|
|||
Александр Андреев, Максим Андреев 5 страницаВальденсы распространились по всей Ламбардии, затем в Чехии, попали под крестовый поход альбигойцев и ушли в Пьемонт. Папа Иннокентий III отлучил их от церкви на Латеранском соборе 1215 года. Тем не менее вальденсы расселились по всей Франции, Италии, Богемии, по всем склонам Альп, в Пьемонте и Савое. Несмотря на свои евангелические правила, чистоту нравов, саму жизнь, основанную на Нагорной проповеди, вальденсов жестоко преследовали половину тысячелетия, вплоть до XVIII века. Реформация XVI века в первую очередь победила в тех областях, где жили вальденсы. В 1545 году в провинции Дофине было убито до четырех тысяч вальденсов, В 1685 году французские и итальянские войска убили три тысячи вальденсов. Их детей разместили по католическим монастырям. Официальную религиозную свободу и гражданские права последователи Пьера Вальдо получили только в 1848 году, в Италии, благодаря серьезному давлению протестантских государств. К концу XIX века их было несколько десятков тысяч, во Флоренции работала вальденская теологическая школа. Некоторые общины вальденсов существовали и в XX веке, в Швейцарии. Несколько веков движение вальденсов, куда с охотой шли и крестьяне, и ремесленники, давало работу инквизиции. Инквизиция, францисканцы и доминиканцы Монах-хронист писал в XIII веке: «Двенадцатый век не закончил своего пути так, как он его начал. Когда при наступлении вечера он склонился к закату, собираясь перейти в вечность, церковь, казалось, склонилась вместе с ним, преисполненная дум о будущем». Еще до эпохи албигойских войн люди во многих странах начали открыто говорить, что «церковь не способствует их счастью». Повсеместно заговорили о церковной реформе, способной, казалось, освободить многих людей от тягот и страданий сложной и непредсказуемой жизни Средневековья. Монах писал: «Раскол и ересь, которым благоприятствовали плохое состояние духовной дисциплины и возрождение языческих наук, пошатнули на Западе дело Христово, в то время как неблагополучное окончание крестовых походов, довершило его крушение на Востоке». В некоторых городах Франции слово «священник» стало ругательством, сами священники на людях старались скрыть свой сан. Дворяне переставали давать деньги церкви, духовенство пополнялось только за счет крепостного, зависимого населения. Перелом в истории западного монашества совершил Франциск Ассизский, учредив нищенствующий орден, названный по его имени. Джованни Бернардоне (1181–1226), выросший в богатой купеческой семье в 1206 году начал проповедовать евангельскую бедность, отказался от владения имуществом, не брал в руки денег. У него появились последователи, которые дали обет соблюдения полной бедности. Этот обет давали все монахи, но в начале XIII века почти никто из них не принимал его всерьез. Джованни Бернардоне, ставшим Франциском из Ассизи, возвел бедность в положительный идеал, вытекающий из идеи следования примеру Иисуса Христа. Он преобразил монашество, заменив монаха в монастыре монахом миссионером, призывающим людей к миру и покаянию. Франциск обладал живым, отзывчивым чувством сострадания. Его жизнерадостная натура и поэтическое чутье преобразило сострадание в сочувствие, чаявшее живую душу во всем живущем. Его сочувствие распространялось на всю одушевленную и неодушевленную природу. Его проповеди призывали людей к покаянию, сопровождавшемуся глубоким смирением. Он никогда никого не осуждал, просто призывал к евангелическому совершенству, и это вызывало у окружающих прилив религиозного энтузиазма. Нищий странник и проповедник побывал во многих городах и деревнях Франции, Испании, Египте, Палестине, везде создавая общины своих последователей, не имевших никакой собственности. Очень быстро последователи Франциска распространились по всем европейским странам, в Германии, Франции, Англии, Бельгии, Польше, Венгрии, Дании, Норвегии, даже ледяной Исландии. В Риме с Франциском встретился папа Иннокентий III, оценивший искренность его веры. Общество францисканцев стало монашеским орденом. Иннокентий III признал за Франциском и его орденом право проповеди бедности. Он взял с Франциска клятву послушания папе. Его соратники были обязаны иметь тонзуру, сделавшую их священниками. Орден францисканцев получил устав и стал подчиняться Святому Престолу. Франциск и его соратники получили право совершения таинств. Число членов ордена быстро росло, небольшие группы проповедников-францисканцев уходили проповедовать по всему миру. Миссионеры проповедовали в арабских странах, у язычников, половцев, греков, болгар, эфиопов, иберийцев, алан, готов, якобитов, славян, нубийцев, индийцев, монголов, татар, турок. Сам Франциск совершил путешествие на Восток и читал проповеди турецкому султану. Когда Франциск вернулся, то обнаружил первый построенный францисканский монастырь. Его друг римский папа Григорий IX убедил будущего святого изменить деятельность ордена. Франциск поселился в шалаше близ Ассизи. Ежегодно в день Троицы францисканцы-миссионеры приходили к главе ордена и строили вокруг его жилища свои шалаши. Так возникли сборы всех членов францисканского ордена – генеральные капитулы. На собрании 1219 года вокруг Франциска стояло пять тысяч шалашей. Францисканцы пользовались огромной популярностью, получали множество пожертвований, строили приюты, школы, больницы, монастыри. Устав ордена был написан Франциском и утвержден буллой папы Гонория III «Solet annuere» в ноябре 1223 года. Он в XX веке действует в ордене Святого Франциска: «Устав и жизнь Братьев Меньших таковы – соблюдать святое Евангилие Господа нашего Иисуса Христа, живя в послушании, без собственности и в чистоте». Желающие вступить в братство францисканцев целый год проходили испытания и по принятию в орден уже не могли из него выйти – «никто, возложивший руку на плуг и озирающийся назад, неблагонадежен для Царства Божьего». В 1223 году христолюбивое братство Франциска превратилось в монашеский орден. Во главе его стоял генеральный министр, областями руководили провинциальные министры, общинами заведовали кустоды. Собрания орденских братьев проходили раз в три года. Франциск Ассизский отказался руководить орденом. Он пользовался огромным уважением, но последние три года жизни уже не имел влияния на руководство францисканцев. В 1226 году он умер и уже через год был канонизирован. Часть ордена выступившая против отхода от идеи Святого Франциска подверглась преследованиям. Римский папа разрешил «правильным францисканцам» свободно преподавать в европейских университетах. Бунт французских профессоров, протестовавших против безконкурсного занятия кафедр францисканцами, был погашен и осужден. Несмотря на жесткую централизацию и изменения цели его ордена, Святой Франциск положил начало новому западному монашеству. Его суть состояла не только в самоусовершенствовании и духовных подвигах, но и в конкретной помощи ближнему, миссионерстве, постоянной проповеди. Монашество стало не только созерцательным, но и деятельным, хотя и постоянно подвергалось процессу обмирщвления. Еще зимой 1218 года в Риме папа Григорий IX познакомил Франциска Ассизского с Домиником де Гусманом, основателем ордена доминиканцев. Они встречались несколько раз. Доминик предложил объединить ордена, но Франциск отказался. Папа предложил Франциску и Доминику назначать на высшие церковные должности священников из их орденов. Оба будущих святых от этого отказались, но именно францисканцы и доминиканцы возглавили Incuisitio hacreticae pravitatis – Святую Инквизицию, учреждение римско-католической церкви, главной целью которого были розыск, суд и наказание еретиков. Испанский каноник и дворянин из Старой Кастилии Доминик де Гусман (1170–1221) в 1205 году для борьбы с ересью катаров основал монастырь в Южной Франции. Получивший хорошее богословское образование, Доминик предложил, чтобы проповедники не ходили с большой и пышной свитой, а усилили саму проповедь и соединили ее с праведной жизнью. Только это могло произвести впечатление на жителей Южной Франции. Доминик приступил к созданию нового ордена. Его члены должны были противостоять проповедникам альбигойцам словом, примером, молитвой. Для достижения личной святости будущим доминиканцам были необходимы созерцание, молитва, аскеза, скитание и бедность, соединенные с глубокими католическими знаниями. Семеро первых доминиканцев, поддержанные руководителями крестового похода графом Симоном де Монфором, отправились в Рим на Латеранский собор. В 1216 году на соборе папа Гонорий II утвердил новый Доминиканский орден, члены которого действовали во Франции, Испании, Италии. Доминиканцы считали очень важным для подготовки правильных проповедников глубокое изучение теологии. Центрами доминиканцев стали Париж и Болонья – два крупнейших европейских университетских города. У каждого доминиканца была своя келья, чем обеспечивалась возможность научных занятий. Для борьбы с еретиками требовались знания, обучение братьев, библиотеки. В каждом из доминиканских монастырей была своя школа. Доминиканские университеты были в Момпелье, Болонье, Кельне, Оксфорде. Восемь лет будущих проповедников обучали философии, богословию, церковной истории и праву. Через 13 лет учебы наиболее талантливые ученики становились магистрами богословия и получали высший сан ордена. Таким же почетным был сан «общего проповедника», который присваивали за успешную двадцатипятилетнюю проповедническую деятельность. Доминиканцами были Альберт Великий, Фома Аквинский, Джероламо Савонарола. Уже при Доминике шестьдесят монастырей ордена действовали в Испании, Провансе, Франции, Англии, Германии, Ломбардии, Романье, Венгрии. Доминиканцы активно проповедовали, занимались миссионерством, богословием. На белую рясу сверху они одевали черную мантию с черным капюшоном. Герб Доминиканского ордена изображал голову собаки с горящим факелом во рту. «Псы господние» охраняли церковь от ересей и несли в мир проповедь истины. Еще в 1218 году в Риме Доминик был назначен папой высшим цензором – «magister sacri palatii». Он считал вполне допустимым меч в борьбе с еретиками, истреблять закоренелых еретиков. Под именем «Милиции Иисуса Христа» Доминик создал союз светских людей обоего пола для защиты церкви и стремления к нравственному совершенству.
Доминиканцы и францисканцы занялись организацией инквизиции. Ересью (греч. hairesis – учение, секта) стали называть сознательное и преднамеренное уклонение от ясно выраженного и сформулированного догмата христианской веры. Догматом было утвержденное высшими церковными инстанциями положения вероучения, объявляемое церковью непреложной истиной, не подлежащей критике. Совокупностью религиозных доктрин о сущности Бога занималось богословие – теология (греч. theos – бог). Ересь отличали от раскола, от непреднамеренных ошибок в догматическом учении. Истины церковного учения формировались в символах Вселенских соборов. Источником ересей считали желание соединить в одно целое старые философские доктрины еще античного мира с новыми христианскими. Сектой называли вероисповедание, которому следовало небольшое число лиц, организованных в группу. Ересью же было содержание самого учения. Секты делились на реалистические и мистические. Всеми проблемами, связанными с ересями и сектами, стала заниматься инквизиция (лат. Inguisitio – розыск). Апостолики и анабаптисты. Дольчино и Маргарита. XIII–XVI века В 1132 году в крестьянской семье в итальянской Колабрии родился Gioacchino da Fiore, будущий монашеский мыслитель-мистик Иоахим Флорский. В своих сочинениях Иоахим рассматривал историю человечества как развитие от рабства к свободе, проходящее через три столетия, статуса, соответствующие у Иоахима трем ипостасям Троицы. В дошедшем до нас сочинении «Concordia Veteris ac Testament» Иоахим Флорский писал: «Мир ругается и гибнет. Нам надлежит предупредить о наступающей войне. Нам надлежит взойти на сторожевые высоты гор и, заметив врата, ждать знак. Вам надлежит, услышав этот знак, бежать в безопасные места. Пусть мы плохие часовые, но мы задолго извещаем вас о приближающейся войне. Вы же, если достойные воины Христа, отвергните дела мрака и облекитесь в оружие света. Мы же, если воздержимся от трудного звука, будем виновны в пролитии вашей крови. Вы же, если пренебрежете оружием, погибнете по собственной вине». Обмирщвление церкви к XII веку уже пробудило ее к созданию нищенствующих францисканского и доминиканского орденов. Греховная разнузданность средневековья вызывала протесты у всех мыслящих людей того времени. Иоахим Флорский считал, что это происходит не просто так, что грядет какой-то великий кризис. История человечества – цепь великих кризисов, каждый из которых готовит следующий. Кризисы ветхозаветной жизни привели к высшей форме мировой жизни, где царство Бога-Отца сменяется царством Сына, а царство мирян – царством священников. Параллели между кризисами Ветхого и Нового Завета приводят мистического мыслителя к идее, что современное ему поколение проходит через шестую печать Апокалипсиса. Идет последний кризис человечества, ведущий к наступлению «царства мира и правды на земле». Царство Бога-Сына сменяется царством Духа Святого. Носителем царства Духа Святого явится новый мистический орден, а его провозвестником будет ангел, о котором сказано: «Я видел ангела, нисходящего от восхода солнечного и имеющего печать Бога живого». Иоахим Флорийский писал: «Я видел ангела, несущегося через середину небес, и дано ему Вечное Евангелие. Евангелие буквы упразднится, чтобы дать место этому новому Евангелию Духа, ибо буква убивает, дух же живет». Хилиастическое учение итальянского мистика противоречило традиционным представлениям церкви о неизменности земной жизни и успокоении человечества в Царствии Небесном. Иоахим Флорский был осужден католической церковью на IV Латеранском соборе 1215 года, на поместном соборе 1263 года в Арле. Это не помешало мистическому учению итальянского монаха стать знаменем народных восстаний в Европе XIVвека. В конце XIII века учение Иоахима Флорского впервые в европейской истории соединилось с открытой народной войной против несправедливой власти. В середине XIII века итальянец Герардо Сегарелли из деревни Альцано попытался поступить во францисканский монастырь в Парме, в Ломбардии. Его не приняли, и Герардо целые дни стал проводить в монастырской церкви. По изображению двенадцати апостолов на иконе Сегарелли отрастил бороду, обулся в сандалии и подпоясался веревкой. Крестьянин продал свой дом в деревне и на центральной площади Пармы раздал бедным все свои деньги. Около 1260 года вокруг него образовалось братство, посвятившее себя подражанию апостольской жизни. Крестьяне Ломбардии слушали проповедь Сегарелли о социальном равенстве, обличении католического духовенства в праздности и алчности. Члены апостольской секты по примеру первых христиан называли друг друга братьями и сестрами. Они жили в строгой бедности, не имели жилья, занимались проповедью евангелия. Они проповедовали возвращение к апостольским временам раннего христианства. Последователей Герардо Сегарелли стали называть апостольскими братьями, апостоликами. Когда они хотели есть, они просили подаяния и ели все, что им подавали. Вступающие в братство состоятельные люди должны были передать свое состояние в братство для общего употребления. Апостолики поначалу не объявляли открытую войну церкви. На тайных ночных собраниях они проповедовали свое учение. Представители ордена были посланы в Испанию, Францию, Германию. В германских землях их последователей стало настолько много, что власти издали против апостоликов особый закон, запрещавший давать им ночлег и еду. Апостольские братья стали открыто проповедовать гражданское и имущественное равенство, существовавшее в ранних христианских общинах. Они переходили с места на место, говорили о покаянии и близком наступлении предсказанного Иоахимом Флорским «царства духов». Проповеди и аскетизм апостоликов распространили их движение по всей Италии. Апостольский орден был осужден II Лионским собором 1274 года. Начались преследования апостоликов. В 1280 году пармский епископ арестовал Герардо Сегарелли Шесть лет шло следствие. Орден ломбардских бедняков опасным не признали. Конкурент францисканского и доминиканского орденов был запрещен буллами папы Гонория IV 1286 года и папы Николая IV 1290 года. В 1286 году Сегорелли был освобожден из тюрьмы и выслан из Пармы. Он не прекратил проповеди, а апостолики не подчинились запрету римских пап. Ломбардцы проповедовали по всей Европе и преследования властей делали орден все более и более популярным. В 1294 году Сегарелли был схвачен, и после шестилетнего следствия сожжен. Циркулярное письмо церковных властей о еретической деятельности апостоликов было разослано по всем европейским епархиям. Документ начала XIV века «О секте тех, которые называют себя принадлежащими к ордену апостолов и уверяют, что они живут жизнью апостолов и соблюдают евангельскую бедность» дошел до нашего времени: «Около 1260 года появился некий Герардо Сегарелли из Пармы в Ломбардии, который выделялся злыми намерениями, как своими, так и многих своих приверженцев. Этот человек, желая казаться совершенным, выдумал новый образ жизни и, прикинувшись кающимся, своими выдумками и баснями привлек на свою сторону многих, ставших его учениками и последователями. Создав с ними постепенно нечто вроде монашеского ордена и тайно влив в них заразительный яд своего учения, он стал выступать против общего статуса святой римской церкви. Он внушил своим слушателям под личиной поддельной святости, что он хочет следовать жизни и путям апостолов, проповедовать покаяние и учить новой жизни, не понимая того, что более старые пути более спасительны. Пагубную свою секту он своим авторитетом, которого у него не было, и своей наглостью, которая у него была большая, Сегарелли постановил называть орденом апостолов, которые должны были рассеяться по всему свету и проповедовать повсюду народу: «Покайтесь, ибо приблизилось царствие небесное». Многочисленные заблуждения, вымышленные его умом, он передал своим последователям, поучая их, чтобы они не открыто и не при всем народе, но тайно держали их и поучали других. Они делали вид, что ведут совершенную апостольскую жизнь, показывая народу своим внешним видом, своим поведением, что следуют евангельскому учению. На самом деле их жизнь была внутренне далеко не так совершенна и внешне постыдна, а их учение на тайных собраниях было в такой же степени еретическое, как и безумное. Вследствие этого с самого начала под таким монашеским покровом эта болезнь приняла большие размеры потому, что никто не выступил против этих волков в овечьей шкуре. Простые люди принимали ложный образ их святости за подлинную святость, благодетельствовали им, давали им милостыню. И таким образом в течение двадцати лет они выросли численно сверх великой меры и дело шло все хуже. И так как не было руки, которая бы вырвала эту секту с корнем, сыны дьявола умножились и росли во времена, когда их главою был Герардо, ересиарх и вождь неправедный. Так как их заблуждения и ересь в последующее время приобретали все больший вес, инквизиторы начали расследовать в Италии это дело, используя авторитет апостольского престола, и стали выступать против этих еретиков. А сам Герардо продолжал жить, имея множество учеников и проповедников, так что почти через пятьдесят лет после начала своей деятельности рвением и заботой инквизиторов из ордена доминиканцев, уполномоченных по ломбардии, был схвачен как еретик, от каковой ереси он отказался. Однако инквизитор, брат ордена доминиканцев Манфред Пармский, на исповеди вскрыл, что этот Герардо снова впал в ересь. Установив это, названный инквизитор по торжественному постановлению совета многих юристов того и другого, гражданского и канонического права и множества монахов и клириков, соблюдая процессуальные формы, по единогласному решению передал в Парме названного Герардо в руки светской власти как еретика, отрекшегося и снова впавшего в ересь. И был Герердо предан огню там же и сожжен. И многих людей обоего пола, которых он сделал своими учениками и последователями своей зловредной и вероломной жизни, инквизитор Манфред Пармский, осторожно и заботливо исследуя, и наложив различные наказания, и действуя против них проницательно и неустанно, вырвал с корнем эту дьявольскую секту из этого города и округа». Во главе апостольских братьев встал ученик Сегарелли Дольчино. Он родился недалеко от города Верчелли в семье священника Наваррской епископии. Дольчино получил хорошее образование в монастыре францисканцев в Триесте. Там он познакомился с учением Сегарелли и в 1291 году вступил в орден апостоликв. Тогда же он познакомился с Маргаритой из Трэнка, жившей в монастыре святой Екатерины. Они перебрались в Ломбардию, в 1300 году встали во главе движения апостоликов. Из Северной Италии Дольчино выдавила инквизиция и он укрепился в Далмации. Оттуда Дольчино по всей Италии стал рассылать многочисленные письма. Он писал, что бедность – добро, а богатство – зло. У людей должна быть общность имущества. Церковь осквернена со времен Константина, когда в ее состав вошли язычники и она приобрела земные блага. Он предсказывал тысячелетнее царство равенства и приход мессии, который должен уничтожить нагрешившее духовенство. Останутся в живых лишь члены апостольского ордена. Сроки исполнения пророчества устанавливались на 1303 и 1305 годы. Дольчино считал, что мессией должен стать член одного из европейских королевских домов. Пророчества не сбылись, но за Дольчино шли тысячи и тысячи итальянских крестьян, мужчин и женщин. В своих проповедях глава апостоликов говорил, что получает откровения от бога, давшего ему дар пророчества. Дольчино объявил, что римская церковь – это блудница, о которой писал апостол Иоанн в своем Апокалипсисе. Вся власть духовная теперь у апостольских братьев, они получили такую же власть, как двенадцать апостолов Иисуса Христа. Сегарелли Пармский – новое древо бога, разрастающееся на коре веры. Ни римский папа, ни никто другой не может приказывать апостольским братьям, никто не может отлучать их от церкви. Никакой папа не может освобождать кого-либо от грехов, только такой же святой, каким был апостол Петр. В 1304 году Дольчино покинул безопасное убежище в Далмации и во главе тысяч вооруженных сторонников ворвался в Пьемонт и начал открытую войну против существующих церкви, государства и общества. Это была первая попытка вооруженного восстания народа в Европе. Восстание за народное равенство быстро превратилось в крестьянскую войну. Неожиданным ударом из Альп на равнину Дольчино захватил форт Гаттинара недалеко от Верчелли. Вскоре армия Дольчино выросла до пяти тысяч бойцов. Епископы, дворянство и города Верчелли и Наварра отправили большое войско против Дольчино. Войско было разбито, остатки солдат едва спаслись за стенами своих крепостей. Наряду с мужчинами Дольчино сражались и женщины под началом Маргариты: «сестры переодевались в мужские одежды, бросались в ряды солдат и бились с такой же отвагой и отчаянием, как мужчины». Дольчино не воспользовался первыми успехами, чтобы пойти дальше и сделать восстание всеобщим. Крестьяне не хотели уходить из своих родных мест. Каждый округ поднимался только за себя, сам по себе заключая отдельный мир, не беспокоясь об остальных. В этом крылась причина поражений всех многочисленных крестьянских восстаний средневековья. Дольчино не смог воспользоваться благоприятным моментом. Движение осталось местным и было обречено на поражение. В пьемонтской долине Дольчино грабил монастыри и поместья. Главе апостоликов власти предложили должность главного пьемонтского кондотьера, начальника наемных войск. Дольчино отказался. Крестьяне освободились от помещиков и налогов и ушли домой. Папа тут же объявил крестовый поход против апостоликов. Крестоносцы оттеснили братьев в горы. Дольчино начал партизанскую войну. Апостолики побеждали в засадах, в открытом поле. Округа разорялась и апостоликами и крестоносцами. Дольчино боролся почти три года и крестьяне Пьемонта начали ненавидеть апостоликов за все опустошения и разорения, которыми сопровождалась трехлетняя война. Дольчино и две тысячи его сторонников крестоносцы блокировали в горном массиве Монте-Дзебелло. Из округи были отселены все жители, вывезены весь скот и продовольствие. Вся гора была окружена окопами и валами в тех местах, где могли прорваться братья Дольчино. На валах встали сильные отряды воинов. Тщательно охранялись все горные проходы, пути и тропинки. Не осталось ни одной лазейки, по которой на Монте-Дзебелло можно было доставить оружие и продовольствие. Четыре зимних месяца держались осажденные братья. Холод и голод сокращали защитников, вынужденных есть мясо погибших. Современник и свидетель осады писал, что апостолики были настолько изнурены, что походили не на живых людей, а на полуистлевшие трупы. На решающий штурм войска пошли только тогда, когда увидели, что осажденные от истощения почти не могут держать оружие. В марте 1307 года крестоносцы атаковали горы, большинство защитников которых уже не могли даже стоять. Пощады не просил никто из двух тысяч братьев и сестер: «Это можно было назвать не битвой, а бойней. В четверг страстной недели укрепления еретиков были взяты. Большая их часть была убита, многие раненые сброшены в реку, вода которой стала красной от крови. В этот день были обезглавлены, преданы огню или утоплены тысячи еретиков». Дольчино и Маргариту специально не убивали и не ранили. Епископ приказал взять их живьем, чтобы казнить публично. Донесение о победе было тут же послано папе, который разослал гонцов многим европейским государям, извещая о конце ордена апостольских братьев. Длительными пытками Дольчино и Маргариту пытались заставить отречься от своего учения: «Твердо выдерживали они истязания, которыми терзали их свирепые судьи. Ни звука боли не издала верующая женщина, ни слова жалобы или негодования не произнес ее сильный сердцем товарищ. С них сдирали кожу, скручивали и раздробляли члены их тела, терзали особыми пиками и щипцами, и не могли вырвать из крепко сжатых уст ни отречения, ни мольбы». 2 июня 1307 года в Верчелли совершилась казнь двух предводителей апостоликов: «Маргарита была вознесена на высокий столб и там поставлена, чтобы была видна всем. Дольчино, связанный по рукам и ногам, был поставлен высоко на телегу, чтобы было видно всем. Перед ним был поставлен горн, полный огня, чтобы накалять клещи и жечь его тело. Палач раскаленными железными клещами раздирал его тело, время от времени кладя щипцы в огонь. В таком виде Дольчино был провезен по многим улицам, чтобы его наказание длилось дольше и было суровее». В это же время сжигали Маргариту. Агония Дольчино проходила у нее на глазах. Перед сожжением ее тоже пытали. Свидетели писали, что Маргарита «сохранила свою твердость в этот ужасный момент».
Народ не выдержал этого ужасающего зрелища и попытался напасть на судей и палачей, которых с трудом отбила и увела охрана. Одного из тех, кто издевался над связанной Маргаритой и бил ее по щекам, стражникам спасти не удалось – свидетели казни мгновенно разорвали его на куски. Остатки апостоликов разошлись по Италии, Лангедоку, Испании, Германии, слились с вальденсами. Еще двадцать лет апостольских братьев казнили в Авиньоне и Тулузе. Соборы принимали против них все новые и новые постановления. Последних апостольских братьев сожгли в 1403 году в Германии – в Любеке и Висмаре. Через сто лет после казни последних апостоликов их последователи появились в Германии и Швейцарии, где уже начинали греметь первые молнии реформации. Бой с грозной, но почти полностью обмирщенной католической церковью в одиночку начал вести монах-профессор Мартин Лютер. Очень быстро ревизию учения, многие представители которого к началу XVI века совсем не соответствовали христианским идеалам, начали вести десятки религиозно-философских общин, школ, групп. «Anabaptizo» – «вновь погружаю», то есть «крещу вторично». Этот девиз стал лозунгом радикальной группы анабаптистов, появившейся в 1519 году в Швейцарии. В начале 1520-х годов в Виттенберге и Цвиккау с проповедью анабаптизма выступил суконщик Николай Шторх, сазу получивший имя «цвиккауский пророк». Анабаптисты опровергли большинство церковных догматов и обрядов. Как и последователи Мартина Лютера, анабаптисты протестовали против поведения многих священников и иерархов католической церкви. Свое имя – «анабаптисы, перекрещенцы», они получили от того, что отрицали крещение младенцев и требовали крестить только взрослых, чтобы люди делали это вполне осознанно. К Библии анабаптисты относились спокойно, многие признавали только ее христианскую часть «Новый Завет», некоторые ставили выше Библии личное откровение. Анабаптисты отрицали необходимость светских и духовных властей. Они критиковали богатство и социальное неравенство. Последователи Шторха отказывались от ношения оружия и принятия присяги. Анабаптисты отказывались от государственных и общественных должностей. Веря в скорое «второе пришествие Христа и установление на земле тысячелетнего царства божия», анабаптисты мечтали об обществе социальной справедливости, с общим имуществом. В орден анабаптистов входили представители всех сословий – крестьяне, ремесленники, ученые, землевладельцы. Такое разнообразие членов общества привело к быстрому его разделению на десятки различных толков, тот же начавших враждовать друг с другом. Часть анабаптистов предлагали просто молиться и ждать близкого второго пришествия, другая часть предлагала начать немедленное истребление нечестивых. Первоначально движение анабаптистов имело значительный успех. К Шторху начали присоединяться соратники Лютера, многочисленная университетская молодежь. Глава реформации Мартин Лютер не поддержал перекрещенцев. Он приехал в Виттенберг и принял участие в подавлении анабаптистского движения. Сектанты перебрались в Цюрих, где начали перекрещивать своих сторонников. Анабаптисты по догматическим вопросам разошлись с руководителем швейцарской реформации У. Цвингли и в 1525 году были изгнаны из Цюриха. В Германии и Швейцарии второе крещение было запрещено под знаком смерти – нарушителей просто топили. Анабаптисты-переселенцы прервали отношения с реформаторами и стали проповедовать по всей Европе. Крестьяне, недовольные реформацией, радушно принимали и слушали их. Анабаптисты носили особую одежду, вели строгую жизнь первых христиан, вели глубокомысленные и одухотворенные беседы. Одни проводили всю жизнь в молчании, другие постоянно молились, третьи вопили, плакали и падали в корчах, говоря, что при этом общаются с небом.
|
|||
|