Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТТЕРАПИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



 

УДК 159. 922

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТТЕРАПИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1Баймухаметова Виктория Радиковна, 1Николаев Егор Васильевич

1ТИ (ф) ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» в г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)

       В данной статье рассматривается проблема формирования адекватной самооценки, как одного из факторов психологического здоровья детей, средствами арттерапии, таких как: сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия и танцетерапия. Данные констатирующего эксперимента указывают на то, что данная проблема актуальна на сегодняшний день.

Авторы статьи считают, что методы арттерапии, а именно такие как: музыкотерапия, сказкотерапия, танцетерапия, изотерапия, направлены на создание наиболее благоприятных условий для психологического и физического здоровья, оптимизации психического развития ребенка младшего школьного возраста, на специальную психологическую помощь в формировании адекватной самооценки. Также данные методы оказывают благоприятное влияние на все психологические защиты личности, при этом не травмируют психику детей.

Ключевые слова: самооценка, младшие школьники, метод, арттерапия, психологическое здоровье.

 

THE USE OF ART THERAPY ON THE FORMATION OF AN ADEQUATE SELF-ESTEEM OF PRIMARY SCHOOL-AGE CHILDREN

1Baymuhametova Victoria Radikovna, 1Nikolaev Egor Vasilevich

1TI (f) FGAOU VO «North-Eastern Federal University named after MK Ammosova», in Neryungri, Republic of Sakha (Yakutia)

    This article deals with the problem of formation of self-esteem as one of the factors of psychological health of children by means of art therapy, such as fairy tale therapy, music therapy, and isotherapy tantseterapiya. These ascertaining experiment indicate that this issue is relevant today.

       The authors believe that the methods of art therapy, namely, such as music therapy, skazkoterapiya, tantseterapiya, isotherapy, aimed at creating the most favorable conditions for the psychological and physical health, optimization of mental development of children of primary school age, a special psychological assistance in the formation of an adequate self-esteem. Also, these methods have a positive impact on all the psychological protection of the person, it does not injure the psyche of children.

Keywords: self-esteem, junior high school students, method, art therapy, psychological health.

 

По определению И. В. Дубровиной «Психологическое здоровье − это психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации» [2, с. 143].

Психологическое здоровье детей для учителей является не столь важным, так как его никак не оценивают в учебной деятельности, но мы считаем, что от психологического здоровья учащихся зависит успешность их в обучении. Самооценка является одним из факторов психологического здоровья. Л. С. Выготский утверждает, что «самооценка – обобщенное (то есть устойчивое, внеситуативное) и вместе с тем дифференцированное отношение к себе» [1, с. 395].

Проблема формирования адекватной самооценки младших школьников рассматривали очень многие научные деятели, имеется достаточно обширная фундаментальная база исследований по вопросам данной темы, но именно средствами арттерапии никто не рассматривал. Поэтому, мы считаем, что эта проблема исследования является актуальной.

Цель: сформировать адекватный показатель самооценки у младших школьников средствами арттерапии, тем самым повысить уровень психологического здоровья у детей данной возрастной категории.

Для нашего исследования мы взяли методики А. В. Захарова «Определение эмоциональной самооценки» [3, с. 193], В. Г. Щура «Лесенка» [4, с. 243] и А. М. Прихожан и З. Василяускайте «Нарисуй себя» [4, с. 248]. В исследовании приняли участие 29 детей, в возрасте 7-8 лет из МОУ «Гимназия №1 им. С. С. Каримовой».

Из полученных результатов мы сделали следующие выводы. По методике В. Г. Щура «Лесенка» преобладает заниженная самооценка у 41% учащихся (12 человек), также заниженная самооценка наблюдается по методике А. В. Захарова «Определение эмоциональной самооценки» у 45% учащихся (13 человек). А по методике А. М. Прихожан и З. Василяускайте «Нарисуй себя» отмечается завышенная самооценка у 45% учащихся (13 человек).

Данные результаты свидетельствуют о наличии проблемы. Следовательно, перед нами выступила задача по формированию адекватной самооценки у младших школьников. Мы составили психолого-педагогическую программу «Поверь в себя» по формированию самооценки для детей младшего школьного возраста средствами арттерапии.

Нами составленной программе мы включили средства, через которые мы бы смогли сформировать адекватную самооценку у учащихся 2 класса, а это именно как: музыка, сказки, танцы и рисунок.

Музыка позитивно оказывает влияние на организм человека. Прослушивание бессмертных музыкальных композиций, помогает формироваться ребенку в интеллектуальном плане, иметь большую стрессоустойчивость и восприимчивость к наукам. Так же занятие музыкой может помочь ребенку поднять самооценку. Особенно если ребенок будет играть на каком-либо инструменте, а значит, будет демонстрировать свои способности и таланты.

Сказки очень нравятся детям, это усиливает эффективность воспитательного воздействия на детей. Они учат детей оценивать поступки героев, развивают память, внимание и речь. Сказкотерапия поможет школьнику понять какой его внутренний потенциал, что возможности есть в нем самом, как их развивать, и какие есть для этого пути и средства.

На психологическое здоровье танцы тоже воздействуют очень положительно. Ребенок с помощью танцетерапии тренирует волю, учится терпению и дисциплине. В танце осваиваются красивые движения, что помогает принимать себя и свое тело, учит владеть им почти в совершенстве. Легкость, а также изящество движений предполагает перенос этих качеств в сферу общения. Ребенок раскрепощается, у него повышается самооценка, он становится намного увереннее в себе.

Рисунок позволяет ребенку почувствовать и понять себя, свободно показать собственные мысли и чувства, избавиться от конфликтов и насыщенных переживаний, помогает оставаться самим собой, мечтать и надеяться. Рисование − это не только воспроизведение в сознании ребенка окружающей его реальности, его существования в мире, но и выражение отношения к этой реальности, ее моделирование и изменение.

Рассмотрим используемые методы арттерапии на каждом занятии.

Метод сказкотерапии − психотерапевтическое направление арттерапии, применяющее сказки для решения тех или иных психологических проблем. Целью метода являлось развитие моральных представлений, коррекция самооценки и обучение детей выражать свои чувства и понимать чужие. В сказкотерапии использовались следующие сказки: сказки на формирование уверенности в себе и принятие самоценности («Истории про Энни», «Маленькая рыбка», «Ромашка и роза»); сказки на развитие эмпатии («Гадкий утенок», «Сказка о маленьком ежике»); сказки на определение потребностей и заветных желаний (упражнение «Групповая сказка», «Цветик-семицветик»).

Метод изотерапии − это направление арттерапии, которое использует в своей работе методы изобразительного искусства. Данный метод использовался с целью помочь ребенку выразить себя и свое эмоциональное состояние, осознать уникальность своей личности. Для метода изотерапии подобрались следующие рисунки: рисунки на осознание ценности собственной и чужой личности («Саморисование», «Новоселье», «Я − разный»); рисунки на выражение своего эмоционального состояния («Монотопия», «Мандала», «Парное рисование»).

Метод музыкотерапии − психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Метод использовался с целью уравновешивания эмоционального фона школьников и формирование адекватной самооценки, напрямую влияющую на психологическое здоровье детей. Были подобраны следующие музыкальные композиции: Дискотека Авария «Арам-зам-зам», Н. А. Римский-Корсаков «Полет шмеля», П. И. Чайковский «Времена года».

Метод игротерапии – психотерапевтический метод, основывающийся на использовании игры в качестве одной из наиболее интенсивных методик воздействия на развитие и формирование личности. Цель методов игротерапии, а таких как, ролевые и подвижные игры, в нашей программе заключаются в том, чтобы научить младшего школьника видеть себя и свое «Я» с другой стороны, объективно оценивать собственные и чужие поступки и желания. Использовались следующие игры: игры на развитие положительного отношения к себе («Я хороший», «Назови свои сильные стороны», «Волшебное зеркало»); игры на развитие уверенности в себе («Зайки и слоники», «Я − лев», «Закончи предложение»); игры на исследование положительных и отрицательных качеств («За что меня любит мама... », «Чемодан в дорогу», «Мои плюсы и минусы»).

Метод танцетерапии − это лечение танцами. Цель: научить младших школьников чувствовать и понимать собственное тело, показывать свое эмоциональное состояние, развивать самоконтроль и самоуважение. Были подобраны следующие упражнения для психогимнастики: упражнения на формирование умения самовыражения индивидуальности («Танец», «Танец встреч и расстований», «Танцевальная фигура замри»); способствовать развитию самоуважения детей («Повтори за мной», «Танец на стуле»); развитие самоконтроля («Запрещенное движение», «Арам-зам-зам», Игра «Встаньте в круг по... »).

Таким образом, мы предполагаем, что наша программа, направленная на формирование адекватной самооценки, может помочь детям младшего школьного возраста правильно и адекватно оценивать свои поступки, действия, свое поведение. Дальнейшего изучения требуют вопрос, касающийся эффективности нами составленной психолого-педагогической программы на формирование адекватной самооценки детей начального звена.

Литература:

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, 2008. – 649 с.

2. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. – М.: Просвещение, 1991. − 303 с.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.