Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





34.Методика локализации исторических источников. Анализ прямой информации о месте создания исторического источника



34. Методика локализации исторических источников. Анализ прямой информации о месте создания исторического источника

Для определения места создания источника вначале нужно установить прямую пространственную информацию. Элементами прямой информации о месте создания источника являются: названия архитектурного сооружения (например, Нижний или Верхний замок в Вильне), населенного пункта (например, Полоцк или Брест), административных единиц (например, владение Сморгонь Ошмянского повета Виленского воеводства или владение Тимковичи Слуцкого княжества Новогрудского воеводства), государства (например, Полоцкое княжество или Великое княжество Литовское). В повествовательных источниках (летописях, мемуарах и др. ) место создания источника обозначалось в приписках или глоссах. В документальных источниках место создания отмечалось в датуме. Например, жалованный лист князя Михаила Александровича боярину Василию Царю на право покупки имения для передачи в дар монастырю св. Троицы в Слуцке 20 марта 1445 г.: “Дан у Копыли”, а жалованный лист княгини Ульяны 4 июня 1461 г.: “Писан во Мостиславли”.

 

42. Интерпретация исторического источника

Информация о прошлом не отражается, а преломляется в источнике (как луч света, проходя через призму). Прежде всего, она преломляется через сознание определённой эпохи. Источники – произведения культуры прошлого, часто отделены от нас не только значительным интервалом времени, но и разрывом в традиции, что часто усложняет их понимание. Источники отражают психологию определённых социальных групп, к которым принадлежали авторы исторических источников, и, наконец, представления каждого из авторов.

Основная задача интерпретации: установить (в той мере, в какой это возможно с учётом временной, культурной, любой другой дистанции, разделяющий автора произведения и его исследователя) тот смысл, который вкладывал в произведение его автор. Поэтому в первую очередь следует изучить эпоху, определить господствующие в обществе в целом и в конкретной среде мировоззрение, ментальные установки, возможную степень воздействия их на автора и информацию источника. Чтобы исследовать, например, «Историю» Геродота, надо знать, что древнегреческие учёные были энциклопедистами, поэтому для этого необходимо получить представление о древнегреческой философии, мифологии и т. д.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.