48. Религиоведение как наука. Религия.
Религ-е-отрасль гуманит-го знания, кот. изучает
законом-ти возникн-я, разв-я и функцион-я Р. и решает
неск-ко взаимосв-х задач: оно стремится понять смысл религ-го языка;
опред-ть статус религ-х верований, условия их обоснованности,
рацион-ти и истинности; охаракт-ть природу и функ-и религ-го,
особенно мистич-го опыта; установить возможные «модели веры» и, наконец,
очертить отношения между Ф. религии и религиоведческими дисциплинами.
Главным в религ-ии является фил-е содерж-е. Религия – от
латинского religio – благочестие, набожность, святыня. Под функ-й Р. Подраз-тся хар-р и напр-я воздействия
Р. на индив-в и общ-во. 1 из основных функ-й-
Мировозренч-я (функцией значения). М-е-это сов-ть взглядов, оценок, пр-пов, определ-х понимание мира, место
чел-ка в нем, программы поведения людей. Функ-я заключ-ся в том, чтобы
посредством создания картины мира помочь чел-ку обрести смысл жизни. Р. дает такую картину мира, в кот. несправед-ть, страдание и смерть
выглядят как имеющие некое значение в «конечной перспективе». Легитимизирующаяузаконивающаяфунк-я закл-ся в заключ-и действий членов общ-ва в определ-ерамки, соблюдении и следовании ими определенным узаконенным образцам поведения. Регулир-я функ-я выпол-ся посредством ценностнойустановки, кот. форм-ся в религ-ной орган-ии в процессе общениямежду верующими и передается из покол-я в покол-е. Закл-ся вобраз-ии мотива поведения и деят-ти чел-ка. Р. помогает людям осознать себя как моральную общность, скрепленную общими ценностями и общими целями. Она дает возм-ть чел-кусамоопр-ться в общ-ной сис-ме и тем самым объед-ться с родственнымипо обычаям, взглядам, верованиям людьми.
|
49. Первичные верования. Религии древних цивилизаций.
Совр-я наука обнаруж-т на самых ранних стадиях общ-ного развития
сравн-но богатую и сложную дух-ю ку-ру ( у аборигенов Австралии –
разл-е формы тотемизма, и колдовство, знахарство, разнообр-е
демонологические представ-я, шаманство и мифы о культ-х героях и
демиургах, и магия, произывающая все религ-е поведение). К ранним формам Р. принято относить фетишизм, тотемизм, магию и анимизм. Формы,
связанные с основами жизнеобеспечения называют продуцирующие обряды, или обряды умножения производящих сил природы. Они имели магич-ю направл-сть, посему могут быть отнесены к древ-м формам Р. Обряды жизн-го цикла-отмечают универс-е кризисные ситуации: рожд-е, достиж-е зрелости, измен-е статуса, брак, смерть, погребение; обряды
календ-го цикла отличают смену сезонов и сопровож-щие ее перемены в
хоз. деят-ти. Т. е. объ-м и матер-лом первобытного мышл-я были прежде всего жизненно важные для чел-ка предметы и явл-я. Таким образом, первонач-й формой Р. можно считать фетишизм -культ
неодушевл-х предметов, поклонение предметам или явл-м природы, наделен-м, по мнению верующих, сверхъестес-ми св-ми. Тотемизм -вера в сущест-е родственной связи между группой людей и опред-м
видом живот-х или растений. Тотем считался предком рода, его родонач-м, его нельзя было убивать и употр-ть в пищу. Магия -сов-ть предст-й и обрядов, в основе кот. лежит вера в возм-ть влияния на
людей, предметы и явл-я объект-го мира с помощью опред-х дейст-й. По некот-м исслед-м (Малиновский) можно утв-ть, что необх-ть в магич-х приемах возникает тогда, когда чел-к не уверен в своих силах,
когда возникают проблемы, решение кот-х зависит не столько от чел-ка,
сколько от множества привх-х факторов (испол-е магии при постройке
лодок, но не при постройке домов и т. д. ). Анимизм -вера в сущест-е духов и души. 2 направ-я: 1-е возникло на основе
размышл-й над сном, болезнью, смертью,
| галлюцинациями, транса (наделение чел-ка душой, покидающей тело время от времени) (в развитии – переселение души, сущест-е после смерти). 2-е-стремл-е к одухотв-нию окруж-й действ-ти. Наделение предметов мира челов-ми желаниями, волей, чувствами, мыслями. Полидемонизм-почитание множества духов сменяется политеизмом, превращ-м наиболее почитаемых духов в божества.
| 50. Буддизм. Будда.
Буддизм-одна из 3-х мировых Р. Возник в Древ-й Индии в 6-5-м вв. до н. э. Основатель – Сиддхартха Гуатама (Будда) происх-л из царского рода племени шакьев. По легенде отец Сиддхартхи очень любил своего сына и старался не допустить в его созн-е мысли о страдании, о плохом, некрасивом. Однажды царевич встретил дряхлого старика и узнал о старости. Он стал размыш-ть о смысле жизни и однажды ушел из дома, став нищенств-м аскетом. В течение 6 лет он усмирял свою плоть, пока не научился обходится одним
зернышком в день и не научился целый день сидеть в медит-и. Но однажды он понял, что это неправильный путь и покинул своих друзей-аскетов. Сидя под деревом Бодхи на Будду снизошло откровение и он почувст-ал себя просветленным.
Буддизмассимилировал элементы брахманизма, даосизма и др. Р. В Индии
растворился в индуизме, сильно повлияв на него. Главный пр-п учения –
пр-п свободы и отсутствия авторитетов. В центре буддизма – учение о 4-х
благор-х истинах: сущ-т страдание, его причина, состояние освобождения
и путь к нему. При этом буддизм отрицает потустороннесть освобожд-я; здесь нет души как неизменной субстанции-челов-е «я» отождествляется с совокупным функционир-м опред-го набора дхарм, нет противопоставления суб-та и об-та, духа и материи, нет бога как творца и безусловно высшего сущ-ва.
В ходе развития сложился культ Будды и бодхисатв, ритуал, появились сангхи
(монашеские общины) и т. д. Основные направл-я: хинаяна, махаяна. Махаяна (большая колесница)-северный буддизм (Китай, Япония).
Подчер-т черты терп-ти и этического учения буддизма и выдвигает идеал бодхисатвы. Нирвана поним-ся как абсол-я реал-ть, отождеств-мая с
Органич-й общн-ю всех вещей-Дхармакаей (космич-е тело Будды).
Хинаяна(малая колесница) -южный буддизм (Цейлон, Лаос, Таиланд). Нирвана приняла форму лич-го соверш-я, независимо от к-либо внеш-х условий.
| 51. 4 истины. Освобождение от страданий.
В центре буддизма – учение о 4-х
благор-х истинах: сущ-т страдание, его причина, состояние освобождения
и путь к нему. Страд-е и освобож-е– субъект-е сост-я и одновременно
некая косм-я реал-ть; страд-е – сост-е беспок-ва,
напряж-ти, эквивалентное желанию и одновременно пульсация дхарм (первичных элементов бытия); причина страдания-как безначальное движ-е дхарм, созд-е бескон-е спады и подъемы, так и безмерная привязанность чел-ка к жизни, к удовлетв-ю своих чувств-х страстей. Путь – это
восьмеричный путь избавления от страданий. Страд-е можно прекратить еще в наст-й жизни. Для этого неободимо направить волю вовнутрь, на отвращение
нашего «Я» от предметов внеш-го мира, на разруш-ие как эгопривязанности к
миру, так и главной иллюзии внутр-й жизни чел-ка-абсолютности его «Я». Этапы пути: правильная вера, правил-я решимость, правил-я речь, правил-е поведение, правиль-й образ жизни, правильное усилие, правил-е направление
мысли и правил-е сосредоточение. Освобождение (нирвана) –остояние несвязанности личности внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм. При этом буддизм отрицает потустороннесть освобожд-я; здесь нет души как неизменной субстанции-челов-е «я» отождествляется с совокупным функционир-м опред-го набора дхарм, нет противопоставления суб-та и об-та, духа и материи, нет бога как творца и безусловно высшего сущ-ва.
|
52. Христианство. История возникновения. Иисус Христос.
Хр-во возникло в 1-ом веке на терр-ии вост-й части Рим-й империи в Палестине. На рубеже н. э. в Иудее родился от Девы Марии давно уже предсказанный библейскими пророками Мессия-спаситель, Сын Божий Иисус, кот., совершая многоч-е чудеса, доказал, что он ниспослан с неба на землю во имя спасения рода чел-го. За выступ-я против офиц-го
иудаизма И. был распят на кресте в Иерусалиме. Своей мученич-й смертью он искупил грехи человеч-е. 3 основные ветви хр-ва: католицизм, православие, протестантизм. В центре хр-ва находится образ Богочел-ка-И. Х. По словам И. «царствие Божие внутри нас», т. е. это внутр-й мир чел-ка, кот. он сам в себе должен открыть и развить. Для любящего нет ничего внеш-го, весь мир внутри него. Соц-й кризис, имевший место в
малоазиатских провин-х Рим-й имп-и, начавшийся в эпоху ант-ого мира
способст-л быстрому распростр-ю хр-ва в этом регионе. Антагонизм как между рабами и свободными, рим-ми гражд-ми и поданными
провинций и так и между рим-й потомственной знатью и обогатившимися
всадниками, а также отсутствие общего идеала и общепринятой морали создавали невообразимый хаос в империи. Хр-во стало Р., кот. могли
принять все слои общ-ва, все народ-ти. Хр-во возн-ло на базе иудаизма, выйдя за рамки него, даже во многом противореча ему. Оно провозглашаетравенство всех людей как грешников. Хр-не создают Новый Завет. В хр-ве идея лучшего буд-го слилась с идеей нового преображ-го чел-ка, чел-ка кот. должен стать хр-н по примеру
И. Х. Благодаря этой идее и Евангелиям в 18-19вв. в Зап-й Европе появляется идеология прогресса. И. утверждает рав-во людей перед возм-ю достиж-я божеств-й высоты, напом-т о вторич-ти законов, призывает к свободе, таким образом, пренебр-я обрядами, установл-ми Моисеем. В центре хр-ва не учение, а Личность Христа. Один из догматов хр-ва-Троица, согласно
кот. Бог един по своей сущ-ти, но сущ-т в качестве трех ипостасей:
| Бог-отец, Бог-сын и Бог-Святой-Дух. Термин появился в конце 2-го в.,
учение о Троице развито в 3-ем в. и вызвало острую дискуссию в хр-й церкви. Догмат о Троице закреплен на 1-м (325 г. ) и 2-м (382 г. ) Вселенских
соборах. В 4-ом в. хр-во стало государст-й Р. Рим-й имп-и и постепенно распр-сь по всему миру
|
53. Христианство. Вероучения. 7 таинств.
Возникн-е и распростр-е хр-ва пришлось на период глуб-го кризиса ант-й цивил-и, упадка ее осн-х ценностей. Эта Р. Первон-но была выраж-м протеста рабов и беднейших слоев насел-я против рабовлад-го строя, но затем хр-е учение привлекало и др-е, более зажиточные слои насел-я, разочаровавшиеся в римском общ-м устр-ве. В основу хр-й Р. легла вера в искупительную миссию И. Х., кот., своей мученич-й смертью искупил грехи чел-ва. Хр-во предлагало своим приверженцам путь внутр-го спасения. Главной особен-ю хр-й морали является то, что догматы хр-го вероучения считаются неизменными, а основные нормы морали сохраняют свою силу в каждом новом поколении верующих людей. 7 таинств: Таи-во крещения. Священное дейс-е, в кото. верующий во Х., через 3-кратное погружение тела в воду, с призыванием имени Пресвятой Троицы-Отца и Сына и Святого Духа, омыв-ся от первородного греха, а также и от всех грехов, соверш-х им самим до крещ-я, возрождается благодатно Духа Святого в новую дух-ю жизнь. Таи-во миропомазания. Верующему подаются дары Святого Духа, кот. укрепл-т его в дух-й хр-й жизни. Таи-во покаяния.
Верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает через свящ-ка прощение грехов от Самого Господа И. Х. Таи-во причащения.
Верующий (правосл-й хр-н), под видом хлеба и вина, прин-ет самое Тело и Кровь Господа И. Х. и через это таи-нно соед-ся со Х. и делается причастником вечной жизни. Таи-во брака. При свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу, благосл-ся их супруж-й союз. Таи-во священства. Прав-но избр-й чел-к через архиерейское рукополож-е, получает благодать Святого Духа для служ-я церкви. Таи-во елеосвящения. При помазании больного освященным елеем (маслом), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней.
|
|
|