|
|||
1) Из средств госбюджетов различных уровней и специализированных гос-ных фондов финансируются направления И.Д., имеющие приоритетное значение. Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах: а) финансирования федеральных целевых инновационных
Б-17 Для определения эффективности инновационного проекта используется экспертиза . Критериями экспертной оценки являются научно-технические, экономические, экологические и социальные показатели проекта. Научно-технический эффект нововведений заключается в развитии различных отраслей науки, техники и технологии. Научные знания являются базой реализуемых инновационных процессов. Экономический эффект инноваций выражается в ускорении хозяйственных процессов, сокращении затрат на производство продукции и предоставление услуг. Высокий экономический результат новшества стимулирует дальнейшее развитие инновационной деятельности, укрепляет конкурентные позиции фирмы на рынке. . Социальный эффект нововведений, способствует повышению благосостояния общества, повышает качество жизни и условий труда, увеличивает производительность, ускоряет обновления жизненной среды. Создаваемые человеком новшества значительно изменяют среду жизнедеятельности, облегчают трудовую деятельность Социальная значимость нововведения, отражающая его вклад в улучшение социальной сферы, определяется с помощью оценок: 1) уровня жизни 2) образа 3) здоровья и продолжительности жизни. Б-18 Инт. собств. – вкл. права, которыми регулируются отношения, складывающиеся в процессе создания продуктов интеллектуального труда, обмена ими и их использования. Онапредставляет собой исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. Объекты: -литературным, художественным и научным изобретениям; - исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телепередачам; - изобретениям во всех областях человеческой деятельности; - научным»открытиям; - промышленным образцам; - товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям; - защите от недобросовестной конкуренции.
Б-19 Регулирование инт. собств. заключается в необходимости ее охраны и стимулировании развития интеллектуального потенциала страны. Правовая охрана интеллектуальной собственности защищает ее владельцев от несанкционированного использования. Правовой механизм защиты инт. собств. предусматривает систему различных методов и средств поддержки инноваций: - экономических; - социальных; - правовых. три основных типа защиты: - патент; - авторское право; - товарный знак или коммерческую тайну. Б-20 Лицензия на объект пром. собств. - средство передачи прав на разработку. Возм-ть предоставления лицензии на объект П. С. определяется наличием у продавца лицензии исключ. прав. Лицензионный договор- соглашение, в соответствии с кот. одна сторона — владелец исключ. прав на объект пром. собств., предоставляет другой стороне права на использование объекта пром. собств. на условиях, которые стороны согласовывают в тексте договора. типы лицензионных договоров: Патентная лицензия предоставляется, если предмет лицензии защищен охранным документом. Беспатентная лицензия — охранный документ на предмет лицензии отсутствует (лицензия на ноу-хау). Передача прав на использование ноу-хау может осуществляться либо на основе отдельного лицензионного договора, либо на основании статей, входящих в состав лицензионного договора на патентное изобретение. Неисключительная лицензия — предоставление прав лицензиату на использование объекта промышленной собственности на определенной территории в течение установленного срока. Исключительная лицензия представляется при передаче лицензиату исключительных прав на предмет лицензии на определенной территории в течение установленного срока. При этом лицензиар не имеет права коммерчески использовать предмет лицензии на данной территории, но сохраняет право использования объекта лицензии в части, не передаваемой лицензиату.
Б-21 Ин-ный менеджмент - одно из направлений стратегического менеджмента, направленное на изыскание резервов инноваций внутри предприятия. Он направлен на развитие предприятия путем повышения эффективности его функционирования. Инновационный менеджмент дает представление о методах, способах и специфике управления развитием предприятия. Этапы: 1. разработка программ иннов. д-ти; 2. рассмотрение и принятие инновац-х программ; 3. поэтапный контроль и исполнение иннов-х программ; 4. финансирование инн-х программ; 5. координация иннов. д-ти подразделений и предприятия в целом. Чтобы управлять иннов-ной д-стью нужен особый вид проф. д-сти – иннов-ный менеджмент. И. М. - это совокупность научно обоснованных принципов, форм, методов, приемов и средств управления инновациями в сфере их создания, освоения в производстве и продвижении на рынок с целью получения прибыли. И. М. представляет собой систему знаний о способах наиболее рациональной организации управления инновационными процессами, инновационной деятельностью для достижения стратегических целей и решения тактических задач. Объектами И. М. выступают иннов-ные процессы: сфера научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, инновационная деятельность предприятия, сами научно-технические новшества. Цели И. М. - определение новых направлений научной, экономической и производственной деятельности предприятия. Для инновационного менеджмента характерны: 1) постановка целей и выбор стратегии; 2) реализация следующих управленческих функций: - планирование; - организация; - осуществление исследований и разработок; - контроль; - анализ и корректировка действий, - накопление научного опыта. Б-23 планирование является итеративным процессом, сущ. логическая последовательность шагов разработки плана проекта, которая составляет цикл планирования. Структуризация явл. неотъемлемой частью планирования, что обеспечивает его комплексность, непрерывность. Структуризация позволяет разбить проект на блоки, поддающиеся управлению, распределить ответственность за выполнение работ, проконтролировать их исполнение. В процессе струк-ци use след. модели: 1. Дерево целей (1й шаг календарного план-ия) – схема (граф), показывающая как генеральная цель проекта разбивается на подцели следующих уровней. 2. Дерево работ-построение структуры разбиения работ сводится к построению иерархической структуры последовательной декомпозиции работ на части, разделы, подразделы и пакеты работ. 3. Структурная схема организации (ССО) и матрица ответственности - представляет описание организационной структуры, необходимой для выполнения работ. Матрица ответственности обеспечивает описание и согласование структуры ответственности за выполнение работ. 4. Формирование плана по вехам. - Определение вех устанавливает основу для взаимодействия по согласованию основных стадий разработки проекта, а также для оценки и контроля на высшем уровне и, таким образом, является ключевой частью процесса планирования на раннем этапе. 5. Сетевые модели - графическое отображение работ в их взаимосвязи, взаимозависимости и последовательности. Различают сетевой график узловых событий (вех) и детальные сетевые графики, соответствующие узловым событиям. Б-24. МКП требует опред-х входных данных. После их ввода производится процедура прямого и обратного прохода по сети и вычисляется выходная информация. Для расчета календарного графика по МКП требуются дополнительные входные данные: • календарь рабочего времени проекта; • календарная дата начала проекта. Прямой проход начинается с начальной даты проекта (слева направо) и прод. по сети, при этом д\ каждой задачи сети к начальному сроку прибавляется ее продолж-ть и вычисляются раннее начало (РН) и раннее окончание (РО) этой задачи. Обратный проход (справа налево) использует в качестве исходной точки конечную дату расписания, вычисленную путем прямого прохода, и проводится обратный расчет для определения поздних дат начала (ПН) и окончания (ПО) задач. В результате вычислений по МКП менеджер получает след. данные: • общую продолжительность проекта и календарную дату его окончания. • комплекс задач, лежащих на критическом пути. • ранние и поздние календарные даты начала и конца для каждой задачи. Задача решалась в рабочих днях, но план должен быть реализованв календарном времени, Таким образом, полученные сроки необходимо привязать к календарным датам. Анализ по МКП не требует установки жестких дат начала для работ, не лежащих на критическом пути. Анализ календарного графика работ; Ресурсное планирование необходимо провести ресурсное планирование и разработать реальные сроки. . Отвлекаясь от многообразия типов ресурсов, в планировании выделяют два основных типа. К 1му типу относятся ресурсы, которые в процессе выполнения задачи расходуются полностью, не допуская повторного использования. (топливо, предметы труда, финансовые средства, ) Ко 2му типу относят ресурсы, кот. в ходе работы сохраняют свою натурально-вещественную форму и по мере высвобождения могут use на др. работах. (люди и средства труда многократного использования (машины, механизмы, станки) В общем виде алгоритм ресурсного планирования проекта вкл. след. этапы: • определение ресурсов • назначение ресурсов работам • анализ расписания и разрешение возникших противоречий между требуемым и имеющимся количеством ресурса.
Б-25 Элементами системы финансирования И. Д. явл.: 1) источники инвестиционных ресурсов; 2) механизм накопления финансовых средств и их инвестирование в иннов-ные проекты; 3) механизм управления инвестиционными ресурсами для обеспечения их эффективного использования и возвратности заемного капитала Источниками финансирования инновационных проектов, осуществляемых юридическим лицом, явл. : собственные средства предприятия. привлеченные средства (выпуск акций и других ценных бумаг, взносы, пожертвования); заемные средства (бюджетные, коммерческие, банковские кредиты). Б-26 Формы: 1. Государственное финансирование. 2. Акционерное финансирование. 3. Банковские кредиты. 4. Венчурное финансирование. 5. Лизинг. 6. Форфейтинг. 7. Смешанное финансирование. 1) Из средств госбюджетов различных уровней и специализированных гос-ных фондов финансируются направления И. Д., имеющие приоритетное значение. Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах: а) финансирования федеральных целевых инновационных программ; б) финансового обеспечения перспективных инновационных проектов на конкурсной основе. К числу приоритетов гос-твенной иннов-ной политики РФотносятся федеральные целевые программы: «Национальная технологическая база», «Развитие электронной техники в РФ» итд К инновационным программампредъявляются след. требования: 1) право на участие в конкурсном отборе имеют инновационные проекты, направленные на развитие перспективных отраслей экономики, при условии их частичного финансирования (не менее 20% от суммы) из собственных средств компании; 2) срок окупаемости не должен превышать установленных нормативов (2 года); 3) государственное финансирование инновационных программ может осуществляться за счет средств федерального бюджета, 4) инновационные программы, предоставляемые на конкурс, должны иметь положительные заключения государственной экологической экспертизы, Акционерное финансирование Данная форма доступна для предприятий, организованных в форме закрытого или открытого акционерного общества; позволяет аккумулировать крупные финансовые ресурсы путем размещения акций среди неограниченного круга инвесторов (заем денег у покупателей акций на неопределенное время) для осуществления перспективных инновационных проектов.
Б-27 Коммерческие банки финансируют инновационные проекты, обладающие реальными сроками окупаемости, имеющими источники возврата предоставляемых финансовых средств, обеспечивающие значительный прирост инвестируемого капитала. Банковский кредит предоставляется на определенный срок под проценты, размер которых зависит от срока займа, величины риска по проекту, характеристик заёмщика и пр. Процентная ставка может определяться исходя из базисной ставки, на которую ориентируются инвестиционные банки. В мировой практике используются базисные ставки ЛИБОР, ЛИБИД, ФИБОР. ЛИБОР ~ ставка предложения на межбанковском депозитном рынке в Лондоне. Ежедневно рассчитывается как среднеарифметическая ставка из группы индивидуальных ставок крупнейших лондонских банков. ЛИБИД )- ставка спроса, рассчитывается как среднеарифметическая ставка покупателей. ФИБОР - ставка предложения на межбанковском рынке во Франкфурте. В российской практике use ставки МИБОР, МИБИД, МИАКР. МИБОР - ставка размещения, определяемая как усредненная ставка по межбанковским кредитам, которые предоставляются контрагентам крупнейшими российскими банками. МИБИД -объявленная ставка привлечения, определяемая как усредненная величина объявленных ставок по межбанковским кредитам, которые предлагают купить крупнейшие российские банки. МИАКР -средняя фактическая ставка межбанковского кредита в группе крупнейших российских банков. Б-28 Финансовый лизинг — процедура привлечения заемных средств в виде долгосрочного кредита, предоставляемого в натуральной форме и погашаемого в рассрочку. При осуществлении финансового лизинга лизингодатель обязуется приобрести указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать его лизингополучателю на определенный срок во временное владение и пользование. Срок действия договора по финансовому лизингу больше или равен сроку полной амортизации предмета лизинга. После завершения срока действия договора предмет лизинга может быть передан в собственность лизингополучателю при условии полной выплаты сумм по договору лизинга.
.
Б-29 Форфейтинг является операцией по трансформации коммерческого кредита в банковский. Покупатель, не располагающий на момент заключения сделки требуемой суммой финансовых ресурсов, выписывает продавцу комплект векселей на сумму, равную стоимости объекта сделки и процентов за отсрочку платежа, т. е. за предоставление коммерческого кредита. Продавец учитывает полученные векселя в банке с формулировкой «без права оборота на себя», что освобождает его от имущественной ответственности в случае неплатежеспособности векселедателя. По учтенным платежам продавец получает деньги в банке. В результате коммерческий кредит предоставляет не продавец, а банк, согласившийся учесть векселя и принявший на себя кредитный риск. т. е. коммерческий кредит трансформируется в банковский. Величина кредитного риска, зависящая от надежности векселедателя, влияет на ставку дисконта, по которой учитываются векселя банком. Кредитование по схеме форфейтинга является среднедолгосрочным (от 1 года до 7 лет).
Б-31 В результате инновационной деятельности рождаются новые идеи, новые и усовершенствованные продукты, новые процессы. Результаты инновационной деятельности могут, иметь вид: - инновационной продукции, имея конкретную форму; _ - новшествленная форма (например, ноу-хау). Создатели новшеств приобретают на них авторские права. Возникает новое юридическое понятие, как интеллектуальная собственность. 1) При оценке эффективности инновации необходимо учитывать не только общую массу дохода, но и его прирост в сравнении с аналогом. 2) - рекомендуется различать: - расчетный год внедрения; - первый год после окончания нормативного срока освоения нововведения; - начальный год срока полезного использования инноваций; - срок полезного use нововведении; - последний год срока полезного use инноваций. 3) метод оценки эффективности инноваций должен базироваться на системе оценочных показателей, учитывающих государственные интересы, интересы создателей, производителей, потребителей. 4) методы оценки эффективности нововведений должны включать показатели, отражающие общий эффект от создания, производства и эксплуатации нововведений. 5) -целесообразно применять не только методы дисконтирования, но и методы которые дают возможность рассчитать экономический эффект по каждому году полезного использования нововведения, 6) -следует исходить из возможности использования 2х норм дохода на капитал. Одну из них - использовать для приведения единовременных затрат к расчетному году. Вторая норма дохода используется для согласования интересов инвесторов и производителей нововведения.
Б-32 1) народно-хозяйственной эффективности, учитывающие конечные результаты реализации инноваций в целом по народному хозяйству, т. е. интегральный эффект инноваций у разработчиков, производителей, потребителей и бюджета; 2) производственной (оперативной ), финансовой и инвестиционной эффективности, учитывающие конечные результаты реализации инноваций у каждого из участников инновационного процесса; 3) бюджетной эффективности, учитывающие финансовые последствия осуществления инноваций для федерального, регионального и местного бюджетов.
Б-22 Управление иннов-ным проектом- это д-ть по планированию, организации, координации, мотивации и контролю на протяжении жизненного цикла проекта, путем прим-ния систем современных методов и техники управление. Цель-обеспечение наиболее эффективных реализаций опред-ных в иннов-м проекте. Планирование- разработка и анализ комплексов работ и ресурсов, направленных на достижение целей проекта. (план разработки и реализации нового тур продукта) Календарный план- расписание, в кот. работы, выполняемые различными исполнителями, увязываются между собой по времени и с возможностями ресурсного обеспечения. функции организации- сводится к объединению людей совместно реализующих иннов-й проект, на базе каких либо правил и процедур. функция координации- означает согласованность работ всех звеньев системы управления, Обеспечивает единство отношений субъекта и объекта управления. функция стимулирования- выражается в побуждение работников к заинтересованности в результатах своего труда. Функция контроля и регулирования- сравнение плановых параметров работ с фактическими и выработка корректирующих воздействий.
Б-1. В общем понимании (широкий подход) под инновацией подразумевают осуществление изменений путем внедрения чего-либо нового. В рамках данно-го подхода различные специалисты определяют нововведение либо как результат целесообразной творческой деятельности, практическое применение которого приводит к существенным изменениям в функционировании системы, либо как процесс внедрения нового вместо ранее действовавшего, но ус-таревшего. В узком смысле инновация — новое техническое решение, осуществленное на практике. Официальные российские документы трактуют инновацию как конечный результат инновационной деятельности, реализованной в виде нового или усо-вершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. В соответствии с международными рекомендациями, инновацией является конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, либо в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Итак, нововведением считается существенное изменение в любой области общественного развития, направленное на достижение положительного эффекта и реализованное на практике. В условиях рынка признаком инновации считается ее потребительская новизна. При этом продукция (услуга, метод и пр. ) должна быть новой для конкретного потребителя (конкретного рынка), а не обладать глобальной новизной (быть новой для всех). Причина возникновения инноваций заключается в постоянном стремлении человека усовершенствовать существующую общественную систему, устранить противоречия между реальным и желаемым состояниями. Главной особенностью инновации является ее практическое использование и получение коммерческой выгоды или, иначе говоря, получение коммерческой выгоды от практического использования. Инновация (нововведение) — результат практического освоения новшества (внедренная новация). Новация (новшество) — разработка, осуществленная на базе новой идеи (нового научного открытия). \
Б-2. Воспоизводственная. И способствуют повышению производительнсти труда и эффективности производства. И- источник расширенного воспроиз-ва (вовлекают новые производительные силы) Инвестиционная. С одной стороны заключается в исп-ии прибыли от инноваций для дальнешего инвестирования. С другой- Иая активность это движущая сила инвестиционной активн-ти. Стимулирующая. Получаемая прибыль – прибыль к развитию и дальнейшим И. Конкурентная. И-источник конкурентноспособности фирм, отраслей, регионов, стран. Социальная. И- повышают уровень жизни человека и общества в целом за счет разнообразия и качества производимой продукции, услуг, удовлет-ия потребностей населения. И способствуют поддержанию равновесия м\д спросом и предложением, м\д произв-ом и потреблением, стимулирует рост творческой активности личности.
Б-3 По цели: - кризисные (текущие). (по Уткину- реактивные). Цель- решение текущей задачи-ликвидация кризиса хоз-го или др процесса. - инновации развития (стратегические). Цель- решение задач и устранение возможных проблем будущего. Такие И. носят упреждающий, стратегический хар-ер. Направлены на завоевание конкурентных позиций. По форме: - продуктовые (И-продукт). Предполагают создание новых операций, процессов (базисные И) или усовершенствование старых (улучшающие И). - процессные (И-процесс, И- операция). Затрагивают производственные, технологические, управленческие, орагнизационные процессы, процессы обслуживания и др. По сфере применения (показывает для какой сферы экон-их отношений предназначена И. ): - производственные. Предполагают создание и внедрение нового товара, технологий, материалов, модернизацию оборудования, реконструкцию, расширение производственных мощностей, охраны окружающей среды. - торговые. Предполагают новые методы торговли и обслуживания, реализацию бренд-стратегий. -соц-но-экон-ие предполагают внедрение новых форм организации труда, улулчшение условий труда, совершенствование режимов работы, изменение норм труда, улучшение соцобеспечения, морально-психол-го климата и т. д. -управленческие направлены на совершенствование стиля, методов, структуры управления. Такие И. делатся по функциональным сферам деят-ти: маркетинг, финансы, кадры, производство и т. д. Комплексные И- единство нескольких видов изменений.
Б-4. По стимулу появления: - И., вызванные развитием науки и техники, изменением производительных сил. -И. вызванные потребностями рынка. -И. обусловленные потребностями производства. По частоте применения: -разовые, осуществляемые на одном объекте - повторяющиеся (диффузные, распространяемые по многим объектам) По радиусу действия: -И для внутреннего применения - для продажи. По масштабу новизны - новые в..: - мировом масштабе -стране -отрасли -новые для фирмы По форме новшества (основы И): -открытия, изобретения, патенты -рационализаторские предложэения -ноу-хая -товарные знаки -новые документы, описывающие технологические, произ-ые, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т. д. Б-5. НИС - свовкупность взаимодействия гос-ых, частных, обществ-ых организаций и струтур в рамках которой осуществляется деят-ть по созданию, развитию, сохранению, распространению новых знаний и преобразованию их в технологии, продукты и услуги для реализации стратегических национальных приоритетов. В НИС входят: 1. Научно-производственные структуры (универы, лаборатории, инкубаторы, мелкие и крупные исследовательские и производственные компании). 2. Частный сектор. Его роль сводится к исп-ию фундаментальных знаний, созданию технологий на базе собственных иссл-ий и разработок, рыночному освоению инноваций, их коммерциализации. 3. Гос структцры (органы госвласти), их задача- содействие производству фундаментальных знаний, технологий, созданию инфраструктуры и благоприятного климата для инновационной деят-ти частных компаний. И-ая инфраструктура- организации, способствующие осуществлению инновационной деят-ти (инновац-но-технологические центры, технологические технопарки, учебно-деловые центры, банковские, страховые и др. организации). Задача- сформировать механизм взаимодействия исследовательской и предпринимательской среды. Это практически реализуется в гос-ой И-ой политике (-это цели И-ой стратегии и механизмов поддержки приоритетных И-ых программ и проектов. И-ая программа- комплекс И-ых проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых выдов продукции (технологии). Т. о. НИС-исследовтельская предпринимательская среда и механизм их взаимодействия. Б-6. Новатор -участник И-го процесса, осуществляющий поиск идей и разработку новшеств на их основе (науч-исслед- орг-ции, индивид-ые изобретатели). Инноватор -внедряет и продвигает (коммерциализация) новшества на рынке. Инвестор -финасирует разработки и внедрение новшеств. Функции субъектов И-ой деят-ти могут быть объединены.
Б-7. Любая организация должна осуществлять иИ-ое предпринимательство во всех сферах. Это позволит устоять в конкурентной борьбе. И-ое предпр-ство (ИннП)- э то пред-во, в основе которого лежит поиск новых путей развития, что позволяет говорить о концепции управления ростом. Специфические инструменты такого предп-ства- И и направленный организованный поиск новшеств. Необходимость ИннП в СКСиТ обусловлена: 1. высокой степени конкуренции. Туристский рынок-рынок монополистической конкуренции, а И-важнейший источник конкурнтноспособности фирмы. 2. Переход от экономики предложения к эк-ке спроса. 3. Повышение технико-технологического уровня производства. 4. Быстрыми темпами морального устаревания техники и технологий. 5. износом материально-техичсекой базы туризма. 6. растущими и изменяющимися потребностями населения в познании и рекреации. 7. насыщением многих классических и традиционных направлений поездок (дестинаций). 8. необходимостью сдерживать выезд своих граждан в зоны, аналогичные по условиям регионым своей страны (природа, культура, климат) 10. комплексным хар-ом турпродукта, что обеспечивает многократный эффект И-ой деят-ти: эффективность ИннП во всех элементах тур индустрии скажется на эффективности деят-ти турфирм и наоборот. 3 направления ин-ной д-ти: -внедрение нововведений, свзяанных с развитием предприятия и турбизнеса в системе и струткуре управления (напр. реорганизация, укрупнение на основе новейшей техники и передовых технологий), в кадровой политике в рациональной экон-ой и финн деят-ти -маркетинговые И, позволяющие охватывать потребности целевых потребителей или привлекать неохваченных кдиентов. -периодические новвоведения, наприв-ые на изменение потребительских свойств туристского продукта, его позиционирование и дающие конкурентные преимущества.
Б-8. И-ая политика хоз-го субъекта - совокупность направлений и методов воздействия хозяйствуюзего механизма на произв-во новых видов продукта и технологий И-ая политика - совок-сть принципов, правил, норм, направлений и методов, которых придержтвается в И-ой деят-ти предприятие. Рез-т И-ой политики - разработка И-ой стратегии и её реализация в виде И-ых проектов. И-ый проект- комплекс мероприятий, доков и работ, финрезультатом котрых является доход, а материально-вещественный рез-т отпределяется конкретным видам И. Включавет в себя обоснование эк-ой целесообразности инвестиций в новации, проектно-сметную документацию, И-ый бизнес-. Классификация И-ой политики: 1. по типу И-го поведения -активная предполагает реализацию наступательной инновационной стратегии и прорывной хар-ер нацчных исследований и разработок. -пассивная предполагает реализацию адаптационной И-ой стратегии, не предполагающей научных исслед-ий и собственных разработок 2. по отношению к нововведенческим процессам: -открытая (И-ая политика ориентирована на внешний рынок И. ) -закрытая (на внутренний- для собственных нужд)
Б-12. в зависимости от И-ой активности (Раменсккий ЛГ): - предприятия виоленты. крупные компании с массовым произ-ом на рынке со своей или приобретенной новой продукцией, опережающей конкурентов за счет серийности произ-ва. По динамике развития: Львы (динамичный темп развития с четкой концентраией на узком, но массовом продукте высокого качества по доступным ценам), слон ( менее динимачное развитие, но более диверсифицированная струтура; действуют только тогда, когда успех очевиден; когда успешно развивают отдельные направления бизнеса, созидательный момент снижается и становится бегемотом), бегемот (компания, увлекшаяся диверсификацией, распыляя свои силы, утратившая динамику развития). -предприятия-патиенты (хитрая лиса) приспосабливаются к узким сегментам широкого рынка путем выпуска новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками. Могут быть малыми, средними, редко крупными Ко. -пр-эксплеренты (ласточки) выходят на рынок с радикально новым продуктом и захватывают часть рынка. Создают новые сегменты рынка. -пр-коммутанты приспосабливаются к условиям спроса местного рынка, заполняют свободын ниши, осваивают новые виды услуг после появления новых продуктов и продвигают их в широкие слои потребителей. Коммутанты- потомучто удовлетворяя локальные потребности и инливилуальный спрос, они выполняют объединительную роль, связывая экономику в единое целое. в зависимости от нововведенчских процессов: -создатели (разработка, освоение и произ-во новшества с коммерческим назначением) -пользователи (приобретение, освоение, использование новшества). -разработчик и пользователь нов-ний (разработка и использование новшеств для собств нужд с возможной поставкой на рынок) -носители нововведений (разработка и использование организационных новшеств для целей собсчтвенного развития) -предприятия-новвоведения (создание предприятия принципиально нового типа) -смешанные предприятия (комплексное решение проблемы обновления продкции, технологии, орагнизации, управления).
Б-13. Инновационный потенциал организации это мера её готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной И-ой цели, т. е. мера готовности к реализации И-го проекта или программы И-ых преобразований и внедрения И. Успешная И-ая политика, стратегии, пректы крепляют И-ый потенциал предприятия. Оценка И-го потенциала предприятия (компонентов внутренней среды): -частная оценка готовности организации к реализации одного нового проекта (мера готовности) - интегральная оценка текущего состояния организации относительно всех или группы уже реализуемых проектов (мера эффективности) Элементы внутренней среды группируются в блоки: 1. продуктовый – направления деят-ти орг-ции и их рез-ты (оценка качества, объемы продаж... ) 2. функциональный – производственные функции и деловые процессы по функциональным сферам деят-ти (науч. исслед-ия, произ-во, маркетинг, сбыт, кадры) 3. ресурсный –комплекс материально- технических (S, оборудование), трудовых (состав, компетентность), информационных (н-т инфо, коммерч-ая) и финн ресурсов предприятия. 4. организационный- организ-ая струтура (уровень управления, качество связей, ращделение прав и ответств-ти), технологии процессов управления, организационной струткруы. 5. блок управления- обзее руководство организации, система управления ( планирование, орган-ция, мотивация, контроль) и стиль управдления (сочетание автономности и централизации). Общаая оценкаИ-го потенциаа - разрабатываются спец анкеты для разных блоков, эксперты расставляют свои оценки. Потом средняя арифметическая величина.
Б-14 И-ая позиция орпеделяется при совместном рассмотрении состояния внеш и внут среды (И-го климата и И-го потенциала). Оценка необходима при формировании И-ой политики и стратегий, в процессе их реализации. Позволяет судить об эффективности предпринимаемых действий. Для оценки И-ой позиции используют: 1. бальная оценка И-го климата по 2-м блокам: -макроклимат (соц, экон, полит, технол факторы) -микроклимат (конкуренты, потребители, рнок, достпуность ресурсолв) 2. по формуле Поз=0, 5(Пот+Кл) Поз=(Пот*Кл) 1/2 Поз-колич-ое вфыражение И-ой позиции Пот-итоговые оценки И-го потенциала Кл- И-ый климат И-ая сила/мощность- конкретно проявляется организацией в клонкретной обстановке. Если орг-ция умело использует свою И-ую позицию, проявляя И-ую активность, её мощность увеличивается. Син=Поз*Киа Син-И-ая сила Поз-И-ая позиция Киа- коэфцнт И-ой активности отражает интенсивоность проводимых преобразований и представлячет собой среднюю арифметическую из бальных оценок параметров И-ой активности. Б-15. И-ый процесс- целенаправленная цепь децствий по разработке, внедрению и распростарнению И. Это процесс превращения идеи в продукт, технологию, операцию и т. д. Включает в себя период создания новации и жизненный цикл инновации. жизненный цикл инновации -преиод времнени от момента внедрения нововведения в произ-во до его повсеместного арспростарнения. Или обладает активной жизнеспособностью на рынке и приносит продвцу выгоду. 2 цикла: 1. И-ция-продукт (внимание уделяется процессу создания новшества) 2. Ин-ция –процесс (процессу его реализации.
|
|||
|