09. Методика изучения Степенной функции
Ф-я заданная формулой f(x)=xa называется степенной с показателем а.
Цели:
1)обобщить и системат-ть знания уч-ся о степ. ф-и, а также познак-ть с многообразием св-в и гр-ков степ. ф-и в завис-ти от знач-я оснований и показателей степени.
2)Научить решать простейш. иррац. ур-я и неравенства.
Учащиеся должны знать:
-Df и св-ва степенной функции
-Ф-лу произ-й степенной функции (xn)'=nxn-1
Учащиеся должны уметь:
-Применять св-ва степ. ф-и д/исслед-я ф-й и построения графиков
Уч-ся должны представлять себе эскиз гр-ка степ. ф-и у=ха для любого рац. показателя а:
1)Гр-к люб. степ. ф-и проходит ч/з точку (1; 1)
2)аÎ N, а-чет. -график похож на параболу
3)аÎ N, а-нечет, а> 1- на кубическую параболу
4)аÎ Z, а-нечет, а< 0 – на гиперболу
5)аÎ Z, а-чет, а< 0 – две ветви гиперболы, симметричные относительно Оу
6)аÎ Q, a< 0 – одна ветвь гиперболы
7)аÎ Q, a> 0–одна ветвь параболы, ориен-тированная вверх (а> 1) и вправо (0< a< 1)
Методические замечания
1. Введению степ. ф-и должно предшест-ть повторение уч-ся примеров степ. ф-и
2. изучение св-в степ. ф-и д. б. построено в соот-вии с общ. схемой исслед-я ф-й в зависимости от значений параметра а
3. сделать акцент на изучение этой темы:
в основной школе - аÎ N, Z, Q
в старшей школе-аÎ R(люб. действит. число)
4. сформировать у уч-ся умение применять общ. пр-ла работы с показателями: aaab=aa+b; (aa)b=aab
Набор заданий и упражнений:
1. Задачи на отработку свойств степеней
2. з-чи на тождеств. преобраз-ния степеней
3. з-чи, форм-щие графич. культуру учащихся
4. реш-е иррац. уравнений и неравенств
5. применение произв-й к степ. ф-и (найти произ-ю, найти знач-е произ-й в точке; Ур-е кас-ной; нах-ние максимума и минимума; вы-числ-е интегралов, площадей плоск. фигур)
Иррациональные уравнения
1)возведение в степень, если уравнение содержит один корень (радикал)
2)если ур-е содержит неск. радикалов, то применяются м-ды: замена пер-й; умн-е на сопряж. множ-ль; преобраз-е иррац. ур-я в систему рациональных уравнений.
Замечание: требуется постоянная проверка равносильности переходов от одного преобразования к другому
Иррациональные неравенства
1) √ f(x)< g(x) 2) √ f(x)> Ö g(x)
f(x)< (g(x))2 f(x)> =0
f(x)> =0 g(x)> =0
g(x)> 0 f(x)> g(x)
|