|
|||
Была молодость, была энергия…«Была молодость, была энергия…» какие простые слова, но в них заложены все силы и стремления тяжелой молодости. Как трудно порой передать словами, то время, когда жили наши деды, проникнуться и поддержать их в трудную минуту. Но мы внуки всегда будем помнить нелегкую судьбу нашего деда. Наш дед Федурин Валерий Васильевич родился 15 июня 1933 года в селе Соловьевск Борзинского района Читинской области. Отец деда Федурин Василий Федорович (1906 г. р. ) работал кузнецом в колхозе им. Дзержинского. В 1937 г. был репрессирован и расстрелен. В 1956 г. был реабилитирован. Мать деды Федурина Анастасия Михайловна (1903 г. р. ) осталась одна с пятью сыновьями. Работала в колхозе дояркой. В то время в селе Соловьевск было репрессировано 59 человек. Когда началась война с Германией, всех мужчин забрали на фронт. В селе остались старики, женщины и дети. Руководителями колхоза были переселенцы с запада. Носенко – председатель колхоза, а Ильин – председатель сельского совета. Женщин, у которых мужья были репрессированы, попрекали руководители колхоза. Они им говорили: «Ваши мужья враги народа, а дети враженята». Наш деда начал работать с 8 лет. В 1941 году помогал пасти колхозных телят. В 1942-1944 гг. работал волокушником по подвозке сена из нагребенных волов к месту укладки стогов, где работали женщины. Напарником у него был Веселов Анатолий. В 1945-1947 гг. работал на конной сенокосилке. Сенокосильщиков было 13 человек: Раменский Евлен, Макаров Еграф, Лопатин Григорий, Швалов Устин, Швалов Петр, Кузнецов Иван, Лесников Степан, Федурин Валерий, Агеев Виктор, Кустов Николай, Кузнецов Иван Д. (пастухи лошадей), Фирсов Иван (бригадир), Бульдина Тамара (повар). В те времена им приходилось жить в поле в шалаше из жердей и сена. За каждым сенокосильщиком закреплялись по 4 лошади. Утром в сенокосилку запрягались 2 лошади, а после обеда меняли лошадей и ножи в режущем аппарате сенокосилки. Работать приходилось от зари до зари. Норма скашивания была 3 га. Если взять участок в 1000 метров, то ширина его должна быть 30 метров, а ширина режущего аппарата 1, 4 метра. Чтобы скосить такой участок надо проехать 21км. Когда лошади не уставали, и сенокосилка не ломалась, норму перевыполняли. Когда сенокосилка в движении, режущий аппарат монотонно трещит и наводит скуку. Приходилось петь песни или сойти с сенокосилки и идти пешком. При закате солнца работа лошадей заканчивалась, а сенокосильщикам приходилось затачивать ножи режущего аппарата. Когда пройдет дождь всех с сенокоса отпускали домой. Тогда говорили: «Маленький дождишка, колхознику отдышка». Сенокосильщики уезжали верхом на лошадях. Утром деда скакал на сенокос, изображая чапаевца, размахивая плетью как саблей. Впереди был окоп, лошадь не стала перепрыгивать его и резко остановилась. Перелетев по инерции через голову лошади и окоп, деда упал на землю. Очнувшись деда начал вставать, но жгучая боль пронзила все тело. Собрав всю волю в кулак, он забрался на лошадь и вновь продолжил свой путь. Подъехав к месту работы деда ужаснулся……. Шалаша нет… сгорел…. Но отбросив грустные мысли деда принялся строить новый! 1948-1949 Все работы проводились в летние каникулы. В 1948-1949 гг. деда работал в кузнице молотобойцем. Кузнецом работал Леонтьев Гаврил (участник войны). В то время в селе не было электроэнергии, сварочных аппаратов и электродвигателей. Поддув для раздувания огня производился горном вручную также как и вращение сверлильных станков, а сварочные работы проводились кузнечным способом. Шины тележных колес сваривали в большом количестве. Свариваемые концы нагревали до ярко-белого цвета, затем накладывались друг на друга и быстрыми ударами молотка или кувалды производили соединение, придавая форму сечения шин. Приходилось ремонтировать бороны, плуги, сенокосилки, телеги и другую технику. 1949-1950 В июле 1949 г. деду определили штурвальным на прицепной комбайн «Коммунар». Комбайнером был брат деды Федор. Комбайны ремонтировали в МТС (машинно-тракторная станция), которая находилась в селе Первый Чиндант. Необходимо было доставить комбайн из Первого Чинданта в Соловьевск. Тракторы были заняты на пахоте паров, поэтому решили тянуть комбайн верблюдами. Погрузили на телегу в верблюжью упряжку постель, пищу. В телегу запрягли лошадь, с боку привязали запасную. Шесть верблюдов связали между собой, повод ведущего верблюда соединили с телегой. За комбайном их поехало трое: брат Федор, деда и еще один помощник. Выехали на восходе, а при закате остановились на ночлег на берегу Онона. На завтра получили комбайн, собрали его в транспортное положение и переместили на возвышенное место от села. Молотилку комбайна завозили шестью верблюдами. Верблюды очень выносливые животные, путь в 80км. они преодолели за 16 часов без питья и пищи. 1950-1951 После окончания семилетки в школе деду захотелось стать водителем. В колхозе была только одна автомашина полуторка ГАЗ-АА грузоподъемностью 1, 5 т. Водителем которой был Раменский Евлен. Председателем в то время был Цыремпилов Николай Васильевич (участник ВОВ). Он одобрил дедушкино желание и назначил его стажером к водителю. Выполняя стажировку у водителя, деда выполнял работу грузчика. Стать водителем деде было не суждено, при прохождении комиссии его забраковали по зрению. Наступила зима. Для колхозного скота с территории сенокоса нужно было возить сено, которое привозилось на двух санях и одном фургоне. В сани запрягались верблюды, а в фургон пара лошадей. Деда возил сено на санях, а на фургоне две девушки (Горбонова Люба и Номоконова Анфиса). Сено грузили все вместе, кто подавал, кто разлаживал. После погрузки девушки уезжали в село. А деду предстояло добираться до дому на верблюдах. За сеном ездили ежедневно всю зиму, пока не растает снежная дорога. Деда вспоминает: «Однажды ближе к зиме я шел за последним возом и обнаружил кровяные пятна. Сначала я не понял, откуда эта кровь, но на другой день, когда снова поехал за сеном я увидел на подошвах ног верблюда кровь. От длительной ежедневной ходьбы у верблюда сносились подошвы. Пришлось его заменить». И вот деда вспомнил еще один случай: «Однажды в одну из поездок при движении на сенокосную поляну, встретилась стая волков на расстоянии 100 метров. Волки пробежали мимо. На обратном пути, на льду реки Ульдза лежали 3 коровы с вырванными носами. Волки выпили кровь, а больше ничего не тронули». С наступлением весны 1951г. подвозка сена прекратилась. Единственная машина была неисправна, а водитель ее направлен на ремонт комбайнов в с. Первый Чиндант. В школе деда уже не учился. А председатель, видя его способности, предложил деду ремонтировать эту машину. Тогда деду было всего 17 лет, но он согласился. Устройство машины было не сложным, и деда быстро разобрался, что к чему. Пришлось перебрать все узлы, заменить не исправные детали, смазку, произвести необходимые регулировки. Детали к машине, смазку и топливо приобретали в воинских частях. Их в Соловьевске было много. Где-то за один месяц деда отремонтировал машину. Работы по перевозке разного груза было много. То нужно было съездить на сенокос, доставить продукты, то отвезти горюче-смазочные материалы и т. д. на полевой стан. Приходилось, и делать дальние рейсы в Н-Цасучей отвозить на заготовительный пункт овчины, шкуры КРС и шерсть, в Первый Чиндант за ГСМ и деталями к тракторам к комбайнам. При отдельных поездках с машиной происходили разные казусы: то забуксует, то кардан отвернется, то тяга тормозная отсоединиться от педали и тормоза отказывали. Один раз председатель колхоза отправил деда и Макарова Евграфа на чабанскую стоянку за баранами, чтобы обменять их на бензин и масло в воинской части. Во время движения машина вдруг стала затормаживаться, правое заднее колесо с двумя скатами слетело с оси и выкатилось вперед машины. Шофер то деда был липовый без учебы, с небольшой стажировкой и без прав на вождение. Приходилось учиться и набирать навыки на происходивших неисправностях. Когда началась уборка зерновых, деде приходилось вывозить зерно с поля в село. При работе комбайна зерно из бункера насыпалось в мешки, которые по 2-3 шт. сбрасывались на землю, на ходу комбайна. Мешки с зерном нужно было собирать с поля и укладывать в машину до 1, 5-2 т. Деда с грущиком делал несколько рейсов в день. Деда работал водителем и грущиком до 30 августа 1951г. 31 августа деда уехал в город Читу поступать в техникум сельского хозяйства (механизации и электрификации).
|
|||
|