Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





31.Методика датировки исторического источника. Анализ прямой информации о времени создания исторического источника



Философы и историки периода Просвещения Ф. Вольтер, Дж. Б. Вико, Ж. А. Кондорсе распознавали за утверждениями источников политические пристрастия их составителей, делая это рационалистически, исходя из здравого смысла и интуиции.

Общее представление о принципах подхода к сочинению как к источнику на основе изучения Нового завета было дано немецким богословом Ф. Э. Шлейермахером (1768–1834) в его сочинении «О герменевтике и критике, особенно в их отношении к Новому Завету». Этот ученый отделил герменевтику как «искусство понимать чужую речь», от критики, которой следует заниматься тогда, когда в источнике «есть нечто такое, чего в нем не должно быть».

Немецкий филолог Ф. А. Вольф (1759–1824) в своих работах об авторстве «Илиады» и «Одиссеи» произвел «филологическую реконструкцию» произведений частного и государственного быта греков. Научно-критический метод в изучении прошлого был разработан другим немецким ученым Б. Г. Нибуром (1766–1831). В своей «Римской истории» Б. Г. Нибур использовал критический метод анализа исторических свидетельств, для доказательства легендарности древней истории Рима. Необходимость критического изучения источников и фактов прошлого предлагалась немецким историком Л. фон Ранке (1795–1886) в его сочинениях по политической истории Западной Европы XVI–XVII вв.

31. Методика датировки исторического источника. Анализ прямой информации о времени создания исторического источника

Прямая датировка в повествовательных источниках дается в виде приписок (например, в летописях – приписка игумена Сильвестра о написании “Повести временных лет” в 1116 г. или монаха Лаврентия – о написании Лаврентьевской летописи в 1377 г. ). В документах существует специальная формула – датум, где фиксируется время создания акта (например, областной привилей великого князя Александра Витебску: “Писан у Вильни, в лето 7011, месяца июля в 16-й день, индикта 6”, т. е. 16 июля 1503 г. ). При анализе прямой временной информации нужно сравнить указание на год и на индикт (место года в 15-летнем цикле), чтобы между ними не было расхождений. Цифры года иногда писались по русской традиции в виде букв славянского алфавита. Например, договор полоцкого князя Герденя с Ливонским орденом и Ригой датирован коли богъ былъ ά лет и γ лет и з лет и д ле(т)…и по рожен(ьи) божии дни за три дни”. После перевода в современную цифровую систему получается, что документ был создан в 1263 г. через 3 дня после праздника Рождества, т. е. 28 декабря. День создания в источниках XIII – XVIII вв. часто был сориентирован на религиозный праздник. Например, привилей польского короля и великого князя литовского Владислава II Ягайлы своему брату Скиргайле был дан “оу первую нед(е)лю по с(вя)т(е)мь Марку еуаг(е)листе под леты б(ож)ьими 1387”. В 1387 г. день св. Марка-евангелиста попадал на четвертый четверг апреля (25), а первое воскресенье после праздника – на 28 апреля. Д например, договорная грамота литовского князя Скиргайлы с Ливонским магистром Робином фон Эльтцем была дана “в третий день после восьми часов святых апостолов Петра и Павла”. Праздник Петра и Павла приходился в 1387 г. на 6 июля, а “третий день” – на 9 июля.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.