Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





30.Летоисчисление. Типы и виды календарей



Было бы удивительно, если бы появилась классификация, которая полностью совпадает с делением источников в действительности. В реальной жизни просто не существует “чистых” типов и любая классификация – вещь условная. Так, например, кинофотоматериалы неразрывно связаны с аннотированием (карточки предметно-тематического каталога, архивные и студийные монтажные листы); в этом случае считаются изобразительная и письменная формы, но предмет отражения один и тот же. Классификация С. О. Шмидта позволяет, однако, как бы охватить одним взглядом все огромное многообразие источников – в этом ее главная ценность. Она наилучшим образом отвечает учебным целям, музейной и краеведческой деятельности. Вместе с тем, практические потребности отдельных дисциплин (археологии, библиографии, исторической информатики, документоведения) определяют появление и других классификаций, удобных для использования в работе.

30. Летоисчисление. Типы и виды календарей

При датировке нужно определить летоисчисление, которое применяется в источнике. Исходный момент летоисчисления называется эрой, которая начинается обычно с исторического события. Греки применяли летоисчисление от первой Олимпиады (с 776 г. до н. э. ), римляне – “от основания Рима” (с 753 г. до н. э. ). Среди евреев и христиан использовался счет лет “от сотворения мира”. На Руси (и Беларуси) со времени распространения христианства в Х в. была воспринята византийская (константинопольская) система счета лет “от сотворения мира”, которая отличалась от современного летоисчисления на 5508 лет. В 525 г. римским монахом Дионисием Малым была рассчитана дата рождения Иисуса Христа. Система летоисчисления “от Рождества Христова”, в которой отсутствовал нулевой год, начала встречаться в западноевропейских документах с первой половины VII в. В Беларуси эта система начала применяться в XIII в. — в договоре Смоленска, Полоцка и Витебска с Ригой и Готским берегом 1229 г., затем в договоре полоцкого князя Герденя 1263 г. с Ливонским орденом и Ригой. Ее дальнейшее применение было вызвано усилением влияния католической церкви на землях Беларуси после Кревской унии 1385 г. При датировке нужно учитывать и календарь (от лат. календы –первого дня месяца, когда должники в Древнем Риме должны были платить проценты) – систему исчисления больших промежутков времени, основанную на круге Солнца и Луны. Существовали лунный (мусульманский), солнечный (юлианский и григорианский) и лунно-солнечный календари. После принятия христианства на территории Беларуси был распространен юлианский календарь, введенный в 46 г. до н. э. Юлием Цезарем и принявший окончательный вид при его преемнике Октавиане Августе. Юлианский календарь был признан обязательным для всего христианского мира на Никейском Вселенском соборе 325 г.. На соборе также была закреплена и система счета лет — индикт, который определял место года в пятнадцатилетнем цикле исчисления. Недостатком юлианского календаря было накопление за 128 лет одного лишнего дня из-за разницы между календарным и реальным солнечным годом. Это привело к XVI в. к появлению разрыва в 10 дней между календарным и действительным днем весеннего равноденствия, что было важно для расчета религиозных праздников (особенно Пасхи). Поэтому римский папа Григорий XIII, взяв за основу расчеты итальянского математика Луиджи де Лилио, передвинул календарь на 10 “потерянных” дней – с 5 на 15 октября 1582 г. После присоединения Беларуси к Российской империи в конце XVIII в. официальным вновь становится юлианский календарь, а католики на Беларуси пользовались григорианским календарем. Лишь декретом Совнаркома РСФСР от 31 января 1918 г. был окончательно введен григорианский календарь и следующим днем считался 14 февраля (хотя православная церковь до сих пор пользуется юлианским календарем).

 

44. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.