|
|||||||||||||||||||
3-е занятие
1-е занятие Программное содержание. Учить детей сранивать контрастные по характеру произведения с одинаковыми названиями. Ход занятия Педагог. Все вы любите сказки — веселые, добрые, с чудесами и приключениями. Музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками — ласковыми, добрыми или таинственными, тревожными. Если проследить, как меняется окраска музыки, ее настроения, то становится понятным, о чем повествуется в сказке, рассказанной музыкой. Сейчас я сыграю вам две пьесы с одинаковым названием — «Сказочка». Одну написал композитор С. Майкапар, другую — Д. Кабалевский. Постарайтесь услышать и сказать, чем отличаются эти сказочки, какие настроения передает музыка. (Исполняет две пьесы. ) Дети. Первая сказочка медленная, спокойная, немного грустная, а вторая быстрая, страшноватая, колючая. Педагог. Да, первая сказочка неторопливая, добрая, она похожа на русскую песню, а вторая колкая, отрывистая, таинственная, быстрая, с какими-то страшноватыми приключениями. Обе пьесы коротенькие. Они и называются не «Сказка», а «Сказочка». (Исполняет пьесы повторно. ) 2-е занятие Программное содержание. Учить детей различать яркие интонации, средства выразительности музыки: регистр, характер зву-коведения (плавный или отрывистый), динамику. Ход занятия Педагог. Как называются пьесы, которые я сейчас вам сыграю? (Исполняет «Сказочки» С. Майкапара и Д. Кабалевского, дети вспоминают название пьес, определяют их характер. ) А почему мы все услышали, что первая «Сказочка» звучит спокойно, ласково, а вторая — как история с приключениями, тревожными и таинственными? Первая пьеса медленная, плав- ная, напевная, тихая, неторопливая. Спокойный темп, негромкое звучание, размеренные, ласковые интонации мелодии создают спокойный, нежный характер музыки. (Исполняет фрагмент. ) Другая пьеса звучит в быстром темпе, громко, отрывисто. Колючие, злые интонации музыки делают ее тревожной, беспокойной, таинственной. Кажется, будто эта «Сказочка» о погоне, кто-то мчится, гонится, пытается догнать... Может, это Баба-яга в ступе летит за Иванушкой или Змей Горыныч мчится в гости к Бабе-яге, торопится... (Играет фрагмент. ) Если прислушаться внимательно к «Сказочкам», мы почувствуем, что настроение музыки меняется. Так, первая «Сказочка» начинается ласково, в начале она похожа на колыбельную — неторопливую и спокойную, как будто мама или бабушка качает люлечку и рассказывает сказку — чуть грустную, добрую. Начало пьесы звучит неторопливо — все в сказке еще впереди. (Исполняет первые два такта. ) Потом музыка звучит грустно, жалобно. Может, в «Сказочке» рассказывается о царевне, томящейся в кощеевом царстве, или об Аленушке, тоскующей о братце Иванушке, которого унесли Гуси-лебеди, или еще о чем-то грустном (играет 3—4-й такты). Потом мелодия поднимается выше, становится более жалобной, яркой (играет 5—6-й такты). Другая мелодия будто успокаивает первую (играет 7—8-й такты). Дальше сказочные события развиваются: музыка звучит то вкрадчиво, затаенно, то смелее, настойчивее (играет 9—12-й такты). Потом мелодия звучит то вопросительно, несмело (играет 13-й такт), то более уверенно, утвердительно (играет 14-й такт). Как будто герой «Сказочки» должен на что-то решиться, что-то выбрать, находится на распутье... (Играет такты 13—18-й. ) Это была средняя часть сказочки (играет пьесу сначала). Вот снова появилась мелодия, похожая на ту, с которой пьеса начиналась, но как она теперь звучит? (Играет начало, а затем 19—22-й такты. ) Дети. Таинственно, страшновато. Педагог. Да, музыка становится таинственной, встревоженной, напряженной. Наверное, в сказочке рассказывается о каких-нибудь важных, тревожных драматичных событиях. В начале пьесы эта мелодия звучала высоко, светло, без аккомпанемента (играет 1—2-й такты). Теперь она спускается ниже, звучит ярче, сопровождается тревожными, острыми аккордами (играет 19—22-й такты). Это самое напряженное звучание в сказочке — кульминация пьесы. А как заканчивается «Сказочка»? (Играет последние четыре такта. ) Дети. Жалобно, а потом страшновато. Педагог. Да, вы узнаете, это первая мелодия «Сказочки»? (Играет ее. ) Но если в начале она была светлой, то теперь звучит низко, сумрачно, таинственно, тревожно и внезапно прерывается отрывистыми низкими звуками. Сказочка вдруг неожиданно закончилась, прекратилась, недосказанная, волшебная... (Играет окончание и всю пьесу целиком. ) Другая «Сказочка», Д. Кабалевского — быстрая, как вихрь, стремительная, тревожная (играет пьесу). 3-е занятие Программное содержание. Учить детей различать средства музыкальной выразительности, форму произведений, выражать свои впечатления от музыки в слове, рисунке. Ход занятия Педагог. Вы слушали две разные «Сказочки» — композиторов С. Майкапара и Д. Кабалевского. «Сказочка» С. Май-капара напевная словно песня, ласковая, но в ней выражены разные чувства — и грусть, и тревога, и волнение. (Исполняет пьесу. ) «Сказочка» Д. Кабалевского совсем другая. Она подвижная, стремительная, метущаяся, встревоженная. Герои этой «Сказочки» преодолевают какие-то препятствия, преграды. Быть может, она изображает погоню, скачку, ведь музыка отрывистая, «скачущая» (играет «Сказочку»). В этой «Сказочке»', как и в первой, тоже есть разные оттенки настроений. Музыка то тревожная и стремительная (исполняет 1—8-й такты), то неуверенная, страшноватая, боязливая (играет 9—Ю-й такты), то смелая, решительная, устремленная (играет Ю_ 12-й такты). Мелодия поднимается все выше. Одни и те же встревоженные интонации повторяются, звучат громко, остро, напряженно, смело. Это кульминация пьесы (играет 10—16-й такты). А как заканчивается «Сказочка»? (Играет последние четыре такта. ) Дети. Таинственно. Педагог. Да, мелодия звучит все ниже, тревожнее, утихает и внезапно прекращается, будто кто-то умчался прочь или пропал внезапно... (Играет фрагмент повторно. ) Окончание этой пьесы чем-то похоже на окончание «Сказочки» С. Майкапара. Хотя эти пьесы совсем разные по харак- теру, обе они заканчиваются недосказанно, отрывисто, таинственно, волшебно. (Исполняет два фрагмента окончания «Сказочек», а потом обе пьесы целиком. ) Придумайте дома две сказочки, которые были бы похожи на музыку С. Майкапара и Д! Кабалевского. Нарисуйте то, что возникает в вашем воображении. СЕМИМИЛЬНЫЕ САПОГИ
1-е занятие Программное содержание. Учить детей слышать изобразительность музыки, различать средства выразительности, создающие образ. Ход занятия Педагог. Вы знаете много сказок. Часто в сказках героям приходят на помощь разные волшебные вещи: ковер-самолет, сапоги-скороходы, клубочек, указывающий дорогу, скатерть-самобранка, дубинка-драчун, шапка-невидимка... У композитора С. Майкапара есть пьеса, которая называется «Семимильные сапоги». Семимильные сапоги встречаются в разных сказках, особенно у Шарля Перро. Вы знаете сказку Шарля Перро «Мальчик с пальчик»? В ней рассказывается о том, как семимильные сапоги помогли детям спастись от Людоеда... Когда Людоед увидел, что дети убежали, он крикнул своей жене: «Давай мне скорее семимильные сапоги; пойду догонять детишек». Побежал он: порыскал то там, то сям и наконец попал на дорогу, которою шли бедные дети. А им оставалось всего шагов сто до отцовского дома! Видят они — летит Людоед с горки на горку, перепрыгивая через большие реки, точно через маленькие канавки... Мальчик-с-пальчик заметил неподалеку пещеру в скале, спрятал в нее братьев и сам туда забился; сидит и смотрит, что станет делать Людоед. Людоед устал от напрасной беготни (ибо семимильные сапоги очень утомляют человека), захотел отдохнуть и присел как раз на ту самую скалу, под которой спрятались мальчики. Он совсем выбился из сил, заснул и принялся так ужасно храпеть, что бедным детям было даже меньше страшно, когда он грозил им своим большим ножом. Однако Мальчик с пальчик не потерял головы. Он сказал братьям, чтобы, пока Людоед спит, они бежали скорее домой, а о нем не беспокоились. Братья послушались совета и живо пробрались в избу. Мальчик с пальчик подкрался к Людоеду, потихоньку стащил с него сапоги и надел их на себя. Эти сапоги были очень велики и очень широки, но они были так заколдованы, что увеличивались или уменьшались смотря по тому, на какую ногу их надевали. Мальчику с пальчик они пришлись как раз впору, точно их заказывали нарочно для него. Мальчик с пальчик пошел прямо к дому Людоеда, забрал все его сокровища и возвратился домой, где его встретили с большой радостью. Музыка тоже может рассказать сказку. Послушайте пьесу С. Майкапара и скажите, почему она называется «Семимильные сапоги»? (Исполняет пьесу. ) Дети. Мелодия все время прыгает, скачет, летит. Педагог. Музыка очень ярко изображает семимильные сапоги — она размашистая, широкая, тяжелая, состоит из огромных скачков-прыжков, в ней много акцентов. Одни звуки отрывистые, другие плавные, как будто скороход шагает по-разному — то переступает, то летит (исполняет фрагмент). Музыка полетная, тяжелая, похожа на огромные шажищи. В ней чувствуется настроение тревоги. (Исполняет пьесу повторно. ) 2-е занятие Программное содержание. Учить детей различать форму произведений, опираясь на различение характера звуковедения (отрывистого или плавного). Ход занятия Педагог. Как называется пьеса, которую вы сейчас услышите? (Играет пьесу. ) Дети. «Семимильные сапоги». Педагог. Прислушайтесь внимательно, как бегут семимильные сапоги, одинаковыми шагами или по-разному. (Исполняет пьесу. ) Дети. По-разному. То огромными прыжками, тяжело — это в начале. А в середине музыка становится более плавной, как будто скороход переступает шагами, а потом прыгает. Педагог. Да, короткие, полетные интонации музыки, похожие на огромные прыжки, в средней части пьесы сменяются более длинными, плавными, похожими на перелеты-скачки. (Исполняет фрагменты. ) А как шагают сапоги в конце пьесы? (Играет фрагмент третьей части. ) Дети. Так же, как в начале — прыжками. Педагог. В пьесе три части. В начале и в конце скороход прыгает огромными шагами-прыжками (играет фрагмент), а в средней части музыка движется то более плавно, то взлетает (играет фрагмент). . Придумайте дома сказку про семимильные сапоги и нарисуйте какой-нибудь ее эпизод. (Исполняет пьесу. ) 13 Радынова О. ч 2 193
1-е занятие Программное содержание. Учить детей различать изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности, создающие образ. Ход занятия Педагог. Вы любите страшные сказки, про колдунов, злых волшебников? Какие вы знаете страшные сказки? (Дети называют знакомые сказки. ) У композитора Георгия Васильевича Свиридова в его «Альбоме пьес для детей» есть произведение, которое называется «Колдун». Колдуны бывают злые и добрые. О каком колдуне рассказывает эта музыка? Дети. О злом колдуне. Педагог. А почему вы так думаете? Дети. Музыка страшноватая, таинственная, злая. Педагог. Да, музыка звучит в низком, темном регистре, тихо, неторопливо, зловеще. Когда колдун произносит свои заклинания, он их повторяет несколько раз. В пьесе «Колдун» тоже повторяются одни и те же интонации много раз. В начале пьесы колдун говорит очень тихо, он шепчет свои злые волшебные слова монотонно и страшно (играет 1—2-й такты). Вторая мелодия, словно новые заклинания, звучит по-другому. Она ползучая, гибкая, пугающая. Ей вторит в басу такая же мелодия (играет 3—4-й такты). Магические слова повторяются снова. Обе интонации — упрямая, ворчливая и ползущая, извилистая звучат еще и еще раз. Они сопровождаются то внезапными выкриками (исполняет 13—14-й такты), то усилением звука и отрывистыми акцентами (играет 15—17-й такты). Вот так похоже музыка может изобразить злого колдуна! (Пьеса звучит повторно. ) 2-е занятие Программное содержание. Учить детей различать форму музыкального произведения, выразительные средства музыки, ее создающие. Ход занятия Педагог. Хотите послушать еще раз пьесу про колдуна? Дети. Да. Педагог. Колдун шепчет свои заклинания по-разному. Музыка рассказывает о колдуне, меняясь. Прислушайтесь внимательно, как меняется характер пьесы и сколько в ней частей? (Исполняет пьесу. ) Дети. Три части. В начале и в конце музыка тихая, зловещая, словно колдун тихо шепчет свои волшебные слова низ- ким голосом. А в середине музыка становится громкой, еще более злой, резкой. Педагог. Молодцы! Начинается и заканчивается пьеса тихими ворчливыми заклинаниями, которые прерываются злыми выкриками колдуна. В самом конце она звучит еле слышно, замирает на одном повторяющемся отрывистом, тихом, низком, зловещем звуке (исполняет фрагмент). А в средней части музыка становится все более громкой, энергичной, упругой, похожей на бесшабашный танец — подпрыгивающий, напористый (исполняет фрагмент). Кто хочет попробовать изобразить колдуна, передать в движениях характер музыки? (Дети выполняют творческое задание. ) Нарисуйте дома колдуна таким, каким вы представляете его себе, слушая пьесу Г. Свиридова.
Рекомендации по исполнению. Лиричный, нежно-взволнованный характер музыки создается певучим звучанием мелодии, Мягким аккомпанементом, неторопливым темпом исполнения. Мелодию необходимо играть плавно, напевно, объединяя фразировку в длинные линии. В партии аккомпанемента отсутствуют сильные доли, что придает музыке прозрачность, трепетность. Необходимо добиться ровного, гибкого исполнения аккомпанемента, мягкого, легкого звучания окончаний лиг, приходящихся на последние доли тактов. f Пьеса написана в простой трехчастной форме с небольшим вступлением. Средняя часть по характеру резко контрастна крайним. Первая часть пьесы изложена с повторением. При первоначальном проведении мелодии ее можно исполнять достаточно полным звуком, напевно. При повторном — играть с несколько иной окраской — более нежно, мечтательно, слегка смягчив звучность. Заканчивается часть некоторым замедлением, тремя повторяющимися аккордами в аккомпанементе. Эта интонация (трижды повторенные звуки) встречается в пьесе неоднократно, с различной эмоциональной окраской. С нее начинается вступление, на ней же построена средняя часть. Во вступлении интонация звучит с некоторой таинственностью, настороженностью, в смягченном ритме. В средней части — с внезапной тревогой, угрозой, а при переходе к ней — мягко, просветленно. Безмятежное, поэтичное окончание первой части внезапно прерывается вторжением упрямо повторяющихся интонаций, сопровождаемых беспокойно звучащим, активным, четким, отрывистым настойчивым аккомпанементом. Заканчивается средняя часть жалобно-тревожной мелодией, напоминающей вступление. Третья часть повторяет первую с изменениями. Второе предложение звучит более взволнованно, ярко, порывисто. Постепенно звучность затихает, растворяется. Заканчивается сказка светло, немного таинственно. 1-е занятие Программное содержание. Рассказать детям об А. Хачатуряне. Вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку спокойного, ласкового, взволнованного характера. Развивать умение высказываться об эмоционально-образном содержании музыки. , Ход занятия Педагог. Дети, сегодня вы познакомитесь с пьесой композитора Арама Ильича Хачатуряна. Это один из выдающихся композиторов нашего времени. Его музыка отличается мужест-■ стью, энергией, взволнованностью, порывистостью. Ме- лодии А. Хачатуряна очень красивы и разнообразны. Они основаны на песенных и танцевальных интонациях и ритмах родной ему Армении. В юности А. Хачатурян слышал состязания грузинских, армянских, азербайджанских народных певцов — ашугов. В своих произведениях он создавал мелодии, близкие народным. А. И. Хачатурян начал учиться музыке лишь в 19 лет. Ему очень хотелось играть на виолончели. Вскоре он стал сочинять музыку. Она сразу привлекла к себе внимание, поражала яркостью, необычностью звучания. АХачатурян создал самые разнообразные произведения — симфонии, концерты, балеты, музыку для театра и кино. Он выступал и в качестве дирижера своих произведений. Композитор писал музыку и для детей. Он создал «Детский альбом» (сборник фортепианных пьес). Одна из пьес этого альбома называется «Вечерняя сказка». Все вы знаете много сказок и любите их. Эту сказку расскажет вам музыка. Какая она по настроению? (Исполняет пьесу. ) Дети. Спокойная, добрая, немного грустная, в середине — сердитая. Педагог. В сказках всегда добро встречается со злом. А в этой сказке? (Исполняет пьесу повторно. ) Дети. Тоже. В начале музыка добрая, спокойная, а потом злая, сердитая. Педагог. Правильно, музыка сначала звучит ласково, задумчиво, нежно, а потом таинственно, настороженно, угрожающе. А что победило в этой сказке — добро или зло? Дети. Победило добро, музыка снова зазвучала спокойно, ласково. Педагог. Послушайте пьесу еще раз (исполняет ее). 2-е занятие Программное содержание. Узнавать знакомое произведение по фрагменту. Закреплять, углублять различение детьми характера частей пьесы. Ход занятия Педагог. Дети, послушайте знакомую вам пьесу. Вспомните ее название и фамилию автора (исполняет фрагмент). Дети. «Вечерняя сказка» АХачатуряна. Педагог. Как вы думаете, почему это произведение называется «Вечерняя сказка»? Дети. Перед сном детям часто рассказывают сказки. Эту сказку рассказывает музыка. Педагог. А какую сказку она рассказывает — добрую, спокойную, волшебную или страшную? Дети. Добрую, волшебную, но есть в ней и злое, страшное. Педагог. Почему вы так определили характер музыки? Дети. Сначала она звучала мягко, напевно, плавно, нежно, потом громко, сердито, отрывисто, а в конце — опять ласково. Педагог. Правильно. А вы заметили, что настороженные, угрожающие, тревожные интонации возникают очень ненадолго, злые силы быстро отступают и опять звучит мечтательная, ласковая, немного печальная мелодия (исполняет фрагменты)? А может быть, АХачатурян назвал свою пьесу «Вечерняя сказка» потому, что хотел выразить чувство любования, зачарованности красотой вечерней природы? Вечером возникают такие сказочно-красивые, волшебные картины! Уходящие лучи солнца отражаются в воде разноцветными отблесками, нежный ветерок мягко колышет листву. Вокруг тишина, покой. Как красиво! (Исполняет первую часть. ) Музыка звучит мечтательно, задушевно, нежно, задумчиво. Вдруг слышатся таинственные ночные шорохи, причудливыми, страшноватыми кажутся очертания деревьев или темных, тяжелых облаков, недобрыми внезапные порывы ветра (исполняет вторую часть). Музыка звучит таинственно, настороженно, встревожен-но. Но все эти страхи мимолетны. Они отступают перед дивной, волшебной красотой природы. Когда любуешься такой картиной, невольно овладевает чувство восторженности, взволнованности и вместе с тем покоя и легкой грусти (исполняет третью часть). Послушайте пьесу еще раз (исполняет ее). 3-е занятие Программное содержание. Различать средства музыкальной выразительности, создающие образ, характер танцевальности в крайних частях пьесы. Расширять, углублять высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки. Ход занятия Педагог. Дети, на прошлых занятиях вы слушали пьесу Арама Ильича Хачатуряна «Вечерняя сказка». Вспомните, из скольких частей она состоит (исполняет ее). Дети. Из трех. Педагог. Почему вы определили такое количество частей; как звучит музыка? Дети. В начале и в конце — мягко, нежно, плавно, а в середине — громко, отрывисто, грозно. Педагог. Правильно. А есть в этой пьесе вступление? (Исполняет фрагмент. ) Дети. Да, мелодия появляется не сразу. Педагог. А как звучит мелодия в средней части? (Исполняет ее. ) Дети. Громко, она повторяется на одном звуке. Педагог. Правильно, она звучит на одной ноте, тревожно, угрожающе, с акцентами. Давайте сравним эту мелодию со вступлением. Оно тоже начинается с повторяющихся звуков. Но как они звучат здесь? (Исполняет фрагмент. ) Дети. Плавно, строго. Педагог. Уже во вступлении чувствуется некоторая таинственность. Но в отличие от средней части, повторяющиеся звуки создают в нем задумчивый, сосредоточенный, немного сумрачный характер. Вступление настраивает на спокойное, мечтательное звучание первой части и вместе с тем предвещает некоторое беспокойство, тревогу. Эти повторяющиеся интонации встречаются в пьесе еще раз, перед средней частью. Как они звучат? (Исполняет фрагмент. ) Дети. Спокойно, мягко. Педагог. А потом? (Исполняет фрагмент средней части. ) Дети. Резко, упрямо, грозно, будто почудилось что-то страшное. Педагог. А как звучит аккомпанемент? (Исполняет фрагмент. ) Дети. Отрывисто, остро, хмуро. Педагог. Правильно, аккомпанемент звучит остро, таинственно, настороженно, беспокойно. Отрывистый мотив повторяется несколько раз, все более настойчиво (исполняет фрагмент). Но вскоре мелодия опять становится мягкой и плавной и начинается третья часть (исполняет фрагмент). Сейчас я раздам вам по две карточки. Темная карточка будет обозначать таинственный, настороженный характер музыки, а светлая — нежный (педагог поднимает карточки, дети проговаривают соответствующие слова). Послушайте пьесу и отметьте карточкой смену характера музыки (исполняет пьесу, дети поднимают соответствующие карточки). Как звучит музыка в средней части? (Исполняет фрагмент. ) Дети. Таинственно, настороженно, страшновато, громко, грозно, как будто послышались ночные шорохи, злое мешает доброму. Педагог. Ав крайних частях? (Исполняет фрагмент. ) Дети. Нежно, мягко, плавно, задумчиво, немного грустно, сказка добрая, убаюкивающая. Педагог. Есть ли в этой музыке характер танцевалъно-сти? (Исполняет фрагмент. ) Дети. Да, она похожа на плавный, кружащийся, мягкий вальс. Педагог. Ав средней части? (Исполняет фрагмент. ) Дети. Вальс исчезает, музыка колючая, отрывистая, тяжелая, четкая. Педагог. Правильно. А есть ли в этой пьесе мелодии, похожие на песню? Дети. Да, в начале и в конце музыка плавная, напевная, как песня. Педагог. Правильно, в первой и последней частях пьесы звучит мелодия, которую можно спеть и под которую можно протанцевать вальс, — нежная, плавная, танцевальная, немного взволнованная. А в средней части — таинственной, колючей — исчезают и песня, и вальс. Послушайте пьесу еще раз (исполняет ее). 4-е занятие Программное содержание. Учить детей слышать и отмечать разницу в характере сходных частей, средства музыкальной выразительности, создающие образ. Ход занятия Педагог. Дети, послушайте «Вечернюю сказку» Арама Ильича Хачатуряна и определите характер каждой части (исполняет пьесу). Дети. В первой и последней частях музыка нежная, плавная, мягкая, добрая, ласковая, танцевальная, песенная, а в средней части — таинственная, настороженная, страшная, злая, грозная, как будто зашелестели кусты, налетел ветер, все нахмурилось вокруг. Педагог. Мы все время говорим, что крайние части схожи между собой. Давайте их сравним: отличаются ли они друг от друга или нет? (Исполняет фрагменты. ) Дети. В третьей части музыка звучит сначала так же мягко, как в первой, потом более взволнованно, а в самом конце тихо, волшебно. Педагог. Правильно, третья часть начинается, как и первая, но потом звучит более восторженно, взволнованно, с подъемом (исполняет фрагменты). Постепенно музыка успокаивается, тихо, волшебно, таинственно исчезает (исполняет фрагмент). Послушайте пьесу еще раз (исполняет ее).
|
|||||||||||||||||||
|