|
|||
29.Определение времени создания источника29. Определение времени создания источника Предмет исторической хронологии Датировка, т. е. установление времени создания источника, проводится в три этапа: 1) определение прямой временной информации; 2) косвенной информации о времени создания источника; 3) синтез прямой и косвенной временной информации. Прямая временная информация – это год, индикт, месяц, день, час, когда был создан источник. Косвенная информация о времени создания источника – это годы жизни автора и упомянутых в источнике лиц, время, когда они занимали должности или носили титулы (звания, чины), указанные в источнике, периоды бытования слов и единиц измерения. Синтез временной информации – это сравнение показателей прямой и косвенной временной информации и определение правильной даты создания источника. Установлением даты исторических событий (в т. ч. и времени создания источников) и переводом в современную систему летоисчисления (счет лет от Рождества Христова, григорианский стиль) занимается специальная историческая дисциплина – историческая хронология. |
31. Методика датировки исторического источника. Анализ прямой информации о времени создания исторического источника Прямая датировка в повествовательных источниках дается в виде приписок (например, в летописях – приписка игумена Сильвестра о написании “Повести временных лет” в 1116 г. или монаха Лаврентия – о написании Лаврентьевской летописи в 1377 г. ). В документах существует специальная формула – датум, где фиксируется время создания акта (например, областной привилей великого князя Александра Витебску: “Писан у Вильни, в лето 7011, месяца июля в 16-й день, индикта 6”, т. е. 16 июля 1503 г. ). При анализе прямой временной информации нужно сравнить указание на год и на индикт (место года в 15-летнем цикле), чтобы между ними не было расхождений. Цифры года иногда писались по русской традиции в виде букв славянского алфавита. Например, договор полоцкого князя Герденя с Ливонским орденом и Ригой датирован “коли богъ былъ ά лет и γ лет и з лет и д ле(т)…и по рожен(ьи) божии дни за три дни”. После перевода в современную цифровую систему получается, что документ был создан в 1263 г. через 3 дня после праздника Рождества, т. е. 28 декабря. День создания в источниках XIII – XVIII вв. часто был сориентирован на религиозный праздник. Например, привилей польского короля и великого князя литовского Владислава II Ягайлы своему брату Скиргайле был дан “оу первую нед(е)лю по с(вя)т(е)мь Марку еуаг(е)листе под леты б(ож)ьими 1387”. В 1387 г. день св. Марка-евангелиста попадал на четвертый четверг апреля (25), а первое воскресенье после праздника – на 28 апреля. Договорная грамота литовского князя Скиргайлы с Ливонским магистром Робином фон Эльтцем была дана “в третий день после восьми часов святых апостолов Петра и Павла”. Праздник Петра и Павла приходился в 1387 г. на 6 июля, а “третий день” – на 9 июля.
| ||
2. О пределений исторического источника существует много. Однако в большинстве из них отмечаются следующие критерии:
|
|||
|