж левеллеров в армии был жестоко подавлен О. Кромвелем. Король попытался захватить власть, индепенденты объединились и в конце 1648 года окончательно разгромили армию короля. В начале 1649 года в Англии была установлена индепендентская республика. Новое восстание левеллеров летом 1649 года было подавлено, король Карл I казнен, палата лордов распущена. В 1653 году во главе Английской республики стал лорд-протектор индепендент Оливер Кромвель.

 После смерти в 1660 году О. Кромвеля произошла реставрация королевской династии Стюартов. Политическая роль пуритан закончилась 25 мая 1660 года возвращением к власти короля Карла II Стюарта. Партия индепендентов фактически прекратила свое существование, ее члены подверглись преследованиям. Законы 1662, 1663, 1665, 1673 годов ограничили свободу их богослужений и права и за все грозили индепендентам тяжкими карами. Только после революции 1688 года и прихода к власти Вильгельма IV Оранского индепенденты снова получили признание со стороны государства и возможность спокойного существования. Индепендентские общины много сделали в деле распространения образования и культуры среди английского народа.

 Большую роль пуритане сыграли в Северной Америке, создав там английские колонии «Новой Англии». Оплотом «чистых» стал Массачусете, который переселенцы постарались превратить в образцовую «библейскую общину». Первый корабль с английскими пуританами «Майский цветок» в 1620 году отплыл из голландской гавани. Прощаясь с ними, идеолог «чистых» Д. Робинзон произнес напутствующую речь, уложив в ней пуританские принципы: «Именем Бога и его святых апостолов заклинаю вас следовать за мной только до тех пор, пока я сам следую за Иисусом Христом. Господь откроет вам еще новые истины. Я не могу оплакивать положение протестантских церквей, которые, достигнув известного предела, не желают идти далее тех, кто служил только орудием в деле реформации. Лютер и Кальвин были великими светочами в свое время, но и они не проникли вполне в тайны Божественной истины. Если бы они жили в наше время, то несомненно подчинились бы откровению, потому что нельзя полагать, чтобы христианская истина вдруг перестала пробиваться сквозь мрак антихриста и сразу могла явиться полнота христианского света».

 

В 1609 году среди английских эмигрантов – противников англиканской церкви в Голландии возникла первая община баптистов. В 1612 году многие эмигранты вернулись в Англию, и на Острове в 1633 году появились баптистские общины.

 Отличительной особенностью баптизма стало требование сознательного принятия крещения и автономии общин. У баптистов было много различных течений и толков. Общую характеристику баптизма дать практически невозможно, так как возможные толкования Библии безграничны. Baptizo – «крещенцы» не признавали многих церковных догматов и обрядов, они ориентировались только на Библию. Они считали, что являются преемниками первоначального учения апостолов во всей его частоте. Многие из баптистов, выдвинувшихся из среды пуритан, комментировали многие неоднозначные места из Священного Писания, отрицали различия между Ветхим и Новым Заветом.

 Баптисты активно участвовали в Английской революции на стороне парламента. О. Кромвель считал их радикальными революционерами. Преследования баптистов после реставрации Стюартов усилились. Только после принятия в 1689 году «Акта веротерпимости» в Лондоне состоялся первый съезд представителей почти ста баптистских общин, выработавших основы их катехизиса. Баптисты много спорили о предопределении – готов ли Бог спасти всех людей или сделает это только для избранных.

 В 1643 году Роджер Вильям организовал баптистские общины в Северную Америку. Переселенцы основали небольшой штат Род-Айленд. К началу XVIII века баптисты насчитывали только семнадцать общин. Ряды баптистов стали быстро расти после гражданской войны в США, в которой они принимали активное участие. Вместе с методистами баптисты были самыми многочисленными общинами Америки.

 В XIX веке число баптистов росло с поразительной быстротой. Их общины распространились по всему миру – в Индии, Бирме, Китае, Корее, Японии, Южной Африке, Филиппинах, Кубе, Аргентине, Перу, Парагвае, Бразилии, Уругвае, Боливии, в Европе. К началу ХХ века миллионы баптистов имели тысячи церквей. В течение ХХ столетия были созданы Всемирный баптистский союз, Европейская баптистская федерация, Всемирный союз евангельских христиан-баптистов. Баптисты делают упор на спасении через личную веру в Иисуса Христа, отрицают церковную иерархию, ставят Священное Писание выше авторитета церкви. Баптист должен верить и служить общине, сосредоточить помыслы и надежды на торжестве христианства. Баптисты сохранили обряды крещения и причащения, главные праздники, связанные с Иисусом Христом. На проповедях они исполняли религиозные гимны, заявляли о противодействии распространению оружия массового поражения, высказывались в защиту мира.

 Масоны. XVIII век

 В начале XVIII века, в 1717 году, в лондонской таверне «Корона» тихо разговаривали несколько купцов, цеховых ремесленников, докторов, пасторов, фабрикантов, литераторов. После Великой английской революции XVII века Оливера Кромвеля третье сословье, позднее названное буржуазией, было достаточно представительным, но только по количеству, а не по своему политическому влиянию. Крестьянское сословье из века в век работало на земле, не претендуя на управление государством, которым правили король, аристократы, дворяне, как сословия, активно поддерживаемые англиканской церковью. Формально парламент существовал в Англии с XIII века, с «Великой хартии вольностей», но активно работал как властный орган всего несколько десятилетий, не имея еще такого влияния на судьбу страны, как в XIX веке. Представители третьего сословия не могли занимать должности в руководстве государства, а значит эффективно решать стоящие перед ним проблемы, реализовывать свои планы. Буржуа нужна была своя организация, свое общество, представлявшие их интересы в Великобритании, продвигавшие их проекты, осуществлявшие их идеи по более эффективному управлению страной. Об официальном создании подобной структуры лучшие люди третьего сословия во все еще феодальной стране могли сказать только на эшафоте, но ждать века для появления этой возможности никто не собирался. Английская либеральная буржуазия пошла в успешную атаку на феодальное дворянство и англиканскую церковь с требованиями укрепления принципов политического и религиозного равенства, уничтожения сословных привилегий, создания демократического общества в Великобритании. Именно в этой стране в начале XVIII века возникло религиозно-философское движение, в кратчайшее время распространившееся по всему миру. В таверне «Корона» сидели масоны, вольные каменщики, free masonry в Англии, franc masony во Франции, freimaurerei в Германии, liberorum muraturum в Италии. Обсуждение устава нового общества было закончено. Новая организация должна иметь множество мистических и таинственных обрядов. Ее официальная цель – мирное объединение человечества в религиозном братском союзе, «облагораживание и объединение людей на основе, на принципах взаимопомощи, братства, любви и равенства». Подобные цели уже тысячелетия декларировали все государства и официальная церковь, имея, правда, свои критерии к слову «равенство». Масонство с самого начала противопоставило себя феодальной государственности и официальной церкви, а значит, сразу же подвергло себя гонениям. Необходимо было создавать тайную организацию с мистическим уклоном, что особо приветствовалось в XVIII веке, когда вполне мирно и, дополняя друг друга, существовали астрономия и астрология, химия и алхимия, физика и магия. Человечество уже тысячелетия любило все мистическое, поэтому название, организация, объединение в ложи, сложная и многоступенчатая структура, традиции, ритуальная символика были взяты первыми масонами от рыцарских и мистических орденов, от средневековых братств строителей-каменщиков.

 Название, ритуальная одежда, утварь масонов была взята от древних каменщиков. По всей Европе в средние века строилось множество церквей, храмов, до сих пор по праву поражающих воображение. Храмы строились десятилетиями, и вокруг места стройки образовывались строительные поселки. Все члены строительного цеха-братства жили по одному уставу, хранили свои инструменты в одном месте. Помещения, в которых жили строители, по-английски назывались ложами – lodge, по-немецки – bauhutte. Ложами масоны стали называть места своих собраний и структурные подразделения.

 Древние строители ревниво оберегали от конкурентов приемы и способы строительства, инструменты, профессиональные тайны. Для их охраны и психологического воздействия на строителей вступление в братство обставлялось очень сложным ритуалом. Особо охранялись от чужих глаз правила архитектуры, орнаментальная символика, числовая мистика. Числам 3, 5, 7 и 9 придавалось особенное значение. Древние строители не записывали основы и правила своего мастерства на бумаге, которой почти не было и которую могли выкрасть. Грамотных людей между V и VII веком в Европе вообще было мало. Строители проводили собрания, на которые, особенно на больших стройках, мог попасть посторонний. Древние каменщики выработали свой особый, символический язык, чтобы отличать чужих и разговаривать на профессиональные темы – особые способы подавать руку, складывать пальцы, условные слова – пароли. Профессиональных удостоверений не было, их заменяло знание символического языка. Масоны, «строители общественного храма», приняли все эти приемы древних каменщиков, добавив к ним множество мистических элементов. В масонских обрядах использовались молотки, мастерки, циркули, угольники, фартуки, рукавицы и шляпы каменщиков.

 В 1717 году несколько масонских лож Лондона, называвшихся по названиям тех таверн, где они собирались, – «Корона», «Яблоня», «Виноградная кисть», «Гусь и противень» – создали Великую ложу, в которую вошли все масонские руководители во главе с «Великим магистром». Заседания проходили раз в три месяца и завершались годичным собранием с торжественной общей трапезой. Великая ложа разработала законы, символы, иерархию, устав масонства. Начала создаваться легендарная история нового общества, происхождение которого вели от древних строительных братств, древних египтян, пифагорейцев, Заратустры, тамплиеров. Масонство стало позиционировать себя как философско – научное и благотворительное общество. Первый глава лондонской Великой ложи доктор богословия и пресвитерианский пастор Андерсен написал «Книгу уставов» – «The constitution of the freemasons», кодекс масонских уставов, традиций и обычаев, опубликованную в 1723 году. «Книга уставов» стала основным масонским документом:

 «1. Бог и религия.

 Каменщик обязан повиноваться закону, нравственности. Если он понимает свое искусство как следует, то он не сделается ни безбожником, ни сластолюбцем без всякой религии. Пусть прежде каменщики должны были исповедовать религию того народа, где они жили. Все же теперь считают гораздо лучше, если они исповедуют только ту религию, которая является общей для всех людей и дает им право веровать по-своему, оставаясь лишь хорошими и честными. Убеждения тут ни при чем. Благодаря этому масонство является центром всеобщего союза. Оно поселяет дружбу среди людей, которые без него навеки остались бы разъединенными.

 2. Верховная власть и подчиненные.

 Где бы ни жил, и где бы ни работал каменщик, он является подданным гражданской власти и должен беспрекословно ей подчиняться, никогда не вступая ни в какие заговоры против блага народа. Война, кровопролития и смуты всегда были во вред масонству, и братство всегда процветало в мирные времена. Короли и государи благодаря миролюбию и верности братства всегда готовы были защищать его честь вопреки злословию противников братства. Поэтому, когда брат восстает против государства, то не следует его поощрять в этом, но все же нужно жалеть его, как несчастного человека. Но когда нельзя уличить его ни в каком ином преступлении, то его все-таки нельзя изгнать из ложи и изменять отношение к нему, хотя можно и должно не одобрять его поступков.

 3. Ложи.

 Ложа – это место, где собираются и работают каменщики. Каждый из братьев должен принадлежать к какой-нибудь ложе и подчиняться как ее частным законам, так и общим законам всего масонского братства. Ложи бывают частные и общие, и лучше всего можно составить о них понятие, если не состоять в них. Ни мастер, ни простой член ложи в прежние времена не смели уклоняться от посещений ложи, если только не докажут, что не могли быть по настоятельной необходимости.

 4. Мастера, надзиратели, подмастерья и ученики.

 Только истинное достоинство и личная заслуга могут возвысить одного каменщика над другими. Поэтому-то мастер или надзиратель избираются не по старшинству, а по своим заслугам. На один мастер не имеет права брать ученика, раз нет для него занятий. Ученик должен происходить от уважаемых родителей, чтобы происхождение не помешало ему сделаться надзирателем, мастером ложи, великим надзирателем и великим магистром.

 Чтобы стать надзирателем, надо сначала быть членом цеха. Чтобы сделаться мастером, надо занимать должность надзирателя. Чтобы быть великим надзирателем, надо прежде быть мастером ложи. А чтобы быть великим мастером, надо до избрания быть цеховым товарищем. Великий мастер должен быть дворянином или вообще знатным человеком, образованным, ученым и иметь за собой большие заслуги.

 Братья должны подчиняться этим высшим властям со всей скромностью, почтением, любовью и готовностью».

 «Книга уставов» заявляла, что «масон по самому положению своему подчиняется законам морали и не может стать ни бессмысленным атеистом, ни лишенным нравственности нечестивцем». Во всех ложах запрещались любые политические, религиозные и национальные споры. Вместо слова «ложа» использовались слова «совет», «ареопаг», «капитул».

 Иерархия масонов состояла из учеников, подмастерьев, мастеров, надзирателей, великого мастера. Были и другие особые звания. Выборы в ложах происходили ежегодно. Масонами могли стать «свободнорожденные, хорошие люди не моложе двадцати пяти лет». Для принятия в ложу требовалось согласие всех присутствующих. Женщины в ложи не принимались. В первые масонские ложи вступали купцы, владельцы мануфактур, ремесленники, интеллигенция, люди любого вероисповедования. Кроме хорошей репутации необходимым условием для приема был необходимый уровень образования, чтобы понимать сущность масонства, способность к самоотречению, любви к человечеству, готовность самоотверженно служить возвышенным целям, истинная нравственность, желание подчиняться авторитетам. В масоны вступали только добровольно, по рекомендации и поручительству одного из действующих членов. Из общества можно было выйти добровольно. Из масонов исключали недобросовестных должников, преступников. За нарушение масонского устава после предварительного разбора дела судом чести также могло последовать исключение из общества.

 В 1720-х годах в Англии было около тридцати лож. До 1740 года масонские ложи были образованы в Ирландии, Испании, Филадельфии, Париже, Польше, Голландии, Португалии, Гамбурге, Шотландии, Швеции, России. Большинство созданных лож получали патенты от Великой ложи Англии, подчинялись «Книге уставов». Она была переведена на большинство европейских языков. В первое время ложи нуждались в поддержке и титулованном покровительстве. Во главе лож становились лорды, графы, герцоги. В Европе великим мастером мог стать только дворянин. В ложи вступали и члены правящих династий. При большом количестве дворянства трехступенчатая иерархия «ученик – подмастерье – мастер» была заменена на сложную иерархию шотландской системы «высоких степеней», авторы которой утверждали, что масонство началось не в Англии, а в Шотландии. Иерархия могла иметь 9, 33, 99 степеней.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.